Анализ стихотворения «С поляны коршун поднялся» по плану

Прежде всего, поэтический текст следует выразительно прочесть. Лучше всего, если это сделает преподаватель на уроке, однако, если такой возможности нет, то можно прочитать стихотворение самостоятельно. Чтение вслух поможет осознать настроение текста, понять мысли и чувства автора.

Для анализа стихотворения «С поляны коршун поднялся» лучше всего придерживаться такого плана:

  1. Краткая информация об авторе, история создания текста.
  2. О чем говорится в лирическом тексте.
  3. Основное настроение. Какие чувства передает поэт через стихотворные строки?
  4. Какие выразительные средства используются для передачи настроение? Привести их примеры, отметить наиболее интересные и необычные.
  5. Какова тема поэтического текста? В чем состоит его идея (основная мысль)?
  6. Описать собственные чувства, которые вызывает поэтический текст.

Этот план поможет всесторонне проанализировать произведение, понять его идею, разобраться с тем, что хотел донести до своих читателей автор. Используя его, мы далее проведем анализ стихотворения «С поляны коршун поднялся».

Краткая информация об авторе и произведении

Чтобы лучше понять идею и настроение текста, следует разобраться в том, какие именно жизненные обстоятельства побудили писателя его написать. Так, при проведении краткого анализа стихотворения «С поляны коршун поднялся» следует упомянуть, что Тютчев в этот период совершал по долгу службы поездки во Францию и Германию, искренне восхищался Мюнхеном, но при этом тосковал об оставленной родине. Поэт не мог разобраться, почему на душе его тяжело, чего именно не хватает ему для счастья. Эти размышления и вылились в поэтический текст, написанный в 1835 году.

Краткий анализ , История создания

  • Стихотворение было написано в 1835 г. когда поэт пребывал в Мюнхене. Первая публикация — 1879 г.

Тема стихотворения

  • внутренняя свобода человека.

Композиция

  • Анализируемое стихотворение — монолог лирического героя, который по смыслу можно поделить на две части: описание полета коршуна и воспроизведение внутреннего состояния человека, наблюдающего за птицей. Формально стих делится на два катрена.

Жанр

5 стр., 2136 слов

Стихотворение «Блажен озлобленный поэт» Якова Полонского: анализ

... пишет произведение четырехстопным ямбом. Неблагодарная поэтическая правда Обычно произведения поэтов-бунтарей полны сарказма, кстати, как и стихотворение «Блажен незлобивый поэт». Они отрывают, хоть и ... Некрасов посвятил гражданской лирике. К этому жанру можно отнести и стихотворение «Блажен незлобивый поэт». Направление произведения – реализм. Ему свойственно изображение современного общества, ...

  • элегия.

Стихотворный размер

  • четырехстопный ямб, рифмовка параллельная ААВВ

Метафоры

«ушел за небосклон», «природа-мать ему дала два мощных, два живых крыла», «я, царь земли, прирос к земли».

Эпитеты

«два мощных, два живых крыла».

Содержание поэтического текста

Следующий шаг анализа стихотворения Тютчева «С поляны коршун поднялся» — определение того, о чем говорится в тексте. Лирический герой видит полет горделивой птицы, которую сама природа превознесла над привязанными к земле людьми. Коршун может улететь, а человек – нет. Герой невольно задумывается о том, что человек не так уж велик и могущественен, каким хотел бы себя считать. В противостоянии человека и природы победа остается за последней.

Основное настроение

Далее при проведении анализа стихотворения «С поляны коршун поднялся» следует обозначить настроение, которое рождает у читателя знакомство с поэтическими строками, и попробовать понять чувства автора.

Лирический герой испытывает восхищение и тайную зависть по отношению к свободной птице. Полет коршуна символизирует для поэта подлинную свободу от проблем, гнетущих человека. Сам текст одновременно дышит и радостью, ведь лирический герой наблюдает подлинно прекрасное явление, и грустью, поскольку улететь ввысь за горделивой птицей он не сможет.

Коршун стремится в небо, в прекрасную и опасную даль, а «царь земли», как Тютчев иронично называет человека, вынужден оставаться на пыльной земле. Говоря так, автор сожалеет о природной ограниченности людей, которые не смогут покорить небо. Поэтому в тексте звучат нотки грусти и тоски.

Анализ стихотворения «С поляны коршун поднялся»: тематика

Произведение Ф. И. Тютчева – это размышление лирического героя о возможностях людей. Если человек – царь земли, то почему же ему недоступно небо? Последняя строка говорит о жгучем желании человека покорить небо.

12 стр., 5980 слов

Здания и сады китая как воплощение гармонии неба и земли

... Небо -- Земля -- Человек, определявшей специфику взаимоотношений человека и природы в Китае. Поскольку мир в целом виделся как ... визуальное воплощение образа (особо значимое в китайской традиции), средством его ... Неба и Земли, включая в круговорот вселенной (в китайском понятии выраженного биномами тяньди -- Небо и Земля). Творческая активность человека сближала его с Небом и Землей. Китайский сад ...

Мысль хочет постичь неизведанное, но ей не дано выйти за пределы «земного круга». Именно поэтому так горьки думы героя, ведь он «прирос к земле» и должен трудиться здесь, внизу, чтобы прокормить себя и семью. А коршуну доступно бескрайнее и чистое небо!

Выразительные средства

Продолжить анализ стихотворения «С поляны коршун поднялся» следует определением изобразительно-выразительных средств, которые помогают поэту облечь свою мысль в прекрасную запоминающуюся форму.

Поэтический текст очень легко читать, он быстро и просто запоминается, что происходит благодаря использованию параллельной рифмовки:

  • Первая и вторая строки рифмуются.
  • Третья и четвертая – тоже.

Размер стиха, который использует Тютчев, – четырехстопный ямб, любимый еще одним великим русским поэтом — Пушкиным.

Лексика, которая используется автором, проста и понятна читателю, поэтому архаичная форма «дале», то есть выше, которая относится к описанию полета хищной птицы, привносит в эту строфу торжественность и приподнятость.

Поэт использует параллелизм: если первая строфа показывает читателю полет коршуна, то во второй событий и описаний нет, присутствуют только горестные размышления лирического героя о бренности земного существования. Подобный принцип параллелизма довольно широко используется в творчестве Тютчева.

Средства выразительности используются редко, но каждое из них имеет особое значение:

  • «Живые» (крылья) – эпитет. Передает особое настроение глубинной свободы, которое присуще птице, но которого недостает герою.
  • Олицетворения «ушел за небосклон», «взвился» Тютчев использует, говоря о коршуне и подчеркивая свое восхищение этой птицей, а также силой природы, в ней воплощенной.
  • Метафоры «природа-мать», «царь земли» являются клише, но если первая передает восторг поэта, то вторую метафору он использует явно с иронией.

Таким образом, использование приемов выразительности позволило Тютчеву выразить в образе птицы свое представление о вольной и свободной душе, которая наслаждается полетом над пыльной землей. Так и человек, по мнению поэта, жаждет воли, но не достигнет ее.

Средства выразительности

Понять основную идею нам помогают различные средства выразительности. Самое главное средство — это антитеза, на которой построено всё стихотворение: «небо» — «земля», «мощный» и «живой» противопоставляется «поту» и «пыли», «коршун» — «царь земли». Первые шесть строк — про свободу, небо, высь и живые крылья, и лишь последние две строчки ярко показывают пыльную землю, где нет такого простора.

2 стр., 903 слов

«Книга дает человеку возможность подняться над самим собой» /по ...

... человеку возможность подняться над собой– думаю, поможет ответить моя любимая книга Стивенсона «Вересковый мёд». Баллада ... в этот момент? Наверное, герои думают о жизни, о смерти, о том, как сохранить тайну, ... – война, во время которой были покорены племена пиктов, – легло в основу баллады «Вересковый мед». ... юноше пятнадцати лет. Пикты отвечают молчанием. По-моему, молчание пиктов значительно на ...

Множество глаголов передают динамику движения, которым преисполнен коршун: «поднялся», «взвился», «вьётся», «ушёл». В то же время, глагол, характеризующий лирического героя, показывает врастание, стагнацию: «прирос».

Философское настроение Тютчева и его печальные размышления на тему несвободной человеческой жизни как нельзя лучше отразились в данном нам стихотворении. Элегия действительно заставляет задуматься обо всём том, что держит человека в рамках, однако нам остаётся лишь смириться с тем, что дала нам природа.

Автор: Лиана Юлдашбаева

Тема и основная мысль

Теперь начинается самый сложный, но интересный этап анализа стихотворения «С поляны коршун поднялся». Необходимо определить его тему и идею.

Тема – полет коршуна в небеса и молчаливое наблюдение за ним со стороны лирического героя, который, при всем своем восхищении, испытывает чувство грусти, ведь он, в отличие от горделивого хищника, не в состоянии вознестись далеко ввысь над земными проблемами.

Идея – это основная мысль, то есть то, ради чего написан лирический текст. В стихотворении Тютчев делится с читателями своими самыми сокровенными мыслями о том, что быть человеком, царем природы, конечно, хорошо, но вот внутренней свободы и способности летать (под которой опять же подразумевается свобода), у него нет. Не стоит думать, будто Тютчев сожалеет о том, что люди не летают, под образом крыльев поэт подразумевает свободу мыслей, умение жить, не оглядываясь на мнение общества, не боясь чьего-либо осуждения.

Основная тема , Основная тема — описание свободолюбивого коршуна

Идея стихотворения состоит в том, что автор видит себя закрепленным за одним местом, и оттого его удел лишь печально смотреть на то, как улетает свободная птица, не имея подобной возможности.

В XXI веке может показаться, что тема, поднятая Тютчевым, потеряла свою актуальность, ведь в это демократичное время людям могут жить в какой угодно стране. Помимо этого, появились самолеты, при помощи которых можно быстро добраться в любую точку мира. Тем не менее у самого человека без сторонней помощи все так же нет возможности подняться в небо и перенестись в нужное место. Он, как и прежде, привязан к земле.

15 стр., 7149 слов

Творчество тютчева

... впрочем, относится к искусству во­обще). С творчеством Тютчева вы знакомы давно. Вам, конечно, известны его ... человек вполне может найти общий язык: В ней есть любовь, в ней есть язык… Сочинение на тему Поэтический мир Ф. И. Тютчева (о творчестве поэта) – по ... безнадежность. Природа в лирике Тютчева неразрывно связана с внутренней жизнью лирического героя. Отметим, что Тютчев нередко показывает нам ...

В русской литературе есть множество стихотворений, в которых природные мотивы пересекаются с философскими мыслями поэтов. Подобную лирику писали представители как золотого, так и серебряного века: Пушкин, Фет, Блок, да и сам Тютчев. В «С поля коршун поднялся» Федор Иванович поднимает проблему внутренней неволи человека через пейзаж.

В произведении описываются чувства лирического героя

Поэт в стихотворении проводит параллели между жизнью коршуна и человека. Тютчев считает, что сама природа подарила птицам крылья и возможность быть свободными. У человека другая участь, менее веселая. Он царь земли, что неспособен ее покинуть, и оттого это звание пустое.

Автор крайне кратко рассуждает о существовании человека и внутреннем мире лирического героя. Кажется, он просто констатирует общепринятые факты. Но такому мастеру слова, как Тютчев, достаточно и пары строчек, чтобы заставить читателя проникнуться проблемами персонажа и задуматься над поднятой темой.

Последние строчки написаны от первого лица, такой прием сближает читателя с лирическим героем в лице автора произведения.

Завершение анализа

Анализ стихотворения «С поляны коршун поднялся» Тютчева кратко следует завершить подведением итогов и самостоятельными выводами.

Очень важно отметить, что, будучи за границей, Тютчев мог сравнить то, как живут европейцы, и то, как вынуждены жить его соотечественники, и эта разница не могла не поразить его. В России тех времен свобода слова и мысли очень жестоко каралась.

Несмотря на это, будучи истинным патриотом, поэт не стремился остаться на вольном Западе, напротив, всей душой он рвался на родину, хотя, вероятнее всего, порой и сам не понимал, зачем. Его стихотворение дышит грустью и печалью, но отчаяния и ощущение безысходности в нем нет, тоска лирического героя по свободе легка и возвышенна.

Таков пример анализа стихотворения «С поляны коршун поднялся» по заранее определенному плану.