Почти каждый кто воевал был ранен. Правила вступительного испытания по русскому языку

В данной статье сначала представлен текст Овчинниковой к ЕГЭ о солдате ВОВ, а затем приведено сочинение выпускника к ЕГЭ с аргументами – по этому тексту.

Часть первая. Текст Л. Овчинниковой ЕГЭ

1)Почти каждый, кто воевал, был ранен хотя бы однажды. (2)Кто-то помог ему на поле боя. (3)И сам ᴏʜ спасал других. (4)Помощь товарищу, подчас связанная со смертельным риском, стала обыкновенным делом каждого дня войны. (5)Шёл 1942 год. (б)Однажды, вернувшись в лагерь, партизаны одного из отрядов Белорусϲᴎи приʜᴇсли раненого Степана Несынова. (7)Осколок задел бедро, прошил тело. (В)Фельдшер отряда Александр Вергун, осмотрев раненого, сказал: нужна операция. (9)Сделать её в лесу невозможно. (Ю)Все поняли, что Степан обречён. (11)Ему было двадцать лет. (12)Перед опасностью ᴃϲᴇ равны на войне. (13)Глядя на раненого товарища, беспомощно распластанного на плащ-палатке, партизаны думали о том, что такое могло случиться с любым из них. (14)И боль товарища переживали, как свою собственную. (15)Никто ещё не знал в лагере, что командир М.К. Бажанов и комиссар А.И. Авдеев, склонившись над картой, стали прочерчивать маршрут из партизанскᴏᴦᴏ отряда к линии фронта. (16)Чтобы из-под Орши добраться до передовой, нужно было пройти по районам Витебской и Смоленской областей.

(17)Из всех добровольцев отобрали шестерых отважных ребят: Павла Маркина, Виктора Правдина, Сергея Щербакова, Алексея Андреева, Ивана Головенкова. (18)Старшим группы шёл Борис Галушкин. (19)В партизанском отряде спешно собирались в дорогу. (20)Готовили ноϲᴎлки: к двум жердям прикрепили палатку. (21)Укладывали в вещмешки патроны и сухари. (22)Стоит сказать, что раненый Степан попроϲᴎл положить рядом с ним гранату, привязал к кольцу шпагат. (23)Если будут окружать враги, ᴏʜ сам дёрнет за кольцо… (24)Отправляясь в путь, никто не знал, какие придётся преодолеть трудности и испытания. (25)Партизаны всегда находились в окружении, продуктов часто не хватало так же, как и патронов. (26)По϶ᴛᴏму, когда взяли на плечи раненого, почувствовали, как ослабли. (27)Часто сменяли друг друга. (28)Нв случае если ноϲᴎлки, буквально шатаясь от усталости, местами, подняв их над собой, пробирались по пояс в болоте. (29)Шли только по ночам. (ЗО)Выбирали самые глухие места в лесу.

(31)«Тяжелее всех, конечно, приходилось раненому, — рассказывает Виктор Александрович Правдин. — Мы же трясли его, спотыкаясь в лесной чащобе. (32)К тому же многие из нас из-за плохого питания заболели куриной слепотой. (ЗЗ)Все предметы и расстояния в сумерках представлялись нам искажёнными. (34)Мы часто падали. (35)Даже роняли ноϲᴎлки. (Зб)Степан пеᴩᴇʜоϲᴎл всё мужественно». (37)В пути рану обрабатывали с помощью спирта и марганцовки, бинты кипятили над костром, некрайне не часто набрав в котелок болотной воды. (ЗВ)Потом на бинты пошли нательные рубашки. (39)Маленький подвижный гарнизон в любой момент был готов принять бой… (40)Чуть не попали в окружение к немцам, остановившись на ночь в одной из деревень…(41) С боем пересекли железную дорогу и спаслись, отчаянно отстреливаясь, только в болотах, скрывшись в темноте. (42)Партизаны вышли к своим в одном из районов Калининской области на девятнадцатый день пути.

11 стр., 5413 слов

Учитель аркадий кириллович решил продолжить разговор. по тексту В

... вспоминает эпизод из своего военного прошлого. После сражения под Сталинградом горел немецкий госпиталь. Горел вместе с ранеными. ... Сочинение Что делает человека человеком? Как сохранить человечность в самых страшных условиях жизни? Такую проблему рассматривает замечательный писатель Владимир Тендряков в данном тексте. Герой рассказа, Аркадий Кириллович, ...

(43)На войне не раз происходили случаи, которые выходили за рамки обычных представлений о возможностях человеческой воли и его телесных ϲᴎл. (44)Хирурги военного госпиталя установили, что в свою очередь состояние ран у Степана Несынова за время трудной дороги не ухудшилось, а улучшилось. (45)Не случилось заражения крови и загноения. (46)И ϶ᴛᴏ ʜᴇсмотря на болотную грязь, холод, тряску. (47)В подвиге товарищества сказался характер будущих победителей. (48)Они готовы были превозмочь и казавшуюся непоϲᴎльной работу, и опасности, которые окружали их со всех сторон. (49)Воля к жизни соединилась с волей к Победе. (50)Спустя годы В.А. Правдии скажет: «Степан Несынов выжил потому, что верил в нас, а мы верили друг другу».

проблема пробуждения в человеке в критических ϲᴎтуациях особых, несвойственных ему ϲᴎл.

Часть вторая. Мое сочинение ЕГЭ , Вступление.

И вот как раз в ужасное, трудное, невыносимое военное время человек находит в себе больше сил к выживанию. Он становится более стойким, более цельным как личность, чтобы справиться с трудностями, выпавшими ему на долю. Уж такова наша суть – в самых опасных обстоятельствах мы собираем волю в кулак и сражаемся за жизнь.

Правила вступительного испытания по русскому языку,

проводимого университетом самостоятельно

Вступительное испытание по русскому языку в РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева и его филиале проводится в форме тестирования.

Экзаменационные задания соответствуют в определенной степени структуре ЕГЭ по русскому языку. Результаты оцениваются по стобалльной шкале.

Задания вступительных испытаний по русскому языку – 2012 г., Пояснительная записка

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа (180 минут).

Работа состоит из 3-х частей.

Часть 1 содержит заданий (А1 – А16) на орфографию.

Часть 2 включает заданий (В1 – В10) на пунктуацию.

В первых двух частях из представленных вариантов ответа только один вариант является правильным.

Часть 3 состоит из одного задания (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по тексту (сочинение).

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Правильный ответ в зависимости от сложности каждого задания оценивается одним или несколькими баллами. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.

Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов под номером выполняемого вами задания (А1 – А16) поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1

В каком ряду во всех трёх словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) пор…дниться, ф…нарь, т…атральный, к…снуться

2) к…мментарий, об…ятельный, заг…рать, упр…влять

3) к…вычки, пок…зался, отд…лённый, выр…стает

4) изд…лека, оч…ровательный, ст…рпеть, прогл…тить

А2

В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква О?

А. ш…рты

Б. обреч…нный

В. галч…нок

Г. грош…вые украшения

1) А, Г 2) А, В 3) А, В, Г 4) В, Г

А3

1) пр…землиться, пр…звание, пр…обретённый

2) не…тмеченный, з…щищённый, н…зревший

3) во…хождение, и…коренить, бе…думный

4) обез…яна, раз…ярённый, комп…ютер

А4

В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква А?

1) к…лейдоскоп, мет…морфоза, эвк…липт, ам…ральный

2) ст…тистика, эт…жерка, ультр…мариновый, п…стамент

3) к…раван, к…нцерт, п…нтомима, гр…циозный

4) п…радокс, тр…мплин, г…рмония, ш…мпиньон

А5

В каком слове на месте пропуска пишется Ы?

1) по…скать

2) раз…грать

3) сверх…мпульсивный

4) дез…нфекция

А6

В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Ё?

А. тонкая ж…рдочка

Б. ч…порный вельможа

В. подж…г сарая

Г. подж…г бумагу

1) А, Б 2) А, В 3) А, Г 4) А, В, Г

А7

В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) без…ядерный, под…ячий, с…езжающий

2) ра…торгнуть, бе…путный, и…чезнуть

3) пр…творил (калитку), пр…клонил (колени), пр…обрёл

4) с…трудник, нес…мненный, з…меняющий

А8

В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

А. допраш…вать

Б. корч…вать

В. устойч…вый

Г. розн…чный

1) А, Б, Г 2) А, Б, В 3) В, Г 4) А, В, Г

А9

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

Когда льня (1)ые вещи в доме старели, их заменяли свежими, вновь вытка (2)ыми сельскими ткачихами на стари (3)ых станках.

1) 1 2) 2, 3 3) 3 4) 1, 2, 3

А10

В каком ряду предложений НЕ со словами пишется раздельно?

1) Им (не)чем было гордиться. Мы проезжали мимо (не)широкой горной речки. Трудно обладать (не)дюжинной силой.

2) Теперь ему (не)куда спешить. Легко попасть в (не)лепое положение. (Не)откуда ему ждать помощи.

3) Громадный кран так вздрагивал, будто он был (не)стальной, а бамбуковый. Мы вошли в (не)большую светлую комнату.

4) Мост через речку (не)построен. Документ (не)подписан. Так он в полном одиночестве простоял с минуту, (не)решаясь двинуться дальше.

А11

В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) Тихо опустилось солнце за горы, выбросило (К)ВЕРХУ прощальный луч, и Байкал ТОТ(ЧАС) отразил в себе его нежный свет.

2) На Земле ещё до появления человека (В)ТЕЧЕНИЕ миллионов лет поднимавшиеся из вод моря горные хребты подтачивались снеговыми водами, а ТАК(ЖЕ) ледниками, которые спускались с горных вершин.

3) Музыка Шопена бередила воспоминания, от её звуков, ТАК(ЖЕ) как и в детстве, перехватывало горло и хотелось, ЧТО(БЫ) люди были счастливы.

4) Андрей Рублёв был (ПО)ИСТИНЕ выдающимся мастером древнерусской живописи, однако известно о нём немного: (ОТ)ТОГО далёкого времени сохранилась лишь миниатюра, на которой запечатлён художник.

А12

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

1) постел…шь, вер…вший

2) выход…шь, провер…нный

3) наде…шься, разве…нный

4) огранич…шь, слыш…мый

В каком ряду во всех словах пропущена буква У?

1) щекоч…щий лицо ветер, звуки слыш…тся

2) стены руш…тся, движ…щаяся артиллерия

3) молнии блещ…т, колыш…щиеся ветки

4) листья держ…тся, трепещ…щие флаги

Прочитайте текст и выполните задания А14, А15

  1. … (2)Один – метод муравья, который тащит в свой муравейник всё, что попадётся ему по дороге. (3)Это «ползучий» эмпиризм. (4)Второй – метод паука, который вытягивает нить из самого себя. (5)Это рационалистическая схоластика. (6)… метод пчелы, которая собирает в свой улей нектар разных цветов и превращает их в мёд, — это метод самого Бэкона, метод индукции.

А14

Какое предложение должно быть под номером 1?

1) Метод индукции существенно отличается от метода «проб и ошибок».

2) Функциональный метод прежде всего предполагает анализ единиц разных уровней языка.

3) Френсис Бэкон считал, что есть три метода научного познания.

4) Источником познания, по Бэкону, является не только опыт, но и размышления.

А15

Какое слово или сочетание слов может быть в начале предложения 6?

1) Иными словами

2) И наконец,

3) Следовательно,

4) Поэтому

А16

Какое значение имеет слово МЕТОД в предложении 2?

1) план действий

2) способность совершать поступки

3) способ теоретического исследования или практического осуществления чего-либо

4) распорядок дел, действий

Часть 2

При выполнении заданий этой части в бланке ответов под номером выполняемого вами задания (В1 – В10) поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

В1

Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.

Ветер перешёл в ураган () и царство тишины превратилось в кромешный ад.

1) Предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Предложение сложное, перед союзом И запятая не нужна.

3) Предложение сложное, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

В2

В чёрной туче (1) отдыхающей на хребте западных гор (2) спряталось (3) уставшее за день (4) солнце.

1) 1, 2 2) 2, 3 3) 1, 3 4) 1, 2, 3, 4

В3

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

В жаркий июльский полдень (1) словно (2) всё замерло в городе. Даже деревья (3) казалось (4) стояли понурые и неподвижные, точно изнемогающие от нестерпимого жара.

1) 1, 2, 3, 4 2) 3 3) 3, 4 4) 1, 3

В4

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Литературе нужны как талантливые писатели так и талантливые читатели.

2) На первом снегу в осиновых и берёзовых рощах попадаются заячьи и беличьи следы.

3) На уроке-зачёте или устном экзамене стремитесь построить свой ответ в форме связного высказывания.

4) Лес и поле и цветущий луг залиты солнцем.

В5

Вина его велика и заключается в следующем () он образован, умеет говорить и думать лучше многих, а люди, как известно, не терпят превосходства над собой.

1) Ставится двоеточие, вторая часть бессоюзного предложения имеет причинное значение.

2) Ставится тире, содержание второй части противопоставляется содержанию первой.

3) Ставится тире, вторая часть имеет значение вывода.

4) Ставится двоеточие, вторая часть дополняет первую, раскрывая утверждение, содержащееся в ней.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Древовидные пионы (1) листья (2) которых (3) облетают на зиму (4) со временем превращаются в пышно цветущие раскидистые кусты.

1) 1, 4 2) 2 3) 3 4) 1, 2, 4

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

На пятнадцатой версте лопнула задняя шина (1) и (2) пока он чинил её на краю канавы (3) над полями звенели жаворонки (4) будто беспокоились за него.

1) 1, 3, 4 2) 1, 2, 3, 4 3) 2, 3 4) 1, 2, 4

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Книга (1) может быть (2) интересной и скучной.

Погода (3) может быть (4) испортится уже к вечеру.

1) 1, 2 2) 3, 4 3) 1, 2, 3, 4 4) 1, 3

В9

Укажите правильное объяснение пунктуации в данном предложении.

Ветер подул с гор () будет дождь.

1) Ставится запятая в сложном предложении.

2) Ставится двоеточие, вторая часть бессоюзного предложения имеет причинное значение.

3) Ставится тире, второе предложение заключает в себе неожиданный результат, смену событий.

4) Ставится тире, второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чём говорится в первом.

В10

Прочитайте текст и выполните задание.

На поверхности нашего тела и внутри него живёт огромное количество бактерий, видимых только под сильным микроскопом: на маленьком кусочке кожи величиной с ноготь мизинца насчитывается пять миллионов бактерий. Большинство бактерий безопасны для организма человека и даже необходимы для его функционирования, но некоторые виды опасны – они могут вызвать заболевания. Вот почему важно перед едой мыть руки с мылом.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Большинство живущих на коже человека бактерий безопасны для организма и даже необходимы для его функционирования.

2) В организме человека живёт огромное количество бактерий, видимых только под сильным микроскопом: на маленьком кусочке кожи величиной с ноготь мизинца насчитывается пять миллионов бактерий.

3) Кроме огромного количества безопасных или необходимых для организма человека бактерий, на поверхности кожи могут оказаться болезнетворные бактерии.

4) Перед приёмами пищи необходимо мыть руки с мылом, так как на коже человека живёт множество бактерий, в том числе болезнетворных.

Часть 3

Прочитайте текст и напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора почитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Почти каждый, кто воевал, был ранен хотя бы однажды. Кто-то помог ему на поле боя. И сам он спасал других. Помощь товарищу, подчас связанная со смертельным риском, стала обыкновенным делом каждого дня войны.

Шёл 1942 год. Однажды, вернувшись в лагерь, партизаны одного из отрядов Белоруссии принесли раненого Степана Несынова. Осколок задел бедро, прошил тело. Фельдшер отряда Александр Вергун, осмотрев раненого, сказал: нужна операция. Сделать её в лесу невозможно. Все поняли, что Степан обречён. Ему было двадцать лет.

Перед опасностью все равны на войне. Глядя на раненого товарища, беспомощно распластанного на плащ-палатке, партизаны думали о том, что такое могло случиться с любым из них. И боль товарища переживали, как свою собственную.

Никто ещё не знал в лагере, что командир М.К. Бажанов и комиссар А.И. Авдеев, склонившись над картой, стали прочерчивать маршрут из партизанского отряда к линии фронта. Чтобы из-под Орши добраться до передовой, нужно было пройти по районам Витебской и Смоленской областей.

Из всех добровольцев отобрали шестерых отважных ребят: Павла Маркина, Виктора Правдина, Сергея Щербакова, Алексея Андреева, Ивана Головенкова. Старшим группы шёл Борис Галушкин.

В партизанском отряде спешно собрались в дорогу. Готовили носилки: к двум жердям прикрепили палатку. Укладывали в вещмешки патроны и сухари. Раненый Степан попросил положить рядом с ним гранату, привязал к кольцу шпагат. Если будут окружать враги, он сам дёрнет за кольцо… Отправляясь в путь, никто не знал, какие придётся преодолеть трудности и испытания.

Партизаны всегда находились в окружении, продуктов часто не хватало так же, как и патронов. Поэтому, когда взяли на плечи раненого, почувствовали, как ослабли. Часто сменяли друг друга. Несли носилки, буквально шатаясь от усталости, местами, подняв их над собой, пробирались по пояс в болоте. Шли только по ночам. Выбирали самые глухие места в лесу.

«Тяжелее всех, конечно, приходилось раненому, — рассказывает Виктор Александрович Правдин. – Мы же трясли его, спотыкаясь в лесной чащобе. К тому же многие из нас из-за плохого питания заболели куриной слепотой. Все предметы и расстояния в сумерках представлялись нам искажёнными. Мы часто падали. Даже роняли носилки. Степан переносил всё мужественно». В пути рану обрабатывали с помощью спирта и марганцовки, бинты кипятили над костром, нередко набрав в котелок болотной воды. Потом на бинты пошли нательные рубашки.

Маленький подвижный гарнизон в любой момент был готов принять бой… Чуть не попали в окружение к немцам, остановившись на ночь в одной из деревень… С боем пересекли железную дорогу и спаслись, отчаянно отстреливаясь, только в болотах, скрывшись в темноте.

Партизаны вышли к своим в одном из районов Калининской области на девятнадцатый день пути.

На войне не раз происходили случаи, которые выходили за рамки обычных представлений о возможностях человеческой воли и его телесных сил. Хирурги военного госпиталя установили, что состояние ран у Степана Несынова за время трудной дороги не ухудшилось, а улучшилось. Не случилось зарожения крови и загноения. И это несмотря на болотную грязь, холод, тряску.

В подвиге товарищества сказался характер будущих победителей. Они готовы были превозмочь и казавшуюся непосильной работу, и опасности, которые окружали их со всех сторон. Воля к жизни соединилась с волей к Победе.

Спустя годы В.А. Правдин скажет: «Степан Несынов выжил потому, что верил в нас, а мы верили друг другу».

(По Л.П. Овчинниковой)

Экзаменационные вступительные испытания по русскому языку

Контрольная матрица, Вариант 1

Часть 1

№ задания

1

2

3

4

баллы

А1

Х

3

А2

Х

3

А3

Х

3

А4

Х

3

А5

Х

3

А6

Х

3

А7

Х

3

А8

Х

3

А9

Х

3

А10

Х

3

А11

Х

3

А12

Х

3

А13

Х

3

А14

Х

3

А15

Х

3

А16

Х

2

Максимальный балл за часть 1 – 47 баллов

Часть 2

№ задания

1

2

3

4

баллы

В1

Х

3

В2

Х

3

В3

Х

3

В4

Х

3

В5

Х

3

В6

Х

3

В7

Х

3

В8

Х

3

В9

Х

3

В10

Х

3

Максимальный балл за часть 2 – 30 баллов

Критерии оценивания ответа на задание С1

Баллы

I

Содержание сочинения

К1

Формулировка проблем исходного текста

Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет

1

Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста.

0

К2

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментариях нет

2

Сформулированная экзаменуемым проблема исходного текста прокомментирована, но без опоры на исходный текст, или в комментариях допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием исходного текста

1

Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомменти­рована, или в комментариях допущено более 1 фактической ошибки, связанной с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая, не сформулированная экзамену­емым проблема, или в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента, или в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста

0

КЗ

Отражение позиции автора исходного текста

Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме.

1

Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет

Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно, или позиция автора исходного текста не сформулирована.

0

К4

Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме

Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы)

3

Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его(привёл не менее 2-х аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт), или привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы.

2

Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный опыт.

1

Экзаменуемый сформулировал своё мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументов, или мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например:

0

«Я согласен / не согласен с автором»), или мнение экзаменуемого вообще не отражено в работе

II

Речевое оформление сочинения

К5

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

  • логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; — в работе нет нарушений абзацного членения текста

2

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста

0

Кб

Точность и выразительность речи

Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи.

*Высший балл по этому критерию экзаменуемый получает только в случае, если высший балл получен по критерию К10

2

Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи, или работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи, но есть нарушения точности выражения мысли

1

Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи

0

III

Грамотность

К7

Соблюдение орфографических норм

орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)

3

допущено не более 2-х ошибок

2

допущено 3-4 ошибки

1

допущено более 4-х ошибок

0

К8

Соблюдение пунктуационных норм

пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)

3

допущено 1-3 ошибки

2

допущено 4-5 ошибок

1

допущено более 5-и ошибок

0

К9

Соблюдение языковых норм

грамматических ошибок нет

2

допущено 1-2 ошибки

1

допущено более 2-х ошибок

0

К10

Соблюдение речевых норм

допущено не более 1 речевой ошибки

2

допущено 2-3 ошибки

1

допущено более 3-х ошибок

0

К11

Соблюдение этических норм

этические ошибки в работе отсутствуют

1

допущены этические ошибки (1 и более)

0

К12

Соблюдение фактологической точности в фоновом материале

фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют

1

допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале

0

Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1-К12)

23

При оценке грамотности (К7-К10) следует учитывать объём сочинения; Указанные в таблице нормы оценивания разработаны для сочинения объёмом в 150-300 слов».

Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается нулём баллов, задание считается невыполненным.

При оценке сочинения объёмом от 70 до 150 слов число допустимых ошибок четырёх видов (К7-К10) уменьшается. 2 балла по этим критериям ставится в следующих случаях:

  • К7 — орфографических ошибок нет (или допущена 1 негрубая ошибка);
  • К8 — пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка).

1 балл по этим критериям ставится в следующих случаях:

  • К7 — допущено не более 2-х ошибок;
  • К8- допущено 1-3 ошибки;
  • К9 — грамматических ошибок нет;
  • К10 — допущено не более 1 речевой ошибки.

Высший балл по критериям К7-К12 за работу объёмом от 70 до 150 слов не ставится.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (К1-К12) оценивается нулём баллов.

Если в работе, представляющей собой переписанный или пересказанный исходный текст, содержатся фрагменты текста экзаменуемого, то при проверке учитывается только то количество слов, которое принадлежит экзаменуемому. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

1 Если сочинение содержит частично или полностью переписанный экзаменуемым текст рецензии задания В8 и/или информации об авторе текста, то объём такой работы определяется без учёта текста рецензии и/или информации об авторе текста.

Оценивание экзаменационной работы абитуриентов

Каждое правильно выполненное задание части 1 и части 2 соотносится с определённым баллом, отражающим его уровень сложности.

Максимальный балл за часть 1 – 47 баллов.

Максимальный балл за часть 2 – 30 баллов.

Максимальный балл за часть 3 – 23 балла.

Вся работа максимально оценивается в 100 баллов.

«Даже если огромные просторы Европы, многие древние и прославленные государства пали или могут попасть в тиски гестапо и других гнусных машин нацистского управления, мы не сдадимся и не проиграем. Мы пойдем до конца, мы будем биться во Франции, мы будем бороться на морях и океанах, мы будем сражаться с растущей уверенностью и растущей силой в воздухе, мы будем защищать наш остров, какова бы ни была цена, мы будем драться на пляжах, мы будем драться на побережьях, мы будем драться в полях и на улицах, мы будем биться на холмах; мы никогда не сдадимся, и даже если так случится, во что я ни на мгновение не верю, что этот остров или большая его часть будет порабощена и будет умирать с голода, тогда наша Империя за морем, вооруженная и под охраной британского флота, будет продолжать сражение до тех пор, пока, в благословенное Богом время, Новый Мир со всей его силой и мощью не отправится на спасение и освобождение Старого».

Эти слова премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль произнес в Палате общин 4 июня 1940 года. Франция была разгромлена, Бельгия оккупирована, Голландия капитулировала, Австрия вошла в состав Рейха, Чехословакия аннексирована, Норвегия управлялась германским рейхскомиссариатом, Польшу Гитлер и Сталин разделили между собой. Зло царствовало повсюду. Европа Гитлера, Муссолини и Франко была фашистской, Молотов жал руку Риббентропу, цистерны с советским бензином шли в Германию, и Сталин довольно улыбался в усы над секретными протоколами к советско-германскому договору. Британия была одна в море ужаса, безнадежности и кошмара — ​одна против Гитлера, одна против фашизма. И не собиралась сдаваться.

Оценивание экзаменационной работы абитуриентов 1 Американский морпех. Битва на острове Сайпан, 27 июня 1944 года. Фото: W. Eugene Smith / Magnum Photos / East News

Мы много раз рассказывали о том, что свершила Красная армия в борьбе против фашизма, рассказывали о ее пехотинцах и летчиках, о ее знаменитых и безымянных героях. Но теперь пришло время рассказать о союзниках, которые воевали с фашизмом на суше, в воздухе и на море. Пришло время рассказать об английских летчиках, бомбивших Германию, о вступлении Америки в войну и американских поставках по ленд-лизу, о высадке в Нормандии, о войне в Азии. Все это есть в номере, который вы держите в руках.

читайте спецвыпуски «новой газеты» о великой отечественной войне

  • 2016.
  • 2015.
  • 2014.

Пришло время рассказать о Британии, целый год в одиночку стоявшей против фашизма, и об Америке, вложившей всю свою индустриальную силу и жизни техасских и вермонтских парней в борьбу против зла, — ​пришло время, потому что антизападная пропагандистская истерия в нашей стране дошла до высшего градуса и захватила многие мозги и души. Пропагандисты на содержании обвиняют Запад за то, что он плохо помогал СССР, не так действовал, не то делал. Они пытаются умалить наших союзников, утверждая, что техника, которую они поставляли Красной армии, была дрянь, а ленд-лиз ничему не помог. Они пренебрежительно говорят о войне англичан и американцев в Европе, Азии и Африке: «Мы бы и без них победили!»

Это — ​ложь. Стоя над плечом голодного, промокшего насквозь красноармейца, они плюют в его банку с американской тушенкой, которую он ест в окопе: «Подумаешь, тушенка!» Никогда ни один из тех, кто воевал, не сказал плохо ни о тушенке, ни об американских «Студебеккерах», ни о «Додже три четверти», безотказно таскавшем 76-мм пушки, ни об истребителях «Аэрокобра», на которых летали асы Красной армии Покрышкин и Речкалов.

Бездумие и безумие захлестывают мозги. Обвязавшись черно-желтыми ленточками, считают себя наследниками Победы, но не понимают, что у каждого поколения своя собственная и особенная битва со злом. Те, кем мы гордимся, свою битву выиграли. Наше зло — ​с нами рядом. Оно сегодня. Оно другое.

«Можем повторить!» — ​машины с такими наклейками несутся по нашим улицам, а за рулем у них те, кто не ведает, что говорит. Повторить что? Голод в Ленинграде? Непохороненных солдат в тверских болотах? Четыре наступления на Ржев, в ручьях вокруг которого вода была красной от пропитавшей землю крови? Повторить сожженные деревни, от которых оставались остовы печей, детей с прозрачными от голода лицами, беженцев, в летних туфлях уходивших из Минска и шедших так до Уфы? Во всем этом барабанном бое, ликовании флагов, надувании щек, возвеличивании самих себя исчезает ужас войны.

Хвастаются жертвами, хвастают пролитой кровью, упрекают других, что они пролили меньше, бахвалятся подвигами, которых не совершали, обряжают детей в военную форму и строят потешный рейхстаг, чтобы поиграть в то, во что играть нельзя. Это не память, это пошлость.

Если женщина в кителе прокурора с иконой Николая Второго становится во главе колонны Бессмертного полка, то это означает разрыв причинно-следственных связей и глубокое, тяжелое, клиническое невежество. И не у нее одной нарушены логические связи и отсутствует элементарное знание о том, что было.

Война шла по всему миру, поэтому и называется мировой. Война шла на огромных пространствах земного шара, в полях под Москвой и в джунглях Бирмы, в небе над Ла-Маншем и на просторах Атлантики, в песках Ливии и в снегах Норвегии. Каждый, кто хоть раз выстрелил в этой войне в фашистов, каждый, кто хоть один день просидел в окопе (а на второй был убит) или хоть раз поднялся в кабину бомбардировщика, летящего бомбить врага, — ​внес свой уникальный, неоценимый, человеческий вклад в победу. Все его внесли, русские, белорусы, украинцы и еще сто народов СССР, которых я тут не могу перечислить, англичане, американцы, повстанцы Варшавского гетто, поляки из Армии Крайовой и армии Андерса, чешские диверсанты Габчик и Кубиш, взорвавшие Гейдриха, французский историк Марк Блок, участвовавший в Сопротивлении и расстрелянный гестапо, — ​немыслимый список из миллионов имен и фамилий, многие из которых остались на могильных плитах, а многие не сохранились, исчезли во тьме времени.

Оттуда, с той стороны, наблюдая немыми глазами нашу жизнь, они ждут не свары с союзниками, не плевка в банку американской тушенки, не циничной пропаганды, когда жертвы и муки войны становятся подставкой для власти, а понимания, знания, незабывания, уважения.

Мы должны знать, что были не только оборона Москвы, но и оборона Лондона, не только подвиг советских подростков, вставших к станкам, но и подвиг американских женщин, стоявших у конвейеров, не только Сталинград, но и Эль-Аламейн, не только Курская дуга, но и Монтекассино, где сражались американцы, англичане, поляки, новозеланды, индийцы.

И мы должны знать, что наши деды воевали не одни. Вместе с белорусскими партизанами, пусть и отделенные от них сотнями километров, воевали легендарные непальские гурки, известные своим бесстрашием и тем, что никогда не отступают. А вместе с Покрышкиным и Кожедубом, летавшими в небе Курска и Кубани, воевал аргентинский летчик-доброволец Кеннет Чарни, летавший над Мальтой во время огромного, занявшего два года сражения за остров.

Об этом сражении у нас почти никто не знает. Мы знаем о северных конвоях, но не знаем о мальтийских, в одном из которых шел американский танкер «Огайо» с бензином. Его подожгли с воздуха, прямо на его палубе взорвался подбитый бомбардировщик Ю‑87. Но команда не покинула горящее судно, и эсминцы сопровождения не оставили его. Они довели танкер до Мальты.

Кеннет Чарни сбил 17 немецких самолетов. В СССР за это ему присвоили бы звание героя.

Перед ЕГЭ по русскому языку в сети появляется множество фрагментов текстов. Все тексты, которые распространяются в интернете как «реальные», будем публиковать в этом посте.

Обновление 6 июня → утечки по русскому языку не было. Ни один текст не совпал (в интернете гуляло около 30 штук).

Текст 1

(1)Тогда, когда началась большая перемена, когда всех нас по случаю холодной, но сухой и солнечной погоды выпускали во двор и на нижней площадке лестницы я увидел мать, то тогда только вспомнил про конверт и про то, что она, видно, не стерпела и принесла его с собой.

(2) Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики (ей было тогда уже пятьдесят семь лет), и с заметным волнением, как-то ещё более усиливавшим её жалкую внешность, беспомощно вглядывалась в бегущую мимо ораву гимназистов, из которых некоторые, смеясь, на неё оглядывались и что-то друг другу говорили.

(3) Приблизившись, я хотел было незаметно проскочить, но мать, завидев меня и сразу засветясь ласковой, но не весёлой улыбкой, позвала меня – и я, хоть мне и было ужас как стыдно перед товарищами, подошёл к ней.

(4) – Вадичка, мальчик, — старчески глухо заговорила она, протягивая мне конверт и жёлтенькой ручкой боязливо, словно она жглась, касаясь пуговицы моей шинели, — ты забыл деньги, мальчик, а я думаю – испугается, так вот – принесла.

(5) Сказав это, она посмотрела на меня, будто просила милостыни, но, в ярости за причинённый мне позор, я ненавидящим шёпотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что коли деньги принесла, так пусть сама и платит.

(6) Мать стояла тихо, слушала молча, виновато и горестно опустив старые свои ласковые глаза, — я же, сбежав по уже о пустевшей лестнице и открывая тугую, шумно сосущую воздух дверь, хоть и оглянулся и посмотрел на мать, однако сделал это не потому вовсе, что мне стало её сколько-нибудь жаль, а всего лишь из боязни, что она в столь неподходящем месте расплачется. (7) Мать всё так же стояла на площадке и, печально склонив свою голову, смотрела мне вслед. (8) Заметив, что я смотрю на неё, она помахала мне рукой и конвертом так, как это делают на вокзале, и это движение, такое молодое и бодрое, только ещё больше показало, какая она старая, оборванная и жалкая.

(9) На дворе, где ко мне подошли несколько товарищей и один спросил, что это за шут гороховый в юбке, с которым я только что беседовал, я, весело смеясь, ответил, что это обнищавшая гувернантка и что пришла она ко мне с письменными рекомендациями.

(10) Когда же, уплатив деньги, мать вышла и, ни на кого не глядя, сгорбившись, словно стараясь стать ещё меньше, быстро, как только могла, стукая стоптанными, совсем кривыми каблучками, прошла по асфальтовой дорожке к воротам, — я почувствовал, что у меня болит за неё сердце.

(11) Боль эта, которая столь горячо ожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго.

(По М.Агееву)

Текст 2

(1)Почти каждый, кто воевал, был ранен хотя бы однажды. (2)Кто-то помог ему на поле боя. (3)И сам он спасал других. (4)Помощь товарищу, подчас связанная со смертельным риском, стала обыкновенным делом каждого дня войны.

(5)Шёл 1942 год. (6)Однажды, вернувшись в лагерь, партизаны одного из отрядов Белоруссии принесли раненого Степана Несынова. (7)Осколок задел бедро, прошил тело. (8)Фельдшер отряда Александр Вергун, осмотрев раненого, сказал: нужна операция. (9)Сделать её в лесу невозможно. (10)Все поняли, что Степан обречён. (11)Ему было двадцать лет.

(12)Перед опасностью все равны на войне. (13)Глядя на раненого товарища, беспомощно распластанного на плащ-палатке, партизаны думали о том, что такое могло случиться с любым из них. (14)И боль товарища переживали, как свою собственную.

(15)Никто ещё не знал в лагере, что командир М.К. Бажанов и комиссар А.И. Авдеев, склонившись над картой, стали прочерчивать маршрут из партизанского отряда к линии фронта. (16)Чтобы из-под Орши добраться до передовой, нужно было пройти по районам Витебской и Смоленской областей.

(17)Из всех добровольцев отобрали шестерых отважных ребят: Павла Маркина, Виктора Правдина, Сергея Щербакова, Алексея Андреева, Ивана Головенкова. (18)Старшим группы шёл Борис Галушкин.

(19)В партизанском отряде спешно собирались в дорогу. (20)Готовили носилки: к двум жердям прикрепили палатку.

(21)Укладывали в вещмешки патроны и сухари. (22)Раненый Степан попросил положить рядом с ним гранату, привязал к кольцу шпагат. (23)Если будут окружать враги, он сам дёрнет за кольцо… (24)Отправляясь в путь, никто не знал, какие придётся преодолеть трудности и испытания.

(25)Партизаны всегда находились в окружении, продуктов часто не хватало так же, как и патронов. (26)Поэтому, когда взяли на плечи раненого, почувствовали, как ослабли. (27)Часто сменяли друг друга. (28)Несли носилки, буквально шатаясь от усталости, местами, подняв их над собой, пробирались по пояс в болоте. (29)Шли только по ночам. (30)Выбирали самые глухие места в лесу.

(31)«Тяжелее всех, конечно, приходилось раненому, — рассказывает Виктор Александрович Правдин. — Мы же трясли его, спотыкаясь в лесной чащобе. (32)К тому же многие из нас из-за плохого питания заболели куриной слепотой. (ЗЗ)Все предметы и расстояния в сумерках представлялись нам искажёнными. (34)Мы часто падали. (35)Даже роняли носилки. (36)Степан переносил всё мужественно». (37)В пути рану обрабатывали с помощью спирта и марганцовки, бинты кипятили над костром, нередко набрав в котелок болотной воды. (38)Потом на бинты пошли нательные рубашки.

(39)Маленький подвижный гарнизон в любой момент был готов принять бой… (40)Чуть не попали в окружение к немцам, остановившись на ночь в одной из деревень…(41) С боем пересекли железную дорогу и спаслись, отчаянно отстреливаясь, только в болотах, скрывшись в темноте. (42)Партизаны вышли к своим в одном из районов Калининской области на девятнадцатый день пути.

(43)На войне не раз происходили случаи, которые выходили за рамки обычных представлений о возможностях человеческой воли и его телесных сил. (44)Хирурги военного госпиталя установили, что состояние ран у Степана Несынова за время трудной дороги не ухудшилось, а улучшилось. (45)Не случилось заражения крови и загноения. (46)И это несмотря на болотную грязь, холод, тряску.

(47)В подвиге товарищества сказался характер будущих победителей. (48)Они готовы были превозмочь и казавшуюся непосильной работу, и опасности, которые окружали их со всех сторон. (49)Воля к жизни соединилась с волей к Победе.

(50)Спустя годы В.А. Правдин скажет: «Степан Несынов выжил потому, что верил в нас, а мы верили друг другу».

(По Л.П. Овчинниковой)

Текст 3

По международной конвенции о Красном Кресте военные врачи и служащие санитарных частей не имеют права вооруженно участвовать в боевых действиях воюющих. Но однажды доктору против воли пришлось нарушить это правило. Завязавшаяся стычка застала его на поле и заставила разделить судьбу сражающихся и отстреливаться.

Партизанская цепь, в которой застигнутый огнем доктор залег рядом с телеграфистом отряда, занимала лесную опушку. За спиною партизан была тайга, впереди – открытая поляна, оголенное незащищенное пространство, по которому шли белые, наступая.

Они приближались и были уже близко. Доктор хорошо их видел, каждого в лицо. Это были мальчики и юноши из невоенных слоев столичного общества и люди более пожилые, мобилизованные из запаса. Но тон задавали первые, молодежь, студенты-первокурсники и гимназисты-восьмиклассники, недавно записавшиеся в добровольцы. Доктор не знал никого из них, но лица половины казались ему привычными, виденными, знакомыми. Одни напоминали ему былых школьных товарищей. Может статься, это были их младшие братья? Других он словно встречал в театральной или уличной толпе в былые годы. Их выразительные, привлекательные физиономии казались близкими, своими.

Служение долгу, как они его понимали, одушевляло их восторженным молодечеством, ненужным, вызывающим. Они шли рассыпным редким строем, выпрямившись во весь рост, превосходя выправкой кадровых гвардейцев и, бравируя опасностью, не прибегали к перебежке и залеганию на поле, хотя на поляне были неровности, бугорки и кочки, за которыми можно было укрыться. Пули партизан почти поголовно выкашивали их.

Посреди широкого голого поля, по которому двигались вперед белые, стояло мертвое обгорелое дерево. Оно было обуглено молнией или пламенем костра или расщеплено и опалено предшествующими сражениями. Каждый наступавший добровольческий стрелок бросал на него взгляды, борясь с искушением зайти за его ствол для более безопасного и выверенного прицела, но пренебрегал соблазном и шел дальше.

У партизан было ограниченное число патронов. Их следовало беречь. Имелся приказ, поддержанный круговым уговором, стрелять с коротких дистанций, из винтовок, равных числу видимых мишеней.

Доктор лежал без оружия в траве и наблюдал за ходом боя. Все его сочувствие было на стороне героически гибнувших детей. Он от души желал им удачи. Это были отпрыски семейств, вероятно, близких ему по духу, его воспитания, его нравственного склада, его понятий.

Шевельнулась у него мысль выбежать к ним на поляну и сдаться и таким образом обрести избавление. Но шаг был рискованный, сопряженный с опасностью.

Пока он добежал бы до середины поляны, подняв вверх руки, его могли бы уложить с обеих сторон, поражением в грудь и спину, свои – в наказание за совершенную измену, чужие – не разобрав его намерений. Он ведь не раз бывал в подобных положениях, продумал все возможности и давно признал эти планы спасения непригодными. И мирясь с двойственностью чувств, доктор продолжал лежать на животе, лицом к поляне и без оружия следил из травы за ходом боя.

Однако созерцать и пребывать в бездействии среди кипевшей кругом борьбы не на живот, а на смерть было немыслимо и выше человеческих сил. И дело было не в верности стану, к которому приковала его неволя, не в его собственной самозащите, а в следовании порядку совершавшегося, в подчинении законам того, что разыгрывалось перед ним и вокруг него. Было против правил оставаться к этому в безучастии. Надо было делать то же, что делали другие. Шел бой. В него и товарищей стреляли. Надо было отстреливаться.

И когда телефонист рядом с ним в цепи забился в судорогах и потом замер и вытянулся, застыв в неподвижности, Юрий Андреевич ползком подтянулся к нему, снял с него сумку, взял его винтовку и, вернувшись на прежнее место, стал разряжать ее выстрел за выстрелом.

Но жалость не позволяла ему целиться в молодых людей, которыми он любовался и которым сочувствовал. А стрелять сдуру в воздух было слишком глупым и праздным занятием, противоречившим его намерениям. И выбирая минуты, когда между ним и его мишенью не становился никто из нападающих, он стал стрелять в цель по обгорелому дереву. У него были тут свои приемы.

Целясь и по мере все уточняющейся наводки незаметно и не до конца усиливая нажим собачки, как бы без расчета когда-нибудь выстрелить, пока спуск курка и выстрел не следовали сами собой как бы сверх ожидания, доктор стал с привычной меткостью разбрасывать вокруг помертвелого дерева сбитые с него нижние отсохшие сучья.

Но о ужас! Как ни остерегался доктор, как бы не попасть в кого-нибудь, то один, то другой наступающий вдвигались в решающий миг между ним и деревом и пересекали прицельную линию в момент ружейного разряда. Двух он задел и ранил, а третьему несчастливцу, свалившемуся недалеко от дерева, это стоило жизни.

Наконец белое командование, убедившись в бесполезности попытки, отдало приказ отступить.

Партизан было мало. Их главные силы частью находились на марше, частью отошли в сторону, завязав дело с более крупными силами противника. Отряд не преследовал отступавших, чтобы не выдать своей малочисленности.

Фельдшер Ангеляр привел на опушку двух санитаров с носилками. Доктор велел им заняться ранеными, а сам подошел к лежавшему без движения телефонисту. Он смутно надеялся, что тот, может быть, еще дышит и его можно будет вернуть к жизни. Но телефонист был мертв. Чтобы в этом удостовериться окончательно,

Юрий Андреевич расстегнул на груди у него рубашку и стал слушать его сердце. Оно не работало.

На шее у убитого висела ладанка на снурке. Юрий Андреевич снял ее. В ней оказалась зашитая в тряпицу, истлевшая и стершаяся по краям сгибов бумажка. Доктор развернул ее наполовину распавшиеся и рассыпающиеся доли.

В псалме говорится: «Живый в помощи Вышнего». В грамотке это стало заглавием заговора: «Живые помощи». Стих псалма: «Не убоишися… от стрелы летящия во дни (днем)» – превратился в слова ободрения: «Не бойся стрелы летящей войны». «Яко позна имя мое», – говорит псалом. А грамотка: «Поздно имя мое». «С ним семь в скорби, изму его…» стало в грамотке «Скоро в зиму его».

Текст псалма считался чудодейственным, оберегающим от пуль. Его в виде талисмана надевали на себя воины еще в прошлую империалистическую войну. Прошли десятилетия, и гораздо позднее его стали зашивать в платье арестованные и твердили про себя заключенные, когда их вызывали к следователям на ночные допросы.

От телефониста Юрий Андреевич перешел на поляну к телу убитого им молодого белогвардейца. На красивом лице юноши были написаны черты невинности и все простившего страдания. «Зачем я убил его?» – подумал доктор.

Он расстегнул шинель убитого и широко раскинул ее полы. На подкладке по каллиграфической прописи, старательно и любящею рукою, наверное, материнскою, было вышито: «Сережа Ранцевич» – имя и фамилия убитого.

Сквозь пройму Сережиной рубашки вывалились вон и свесились на цепочке наружу крестик, медальон и еще какой-то плоский золотой футлярчик или тавлинка с поврежденной, как бы гвоздем вдавленной крышкой. Футлярчик был полураскрыт. Из него вывалилась сложенная бумажка. Доктор развернул ее и глазам своим не поверил. Это был тот же девяностый псалом, но в печатном виде и во всей своей славянской подлинности.

В это время Сережа застонал и потянулся. Он был жив. Как потом обнаружилось, он был оглушен легкой внутренней контузией. Пуля на излете ударилась в стенку материнского амулета, и это спасло его. Но что было делать с лежавшим без памяти?

Озверение воюющих к этому времени достигло предела. Пленных не доводили живыми до места назначения, неприятельских раненых прикалывали на поле.

При текучем составе лесного ополчения, в которое то вступали новые охотники, то уходили и перебегали к неприятелю старые участники, Ранцевича, при строгом сохранении тайны, можно было выдать за нового, недавно примкнувшего союзника.

Юрий Андреевич снял с убитого телефониста верхнюю одежду и с помощью Ангеляра, которого доктор посвятил в свои замыслы, переодел не приходившего в сознание юношу.

Он и фельдшер выходили мальчика. Когда Ранцевич вполне оправился, они отпустили его, хотя он не таил от своих избавителей, что вернется в ряды колчаковских войск и будет продолжать борьбу с красными.