В замечательном рассказе В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» из его автобиографической книги «Последний поклон» одним из главных героев является учитель, Евгений Николаевич.
Писатель с раннего детства и до конца своих лет сохранил огромное уважение к учителям, понимание значения их благородного труда, понимание серьезной ответственности этого труда, т.к. они имеют дело с живыми человеческими душами.
В словарях — Толковом словаре русского языка, в Этимологическом словаре русского языка находим значение слова «учитель». Сама семантика (значение) и этимология (происхождение, история) этого слова — «учитель», «педагог» говорит об огромной роли учителя в жизни человека.
Профессия учителя, педагога — одна из древнейших профессий на земле. Она возникла как необходимость сохранения рода и его ценностей — трудовых, нравственных, культурных, а для этого необходимо было учить детей всему, что знали старшие, старейшины. Со временем сельскохозяйственное и ремесленное производство усложнялось, обогащались и расширялись знания людей об окружающем мире. Все это обусловило необходимость специального обучения и воспитания молодого поколения, подготовки его к жизни. Первые учителя появились тогда, когда начался процесс совершенствования орудий труда; это были самые мудрые и уважаемые люди.
Сначала появилось слово «педагог»; оно произошло от греч. «ггейдагогос» («пейда» — ребенок, «гогос» — вести) и обозначало «деговодитель: в прямом смысле таковы первоначально были функции педагога — в Древней Греции это были рабы, которые должны были присматривать за детьми, водить их в школу, на прогулки. И только позднее основными функциями педагога стали воспитание и обучение детей.
Слово «учитель» появилось ноше, когда человечество осознало, что знания есть ценность сама по себе (Платон) и что нужна специальная, тщательно продуманная организация деятельности детей, направленная на приобретение знаний и умений, т. е. обучение. Учитель — это тот, кто наставляет, обучает, преподает. Как правило, учителями всегда становились самые умные, знающие, уважаемые люди. В Древнем Вавилоне, Сирии, Египте это были жрецы, в Древней Греции — наиболее талантливые вольнонаемные граждане; в Древнем Риме учителя назначались от имени самого императора: это были люди, хорошо знающие науки, много путешествующие, а потому знающие языки, культуру, традиции и обычаи разных народов. В Древнем Китае на должность учителя могли претендовать мудрейшие представители общества (интересно, что в этой стране еще в XX в. до новой эры существовало министерство, занимающееся вопросами просвещения народа).
Учитель глазами детей. «Педагог глазами детей. Современный ребенок в моих глазах
... возраст служит. Глазами учеников, Современный учитель. Какой он? В преддверии Дня учителя в Ивантеевской школе на уроках русского языка ребята стали авторами мини-сочинений. Тема была задана ... можно еще добавить? Современный учитель - человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку. Современный учитель должен учиться ...
В России роль учителя была велика с самого начала; в Киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями родителя и государя. Учителей в Древней Руси называли мастерами, подчеркивая тем самым уважение к людям, которым доверено воспитание молодого поколения.
Такое традиционно — уважительное отношение к учителю было в нашей стране и в те далекие годы, о которых повествует В. Астафьев в своем рассказе.
В своем рассказе «Фотография, на которой меня нет», используя крайне лаконичные художественные детали, писатель рассказывает о своем герое, учителе начальной сельской школы, Евгении Николаевиче, и его жене, тоже учительнице. Он описывает условия, в которых проживает семья учителя. А они очень скромные: Евгений Николаевич с семьей занимает одну половину «дряхленького домишка», как пишет автор; часто нет дров, а в семье маленький ребенок, который часто болеет. Писатель не дает гголного портрета учителя, подчеркивает только отдельные штрихи его внешности: «лицо малоприметное», но особенно запоминались глаза — «немного печальные и отлог о необыкновенно добрые», приветливая улыбка, «да уши торчали, как у Саньки» — обыкновенный молодой человек — оказывается, и лет ему было совсем немного — двадцать пять.
Особенно, хотя и немногословно, писатель подчеркивает отношение учителя к сельчанам, уважительный стиль общения учителя и его жены-учительницы с людьми, и взрослыми, и маленькими детьми: «здороваются со всеми кряду, не разбирая ни бедных, ни богатых»; «учитель прошел в середнюю, еще раз поздоровался и справился обо мне», уходя, «поклонился дому, бабушке».
И односельчане очень уважительно, с почтением и заботой относятся к учителям: ненавязчиво, «тишком» деревенские бабы приносят им молоко, творог, сметану (у них — маленький ребенок!), ягоду; ребеночка «доглядят», полечат, если надо, привозят тайком, чтобы не отправили назад, дрова и т.д.; бабушка Вити, когда учитель пришел к заболевшему внуку и принес ему фотографию, встретила его радостно, уважительно, как дорогого гостя, повесила его одежду не в кутью, накрыла стол праздничной скатертью, понаставила всякой снеди, чтобы угостить гостя, а затем хвасталась всему селу, что их дом посетил учитель… И как вывод звучит фраза писателя: «Уважение к нашему учителю и учительнице всеобщее, молчаливое».
Почему же односельчане с таким уважением и любовью относились к Евгению Николаевичу и ею семье? В.Г. Астафьев подчеркивает искреннюю любовь учителя и учительницы к своим ученикам, стремление помочь им в тяжелейшие годы того времени, когда не хватало учебников, тетрадей, пишущих ручек; автор показывает жизнерадостность, оптимизм учителей, несмотря на нелегкие условия жизни («Учителя были заводилами в деревенском клубе…»), особенно подчеркивает их внимание к каждому ученику, заботу о своих подопечных, настоящее уважение к личности каждого ребенка.
Русский писатель драматург Александр Николаевич Островский
... Охладев к занятиям в университете, Островский оставил учение. Уйдя из университета, Александр Николаевич в 1843 году определился на ... Окончательно разочаровавшись в судебной деятельности, Островский мечтает стать писателем. Во времена юности Островского крестьяне и купцы одевались, ели, ... публики не только благодаря именно языку, героям, особенно на фоне довольно однообразного и скудного тогдашнего ...
Как важнейшую особенность образа учителя и его жены писатель показывает их самоотверженность, преданность своему делу.
Они живут в нищенских условиях с маленьким ребенком; условий для работы также не было никаких: школа как таковая практически отсутствовала — вместо школы был «старый деревенский дом с угарными печами», где не было ни парт, ни скамеек, даже учебников, тетрадей, карандашей. Учителям приходилось исхитряться и самим «добывать» нее необходимое для обучения (учебники, тетрадки, карандаши, договариваться с мужиками за «магарыч» из своей зарплаты, чтобы они сделали столы и скамейки); когда к весне кончились тетрадки, краски, карандаши, выменянные учителем на утильсырье. он стал проводить уроки в лесу, на природе: учитель рассказывал ребятам много интересного и полезного. Учитель же договорился с городским фотографом сделать фотографии школьникам на намять.
Впио особенно привлекают такие личностные качества учителя Евгения Николаевича, как доброта, внимательность, уважительное отношение к людям, в том числе и к маленьким своим ученикам — слушал учеников внимательно, «хвалил, блат одарил даже за го. что рассказывали многое, неизвестное ему, городскому жителю, не стеснялся учиться у своих маленьких учеников; подкупали также знания учителя: «Как мною он знал!» — восклицает Витя. А еще его подкупала трус тая и ласковая улыбка учителя. Полому и Витя, и остальные ученики Ягнения Николаевича относились к нему с любовью и уважением: Витя «изо всей мочи старался не обляпаться, не пролит т. из блюдца чай», когда учитель навестил сто, больною; ребята отыскали в камнях кепку учителя, когда был закончен бой со змеей, и корили себя, что не они «обороняли» учителя, первый раз видевшею змею и потому не знающего, как се убить, а он — их).
В образе учителя Евгения Николаевича выразились все те чувства, которые испытывал писатель к учителю: «…фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово «учитель»! И каждый человек, мечтающим стать учителем, пусть доживет до такой почести, как наши учителя, чтоб раствориться в памяти народа, с которым и для которою они жили, чтоб сделаться частицей его и навечно остаться в сердце даже таких нерадивых и непослушных людей, как я и Санька».