Сочинение счастливый случай 15 2 улицкая

Объяснение слов автора, поступка, проблемы текста

Переходное предложение

Цитирование.

Автор текста (писатель, известный публицист и т. д.) ФИО писал: «…»

Автор (рассказывает, сообщает, концентрирует внимание читателя на, подчёркивает, обращает наше внимание, выделяет, замечает, указывает, размышляет над, высказывает интересное предположение по поводу, особо останавливается на, неоднократно возвращается к, ссылается на…) Он поднимает проблему (называется проблема), заставляет читателя задуматься…

Приведу примеры из текста писателя (публициста, автора текста)

Примеры из текста (2!!!)

Например, (во-первых,) в предложении № ____ автор говорит (размышляет, приводит пример )…, чтобы показать (чтобы читатель мог понять)…..

А в предложении № ___, (во-вторых)… автор говорит (размышляет, приводит пример )…, чтобы показать (чтобы читатель мог понять)…..

Вывод (ваше мнение)

Автор прав в том, что…

Нельзя не согласиться с автором в том, что…

Кажется спорной мысль автора о том, что…

Текст (ФИО автора) вызвал во мне противоречивые чувства. С одной стороны, … с другой стороны, …

С автором рассказа трудно не согласиться.

Действительно, …

Хочу поддержать точку зрения автора в том, что…

Тренировочные упражнения по заданию 15.2

15.2 Прочитай текст. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «А Халима стояла в дверях, высокая, удивительно красивая». Напишите сочинение-рассуждение. Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

(1)Летом жёлтая и худая Халима начинала просушивать постель. (2) Она выносила раскладушки и наваливала на них одеяла и перины такой преогромной кучей, что непонятно было, как всё это помещается в двух крошечных подвальных комнатах, где она жила с семьёй.

(3) Куча эта возвышалась как раз под окном Клюквиных, живших на первом этаже двухэтажного дома.

(4) Старуха Клюквина, высунувшись в окно, добросовестно бранила Халиму.

(5) –Колюня, подь сюда! – приказала она своему шкодливому внуку Кольке. (6) –А ну-ка скинь всё!

(7) Колюня с удовольствием побежал во двор и, выждав минуту, когда Халима отлучилась, перевернул раскладушку.

(8) Старуха Клюквина всё стояла у окна и поругивалась. (9) Потом в голову ей пришла, что неплохо бы проветрить свою плюшевую жакетку.(10)Нести во двор она не хотела – а ну как украдут? — и решила проветрить её на чердаке.

(11) Она позвала Кольку и, снявши в сенцах ключ с гвоздя, стала подниматься вслед за ним на чердак.

(12) Старуха отомкнула замок, и они вошли в огромное помещение.

(13) Колюня каждый раз восхищенно замирал перед кучами хлама, жадно разглядывал причудливые очертания. (14) Он ткнулся было туда, но бабка, повесив жакетку на бельевую веревку, потянула его к выходу, замнула низкую дверь и стала спускаться по лестнице. (15) Колюня шёл следом, мучительно соображая, как бы стащить у неё клюс и забраться на чердак.

(16) Он вышел во двор и задумчиво посмотрел на крышу. (17) Трехэтажный дом стоял впритык к их дому, но крыша трехэтажки метра на полтора возвышалась над крышей Колюниного дома. (18) «Если выход на чердак в трехэтажке открыт, можно рискнуть», — решил Колюня.

(19) Он пошёл просить ключ от чердака к дворничихиному Витьке. (20) Колька наврал ему, что на крышу упал Шуркин кожаный мяч и, если Витька поможет достать ему ключ от чердачной двери, они вдвоем, конечно, будут навеки этого мяча!

(21) У Витьки загорелись глаза. (22)Через три минуты оба они стояли у деревянной чердачной двери.

(23)-Ты посиди пока, я слазию на двухэтажку, может, там мяч-то, — сказал Колюня. (24) Он приземлился на крышу двухэтажки, подошёл к растворенному чердачному окну и гляну вниз.

(25)Колька увидел задний двор, большой дуб, сараи, Шуркину голубятню, присел на корточки: ему хотелось увидеть и раскладушку с разноцветными перинами, песочницу, доминошный стол…

(26) Старуха Клюквина всё не могла успокоиться.

(27)-Ишь, выложила своё тряпьё под самый нос, — ворчала она.

(28) Потом втсала, взяла совок, выгребла из печки золы, подошла к окну и ловким движением сыпанула из окна золу прямо на раскладушку…

(29) И вдруг странная фигура мелькнула прямо перед глазами Клюквиной. (30) Она камнем упала сверху, прямо в середину Халаминого тряпья, и раскладушка развалилась. (31) Над бледным Колькой стояла Халима. (32) Она увидела тоненькую струйку крови, вытекающую изо рта, и схватила его на руки.

(33) –Живой? (34) Руки, ноги целые? – и забормотала что-то, радостно прижимая к себе этого шкодливого, никем во дворе не любимого мальчишку.

(35) И ещё не вполне поняв, что же произошло, старуха Клюквина бежала к раскладушке и кричала:

  • Не парень, бес! (36) О откуда же он сверзился?

(37) Колька был жив и невредим, но с прокушенным языком…

(38) Соседи видели, как на другой день вредная старуха Клюквина торжественно отнесла в подвал Халиме большой пирог с вареньем, поклонилась ей и громко сказала:

  • Прости, Халима. (39) Кушайте на здоровье.

(40) А Халима стояла в дверях, высокая, удивительно красивая…

(По Л. Улицкой)

Задание 2. Сравни сочинения учеников. Выяви их достоинства и недостатки. Выставь баллы по критериям.

1 вариант

Писательница Улицкая в финале рассказа пишет: «А Халима стояла в дверях, высокая, удивительно красивая». Автор заставляет читателя задуматься, что такое великодушие. Приведу примеры из текста.

Например, в предложении №34 Халима проявила великодушие к Кольке, ведь она могла стоять и равнодушно смотреть на мальчика, который вместе со своей бабкой делал гадости. Но вместо этого она встревоженно подбежала к нему и спросила, всё ли у него в порядке. А в предложениях №38 и 39 автор показывает, что старуха Клюквина увидела Халиму с другой стороны.

Текст автора вызвал у меня чувство радости, потому что всё благополучно закончилось, и старуха Клюквина теперь по-другому будет относиться к Халиме.

2 вариант

В своём рассказе «Счастливый случай» писательница А. Улицкая в финале пишет: «А Халима стояла в дверях, высокая, удивительно красивая». Автор подчеркивает, как Халима незаметно изменилась, совершив великодушный поступок. Приведу примеры из текста писательницы.

Например, в предложении №1 автор говорит о героине жёлтая и худая»,

и мы видим, какое впечатление на окружающих производит Халима с первого взгляда. Но в конце рассказа в глазах старухи Клюквиной она становится «высокая и удивительно красивая». Почему? Ведь старуха видела её не в первый раз. Но после благородного поступка Халимы мы видим её настоящей. Внешность и внутренние качества человека часто не совпадают.

Автор текста права в том, что внешность не показатель внутренних качеств человека.

3 вариант

В своём рассказе «Счастливый случай» писательница А. Улицкая в финале пишет: «А Халима стояла в дверях, высокая, удивительно красивая». В тексте поднимается проблема отношений между людьми. Чтобы подтвердить свое мнение, приведу примеры из текста Улицкой.

В предложении №34 автор пишет: «Руки, ноги целые? – и забормотала что-то радостное, прижимая к себе этого шкодливого, никем во дворе не любимого мальчишку». Автор показывает, как Халима переживает за чужого мальчишку, который издевался над ней. А в предложении №7 автор показывает отношение мальчика к Халиме: «перевернул раскладушку».

С автором рассказа трудно не согласиться. Действительно, великодушие — важное свойство характера. Во все времена, несмотря на отношение к тебе других людей, нужно быть и незлопамятным.

С1К1 (2)

С1К2 (3)

С1К3 (2)

С1К4 (2)

Итого баллов (9)

1 вариант

2 вариант

3 вариант

Критерии оценивания сочинения 15.3

баллы

С3К1

Толкование значения слова

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей

сочинения) дал определение и прокомментировал его

2

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей

сочинения) дал определение, но не прокомментировал его

1

Экзаменуемый дал неверное определение,

или толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует

0

С3К2

Наличие примеров-аргументов

Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один

пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а

второй – из жизненного опыта, или экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста

3

Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из

прочитанного текста

2

Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) из

жизненного опыта

1

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента

0

С3К3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой

цельностью, речевой связностью и последовательностью

изложения:

– логические ошибки отсутствуют, последовательность

изложения не нарушена;

– в работе нет нарушений абзацного членения текста

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой

цельностью, связностью и последовательностью

изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения

текста

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный

замысел, но допущено более одной логической ошибки,

и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста

0

С3К4

Композиционная стройность

Работа характеризуется композиционной стройностью и

завершённостью, ошибок в построении текста нет

2

Работа характеризуется композиционной стройностью и

завершённостью,

но допущена одна ошибка в построении текста

1

В работе допущено две и более ошибки в построении текста

0

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям

С3К1–С3К4

9

Клише для написания сочинения 15.3