Занятие № 4. Рецензирование и редактирование в работе над м

Сочинение

4. Рецензирование и редактирование в работе над сочинением задания 15.3

Цели и задачи: представить возможности рецензирования и редактирования как видов работы при обучении учащихся сочинению; описать применение рецензирования и редактирования в практике подготовки к ОГЭ; отрабатывать применение критериев оценивания С3К; проанализировать типичные ошибки и недочёты ученических работ; сформировать базу дидактических материалов; описать формы и методы работы над сочинением 15.3.

1. Рецензирование и редактирование как виды работ, их возможности в обучении учащихся сочинению.

В практике преподавания русского языка и литературы учителя часто обращаются к такому виду работы, как рецензирование. Рецензирование предполагает анализ содержания и формы преподнесения материала, их оценку, вытекающую из этого анализа, выявление достоинств и недостатков. Объектом рецензирования чаще становятся устные ответы и письменные работы учащихся. Важно, что ученики не просто получают оценки за свои работы, но и понимают, почему получают такие отметки, представляют, благодаря рецензии, качество работы. Многие учителя постепенно подводят школьников к тому, чтобы те сами анализировали и оценивали деятельность и результаты одноклассников, а также собственные. Это способствует развитию внимания и памяти, речи и мышления, формированию навыков контроля и самоконтроля.

Этот богатый развивающий потенциал рецензирования можно эффективно и плодотворно использовать при обучении учащихся написанию сочинения. Анализ содержания и структуры сочинений, представление их достоинств, выявление ошибок и недостатков, их комментирование создают почву для понимания школьниками того, что от них требуется в связи с экзаменационным сочинением, для усвоения требований к нему, критериев оценивания, для целенаправленной творческой работы с текстом, для совершенствования коммуникативных компетенций.

Органичным продолжением рецензирования сочинения должно становится редактирование – исправление ошибок и недочётов, совершенствование написанного. В повседневной практике занятий по развитию речи – уроков по написанию изложений и сочинений – это реализуется на специальных уроках работы над ошибками. На них постепенно, начиная с пятого класса, ребята осваивают пометы, применяемые при редактировании (пометы выделения абзацев, пропусков и вставок, символы разных ошибок и др.), знакомятся с разными типами и видами ошибок, учатся приёмам их исправления.

2. Как организовать рецензирование и редактирование сочинений задания 15.3 ?

3 стр., 1329 слов

Как основной вид работы по развитию речи учащихся в среднем звене: ...

... и вопросы, создающие проблемные ситуации. 32. Контроль за усвоением знаний, умений и навыков по русскому языку: организационные формы, классификация ошибок в творческих работах школьников, условные обозначения ошибок, критерии и нормативы оценки изложений и сочинений ...

В период подготовки к итоговой аттестации в 9 классе учитель предлагает школьникам обратиться к текстам из открытого банка заданий ФИПИ и на их основе написать сочинение-рассуждение. Получившиеся сочинения обсуждаются в классе. Их можно отсканировать, распечатать и использовать как дидактические материалы. Анализу и оценке подвергается содержание, композиция, речевое оформление сочинения. Важно, чтобы у писавшего была возможность получить целостное представление о своей творческой работе, её достоинствах и недостатках и чтобы был стимул совершенствоваться.

Пример рецензирования показывает, конечно, учитель. Важно создать комфортную психологическую атмосферу, ведь рецензия предполагает критику, которая может болезненно восприниматься. Поэтому создаём позитивную установку: ошибаться не страшно, это естественно, когда учишься. Выбирая работу для фронтального представления, не озвучиваем имя автора. Давая оценки, начинаем с указания на достоинства сочинения, о недостатках говорим корректно, характеризуя именно работу, а не личность автора. При оценивании опираемся на критерии, описанные в приложении демоверсии, показываем, сколько баллов можно получить за такое сочинение, на чём потеряли баллы, как исправить положение.

Постепенно ученики привыкают к такой работе и сами выполняют рецензирование сочинений одноклассников или собственные. Обычно это делается в устной форме для экономии времени. Чтобы придать уверенность при первых самостоятельных опытах рецензирования, целесообразно организовать обсуждение в группе с последующим представлением оценки от её имени. Само рецензирование может быть оценено учителем (решение проблемы накопления оценок).

Можно предложить и письменную рецензию с оцениванием по критериям. Форма представления задания – таблица.

Сочинение

Ошибки

Замечания, комментарии

Оцени-вание в баллах

Мотивация – это источник вдохновения, стремления и азарта. Чаще всего людям мотивация помогает как стремление к цели достичь чего-то большего и быть первым. Для человека мотивация даёт толчки к достижению цели, она поддерживает его в трудные минуты и не даёт сойти с пути начатого.

Именно в тексте рассказывается, как Том в жаркий субботний день очень сильно хотел веселиться, но ему надо было покрасить высокий забор. Он поставил себе цель и стремился к ней, при этом делая выводы.

В моей жизни я не раз сталкивался с мотивацией. Например, раньше я ездил тренироваться на хоккей в Ардатов.

Когда я первый раз туда приехал, то увидел, как хорошо и технично играют ребята. Я сильно захотел играть, как они, и поставил цель. Проходя через все трудности, меня мотивировала только моя цель о будущем.

Орфографические и пунктуационные ошибки девятиклассники различат без труда и пометят нужными значками; различения других типов ошибок не следует строго требовать, достаточно будет просто подчеркнуть то место, формулировка в котором не нравится. Подчёркивания ученику лучше выполнять карандашом, чтобы учитель потом красной пастой отметил пропущенные ошибки.

8 стр., 3989 слов

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

Для достижения цели поставлены следующие задачи: - Изучение теории развития творческих способностей детей младшего школьного ... формировании целостного мировоззрения, системно-информационной картины мира, учебных и коммуникативных навыков. Компьютерный клуб дает возможность получения дополнительного образования, решает задачи развивающего, мировоззренческого, технологического характера. Задачи : ...

Исполнение задания может выглядеть так.

Сочинение

Ошибки

Замечания, комментарии

Оцени-вание в баллах

Мотивация – это источник вдохновения, стремления и азарта. Чаще всего людям мотивация помогает как стремление к цели достичь чего-то большего и быть первым. Для человека мотивация даёт толчки к достижению цели, она поддерживает его в трудные минуты и не даёт сойти с пути начатого.

Именно в тексте рассказывается, как Том в жаркий субботний день очень сильно хотел веселиться, но ему надо было покрасить высокий забор. Он поставил себе цель и стремился к ней, при этом делая выводы.

В моей жизни я не раз сталкивался с мотивацией. Например, раньше я ездил тренироваться на хоккей в Ардатов.

Когда я первый раз туда приехал, то увидел, как хорошо и технично играют ребята. Я сильно захотел играть, как они, и поставил цель. Проходя через все трудности, меня мотивировала только моя цель о будущем.

Определение отвлечённое, скорее, это комментарий.

Аргумент из текста неудачно представлен, не отражает понимания значения слова.

Пример из жизни удачный, т.к. отражает содержание понятия «мотивация».

Не нужно выделять абзац.

Нет вывода, заключения.

С3К1 -1

С3К2-

2

С3К3-1

С3К4-1

Задание по редактированию можно представить так же в виде таблицы.

Сочинение –исходный вариант

Отредактированный вариант

Мотивация – это источник вдохновения, стремления и азарта. Чаще всего людям мотивация помогает как стремление к цели достичь чего-то большего и быть первым. Для человека мотивация даёт толчки к достижению цели, она поддерживает его в трудные минуты и не даёт сойти с пути начатого.

Именно в тексте рассказывается, как Том в жаркий субботний день очень сильно хотел веселиться, но ему надо было покрасить высокий забор. Он поставил себе цель и стремился к ней, при этом делая выводы.

В моей жизни я не раз сталкивался с мотивацией. Например, раньше я ездил тренироваться на хоккей в Ардатов.

Когда я первый раз туда приехал, то увидел, как хорошо и технично играют ребята. Я сильно захотел играть, как они, и поставил цель. Проходя через все трудности, меня мотивировала только моя цель о будущем.

Экономя время на подготовке дидактических материалов, достаточно на принтере распечатать копии рукописной работы и использовать их.

3. Задания

Уважаемые коллеги, приглашаю обсудить задания, поработать!

Согласны ли Вы с оцениванием первого сочинения, замечаниями по нему?

Выскажите замечания по сочинению «Как Вы понимаете слово «мотивация»?», данному ниже, оцените его по критериям С3К1 — , С3К2- , С3К3- , С3К4-

Мотивация – это побуждение к какому-либо действию. Она помогает человеку начать то, на что тот давно не решался или что ему было просто лень.

Например, в книге Марка Твена «Приключения Том Сойера» мальчика замотивировало задуматься его желание провести день по-своему. Он придумал план, который удачно прошёл. Его работу выполняли другие, при этом давая Тому свои сокровища.

11 стр., 5331 слов

Можно ли жить без цели сочинение по литературе

... тратят сил на то, чтобы переживать по поводу будущего. Именно так выглядит жизнь без целей — жить настоящим моментом, вместо того чтобы ... это верно для тех, кто никак не может добиться поставленной цели, даже если реальные причины спортивных неудач лежат вне ... это то, куда мы прибываем по окончании пути. Эту точку назначения в нашем мире достижения целей можно охарактеризовать акронимом SMART, где S ...

Также могу привести пример мотивации из своей жизни. В девятом классе я задумалась о том, куда мне пойти после школы. Решила, что поступлю на учителя физкультуры. Для такой работы нужна хорошая физическая подготовка, но спортом я не занималась. Мне было лень. Тогда я задумалась, чем может быть полезен спорт. Физические упражнения улучшают фигуру и укрепляют здоровье. Это мне помогло начать заниматься спортом.

Иногда человеку просто не хватает мотивации, чтобы начать путь к своей цели. Нужно просто найти то, что тебя вдохновит.

Предложите своим ученикам выполнить работу по рецензированию и

редактированию данных сочинений.

Выполните задание по ученическому сочинению-рассуждению «Как Вы понимаете слово «мотивация»?». Найдите ошибки, сделайте замечания по содержанию и строению работы, оцените её, пользуясь критериями из таблицы. Отредактируйте сочинение, запишите исправленный вариант.

Сочинение

Ошибки

Замечания, комментарии

Оцени-вание в баллах

Мотивация – это источник вдохновения, стремления и азарта. Чаще всего людям мотивация помогает как стремление к цели достичь чего-то большего и быть первым. Для человека мотивация даёт толчки к достижению цели, она поддерживает его в трудные минуты и не даёт сойти с пути начатого.

Именно в тексте рассказывается, как Том в жаркий субботний день очень сильно хотел веселиться, но ему надо было покрасить высокий забор. Он поставил себе цель и стремился к ней, при этом делая выводы.

В моей жизни я не раз сталкивался с мотивацией. Например, раньше я ездил тренироваться на хоккей в Ардатов.

Когда я первый раз туда приехал, то увидел, как хорошо и технично играют ребята. Я сильно захотел играть, как они, и поставил цель. Проходя через все трудности, меня мотивировала только моя цель о будущем.

С3К1 —

С3К2-

С3К3-

С3К4-

Выполните задание по ученическому сочинению-рассуждению «Как Вы понимаете слово «мотивация»?». Найдите ошибки, сделайте замечания по содержанию и строению работы, оцените её, пользуясь критериями из таблицы. Отредактируйте сочинение, запишите исправленный вариант.

Сочинение

Ошибки

Замечания, комментарии

Оцени-вание в баллах

Мотивация – это побуждение к какому-либо действию. Она помогает человеку начать то, на что тот давно не решался или что ему было просто лень.

Например, в книге Марка Твена «Приключения Том Сойера» мальчика замотивировало задуматься его желание провести день по-своему. Он придумал план, который удачно прошёл. Его работу выполняли другие, при этом давая Тому свои сокровища.

Также могу привести пример мотивации из своей жизни. В девятом классе я задумалась о том, куда мне пойти после школы. Решила, что поступлю на учителя физкультуры. Для такой работы нужна хорошая физическая подготовка, но спортом я не занималась. Мне было лень. Тогда я задумалась, чем может быть полезен спорт. Физические упражнения улучшают фигуру и укрепляют здоровье. Это мне помогло начать заниматься спортом.

Иногда человеку просто не хватает мотивации, чтобы начать путь к своей цели. Нужно просто найти то, что тебя вдохновит.

С3К1 —

С3К2-

С3К3-

С3К4-

15