Биография Римского-Корсакова

Биография Римского-Корсакова, Римский-Корсаков

Игре на фортепиано композитор обучался дома, а потом в пансионе, где уроки музыки были в числе прочих общеобразовательных дисциплин. Известно, что с детства композитор был увлечён музыкой, познакомился с сочинениями Россини, Бетховена, Мейербера, Мендельсона, однако наибольшее впечатление на него произвела музыка Михаила Глинки — его «Камаринская», «Испанские увертюры», оперы «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила». В 1859-1869, чувствуя необходимость получения более профессиональных музыкальных навыков, Римский-Корсаков брал уроки у пианиста Фёдора Канилле.

Дом на реке Тихвинке, где родился композитор. Тихвин.

В 1856 году отец отвёз юного Николая в Морской кадетский корпус, который он окончил с отличием весной 1862 года (в то время учебное заведение сменило своё название на Морское училище).

К тому времени умер отец композитора (в 1861 году) и семья Римских-Корсаковых перебралась в Санкт-Петербург.

В 1861 году Канилле познакомил Римского-Корсакова с Милием Балакиревым. Юный композитор сразу стал членом Балакиревского кружка («Могучая кучка»), оказавшего решающее воздействие на формирование его личности и эстетических взглядов композитора. В то время в кружок, помимо его главы — Балакирева — и самого Римского-Корсакова входили Цезарь Кюи и Модест Мусоргский. Руководивший работой более молодых коллег Балакирев не только подсказывал верные композиторские решения для создаваемых ими сочинений, но и помогал товарищам с инструментовкой.

Под влиянием и руководством Балакирева было начато первое крупное сочинение Римского-Корсакова — Первая симфония ор. 1. По словам самого Римского-Корсакова, эскизы начала симфонии существовали ещё в годы обучения у Канилле, однако серьёзная работа над сочинением развернулась лишь в 1861-1862 годах — и «к маю 1862 года первая часть, скерцо и финал симфонии были мною сочинены и кое-как оркестрованы».

В 1862-1865 годах Римский-Корсаков был назначен на морскую службу на клипере «Алмаз», благодаря чему посетил ряд стран — Англию, Норвегию, Польшу, Францию, Италию, Испанию, США, Бразилию. Впечатления от морской жизни воплотились через некоторое время в морских пейзажах, которые ему удалось запечатлеть в своих произведениях средствами оркестровых красок. Работа на клипере не оставляла много времени для совершенствования музыкальных навыков, так что единственное сочинение, появившееся в этот период из-под пера композитора — вторая часть (Andante) Первой симфонии (конец 1862 года), после которой Римский-Корсаков надолго забросил сочинительство.

4 стр., 1825 слов

Николай Андреевич Римский-Корсаков опера «Снегурочка»: Образ Снегурочки

... Снегурочке», Царевна-Лебедь в «Сказке о царе Салтане»). Обращаясь к сюжетам историческим, Римский-Корсаков стремился к романтизированному, возвышенному изображению народных героев. Так, задумав оперу о Степане Разине, композитор ... вырисовывались в памятниках народного художественного творчества. Свойственная Римскому- Корсакову отзывчивость к прекрасному в явлениях реальной действительности, нашла ...

Возвратившись из морского путешествия, Римский-Корсаков снова попадает в общество членов Могучей кучки, в том числе подружился и с новым участником кружка — начинающим композитором и профессиональным химиком Александром Бородиным. Балакирев познакомил молодого композитора с кумиром участников кружка Александром Даргомыжским, с Людмилой Шестаковой (сестрой Михаила Глинки) и с Петром Чайковским.

По настоянию Балакирева Римский-Корсаков вновь принимается за Первую симфонию — сочиняет недостающие трио для скерцо и полностью переоркестровывает. Получившаяся партитура (известная как первая редакция симфонии) была исполнена в 1865 году под управлением самого Балакирева — неизменного исполнителя всех ранних симфонических партитур Римского-Корсакова.

Найденный в Первой симфонии музыкальный язык успешно развит в таких сочинениях, как Увертюра на три русские темы (первая редакция — 1866) и «Сербская фантазия» (1867).

Обратившись под влиянием Балакирева к славянским народным мелодиям, Римский-Корсаков придерживается в музыке национального колорита, который и в дальнейшем будет характеризовать большую часть его творчества.

Музыкальная картина «Садко» (1867, позже её музыка частично использована в одноимённой опере) стала этапным произведением Римского-Корсакова. Во-первых, это самое раннее из программных сочинений композитора. В данном случае он выступает как продолжатель традиций европейского программного симфонизма — прежде всего Гектора Берлиоза и Ференца Листа, творчество которых очень повлияло на композитора. В дальнейшем большая часть произведений Римского Корсакова также будет связана с определённой литературной программой. Во-вторых, именно в этом сочинении он впервые соприкоснулся с миром сказки (позже Римского-Корсакова так и будут называть — «Сказочником»).

В-третьих, в музыке этого сочинения он попытался оркестровыми красками изобразить море, что позже неоднократно делал в дальнейших своих сочинениях (сюите «Шехеразада», прелюдии-кантате «Из Гомера», операх «Садко» и «Сказка о царе Салтане»).

Ещё одно важное открытие, сделанное в музыкальной картине — придуманный самим композитором симметричный лад — так называемая «Гамма Римского-Корсакова», применявшаяся в дальнейших его произведениях для характеристики фантастического мира.

Программно-сказочное начало было развито во Второй симфонии «Антар» (1868, позже названа симфонической сюитой), написанной на сюжет восточной сказки Осипа Сенковского.

В конце 1860-х годов Римский-Корсаков работает над инструментовкой чужих произведений: помогает Кюи с оркестровкой оперы «Вильям Радклиф» и заканчивает, согласно завещанию умершего Даргомыжского, партитуру его оперы «Каменный гость».

С 1870-х годов расширились границы музыкальной деятельности Римского-Корсакова: он был профессором Санкт-Петербургской консерватории (с 1871, классы практического сочинения, инструментовки, оркестровый), инспектором духовых оркестров Морского ведомства (1873-1884), директором Бесплатной музыкальной школы (1874-1881), дирижёром симфонических концертов (с 1874), а позже и оперных спектаклей, помощником управляющего Придворной певческой капеллой (1883-1894), возглавлял Беляевский кружок (с 1882).

3 стр., 1406 слов

Римский-Корсаков Николай Андреевич

... послушав музыкальную картину:"„Садко" Корсакова - чудная вещь, полная фантазии, оригинально оркестрованная. Ежели Корсаков не остановится на пути, ... деятельной помощью Милия Алексеевича. Образцы черпались в оркестровых сочинениях Бетховена и Шумана. Верный своему убеждению, что ... "Алмаз", готовившегося к дальнему плаванию. Идти в него Николаю Андреевичу не хотелось. Ещё первые месяцы после отплытия ...

В середине 1870-х работал над совершенствованием своей композиторской техники. Именно в этот период Римский-Корсаков обнаруживает серьёзные недостатки в своём музыкальном образовании и сам начинает увлечённо изучать дисциплины, преподаваемые в консерватории. Итогом совершенствования композиторской техники Римского-Корсакова стала Симфония №3 C-dur.

В эти же годы он обратился к оперному жанру, ставшему впоследствии ведущим в его творчестве (в 1872 году окончена опера «Псковитянка», по драме Льва Мея).

В 1880-х годах большое внимание уделял симфоническим жанрам, именно в этот период создаёт своё крупнейшее эпическое симфоническое полотно — симфоническую сюиту «Шехеразада».

В начале 1890-х годов наблюдался некоторый спад творческой деятельности (в этот период изучал философию, писал статьи, пересмотрел и отредактировал некоторые из своих прежних сочинений).

Во 2-й половине 1890-х творчество приобрело исключительную интенсивность: появились оперы «Садко» (1896), «Царская невеста» (по Мею, 1898).

Во время Революции 1905-1907 Римский-Корсаков выступил с активной поддержкой требований бастующих студентов, открыто осудил действия администрации Петербургской консерватории (был уволен из Консерватории, вернулся лишь после предоставления консерватории частичных автономных прав и смены руководства).

Умер в усадьбе Любенск, близ Луги (Санкт-Петербургская губерния).

Педагогическая деятельность

Римский-Корсаков был создателем композиторской школы, среди его учеников около двухсот композиторов, дирижёров, музыковедов, в том числе Фёдор Акименко, Николай Амани, Антон Аренский, Николай Арцыбушев, Мелитон Баланчивадзе, Семён Бармотин, Феликс Блуменфельд, Юлия Вейсберг, Язепс Витол, Александр Глазунов, Михаил Гнесин, Александр Гречанинов, Василий Золотарёв, Михаил Ипполитов-Иванов, Андрей Казбирюк, Николай Лысенко, Анатолий Лядов, Витольд Малишевский, Николай Малько, Эмиль Млынарский, Николай Мясковский, Александр Оссовский, Сергей Прокофьев, Отторино Респиги, Николай Соколов, Александр Спендиаров, Игорь Стравинский, Александр Танеев, Николай Черепнин, Максимилиан Штейнберг.

Список сочинений

Оперы

  • Псковитянка.
  • Майская ночь.
  • Снегурочка.
  • Млада.
  • Ночь перед Рождеством.
  • Садко.
  • Моцарт и Сальери.
  • Боярыня Вера Шелога (пролог к Псковитянке).

  • Царская невеста.
  • Сказка о царе Салтане.
  • Сервилия.
  • Кащей Бессмертный.
  • Пан воевода.
  • Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии.
  • Золотой петушок.

Симфонические произведения

  • Симфония №1.
  • Увертюра на темы трех русских песен.
  • Антар (Симфония №2).

  • Симфония №3.
  • Шехеразада.
  • Испанское каприччио.
  • Светлый праздник.
  • Садко.

Книги

13 стр., 6164 слов

Краткая биография римского-корсакова

... В 1908 году Николая Андреевича не стало. Композитор Римский-Корсаков открыл слушателям удивительный мир сказки. Его композиции являются достоянием русской культуры. Биография Римского-Корсакова Николай Римский-Корсаков – ... важных Санкт-Петербургских музыкальных школ и академий. После краткого перерыва в творчестве ради изучения философии в 1890-х годах, композитор вернулся к бурной деятельности – ...

  • Летопись моей музыкальной жизни.
  • Практический учебник гармонии.
  • Основы оркестровки

Памятники. Музеи. Учреждения

— В 1952 году (30 ноября) Римскому-Корсакову был установлен памятник у Ленинградской консерватории на Театральной площади (скульпторы В.И. Ингал, В.Я. Боголюбов, архитектор М.А. Шепилевский) [9] Министерство культуры РФ. №7810110000 // Сайт «Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации». Проверено.

  • В Ленинграде в 1971 году был открыт Музей-квартира Н.А. Римского-Корсакова Министерство культуры РФ. №7810522000 // Сайт «Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации».
  • Музей в Тихвине, в доме, где родился композитор Министерство культуры РФ. №4710152000 // Сайт «Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации».
  • В Николаеве возле Детской музыкальной школы №1, названной в честь Римского-Корсакова, в 1978 году установлен его бюст.
  • В 1966 году Краснодарскому музыкальному училищу было присвоено имя Н.А.

Римского-Корсакова.

  • В 1992 году имя композитора было присвоено ДШИ №1 в Москве в ВАО.
  • Детская Музыкальная школа №1 имени Н.А.

Римского-Корсакова в Пскове.

  • Детская школа искусств имени Н.А. Римского-Корсакова в Тихвине.

корсаков музыкальный гамма симфонический

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/vozrast-pervogo-sochineniya-rimskogo-korsakova/

1. Н.А. Римский-Корсаков и его наследие в исторической перспективе: Сборник докладов международной музыковедческой конференции 19-22 марта 2010 года. На двух языках. СПб., 2010. 456 c.

2. Рацкая Ц.С.Н.А. Римский-Корсаков. Изд. 2-е, перераб. — М., Музыка, 1977. — 112 с. 50000 экз.

3. Кунин И.Ф. Николай Андреевич Римский-Корсаков. (1844-1908).

Изд. 3-е. — М., Музыка, 1988. — 160 с.