Роль сочинений в развитии речи младших школьников методическая разработка по русскому языку (1 класс)

Роль сочинений в развитии младших школьников

Учитель начальных классов: Бирюк Рита Васильевна

С общедидактических позиций подходил к сочинениям Л. В. Занков. Он рассматривал детское сочинение как форму самовыражения, самосознания ребенка, как возможность поделиться впечатлениями, переживаниями с учителем, с классом. В сочинении, считал он, проявляется, а, значит, и воспитывается восприятие красоты природы, красоты человека, прекрасное в его труде, поступках. Ценность детского сочинения он определял по тому, насколько в нем нашли отражение чувства, мысли ребенка, свежесть восприятия им каких- либо явлений.

По системе Л. В. Занкова учебный процесс построен так, что он идет как бы впереди развития. Учитель и ученики получают свободу для творчества. О развитии ребенка можно судить по тому, на сколько и правильно, ясно и убедительно он выражает свои мысли, знания, т. е. говорит и пишет. Это можно увидеть в детских сочинениях. Этот нелегкий вид деятельности младших школьников приносит им много радости, а учителю – удовлетворение от познания их личностей.

Работая по системе Л. В. Занкова, надо с первого класса обучать школьников написанию сочинения. Исходным при написании сочинения является понимание сочинения как индивидуального творчества ученика, которое дает ему возможность выразить себя, свою личность, свои мысли. Ценность детского творчества, по словам Л. С. Высотского, заключается в том, что даже «не создавая произведений общественно значимых, оно помогает формированию личности юного автора».

Работа над сочинением в системе Л. В. Занкова имеет свои отличительные особенности:

1. Это отсутствие специальной работы непосредственно перед написанием. Подготовка носит косвенный характер. Она, прежде всего, заключается в каждодневной работе учителя над общим развитием школьников в обучении по всем предметам, в накоплении знаний, впечатлений, в постоянной целенаправленной работе на уроках чтения. Все это нацелено на то, чтобы воспитать у детей интерес к самостоятельному написанию сочинений, создавать эмоциональную готовность к написанию

5 стр., 2295 слов

На текущие сочинения школьников

... рецензии на художественное произведение, а моноадресность. У рецензии на текущее сочинение цель – помочь школьнику улучшить ... что присуще только этому ученику". Приведем рассказ методиста о сочинении, содержание которого оценено отметкой ... Как мы пишем 1989: 24]. Похожие мысли высказывал и Ник. Никитин. Он с ... Во-вторых, писатели внимательно относятся к отзывам рядовых читателей, о которых Ник. Никитин ...

2. Богатое содержание обучения на высоком творческом уровне. Вся система обучения направлена на раскрытие перед ребятами широкой картины мира через введение таких отдельных предметов, как окружающий мир, история. Продуманное содержание обучения помогает рассмотреть знакомый объект с совершенно неожиданной стороны. Творчество учеников в таких условиях проявляется в том, что они самостоятельно осмысливают тему и подбирают необходимый материал, представляют доказательства, раскрывают взаимосвязи, сопоставляют и сравнивают, делают выводы и все это выражают в литературной форме.

3. Атмосфера доброжелательности, понимание и поощрение во время работы над сочинением, отсутствие плохих отметок служат цели духовного и умственного раскрепощения ребенка, снятию страха за возможные ошибки. Кроме названных условий, работа над сочинением имеет еще и специфические особенности. Проявляются они в выборе тематики сочинений, в косвенном

характере подготовки к работе над ним, в самой организации процесса написания, в обсуждении школьниками своих работ. Темы подбираются различной сложности. Особое значение придается формулировке творческих тем, стремясь вызвать у ребят искреннюю заинтересованность.

Сочинения – бесценный материал для учителя. Они помогают ему лучше узнать внутренний мир детей, ломают утвердившееся деление на сильных и слабых, раскрывают неожиданные возможности отстающих.

Большое значение придается работе над сочинением, когда оно уже написано.

Здесь применяются два основных приема:

Устный анализ и саморедактирование.

Редактирование является активным средством развития мышления, эмоционально-волевой сферы детей.

Что исправляют дети в своих работах? Первоклассники вставляют буквы, и дописывают слова. Во 2 классе дети меняют местами предложения, заменяют слова на более точные, дополняют текст, исправляют орфографические ошибки.

Анализ письменных творческих работ самая трудная работа учителя. Сразу же возникает множество вопросов, и, прежде всего, как и что анализировать самому учителю, как использовать результаты анализа при работе с детьми. Проверка такого рода работ зачастую связана с неожиданными открытиями учителем своих учеников, с эмоциональными переживаниями самого учителя, осознающего свою ответственность перед ребенком, оценку труда которого он берет на себя.

Письменные сочинения должны быть максимально самостоятельными. В развивающем обучении сочинениям отводится ведущее место. Характеризуя направленность тематики сочинений, можно отметить, что тематика сочинений нацелена: * на формирование личности ребенка;

  1. на осознание детьми своего социального опыта;
  2. на обобщение школьных знаний
  3. ориентирует на разный уровень обобщения материала, на различную силу проявления эмоционально-оценочных отношений к действительности.

Сочинения рассматриваются и как средство обучения, осознания и обобщения полученных знаний.

3 стр., 1014 слов

«Изобразительная деятельность как средство подготовки детей к ...

... подготовки ребенка к школе, но нужно освоить возможности ее внедрения с данной целью. На занятиях изобразительной деятельностью в дошкольном учреждении находят решение задачи всестороннего становления детей, которое нужно для эффективного обучения в школе. ...

Главное место в исследованиях отводится анализу детских работ и обсуждению их в классе.

Подчеркивая разный уровень детских сочинений, выделяют 2 группы работ:

РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НА ТВОРЧЕСКОМ УРОВНЕ и РАБОТЫ, ВЫПОЛ-НЕННЫЕ НА РЕПРОДУКТИВНОМ УРОВНЕ и, таким образом, отмечают диагностическую роль сочинений, а правильно проанализированное сочинение становится в свою очередь не только средством обучения, но и показывают развитие ребенка.

Репродуктивные темы предполагают раскрытие какого-то отдельного факта, явления, связанного с опытом детей или отдельным учебным предметом. Например, мы во 2классе писали сочинение на тему «Путешествие капельки воды». Чтобы написать сочинение на эту тему, достаточно изложить определенные темой знания, т. е. выполнить работу на репродуктивном уровне. Подобные сочинения приближаются по методу работы к изложениям, хотя, учитывая полную самостоятельность ученика при отборе фактов, составлении текста, не тождественны изложению. В связи с этим термин «репродуктивный» по отношению к самостоятельному написанию любого сочинения носит условный характер.

Творческие темы формируют самое главное: потребность в самовыражении, в сопереживании, чувство слова, умение переносить и связывать знания из разных областей, размышлять над известными фактами или явлениями. Тем самым создаются условия для раскрытия интеллектуальных и духовных возможностей детей.

Сочинения, выполненные на репродуктивном уровне, как правило, свидетельствуют в лучшем случае о развитии памяти ребенка и характеризуют, зачастую, низкий уровень его общего развития (интеллектуального или эмоционального).

Эти дети не хотят или просто не умеют раскрывать свою индивидуальность, свой внутренний мир.

Именно коллективная работа, связанная с разбором и оценкой сочинений, призвана разбудить у этих детей стремление к размышлениям и сопоставлениям, вовлекая их в обсуждение чужих работ. Необходимо особенно поощрять в них попытки выразить свои чувства и свое отношение к обсуждаемому, пробуждая тем самым интерес к делу.

На уроках анализа письменные работы озвучиваются либо учителем, либо самим автором работы. Остальные одноклассники выступают в роли слушателей. Для обсуждения предлагаются лучшие образцы, выбираются яркие интересные фрагменты, прочитываются самые интересные предложения.

В обзорном анализе учителю удается упомянуть почти каждого. О недостат-ках говорится бегло. Внимание детей привлечено к достоинствам работ, к тому, чем поддерживается интерес в течение всего урока.

Но сочинение кроме достоинств содержит и свои недостатки. Вдумчивая, серьезная работа по осознанию своих ошибок и недочетов, направленная на улучшение написанного, не может быть осуществлена без зрительной опоры на текст и производится только с голоса. Роль «слушателей» сменяется ролью «читателей» и «редакторов». В аналитической работе с текстом ведущее место занимает теперь обучение редактированию и саморедактированию, связанное, прежде всего с традиционной работой над ошибками. Дети анализируют свои письменные сочинения с б о льшим интересом, чем тексты писателя. Однако главное в том, что большинство детей просто не замечают своих ошибок. «Ребе-нок понимает в окружающем больше, чем может передать словами. Сам он не замечает своих ошибок; наоборот, ему нравится свое сообщение. Это происходит потому, что во внутренней речи все его положения были для него вполне достаточны и понятны» (Н. И. Жинкин.)

Недостатки речи не могут быть устранены простым подражанием взрослым. Здесь нужна выручка. Без учителя не могут быть сформулированы и критерии оценки, которые помогут учащимся определить, насколько хороша речь его товарищей и его самого.

Анализ связных высказываний, сочинений всегда должен быть направлен на осознание детьми такого сложного понятия как текст. Иначе дети никогда не

поймут, что от них требует учитель, призывая к саморедактированию.

Если из-за ошибок хорошего текста не получилось, то, чтобы он получился, надо, возможно, не только исправить ошибки эти ошибки, но и переработать их заново. Так возникает необходимость в обучении редактированию и саморедактированию.

При проверке сочинений учителю целесообразно:

— отметить (подчеркнуть, не исправляя) красным цветом орфографические ошибки на изученные правила

— исправить другим цветом (зеленым) ошибки на неизученные правила.

С работой над ошибками связано и обучение редактированию.

1. Первоначально дети редактируют работы, проверенные учителем, объясняют и исправляют выделенные ошибки и недочеты, составляют устно новые варианты;

2. Оценивают теперь уже не исходный текст, а новые его варианты;

3. Позднее, накопив некоторый опыт, дети редактируют текст самостоятельно и, предметом обсуждения и анализа становится эта деятельность ученика.

Разбор творческой работы надо организовать так, чтобы он был всем интересен и полезен, а самому автору принес удовлетворение.

Анализ – серьезная интеллектуальная работа. Он требует от всех много сил и чувств. Читателям и слушателям (и детям, и взрослым) надо помнить о трех благодарностях:

  1. за наслаждение и восхищение, которые вызывают образцовые работы;
  2. за новизну и находки (они обогащают нас знаниями)
  3. и за ошибки, которые дают нам возможность хорошо поразмыслить, подумать и поработать.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/rol-sochineniy-v-razvitii-lichnosti-mladshego-shkolnika/

  1. Нечаева Н. В. «Обучение грамоте. Организация литературного творчества»
  2. Методика развивающего обучения младших школьников»

(под редакцией З. А. Клепининой)

  1. Благина Г. В. «Мастерство учителя на уроке»
  2. Бугрименко Е. А. и др. «Руководство по оценке качества математических и лингвистических знаний школьников»
  3. Поляков С. Д. «В поисках педагогической инноватики»

Памятка №1

( для проверки сочинений учителем)

Характерные особенности, выявленные при анализе сочинений, выполненных детьми на разных уровнях:

На творческом уровне

На репродуктивном уровне

1. Целостный, законченный характер работ. Умение переработать и перестроить имеющиеся знания в связи с новыми познаниями (темой)

1. Имеющиеся знания излагаются ребенком «рядоположенно»: факт констатируется, но не разрабатывается, каждое новое сообщение изолируется от предыдущего, не связано личным отношением к описываемому

2. Образное, эмоциональное развитие темы, что проявляется в богатстве лексики и синтаксических форм

2. Тема раскрывается через усвоенные знания (работа затра-гивает ум, но не затрагивает чувства ребенка)

3. Работы носят оценочный характер

3. Отсутствие каких-либо оценок, комментариев, связей между явлениями

4. Ярко выраженная индивидуальность по отбору материала, по стилю, по умению выразить себя в слове (выбрать нужное слово)

4. Похожесть сочинений по содержанию. Стереотипный отбор объектов, фактов

Памятка №2

(для учителя: отметьте ошибки, допущенные в содержании и построении)

  1. Пропуск главных частей и фактов, искажение содержания.
  2. Неразработанность или пропуск основного содержания или мысли.
  3. Любое нарушение логической последовательности, нарушающее связность текста.
  4. Отсутствие связи между частями, предложениями; между фактами и событиями.
  5. Повторение одного и того же слова в тексте.
  6. Неправильное определение границ предложений в тексте;
  7. Нарушение порядка слов в предложении.
  8. Неправильное согласование и управление слов в предложе-нии, а также неправильное употребление местоимений, предлогов, союзов.
  9. Пропуск нужного слова и употребление лишних слов в предложении.

10. Неправильное или неточное употребление слов, неудачный выбор слов, необоснованное употребление в одном предложении двух синонимов (например, воробьи скачут и прыгают).

11. Другие ошибки.

Памятка

(учащимся для саморедактирования)

  1. Прочитай внимательно свою работу (текст, сочинение, изложение).

    Читай тихо, целыми словами.

  2. Обрати внимание: соответствует ли концовка содержанию и заглавию текста.
  3. Достаточно ли полно ты передал содержание, не пропустил ли главное? Подтвердил ли фактами основную мысль.
  4. Нет ли в тексте лишних фактов, предложений, слов?
  5. Хорошо ли связаны части текста и соседние предложения (читай по 2предложения: 1 и 2; 2 и 3; 3 и 4; и т. д.)
  6. Перечитай текст по слогам. Проверь себя, не пропущены ли орфографические ошибки. О правописании незнакомых слов узнай у учителя или в словаре.