Учебное занятие по литературе : «Обучение сочинению в жанре фэнтези»

«Обучение сочинению в жанре фэнтези»

Цели урока:

1. Сформировать понятие о литературных жанрах фантастики; умение различать разные типы речи, создавать на основе прочитанного и прослушанного письменный текст-повествование, писать мини-сочинение в жанре фэнтези.

2. Способствовать развитию умения информационной (представлять информацию в виде схем), коммуникативной компетенции и управленческой компетенции.

Коммуникативная:

Аспект: письменная коммуникация (умение слушать, читать и понимать текст, оформлять свои мысли в письменный текст)

Информационная:

Аспект: первичная — переводить информацию из текстового представления в графическое

Управленческая:

Аспект: целеполагание – ставить задачи, адекватные заданной цели

3. Создать условия для воспитания умений сотрудничества.

Задачи:

Организовать поисковую деятельность по формированию способов . Спроектировать образовательные ситуации для формирования ключевых компетенций. Организовать групповое взаимодействие для формирования диалогового и группового взаимодействия.

Этапы учебного занятия

Содержание самостоятельной деятельности учащихся на уроке

Образовательные ситуации, формирующие ключевые компетенции

Организация «ситуации успеха»

Задание для работы в парах:

— Назовите жанры сочинения, составьте модель ответа: как определить жанр сочинения?

— Ответьте на вопрос: что будет являться основной задачей урока? (научиться писать сочинение в жанре фэнтези)

— Поставьте для себя индивидуальную цель и постарайтесь ее реализовать.

— формирование коммуникативной компетенции, аспект – диалог

— формирование управленческой компетенции, аспект — оценка деятельности

– выполняет по заданному алгоритму текущий контроль своей деятельности по алгоритму и модели

— целеполагание

II. Организация ситуации поиска нового знания, умения, способа действия.

Работа в группах:

Задание 1. Вспомните, из каких частей состоит любое сочинение.

1 часть_____________________________(бывает аналитическим)

2 часть_____________________________(раскрывается тема)

3 часть_____________________________(подводится итог, делается вывод)

При наличии интерактивной доски можно предложить учащимся записать ответы на флипчарте:

Учебное занятие по литературе : «Обучение сочинению в жанре фэнтези» 1

Задание 2. Вспомни и впиши в таблицу основные вопросы сочинений разных типов и их структуру (композицию).

Справка:

А) Вспомни, на какие вопросы отвечают сочинения разных типов,

выбери нужный вопрос и впиши в таблицу.

Что произошло? Докажи, почему это так. Какой предмет?

Б) Вспомни структуру (композицию) сочинений, разных по типу речи, выбери и впиши в таблицу:

— тезис, аргументы, вывод;

— о чем (о ком) будет сочинение («Я хочу рассказать о…»), различные признаки предмета, мое отношение к описанному);

— завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

Вопросы

Части сочинения

Вступление

Основная часть

Заключение

Описание

Повествование

Рассуждение

При наличии интерактивной доски можно предложить учащимся записать ответы на флипчарте:

Учебное занятие по литературе : «Обучение сочинению в жанре фэнтези» 2

Задание 3. На какие жанры подразделяется фантастика? Что лежит в основе каждого жанра? Прочти текст и заполни схему, выбрав нужную информацию.

Фантамстика —вид , кино, изобразительного и других видов искусства. Основным признаком фантастики является наличие в произведении вымысла. Жанры фантастики – научная фантастика, фэнтези и др.

Научная фантастика — основывается на новых научных открытиях, изобретениях, исследованиях. Действие научной фантастики часто происходит в будущем.

Фэмнтези (от англ. fantasy — «фантазия») — жанр фантастической литературы, основанный на сочетании элементов мифа, сказки, действительности и фантастики.

Жанры:

Основываются:

Учебное занятие по литературе : «Обучение сочинению в жанре фэнтези» 3

Для мотивации учащихся и выхода на тему сочинения ученикам демонстрируется презентация с иллюстрациями мифов Древней Греции.

Учебное занятие по литературе : «Обучение сочинению в жанре фэнтези» 4

— формирование коммуникативной компетенции, аспект –продуктивная групповая коммуникация

— формирование управленческой компетенции, аспект — определение проблемы

— формирование управленческой компетенции, аспект — целеполагание и планирование.

-формирование информационной компетенции – первичная обработка информации – переводит текстовую информацию в графическую

— формирование управленческой компетенции, аспект — оценка собственного продвижения в знаниях.

-формирование информационной компетенции – первичная обработка информации – переводит текстовую информацию в графическую

III. Организация ситуации применения новых знаний

Задание 4 . Напиши сочинение — фэнтези на одну из тем по данной схеме.

( Если примерное содержание мифа вам не очень нравится, придумайте свое содержание. Главное, чтобы вы использовали тип речи – повествование с элементами описания).

Тема 1. Миф о геройских подвигах …(кого?)

Однажды у бога…(Чего? — его функции, как зовут? ) и женщины ….(Как зовут?) родился ….(Кто? Имя?)

Описание — … (Чем он(она) был наделен(а) от рождения?.. Как рос(ла)?)… Чем занимался(ась)?…

В это же время в одном)ой) маленьком(ой) городке(стране, деревне – название…, описание…) случилась беда…(Какая? Кто от этого больше всего страдал?)…

Его (ее) помощь была нужна….(Кому? В чем? В чем были трудности?)

Он сделал ….(Что?… Как? …Один или с помощниками-друзьями?… Какими? …Их функции?… Откуда они появились?…)

Так он совершил свой ….(Какой по счету?) подвиг.

Тема 2. Миф о сотворении мира.

И было время, когда ничего не было. Мрак, холод, …

Но вот однажды …(кто?) начал(а) творить мир. Этот мир был необычным.

Сначала …(Кто, что возникл(о)? Каким это было?)

Затем…( Кто, что возникл(о)? Каким это было?)

После этого …( Кто, что возникл(о)? Каким это было?)

И получилось…(. Кто, что возникл(о)? Каким это было?)

— формирование коммуникативной компетенции, умение выражать собственные мысли;

— формирование управленческой компетенции, аспект — оценка деятельности – выполняет по заданному алгоритму текущий контроль своей деятельности по алгоритму и модели.

IV. Организация ситуации самопроверки, самоконтроля, самооценки, рефлексии.

Задание 5.

1. О чем бывают мифы? Подчеркни правильные ответы:

А) о сотворении мира, б) о научных открытиях, в) о богах, г) о героях

2. Назовите жанры фантастической литературы?

А)_________________________

Б)_________________________

3. Установи соответствие: понятие – его определение (впиши нужное понятие к определению)

1. Научная фантастика

2. Фэнтэзи

А)_______________ — основывается на новых научных открытиях, изобретениях, исследованиях. Действие научной фантастики часто происходит в будущем.

Б)________________- жанр фантастической литературы, основанный на сочетании элементов мифа, сказки, действительности и фантастики.

Обозначь в своем сочинении основные части (вступление, основную часть, заключение) Составь план своего сочинения. Озаглавь свое сочинение. Сформулируй главную мысль своего сочинения.

Рефлексия.

— Какие цели вы поставили на урок?

-Почитайте написанные сочинения (чтение готовых сочинений)

— Какую личную цель ставили перед собой? Кто эту цель реализовал?

— В чем были затруднения? Поставьте личную цель – над чем хотите поработать в следующий раз?

— формирование компетенции разрешения проблем, аспект — оценка результата деятельности – оценивает продукт своей деятельности по заданным критериям.

— формирование управленческой компетенции, аспект — оценка собственного продвижения – указывает на сильные и слабые стороны своей деятельности.

Домашнее задание

Переписать сочинения в тетради для творческих работ, внося необходимые коррекции.

Модельный ответ.

Задание 1. Вспомни, из каких частей состоит любое сочинение.

1 часть. Вступление (бывает аналитическим)

2 часть. Основная часть (раскрывается тема)

3 часть. Заключение (подводится итог, делается вывод)

Задание 2.

Вопросы

Части сочинения

Вступление

Основная часть

Заключение

Описание

Какой предмет?

«Я хочу рассказать о…»,

Различные признаки предмета

Мое отношение к описанному

Повествование

Что происходило?

Завязка

Развитие действия, кульминация

Развязка

Рассужде

ние

Докажи, почему это так?

Тезис

Аргументы

Вывод

Задание 3

Задание 5.

О чем бывают мифы? Подчеркни правильные ответы:

А) о сотворении мира, б) о научных открытиях, в) о богах, г) о героях

2. Назовите жанры фантастической литературы?

А) научная фантастика

Б) фэнтези

3. Установи соответствие: понятие – его определение (впиши нужное понятие к определению)

А Научная фантастика — основывается на новых научных открытиях, изобретениях, исследованиях. Действие научной фантастики часто происходит в будущем.

Б) Фэнтэзи — жанр фантастической литературы, основанный на сочетании элементов мифа, сказки, действительности и фантастики.