«Конспект урока русского языка по теме: «Обучающее сочинение по картине С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство». 2 класс»
Методическая разработка
урока русского языка по теме:
«Обучающее сочинение по картине С. А. Тутунова
«Зима пришла. Детство».
2 класс
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ№49»
Марченко Евгения Александровна., Новокузнецк, 2019г.
Цель: научить детей составлению описательного рассказа по картине известного художника с опорой на план.
Планируемые результаты:
познакомить с картиной художника Сергея Андреевича Тутунова «Зима пришла. Детство»;
-
Регулятивные
учить детей осмысливать содержание картины; совершенствовать умения подбирать необходимые для описания и повествования слова; совершенствовать умение собирать рабочие материалы к сочинению.
организовывать атмосферу доброжелательности и комфорта на уроке, развивать устную и письменную речь учащихся, внимательно слушать других, учиться принимать другую точку зрения;
-
Личностные
развивать у детей наблюдательность, зрительное внимание, логическое мышление и творческое воображение. Искать свою позицию в многообразии позиций, эстетических, культурных предпочтений.
учить соотносить художественный текст и художественные средства картины; развивать мышление детей, кругозор, воображение, обогащать словарь детей новой лексикой, способствовать формированию интереса к живописи и внимательному отношению к выбору слов, воспитывать любовь к природе.
Оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор, репродукция картины С.А. Тутунова «Зима пришла. Детство» (учебник «Русский язык» 2 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, картинная галерея), портрет художника; по 1-2 репродукции картин известных художников (жанровая живопись: натюрморты, портреты, пейзажи); опорный картинный план для составления описательного рассказа по картине; запись произведения «Зима» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского; диск с записью песенки из мультфильма «Пластилиновая ворона» (слова А. Кушнера, музыка Г. Гладкова), орфографический словарь.
Ход урока
-
Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
5 стр., 2227 словРазвитие речи. Подготовка к сочинению по картине Сергея Андреевича ...
... детей, кругозор, воображение, обогащать словарь детей новой лексикой , способствовать формированию интереса к живописи и внимательному отношению к выбору слов, воспитывать любовь к природе. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, репродукция картины С.А. Тутунова «Зима пришла. Детство» ...
-
Подготовка к восприятию картины.
- Прочитайте на доске слово первый. Какие воспоминания вызывает у вас это слово?
- Послушайте, с чем ассоциируется слово первый у поэта И.А.Бунина
Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ночью буря бушевала, А с рассветом на село,, На пруды, на сад пустынный, Первым снегом понесло.
- С чем ассоциируется слово первый у поэта Бунина И.А.?
- Каким вам вспоминается первый снег? Каким вы его видели? Какие чувства он у вас вызывает?
2.Постановка задач урока.
- Художник Сергей Андреевич Тутунов сохранил свои воспоминания о первом снеге в памяти, пронёс их через всю жизнь и став взрослым, перенёс их на полотно. И получилась замечательная картина.
- Откройте картинную галерею в учебнике.
3.Рассматривание картины.
- Рассмотрите картину.
4.Беседа по содержанию картины.
- Какое время года изобразил художник?
- Как вы догадались, что это именно начало зимы?
- Какое время суток изображено? Почему вы догадались? (Снег выпал ночью, сейчас утро. Мальчик проснувшись, увидел снег и подбежал к окну).
- Какая деталь интерьера занимает большую часть картины? (окно)
- Почему окно занимает столько места? (именно через него мальчик видит изменившийся мир)
- Кого художник изобразил на переднем плане? (Мальчика лет 6-7)
- Где он стоит?
- Опишите его внешний вид.
- Что привлекло внимание мальчика?
- Посмотрите на руки мальчика. (Положил на стекло).
- Зачем?( хочет потрогать)
- Можно ли сказать, что мальчику нравится первый снег? Как это показал художник? (Смотрит не отрываясь, прильнув к стеклу).
-Посмотрите на слова – названия чувств, которые помогут вам передать настроение мальчика.
радость |
восторг |
волнение |
удивление |
восхищение |
беспокойство |
испуг |
грусть |
интерес |
- Почему его восхищает и удивляет первый снег?
- Какой снег?
- Как он падает с неба?
5.Выявление изобразительных средств.
- Обратите внимание на цвет картины. Какой цвет главный? Почему?
(Белый. Он везде: на земле, на крышах, в воздухе, на деревьях. Снег очень чистый )
- Какое настроение он создаёт?
(Настроение праздничное, радостное)
- Какой ещё есть цвет на картине? (Тёмный цвет комнаты)
- Какое настроение он создаёт? (угрюмое, мрачное)
-Как вы думаете, зачем художник использовал такие контрастные цвета: темные и светлые? ( Хотел показать, что вчера всё было тёмное: голые деревья, сырая тёмная земля. Всё темное и мрачное. А утром стало очень ярким. Аж, больно глазам).
6.Составление плана сочинения.
- Чтобы получился рассказ, нужно описать картину в определённом порядке. Давайте наметим этот порядок.
- О чём будем сначала писать? Как можно назвать эту часть?
- О чём дальше расскажем?
- Как озаглавить эту часть?
- Как закончить сочинение? О чём надо сказать в заключительной части? ( о настроении)
- Как озаглавить эту часть?
- Что мы сейчас составили? (план)
- Для чего он нам нужен?
План
1.Зима пришла.
2.Радость мальчика.
3.Моё отношение к картине.
8.Запись текста на черновик.
Сочинение от лица мальчика.
- При написании сочинения не обязательно использовать все опорные слова. Вы можете описать героя по-своему.
Я проснулся рано. В комнате было светло. Я удивился и посмотрел в окно. Чудо! Всё покрыто белым снегом. Даже смотреть больно.
Я стоял у окна, прильнув к стеклу. Долго не мог оторвать взгляда., Как изменилась природа от первого снега!
Другой вариант.
Я проснулся утром. В комнате было очень светло. Яркий свет шёл из окна. Что это? Я подбежал к окну.
Во дворе всё было бело. Ночью выпал снег. Он покрыл землю, дома, деревья., Как волшебно всё изменилось!
9. Запись рассказа по картине с опорой на план.
10. Итог урока.
- Что было интересным в работе с картиной?
- А что трудно?
7