Роль падежей в русском языке

Сочинение

Слово падеж произошло от латинского casus — падение. Еще греческие ученые заметили, что имя существительное имеет прямую (основную) форму и косвенную, то есть как бы отклоняющуюся от прямой. Отсюда и известный термин «склонение».

Слова, употребляясь в речи, «падают» той или иной формой. Названия русских падежей (кроме творительного и предложного) происходят от латинских и представляют их дословный перевод. Именительный — «имя» предмета — начальная форма наименования. Родительный — буквально означает «полученный с рождения». Такое название возникло потому, что в родительном падеже без предлога при имени существительном очень часто стоит лицо, являющееся родителем, создателем, владельцем ( сын Ивана, дом отца, платье сестры и т.п.).

Дательный — от слова «дать», так как наиболее типичное его значение — обозначить адресата, того, кому что-то дают. Винительный назван так потому, что объект действия, обозначенный существительным, является причиной, вызывающей само действие. Некоторые ученые находят связь названия падежа со словом «вина», в семантике которого в древнерусском языке было также значение «причина». Творительный связан с глаголом «творить» и обозначает орудие действия (писать карандашом, резать ножом).

Предложный падеж назван так М. Ломоносовым, поскольку без предлога не употребляется.

Ученые подсчитали, какие падежи в литературном русском языке самые частотные, то есть наиболее употребительные:

на именительный приходится 33% всех падежных форм,

на родительный — 24%,

на винительный — 20%.

На остальные три падежа приходится всего 23%.

А в разговорной речи на именительный падеж приходится целых 50%,

на винительный — 20%,

на родительный — 15%.

Стихотворение о «новых» падежах Спросили Лежебокина:- А ну-ка, расскажи,За что так ненавидишь ты,Не любишь падежи ?Давным-давно все школьникиИх знают назубок.Их за два года выучитьЛишь ты один не смог.Ответил он рассерженно:- В том не моя вина.Пусть им сперва ученыеИзменят имена.Ведь я падеж творительныйНарочно не учу:Трудиться,А тем болееТворить Я не хочу.Такой падеж, как Дательный,Я с детства не терплю:Давать,Делиться чем-нибудьС друзьями Не люблю.Предложный ненавижу я :Чтоб не учить урок,Приходится выдумыватьКакой-нибудь предлог.А на падеж ВинительныйИ вовсе я сердит :Отец во всякой шалостиВсегда меня винит.- Да, переделка, кажется,Серьезная нужна.А сам ты смог бы новыеПридумать имена?- Давно придумал :ВЗЯТЕЛЬНЫЙ,ГРЯЗНИТЕЛЬНЫЙ,ЛЕЖАТЕЛЬНЫЙ,ГРУБИТЕЛЬНЫЙ,ЛЕНИТЕЛЬНЫЙИ, наконец,ПРОСТИТЕЛЬНЫЙ! (Г.Граубин) Сказка про спряжения

2 стр., 549 слов

Каким должен быть современный учёный

... понятием, но я понял из своих рассуждений, что прежде всего учёный должен быть грамотным и образованным человеком, должен любить свой народ и свою Родину, делать всё для блага ... Весёлый счёт039-039- Открытый урок в 3 классе по теме Притяжательный падеж Театр-наш друг_13669 Художественная лепка из соленого теста

Давным-давно в царстве Грамматика жил-был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: все время что-то делал, куда-то спешил, чем-то занимался.

Было у царя два сына : I спряжение и II спряжение.

Призвал однажды царь Глагол сыновей и говорит им :

Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать. — И после этих слов отпустил царь своих сыновей.

Думали они три дня и три ночи и решили : II спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределенной форме заканчиваются на -ить, а I спряжение — всеми остальными. Пришли сыновья к отцу и сказали о своем решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети и издал указ о разделении царства. Разлетелись гонцы во все концы государства с этой вестью. Но не всех она обрадовала. Одна семья оказалась в двух разных царствах.

Это были глаголы : гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть.

Пришли они к царю с просьбой:

  • Милостивый государь, славный царь Глагол, помоги нам.
  • Что случилось ?
  • По твоему указу оказались мы в царстве I спряжения, а наши старые родители — в царстве II спряжения. Разреши нам остаться с ними.
  • Рад бы вам помочь, но не могу нарушить свой указ.
  • Смилуйся, государь, сделай исключение.

Не смог устоять царь перед просьбой и разрешил этим глаголам остаться в царстве II спряжения, хотя они и не заканчиваются на -ить. И по сей день эти глаголы в виде исключения относятся ко II спряжению.

Таинственная буква

«таинственной»

Возьмем «Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкина и подсчитаем количество разных букв. В «Песне» 70 букв «п», 86 — «к», 118 — «в»… Буква «ф» не встречается ни разу.

Проделаем тот же опыт с чудесной неоконченной сказкой Пушкина о медведе : «Как весеннею теплою порою…». В ней 58 букв «и», 74 — «к», 80 — «в». Но нет ни единой буквы «ф» .

Что это — случайность ? Или Пушкин нарочно подбирал слова без «ф» ?

В «Сказке о попе…» среди множества различных букв вы «ф» не встретите, сколько бы не искали.

В поэме «Полтава»среди 30 тысяч букв только три «ф» . А «п», «к» или «ж» ? Их там , безусловно, сотни, если не тысячи.

Что же, Пушкин питал явное отвращение к одной из букв русского алфавита, к ни в чем не повинной букве «ф» ?

Просто слова с этой буквой не исконно русские, а имеющие «международное хождение», пришедшие из других языков.

Это говорит о глубокой народности, высокой чистоте русского языка у наших великих писателей.

Газета ученика 9 класса Яшина Ильи.