Итак, со второй половины 1865 года Римский-Корсаков — снова в среде музыкальных друзей, снова за творческой работой. Вслед за симфонией он создает «Увертюру на русские темы», «Сербскую фантазию», ряд романсов. Произведения Римского-Корсакова начинают привлекать внимание музыкального мира. Тепло приветствовали дарование Римского-Корсакова Серов и Чайковский. Статью о «Сербской фантазии» Чайковский закончил пророческими словами: «Вспомним, что г. Римский-Корсаков еще юноша, что пред ним целая будущность, и нет сомнения, что этому замечательно даровитому человеку суждено сделаться одним из лучших украшений нашего искусства»,
Начало второй половины шестидесятых годов — время очень тесного общения между собой участников кружка, собиравшихся обычно у Балакирева или Кюи. Важная веха «в истории балакиревского кружка — сближение с А. С. Даргомыжским. «Со второй половины сезона, к весне 1868 года, — рассказывает Римский-Корсаков, — большая часть членов нашего кружка начала почти еженедельно по вечерам собираться у А. С. Даргомыжского, раскрывшего для нас свои двери. Сочинение «Каменного гостя» * было на всем ходу. Первая картина была уже окончена, а вторая доведена до поединка, прочее же сочинялось почти что на наших глазах, приводя нас в великое восхищение… Посетителями его вечеров стали: Балакирев, Кюи, Мусоргский, Бородин, я и В. В. Стасов, а также любитель музыки и усердный певец генерал Вельяминов. Сверх того постоянными посетительницами его были молодые девицы, сестры Александра Николаевна и Надежда Николаевна Пургольд, с семейством которых Александр Сергеевич был издавна дружен. Александра Николаевна была прекрасная, даровитая певица (высокое меццо-сопрано), а Надежда Николаевна прекрасная пианистка, ученица Герке и Зарембы, высокоталантливая музыкальная натура».
* ()
Ко второй половине шестидесятых годов относится сближение балакиревского кружка с Чайковским. «Не знаю, как это случилось, но в один из приездов своих в Петербург Чайковский появился на вечере у Балакирева! и знакомство завязалось. Он оказался милым собеседником и симпатичным человеком, умевшим держать себя просто и говорить как бы всегда искренно и задушевно. В первый вечер знакомства, по настоянию Балакирева, он сыграл нам 1-ю часть своей симфонии g-moll, весьма понравившуюся нам… Пребывание Чайковского в Петербурге было кратко, но в следующие за сим годы Чайковский, наезжая в Петербург, обыкновенно появлялся у Балакирева и мы видались с ним».
Андрей Чайковский
... тяжелом положении: без домашних вещей, денег, работы. Впоследствии главе семьи было разрешено открыть адвокатскую канцелярию. "Но тогда, - вспоминал сын писателя Николай Чайковский, - он, выдающийся на всю Галицию ... 1877 - в восьмом классе гимназии стал председателем тайного кружка "Студенческая Община". 1877, 30 января - закончил гимназию, получил свидетельство за восьмой класс. ...
Если в начале шестидесятых годов балакиревский кружок был, в сущности, довольно замкнутой группой полулюбителей, то во второй половине того же десятилетия деятельность его все больше и больше привлекает внимание музыкального мира. Неслучайно с кружком сближаются такие крупнейшие композиторы, как Даргомыжский и Чайковский.
В шестидесятые годы Римский-Корсаков глубже, чем раньше, знакомится с народным музыкальным творчеством. Рассказывая о весне 1866 года, Римский-Корсаков говорит: «Помнится, что в то время он (Балакирев. — А. С.) гармонизировал собранные им русские песни, долго возился с ними и много переделывал. Присутствуя при этом, я хорошо познакомился с собранным им песенным материалом и способом его гармонизации. Балакирев владел в те времена большим запасом восточных мелодий и плясок, запомненных им во время поездок на Кавказ. Он часто игрывал их мне и другим в своей прелестнейшей гармонизации и аранжировке. Знакомство с русскими и восточными песнями в те времена положило начало моей любви к народной музыке, которой впоследствии я и отдался».
* * *
Среди сочинений, созданных Римским-Корсаковым в шестидесятые годы, следует особо выделить симфоническую картину «Садко» (первая редакция — 1867, окончательная — 1891-1892).
Эта сравнительно небольшая пьеса — первое вполне самобытное сочинение Римского-Корсакова. В «Садко» он выступает как композитор с определившимся стилем , как художник с ясно осознанным направлением творческой мысли.
«Садко» — сочинение программное. Программу его Римский-Корсаков изложил в кратком предисловии к партитуре:
«Стал среди моря корабль Садко, Новгородского гостя. По жребию бросили самого Садко в море, в дань Царю Морскому, и поплыл корабль своим путем-дорогою…
Остался Садко среди моря один со своими гусельками яровчатыми, и увлек его Царь Морской в свое царство подводное. А в царстве подводном шел большой пир: Царь Морской выдавал свою дочь за Окиан-море. Заставил он Садко играть на гуслях, и расплясался Царь Морской, с ним и все его царство подводное. От пляски той всколыхалося Окиан-море и стало ломать, топить корабли… Но оборвал Садко струны на гуслях, и прекратилася пляска и море затихло».
Эта программа получила необычайное по яркости музыкальное воплощение в симфонической картине Римского-Корсакова. Начинается «Садко» величавым звуковым пейзажем. Мерно колышутся спокойные и вместе с тем грозные волны Окиана-моря синего. Садко опускается в глубь морскую. Грациозно пляшут золотые рыбки. Слышится нежное, завлекающее пение… Садко начинает играть. На фоне мерных аккордов гусель (в оркестре — арфа) звучит плясовая мелодия. Она сменяется родственной ей певучей темой — это величальная песня, которую поет Садко Царю Морскому.
Все быстрее и быстрее пляска… резкий аккорд всего оркестра — Садко оборвал струны. И снова картина спокойного моря. Таково (в очень сжатом изложении) музыкальное содержание «Садко», вполне соответствующее данной автором программе.
Симфоническое творчество Н.А. Римского-Корсакова
... мышления. Круг тем и сюжетов, воплощённых Римским-Корсаковым, широк и многообразен. Как и все "кучкисты", композитор обращался к русской истории, картинам народной жизни, образам Востока, он ... сочинений). Во 2-й половине 90-х гг. творчество приобрело исключительную интенсивность: появились оперы «Садко» (1896), «Царская невеста» (по Мею, 1898). Во время Революции 1905-07 Римский-Корсаков ...
«Садко» — произведение знаменательное. Не потому только, что оно вошло в мировую музыкальную культуру и заняло прочное место в концертном репертуаре. В «Садко» впервые с полной четкостью выявились черты, которые столь характерны и для корсаковского симфонизма, и для корсаковской оперы.
Что же в юношеской пьесе Римского-Корсакова оказалось жизненно важным для всего его творческого пути?
Почти все лучшие симфонические сочинения Римского-Корсакова имеют, как и «Садко», литературный прообраз, почти все они примыкают к тому направлению, которое известно под общим определением: программный симфонизм . Автор «Садко» в «Летописи» отмечает связи своей музыкальной картины с программным симфонизмом Листа. Но совсем не это — главное. Главное, основное в «Садко» — разветвленные национальные корни , которые легко обнаруживаются и в сюжете, и в характере тематического материала; они уходят в глубины народного искусства, они сближают музыкальную картину Римского-Корсакова с величественным эпосом глинкинского «Руслана».
«Садко» — первый шаг по тому пути, по которому в течение десятилетий шел Римский-Корсаков. В позднейших его произведениях — прежде всего в операх — получает новую жизнь прекрасный мир народного русского искусства; в этом искусстве Римский-Корсаков подметил ценнейшие черты, ускользавшие от других художников; самый строй, общий тон творчества Римского-Корсакова имеет своими истоками, в значительной мере, русскую народную поэзию, русскую народную песню. Наконец, и музыкальная речь Римского-Корсакова, столь своеобразная, опять-таки опирается, в первую очередь, на неисчерпаемые богатства русского музыкального фольклора.
Вместе с образом новгородского морехода а музыку Римского-Корсакова вошли образы природы. В симфонической картине «Садко» это любимая Римским-Корсаковым водная стихия. Позднее в его творчество войдут самые разнородные явления и силы природы.
Море в «Садко» не простое, а волшебное. Сказочное действие Римский-Корсаков любит развертывать на фоне природы, и иногда (как и в «Садко») трудно бывает провести грань между рассказом о чудесных событиях и картинами природы. Это слияние сказки и пейзажа (так часто встречающееся в народной русской поэзии) рождает особую, всегда одухотворенную живописность музыки Римского-Корсакова.
Но «Садко» не просто колоритная звукопись, смена красочных картин моря и волшебного подводного царства. Герой новгородской былины и пьесы Римского-Корсакова — олицетворение мужества, смелости духа, пытливости ума. Садко — человек, вышедший из народа и связанный с народом, думающий о благе родного города, родной страны. Садко — не только бесстрашный мореплаватель; Садко — певец, гусляр, игрой своей покоряющий подводное царство, народный художник, наделенный могучим творческим даром. Так, несомненно, следует понимать идею новгородской былины, нашедшую впечатляющее, хотя и очень сжатое воплощение в музыкальной картине Римского-Корсакова.
Краткая биография римского-корсакова
... БиографииНекрасов → Краткая биография Римского-Корсакова Краткая биография Римского-Корсакова Краткие биографии тем и интересные, что в немногих словах передают главную суть. Биография Римского-Корсакова Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844 ... Садко» (1896), Вторая симфония («Антар», 1868 г.) и ряд ярких поэтичных романсов. Всего им было написано 79 романсов. Учитывая биографию Римского-Корсакова, ...
В «Садко», своем первом значительном произведении, Римский-Корсаков выступает как передовой русский художник, прославляющий благородные черты русского человека. Знаменательно, что к тому же сюжету Римский-Корсаков обратился снова в годы творческой зрелости, написав на основе новгородской легенды оперу-былину, носящую то же название, что и юношеская симфоническая пьеса.
Инициатором создания музыкальной картины «Садко» следует считать В. В. Стасова. Познакомившись с новгородской былиной, он рекомендовал ее Балакиреву в качестве программы русской симфонии. Балакирев не воспользовался советом Стасова, но былиной заинтересовался Мусоргский. Однако и он, в конце концов, отказался от намерения написать «Садко», предложив этот сюжет Римскому-Корсакову.
История «Садко» очень характерна. В дружеских беседах участников кружка возникали замыслы ряда сочинений. В кружке возникла мысль и о другом крупном симфоническом сочинении Римского-Корсакова — о симфонической сюите (второй симфонии) «Антар» (первая редакция — 1868, окончательная — 1897).
Как и «Садко», «Антар» имеет сюжетную основу. В качестве программы «Антара» Римский-Корсаков взял одноименную сказку О. Сенковского, известного в свое время журналиста, писавшего под псевдонимом «Барон Брамбеус», и выдающегося знатока культуры восточных народов.
Герой сказки Сенковского и сюиты Римского-Корсакова — молодой аравитянин Антар — «краса степей, меч победы, роса дружбы, тенистый кипарис гостеприимства» (так характеризует Антара Сенковский, выдерживая цветистый стиль восточных повествований).
В соответствии с содержанием сказки Сенковского Римский-Корсаков для ее музыкального воплощения избрал форму четырехчастного сочинения,
Первая часть — «Шамская пустыня». Разочаровавшийся в людях, испытавший горечь измены друзей, Антар скрылся в необитаемой пустыне среди развалин древнего Тедмора (Пальмиры).
Заметив бегущую вдали газель, голодный Антар помчался за ней на своем коне; настигая изнемогающее животное, он увидел огромную птицу, которая тоже преследовала газель. Антар не оставил газель без защиты: копье его поразило птицу. Тяжело раненная птица улетела с копьем Антара в груди; газель исчезла, а утомленный Антар заснул среди развалин тедморского дворца. Проснулся он в волшебных чертогах властительницы Тедмора пери Гюль-Назар. Это ее, принявшую вид газели, спас Антар от преследования злобного джина Джангира, обернувшегося хищной птицей. Благодарная Гюль-Назар готова, силой своего волшебства, выполнить любое желание Антара.
Вторая часть — «Сладость мести». С волшебным копьем, подарком пери Гюль-Назар, Антар одерживает победы над своими врагами и над племенами, враждебными его племени.
Третья часть сюиты — «Сладость власти». Антар не нашел удовлетворения в мести вратам. Возвратившись в Тедмор, он получил новый дар пери — наслаждение властью.
Римский-Корсаков Николай Андреевич
... "Князь Игорь". Чайковский пишет "Воеводу" и "Опричника". Римский-Корсаков нашёл тему и название своей первой оперы " ... деятельной помощью Милия Алексеевича. Образцы черпались в оркестровых сочинениях Бетховена и Шумана. Верный своему убеждению, что ... прекрасным восточным колоритом, не тольоко живой картинностью музыки. "„Антар" - произведение безусловно великолепное и во многих отношениях образцовое", ...
Четвертая, заключительная часть — «Сладость любви». И власть не принесла Антару радости. Еще раз он пришел в Тедмор и нашел счастье в любви — в любви прекрасной Гюль-Назар. Антар знал, что счастье любви не вечно, и он сказал пери: «Когда ты увидишь, что к моей любви примешалась горечь, потуши мою жизнь». Гюль-Назар исполнила желание Антара: заметив, после многих лет безоблачного счастья, что мысли Антара далеко от Тедмора, что он мечтает о возвращении к людям, пери с последним поцелуем отняла у него жизнь. С тех пор безутешная пери Гюль-Назар проводит все дни и ночи на том месте, где умер ее возлюбленный.
В первой части, в соответствии с ее программным замыслом, сменяют друг друга несколько эпизодов-картин. Мрачно-суровая тема пустыни, меланхолическая, но мужественная тема Антара, изящно-грациозная, восточного склада, тема Гюль-Назар (или тема газели), причудливо-грозная музыка, рисующая борьбу Антара с джином Джангиром, — эти образы составляют вступительный раздел, за которым следует центральный эпизод — картина волшебных чертогов пери Гюль-Назар. Здесь (вместе с темами пери и Антара) получает широкое развитие неторопливая певучая тема — подлинная арабская мелодия: слушая ее, легко представить себе томно-страстную восточную пляску. В кратком заключении возвращаются темы пустыни и Антара.
Вторая часть-картина победоносной битвы — начинается зловещей и стремительной вступительной темой. Вся вторая часть построена на этой теме и теме Антара, которая приобретает здесь воинственно грозный характер. Это явно батальная музыка: слышатся призывно тревожные возгласы труб, топот коней, лязг оружия. И лишь в лаконичном заключении тема Антара появляется в мягком и нежном звучании: Антар не нашел удовлетворения в мести врагам, им вновь овладело разочарование в жизни.
В третьей части Римский-Корсаков поставил своей задачей, по его словам, показать наслаждение властью, нарисовав в музыке «пышную обстановку восточного властелина». Начинается третья часть торжественным маршем — это образ могущественного владыки, каким стал по воле пери Гюль-Назар Антар. Маршевую тему сменяет подлинная восточная мелодия, которая производит впечатление мечтательной и томной, с оттенком танцевальности, песни. Можно думать, что это картина песен и плясок во дворце Антара. К этим двум темам присоединяется тема Антара — снова, как и во второй части, в величественном звучании медных инструментов.
Четвертая часть — лирический эпилог музыкальной повести, рассказанной композитором. Здесь, естественно, возвращаются темы обоих героев — Гюль-Назар и Антара. Появляется еще одна восточная тема; эту нежную, с оттенком томности, мелодию можно назвать темой любви Гюль-Назар и Антара. На развитии ее построен, в основном, финал сюиты, в котором Римский-Корсаков раскрывает упоение счастливой любовью. Нежно-мечтательную окраску сохраняют на протяжении всей части и темы Антара и пери. Даже в заключении, где досказывается повесть об Антаре, тема его звучит не с трагической патетикой или отчаянием, а с мягкой печалью.
Как в сказке Сенковского легко обнаруживается воздействие западноевропейской романтической литературы (Байрон), так и в сюите Римского-Корсакова заметно влияние западноевропейского романтического симфонизма («Фантастическая симфония» и «Гарольд в Италии» Берлиоза).
Однако по основным своим тенденциям, по главнейшим стилистическим чертам «Антар» опирается на традиции Глинки. От автора «Руслана» — неторопливая, эпически-картинная драматургия «Антара». Из «руслановских» традиций вырос и восточный колорит «Антара». Этот колорит достигнут не только введением народных восточных мелодий, но и некоторыми особенностями гармонизации и инструментовки. Насколько убедителен и правдив корсаковский «восток» в «Антаре», видно из того, что один арабский поэт, прослушав сюиту Римского-Корсакова, написал восторженное стихотворение в честь ее автора.
В ряду симфонических произведений Римского-Корсакова «Антар» занимает видное место. Это произведение выдающихся достоинств, с самобытным творческим замыслом, с оригинальными, подлинно поэтическими музыкальными образами. В «Антаре», как и в «Садко», Римский-Корсаков проявил себя мастером инструментовки, достигая и яркой, блестящей оркестровой звучности и колоритных переливов мягких, нежных тембровых красок.
* * *
Приблизительно ко времени начала работы над «Антаром» относится замысел первой оперы Римского-Корсакова — «Псковитянка» (первая редакция — 1868-1872, окончательная — 1891-1892).
«На мысль эту, — замечает Римский-Корсаков в «Летописи», — навели меня опять-таки Балакирев и Мусоргский, лучше меня знавшие русскую литературу». В балакиревском кружке обсуждался и план оперы. В составлении либретто принимали участие Стасов и Мусоргский, а также близкий к балакиревцам исследователь русской истории В. В. Никольский. Однако основным автором либретто был сам композитор.
Для своей оперы Римский-Корсаков избрал не сказочный, как в «Садко», а исторический русский сюжет. События, развертывающиеся в опере Римского-Корсакова (и в пьесе Л. Мея, по которой написана «Псковитянка»), — борьба Пскова с Москвой в XVI веке.
Носитель идеи единой власти на Руси, государственного единства страны — царь Иван Грозный. Он добивается полного подчинения Пскова Москве * . Жители Пскова готовы покориться неизбежному — отказаться от независимости родного города. Но молодые псковичи, во главе с Михайлой Тучей, — псковская вольница — не хотят покориться царю и покидают город, «чтоб не видать бесчестья Пскова осударя».
* ()
На фоне исторических событий и в тесном сплетении с ними развивается драма юной псковитянки Ольги. Выросшая в доме псковского наместника и «степенного посадника» боярина Токмакова, Ольга считается всеми — и сама себя считает — дочерью Токмакова, не подозревая, что она дочь боярыни Веры Шелоги (сестры жены Токмакова) и царя Ивана Васильевича. Боярин Токмаков знает, что Ольга — дочь Веры, но имя отца Ольги Вера Шелога унесла с собой в могилу.
Драматическая коллизия Ольги — столкновение двух чувств: любви к Михаиле, вожаку псковской вольницы, И инстинктивного дочернего влечения к царю Ивану. Встреча с Грозным, приехавшим во Псков, усиливает эту возникшую с детских лет привязанность. Грозный же, пораженный сходством Ольги с Верой, расспрашивает о ней Токмакова. Узнав, что мать Ольги — боярыня Шелога, а отец неведом, он понимает, что судьба свела его с дочерью. Во встрече с Ольгой он видит знамение божие и решает пощадить Псков.
Развязка драмы — в заключительной картине оперы. Близ ставки Грозного, в лесу, недалеко от Пскова, царская стража задержала старого боярина Матуту, который пытался похитить Ольгу, чтобы, против воли девушки, жениться на ней. Ольга — в шатре Грозного. Доверчиво рассказывает она царю о любви к Михаиле. Разговор Грозного с дочерью прерван появлением вблизи ставки псковской вольницы — Михаил о Туча требует выдачи Ольги. Царь приказывает уничтожить дружину Тучи, а самого Михаилу взять живым. В схватке погибает вся дружина, вместе с Тучей; случайная пуля убивает Ольгу. В отчаянии Грозный падает на труп дочери. Собравшийся народ оплакивает погибшую Ольгу, а вместе с ней и утраченную вольность псковскую:
Совсршилося: волей божией Пал великий Псков с гордой волею. За свой родный Псков, за любовь свою Отдала ты жизнь, красу, молодость...
Русские писатели, художники и композиторы не раз обращались в крупнейших своих творениях к знаменательным эпохам истории нашей родины. Достаточно вспомнить «Бориса Годунова» Пушкина, «Тараса Бульбу» Гоголя, «Утро стрелецкой казни» и «Боярыню Морозову» Сурикова, «Ивана Сусанина» Глинки, «Бориса Годунова» и «Хованщину» Мусоргского, «Князя Игоря» Бородина. Смысл обращения к прошлому глубоко и верно определил Белинский: «Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло нам о нашем будущем».
К знаменательным эпохам русской истории несомненно принадлежит и царствование Ивана IV.
Фигура Грозного не раз привлекала внимание русских писателей и художников. Широко известны пьесы «Василиса Мелентьева» Островского и «Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого, картина Репина «Иван Грозный и его сын Иван», скульптура Антокольского «Иоанн Грозный», созданная в 1871 году, когда заканчивалась «Псковитянка».
На борьбу псковичей и Грозного Римский-Корсаков смотрит глазами вдумчивого историка: он с полной ясностью показывает, что историческая правота в борьбе Пскова с Москвой — на стороне Москвы, на стороне Грозного, и что попытка псковской вольницы противостоять Москве обречена на неудачу. Он подчеркивает, что Грозный — умный, дальновидный правитель, нелицемерно заботящийся о благе страны, хорошо понимающий значение государственного единства Руси. Вместе с тем Римским-Корсаковым не затушеваны такие черты Грозного, как подозрительность, недоверчивость (разговор с псковскими боярами), беспощадность в расправе с непокорными (рассказ новгородского гонца о казнях в Великом Новгороде).
В то же время молодые псковичи, которые не хотят примириться с утратой независимости родного города, обрисованы в опере с глубоким сочувствием. Не Токмаков, призывающий псковичей покориться царю, а смелый и горячий Туча, со своими товарищами, привлекает симпатии слушателя. В музыке оперы, особенно в заключительном хоре — отпевании Ольги и былого величия Пскова — звучит скорбь об утраченной вольности псковской.
На первый взгляд это дает право говорить об известной непоследовательности Римского-Корсакова (и Мея), о противоречивости идеи оперы (и драмы).
Недаром нет единодушия в определении основной идеи «Псковитянки»: некоторые исследователи считают главной идеей оперы мысль о прогрессивном значении объединения Руси вокруг Москвы; другие видят основную мысль «Псковитянки» в сочувственной обрисовке свободолюбивых стремлений молодых псковичей.
Всё же упреки в непоследовательности, в нечеткости замысла здесь были бы несправедливы. «Псковитянка» задумана и создавалась в эпоху подъема демократического освободительного движения и пристального внимания к народной жизни. Обращаясь к прошлому своей родины, передовые русские художники в ту пору с особым сочувствием относились ко всему «бунтарскому», к народной борьбе за свободу, за независимость.
И Римский-Корсаков, понимая историческую закономерность подчинения Пскова Москве, не мог иначе, как с горячим сочувствием, взглянуть на «бунтарство» молодых псковичей, не покоряющихся воле царя, не желающих мириться с утратой древних прав Пскова.
Нельзя говорить о двойственности, непоследовательности замысла «Псковитянки», но можно и нужно говорить о его сложности. Противоречиво не творение Римского-Корсакова; сложна и противоречива та историческая ситуация, к которой он обратился, положив в основу оперы драму Мея. Эту сложность исторической ситуации Римский-Корсаков раскрыл в своей опере как чуткий и умный художник.
Первые слушатели «Псковитянки» почувствовали в ней прежде всего именно дух «вольности». Рассказывая в «Летописи» о спектаклях «Псковитянки», Римский-Корсаков пишет: «…элемент псковской вольницы пришелся по сердцу учащейся молодежи, и студенты-медики, говорят, орали в коридорах академии песню вольницы всласть». «Элемент вольницы» почувствовала и царская цензура. По требованию цензора слова — вече, вольница, степенный посадник были заменены словами: сходка, дружина, псковский наместник. Были сделаны и другие изменения с целью — изъять из либретто все, что намекало на республиканскую форму правления во Пскове. Вполне понятно, что напоминание о правах «вольных городов» в шестидесятые и семидесятые годы воспринималось как намек на современность. И этот намек, естественно, по-разному оценивался передовой интеллигенцией и правительственной цензурой.
Римский-Корсаков писал «Псковитянку» в те же годы, когда Мусоргский создавал «Бориса Годунова». В эти годы Мусоргский — ближайший друг Римского-Корсакова. Одно время они даже жили в одной комнате и имели возможность ежедневно обмениваться мыслями о своей работе. И в операх их легко обнаруживаются общие творческие тенденции.
В «Борисе» и в «Псковитянке» авторы их обращаются к знаменательным, поворотным эпохам истории нашей страны. В обеих операх на сцене живут и действуют широкие народные массы. В «Псковитянке», в сцене веча, народная масса живо откликается и на рассказ новгородского гонца о разгроме Новгорода-Великого Грозным, и на речи посадника Токмакова, и на горячее обращение вождя псковской вольницы Михаилы Тучи. В сцене веча выделяется «Песня вольницы», в основу которой лег подлинный народный напев. Песня окрашена в мужественные, с оттенком печали, тона. В «Псковитянке», как и в «Борисе Годунове», нашел широкое применение напевно-декламационный стиль. Истоки этого стиля — в русской песне, в русской народной речи.
В «Псковитянке» Римский-Корсаков пользуется несколькими лейтмотивами — темами, музыкальными образами, связанными с определенными действующими лицами. Наиболее выразительны лейтмотивы царя и Ольги. Грозного характеризует суровая, тяжелая, поистине «грозная» мелодия, выросшая из старинного церковного напева. Женственный облик Ольги обрисован мягко звучащими лейтмотивами. Особенно выразительны нежно-элегические «Ольгины аккорды» (определение Римского-Корсакова).
В первой опере Римского-Корсакова отчетливо выявились черты, характерные для его оперного творчества. Это прежде всего неторопливое, эпически сдержанное развертывание действия. Римский-Корсаков отдал дань и своему влечению к народной фантастике — в сказке, где старая няня Власьевна рассказывает девушкам про царевну Ладу. Превосходные образцы корсаковского симфонизма — красочная сцена царской охоты (написанная для второй редакции «Псковитянки» — в конце семидесятых годов), зловеще мрачное «колокольное» интермеццо, предшествующее сцене веча, и драматическая увертюра, построенная на главных темах оперы.
Ольга — первый из тех обаятельных поэтических женских образов, которые столь типичны для опер Римского-Корсакова. В ней пленяет кристальная душевная чистота, твердость духа, способность к горячей, самоотверженной любви. К этому образу тянутся нити и от старинных русских песен о горькой женской доле, и от бессмертных творений русской литературной классики. В сценах с Ольгой раскрываются и наиболее привлекательные черты образа Грозного. Он потрясен встречей с дочерью, взволнован воспоминаниями о ее матери. Искренна и глубока горесть Грозного над трупом Ольги.