Римский-Корсаков Николай Андреевич

Николай Андреевич родился в небольшом, но по тем временам довольно оживлённом северном русском городе Тихвине 6/18 марта 1844 года. Судоходная Тихвинка соединяла город с большими реками и озёрами. Вокруг зеленели густые леса.

На другом берегу этой речки, прямо против скромной усадьбы Римских-Корсаковых, высились белокаменные стены и сияли золотые купола старинного Большого или Богородицкого монастыря. О детстве Ники известно мало. В своих воспоминаниях он добросовестно перечисляет ранние музыкальные впечатления, упоминает о том, что умел целыми часами играть один, что говорит о том, что у него почти не было товарищей, а фантазия работала на славу. Известно, что увлечённый письмами и рассказами брата о дальних краях и океанских плаваниях, он заочно влюбился в море и морское дело, строил модели судов, в играх воображал себя мореходом, терпел кораблекрушения и выплывал из водной бездны. Из его детских писем узнаём также, что уже очень рано он увидел дивную красоту звёздного неба, научился безошибочно различать крупные звёзды, планеты, главные созвездия, вслушивался в пение птиц, следил за цветением деревьев, кустарника, полевых трав. Из него мог вырасти впоследствии зоркий учёный, равно как поэт или художник.

Вспоминал Николай Андреевич, его отец Андрей Петрович был весьма уважаемым тихвинским обществом, разрешал споры как человек редкой правдивости и беспристрастия, давал советы. Любимцем Ники был младший брат отца Пётр Петрович — добродушный чудак, прекрасно певший старые русские песни. Певала их и мать композитора Софья Васильевна, женщина яркая и своеобразная. Спокойная и твёрдая, с непередаваемым выражением ума и внутреннего достоинства, Софья Васильевна была Нике не только любящей и заботливой матерью, но и другом. Другом, безгранично авторитетным в глазах мальчика, был и Воин Андреевич. Он был старше Ники на целых 22 года, прекрасно играл на фортепиано и свободно читал ноты с листа.

Уже очень рано у Ники проявились задатки композиторского дара: непогрешимое чувство ритма, абсолютный слух, органическое чувство гармонии и тембра и не на последнем месте восприимчивая музыкальная память, на многие годы закрепившая услышанные в детстве напевы и звуки. Но позже Римский-Корсаков вспоминал: «Сделаться музыкантом я никогда не мечтал, и меня пленяла мысль сделаться моряком. В конце июля я впервые расстался с матерью и дядей: отец повёз меня в Петербург, в Морской корпус».

8 стр., 3955 слов

Образ и характеристика Николая Болконского в романе Война и мир Толстого (2)

... например, Наташу Ростову писатель «создал» из своей жены Софьи Андреевны и ее сестры Татьяны Берс. А вот образ Андрея Болконского собирательный. Из возможных прообразов исследователи называют Николая Алексеевича Тучкова, ... Несмотря на то, что князь оградился от общественной жизни, он все же тщательно следит за тем, что происходит в стране и в обществе. Андрей Болконский Лев Николаевич Толстой ...

Отроческие годы.

В Морском кадетском корпусе Ника пробыл шесть лет и весною 1862 года был выпущен «в первом десятке», иначе говоря, с отличием. По отпускным дням он часто посещал итальянскую и русскую оперу, был до глубины души поражён родной прелестью поэзией «Сусанина» и «Руслана» Глинки. Его восхитило пение птиц, по-новому зазвучавшее в Пасторальной симфонии Бетховена.

И почти сразу явилось у мальчика деятельное отношение к музыке: разыскивание и покупка нот, переписывание и даже перекладывание оперной музыки для исполнения в четыре руки, участие при первой возможности в четырёхручном исполнении симфоний, а затем и в разучивании с товарищами по корпусу хоров из «Жизни за царя», как именовали тогда оперу «Иван Сусанин».

В конце 1861 года в жизни Римского-Корсакова произошло событие, имевшее для него, да и для русской музыки, важное значение: Канилле, его учитель и талантливый пианист, восхищённый быстрым ростом его таланта, руководить которым дальше он чувствовал себя неспособным, привёл Нику к Милию Алексеевичу Балакиреву.

В первое же свидание Балакирев ознакомился с композиторскими опытами Римского-Корсакова и, что казалось почти невероятным, одобрил их, сделав только несколько замечаний. Этого мало. Посмотрев отрывочные материалы для симфонии, он потребовал от автора, чтобы тот серьёзно принялся за её сочинение. Встречи стали частыми. Симфония писалась при непрерывном критическом наблюдении и с деятельной помощью Милия Алексеевича. Образцы черпались в оркестровых сочинениях Бетховена и Шумана. Верный своему убеждению, что учиться композитор должен практически, в самом ходе творчества, Милий Алексеевич с восторгом видел, что то, что не давалось Кюи, Мусоргскому, да, пожалуй, и ему самому, чем дальше, тем лучше удаётся Римскому-Корсакову. «Балакирев сильно полюбил меня,- читаем в воспоминаниях Римского-Корсакова.- …Если Балакирев любил меня как сына и ученика, то я был просто влюблён в него. Талант его в моих глазах превосходил всякую границу возможного, а каждое его слово и суждение были для меня безусловной истиной».

Плавание за океан.

Зима и весна 1862 года принесли в семью Римских-Корсаковых новые глубокие перемены. Умер отец. Мать и дядя перебрались на житьё в Петербург, к Воину Андреевичу. Вместе с тем оборвались последние нити, связывавшие Нику с тихвинским детством; побывать в родном городе после 1862 года ему больше не удалось. Весною он окончил Морское училище и почти сразу был зачислен в экипаж быстроходного парусного судна, клипера «Алмаз», готовившегося к дальнему плаванию. Идти в него Николаю Андреевичу не хотелось. Ещё первые месяцы после отплытия «Алмаза» творческий подъём продолжался, и третья часть симфонии (Анданте), написанная в конце 1862 года, оказалось лучшей, самой оригинальной её частью. Возникали новые музыкальные мысли и планы для уже задуманной, но так и оставшейся в зачатке второй симфонии. Но на этом всё остановилось, источник иссяк.

10 стр., 4526 слов

Сказочные образы в творчестве Н.А. Римского-Корсакова на примере ...

... Бельского). В этой опере отразились события, происходившие в России в 1905 году. Цель работы: проследить образ Снегурочки в одноименной опере Римского-Корсакова и определить, какими музыкальными средствами композитор рисует данный сказочный образ. Задачи: Охарактеризовать оперное творчество Н.А. Римского-Корсакова в ...

Николай Андреевич был в глубоком унынии. Сказалась его склонность, замеченная ещё Андреем Петровичем, к «нетерпеливости и гореванию в случае неудачи чего-либо предпринятого». И правда, в последующие два года с лишком плавания ему не только не писалось, но и мысль о композиторстве стала казаться несбыточной, а жизнь — сложившейся как нельзя более неудачно. «Как бы мне хотелось в Питер, чтобы быть с Вами, о многом бы мы перетолковали, — пишет Ника Балакиреву в ноябре 1863 года. — С матерью и братом у меня стало так мало общих интересов: мать для меня стара, а брат очень мало может мне дать, как я вижу из его писем; это служащий, деловой человек. Мать мне пишет боговдохновенные письма, жалеет об упадке молодого поколения, просит молиться богу, не говорить с вольнодумцами и проч. Если б она взглянула мне в душу, то не перенесла бы. Бедная мама! А брат, да что брат…? Вы не пишете, и я совершенно один».

Музыка.

Двадцать первого мая 1865 года «Алмаз» бросил якорь в кронштадтском порту. Заграничное плавание закончилось. Пережитое отодвинулось в прошлое. К осени друзья съехались в Петербург, возобновились музыкальные встречи. Бодрящая, вдохновляющая атмосфера взаимной заинтересованности, дружбы, чувство общего дела снова захватили вернувшегося. Пришла к быстрому завершению работа над симфонией. Уже 19 декабря состоялось её исполнение. Дирижировал с увлечением Балакирев. На вызовы выходил и чуть угловато раскланивался высокий мичман с обветренным загорелым лицом…

Горячая защита «своих» и колкая полемика принесли балакиревцам, пожалуй, больше вреда, чем пользы, основательно поссорив их со многими музыкальными деятелями, оттолкнув от них талантливых критиков.

Ближайшие восемь лет после возвращения из плавания Николай Андреевич остаётся на службе. Но подлинная жизнь композитора проходила не там.

Уже в Первой симфонии, в сущности ученической и впоследствии переработанной автором, ярко выделилось «свежестью чисто русских поворотов гармонии уже упоминавшееся Анданте. Личная особенность дарования ещё ярче и определённее сказалась в двух наиболее значительных его сочинениях второй половины 1860-х годов: в написанной в 1867 году музыкальной картине для оркестра «Садко» и во Второй симфонии «Антар», много позже переименованной в симфоническую сюиту.

В «Садко», музыка которого через несколько десятков лет целиком войдёт в одноимённую оперу Корсакова, сказка-небывальщина о том, как новгородский гусляр погостил у царя водяного и как разымчивой игрой на гуслях пустил трепаком всё подводное царство, нашла совершенно оригинальное выражение. Старинный друк Глинки, мыслитель и музыкант князь В. Ф. Одоевский записал в дневнике, послушав музыкальную картину:»„Садко» Корсакова — чудная вещь, полная фантазии, оригинально оркестрованная. Ежели Корсаков не остановится на пути, то будет огромный талант». Корсаков не остановился.

В написанном годом позже «Антаре» он почти с непостижимой уверенностью вошёл круг изысканных и прихотливых звучаний арабской музыки. Но «Антар», в котором молодой композитор использовал и подлинные арабские напевы, замечателен не только прекрасным восточным колоритом, не тольоко живой картинностью музыки. «„Антар» — произведение безусловно великолепное и во многих отношениях образцовое»,- писал его автору Чайковский после исполнения «Антара» в Москве.

4 стр., 1825 слов

Николай Андреевич Римский-Корсаков опера «Снегурочка»: Образ Снегурочки

... Снегурочке», Царевна-Лебедь в «Сказке о царе Салтане»). Обращаясь к сюжетам историческим, Римский-Корсаков стремился к романтизированному, возвышенному изображению народных героев. Так, задумав оперу ... иной раз сочинять музыку и писать ноты, — вспоминает Римский-Корсаков. — Вскоре я ... Римский-Корсаков родился 6 марта 1844 года в Тихвине, провинциальном городке Новгородской губернии. Семья Римских ...

Первая опера. Первая любовь.

Вторая половина 1860-х и начало 1870-х — время знаменательное в истории русской культуры. В это время Мусоргский создаёт оперу «Борис Годунов» и задумывает «Хаванщину». Бородин работает над оперой «Князь Игорь». Чайковский пишет «Воеводу» и «Опричника».

Римский-Корсаков нашёл тему и название своей первой оперы «Псковитянка» у поэта Льва Александровича Мея, уже умершего к этому времени. Совет взяться за неё шёл от Балакирева и Мусоргского, да и обдумывание либретто и необходимые переделки происходили при непременном их участии. Мусоргский написал и текст для двух народных хоров. В «Псковитянке» Мея и ещё выразительнее в опере Римского-Корсакого главная мысль и главный склад иные, нежели в «Борисе Годунове» Мусоргского. Главное действующее лицо «Псковитянки» — народ.

Опера, как и музыка вообще, живёт в исполнении. Созданный композитором образ до времени покоится в партитуре и воплощается только в спектакле.