Подготовка к выпускному итоговому сочинению

ИНФОРМАЦИЯ

О подготовке обучающихся 11, 12 классов

к написанию (07.12.16) выпускного итогового

сочинения (изложения).

С самого начала 2016-2017 учебного года начата работа по подготовке учащихся 11-А (учитель Гиоева С.С.), 12-А(учитель Дарчиева Т.М.), 12-Б (учитель Гиоева С.С.) к выпускному итоговому сочинению.

Заседание МО ГЦ в ноябре 2016 г. было полностью посвящено

В канун написания итогового сочинения 24.11.2016 г. в МБОУ ВСОШ было проведено репетиционное написание итогового выпускного сочинения.

Система подготовки учащихся 11-А и 12-Б (учитель С.С. Гиоева) классов к итоговому сочинению заключается в следующем.

ШАГ1: Знакомство с организацией экзамена и психологический настрой учащихся на положительный результат.

ШАГ 2: Знакомство с тематическими направлениями-блоками 2016-2017 уч.г., разработанными Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах:

«Разум и чувство»

«Честь и бесчестие»

«Победа и поражение»

«Опыт и ошибки»

«Дружба и вражда»

Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления)

ШАГ 3: Знакомство с параметрами оценивания сочинения

1. Соответствие теме. (Выпускник должен отвечать на вопрос, поставленный в теме, или размышлять над предложенной проблемой, или строить высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.«Незачет» ставится, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания. )

2. Аргументация. Привлечение литературного материала. (Выпускник должен привлечь для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы. «Незачет» ставится, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения.)

14 стр., 6946 слов

По музыкальному произведению пример готового сочинения и советы учащимся

... как писал М.В. Сочинение по музыкальному произведению: пример готового сочинения и советы учащимся Большинство современных родителей, дети которых учатся в школе, задаются вопросом: зачем на уроке музыки писать сочинения? Пусть даже это и будет сочинение по ... Итоговое сочинение 2018 по ... сочинения по-русски. Эссе для MBA Эссе – это письменная работа, которую пишет будущий студент программы MBA. Эссе ...

3. Композиция и логика рассуждения. (Выпускник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. «Незачет» ставится, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть.)

4. Качество письменной речи. (Выпускник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, уместно употреблять термины, избегать речевых штампов. «Незачет» ставится, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняет понимание смысла сочинения.)

5. Грамотность. («Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста – в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

ШАГ 4: Подбор литературного материала

ШАГ 5: Коллективное создание устных вариантов сочинений

ШАГ 6: Коллективное создание письменных вариантов сочинений

ШАГ 7: Знакомство с бланками сочинения

ШАГ 8: Написание индивидуальных работ и их детальный анализ

В идеале, на данную работу необходимо отведение, как минимум 34 часов русского языка или литературы. Но взять их неоткуда, поэтому, в основном, подготовка к сочинению осуществляется непосредственно на уроках литературы, когда изучение программного произведения ведется в контексте будущего написания сочинения. Однако этого недостаточно, и учителя вынуждены проводить дополнительные занятия по подготовке к итоговому сочинению.

На дополнительных занятиях в 11-А и 12-Б классах проводилась работа по

сентябрь 2016 г.

октябрь 2016 г.

ноябрь 2016 г.

24 ноября 2016 года в МБОУ ВСОШ была проведена апробация написания выпускного итогового сочинения. (Анализ написания пробного итогового сочинения руководителя МО ГЦ С.Гиоевой прилагается).

В ходе подготовки к выпускному сочинению учителя русского языка ВСОШ сталкиваются с проблемами, на которых остановимся ниже.

Проблемы учителей русского языка в ходе подготовки

учащихся МБОУ ВСОШ к итоговому сочинению (07.12.2016г.)

  1. Осложняют работу учителей русского языка трудности, связанные с отсутствием преемственности классных коллективов, которые в текущем 2016-2017 учебном году обновлены на 80 %. Итоговое сочинение является результатом систематической планомерной работы учащихся, осуществляемой на протяжении всех лет обучения в школе, т.е. для успешного написания сочинения выпускникам нужны годы, за которые необходимо понять и усвоить основные принципы, без знания и соблюдения которых работа не будет успешной.

    2 стр., 504 слов

    Сочинение итоговое

    д. Это сквозные темы, и к ним обращались всегда, в разные эпохи. Что-то меняется, но каждое поколение стремится дать на них свой ответ ». Такое получилось вступление. Нам здесь важно закинуть, что называется, удочку: показать проверяющему, что мы поняли суть нашего вопроса. А для этого важно его перефразировать, или произнести ключевые слова – «общечеловеческие вопросы». Когда они есть, то ...

  2. В школьной программе подготовке к итоговому сочинению уделяется мало внимания, поэтому при написании сочинений большинство школьников, как правило, испытывают те или иные трудности, связанные с отсутствием навыков построения логически связанных текстов.

  3. В истекшем учебном году не уделялось достаточного внимания аспектам методической работы учителя Дарчиевой Т.М. по формированию у учащихся умения писать сочинение . Указанный учитель, не работающий в выпускных 11(12)-х классах на протяжении ряда лет, пока не владеет эффективными приемами подготовки учащихся к итоговому выпускному сочинению. Данное рассогласование будет исправлено.

На протяжении многих лет школьное сочинение является универсальной комплексной формой проверки уровня обученности учащихся. Оно хорошо знакомо не только учителям-словесникам, но и другим педагогам, поскольку умение создавать сочинение формируется в процессе изучения разных предметов гуманитарного цикла. Сочинение является результатом систематической планомерной работы, осуществляемой на протяжении всех лет обучения в школе. Введение экзаменационного итогового сочинения для выпускников призвано способствовать систематизации знаний обучающихся, повышению их речевой культуры, развитию языкового чутья.

Учитель русского языка и литературы Гиоева С.С., работающая в выпускных классах, считает:

1. Предлагаемая «концепция итогового сочинения» не решит проблем литературного и духовно-нравственного развития современного школьника, а их на сегодняшний день множество: проблема чтения, проблема «письма», проблема воспитания подрастающего поколения. В связи со снижением интереса к классической литературе, переориентацией на литературу детективного, криминального, мистического характера современный школьник утрачивает привычку к серьезному чтению, навыки интерпретации текста. Об эстетической и духовно-нравственной рефлексии над прочитанным не приходится и говорить.

2. В насыщенной программе по литературе и без итогового сочинения недостает часов, но приходится проводить корректировку часов внутри учебного курса, а также формировать новые подходы к изучению текстов художественных произведений и литературной критики, потому что информации о нововведении в начале учебного года было недостаточно.

3. У учителя Гиоевой есть стойкое убеждение, что писать сочинение в декабре рано, так как изучение курса литературы ХХ века еще не окончено. А как и когда учились в 10 классе 80% вновь прибывших учащихся 11-12 классов история умалчивает.

17 стр., 8272 слов

Итоговая контрольная работа по литературе 11 класс учебно-методический ...

... уровню подготовки выпускников основной и средней школы по литературе. 3. Структура и содержание работы Итоговая контрольная работа состоит ... проведения работы Работа проводится единовременно для учащихся всего класса. Для выполнения работы требуются: черновик, ручка, карандаш. При выполнении работы запрещается ... ведущей темы в произведении 1 1 ВО Б 11 Исключение «лишнего» произведения и мотивация 1 1 ...

4. Для качественной подготовки к итоговому сочинению необходимо увеличение времени на изучение предмета «Литература» . Определенных базовым планом 2-х часов недостаточно для планомерной подготовки к написанию сочинений данного вида.

5. Кроме того, необходима комплексная оценка, которая бы учитывала весь путь литературного и личностного развития ученика: знание литературы, его читательский рост, качество творческих и исследовательских работ как показателя его эстетической и духовной зрелости. Уже сейчас очевидно, что сочинение с этой ролью не справляется.

При этом следует подчеркнуть и безусловные позитивные моменты включения сочинения в качестве письменной экзаменационной работы, ибо без умения правильно, грамотно и логично выражать свои мысли выпускнику сложно добиться успеха в жизни и карьере. Есть и надежда, что введение итогового сочинения в выпускном классе станет мотивацией для старшеклассников к более серьезному изучению классической литературы.

Анализ результатов написания репетиционного итогового сочинения 24.11.2016 г. Показал, что большинство школьников испытывает те или иные трудности, связанные с отсутствием навыков построения логически связанных текстов, поэтому чтобы подготовить ученика к промежуточной аттестации в форме сочинения, особое внимание следует уделять формированию умения создавать текст на заданную тему. Как показала практика, к наиболее типичным ошибкам, допущенным учащимися при написании итогового сочинения, относятся:

— отход от выбранной темы;

— незнание композиции сочинения;

— приведение аргументов упрощенных или не относящихся к выбранной теме;

— неудачное привлечение литературного материала в качестве аргументации;

— фактические ошибки в именах, фамилиях, названиях произведений, биографиях писателей;

— отсутствие логических связей между композиционными частями сочинения;

— нарушение или отсутствие абзацного членения;

— избыток речевых клише;

— пунктуационные, грамматические, речевые и другие ошибки;

— недостаточный объем сочинения.

Для предупреждения ошибок такого рода необходимо анализировать с учащимися готовые тексты с разных сторон: определять их коммуникативную задачу (вычленять главную информацию, темы и микротемы текста), их логический и композиционный замысел, отбор лексики, сочетаемость слов и др.

С другой стороны, следует регулярно практиковать выполнение письменных заданий различного объема на основе художественного произведения (или его фрагмента).

2 стр., 732 слов

Сочинения учащихся 8 класса по картине Ю.Пименова «Спор», ...

... Советова Анастасия, 8 класс, МОУ СОШ №1 имени Ивана Нечаева г.п.п. Чистые Боры Сочинение по картине К.Юона «Новая планета» Яркая картина К.Юона «Новая планета» впечатляет. Каждый поймет эту картину по – своему. Я ...

Приступая к работе, ученик должен внимательно прочитать формулировку темы и осмыслить ее, определить свою задачу по ее раскрытию. Положительный эффект при этом дает вычленение в теме опорных слов, анализ смысла каждого из них, их взаимосвязи.

Следует помнить о важности самоанализа, обеспечении обратной связи, уделять внимание вопросам анализа формы и содержания созданного текста, учить школьника видеть сильные и слабые стороны собственной работы и редактировать ее

Сочинения необходимо анализировать в классе с обязательной опорой на критерии оценивания; обсуждать наиболее удачные сочинения и их фрагменты; вести работу по доработке анализируемых сочинений (обоснованность подбора аргументов к ним, варианты вступления и заключения, поиск способов перехода от одной композиционной части к другой и др.).

Учитель должен вести работу по формированию не только определенных навыков, но и всего комплекса умений, необходимых для написания сочинения. Полезна индивидуальная работа с учащимися по особенностям их сочинений.

На каждом уроке рекомендуется включать следующие виды упражнений:

— развёрнутые письменные ответы-рассуждения по прочитанному произведению;

— задания на составление рецензий, отзывов, аннотаций, читательских дневников по прочитанному;

— истолкование лексического значения слов, обозначающих разные стороны личности человека, его жизненные убеждения и принципы, черты характера;

— задания на редактирование грамматических, пунктуационных, речевых и орфографических ошибок;

— задания на составление логических переходов между частями высказывания, частями сочинения, между аргументами;

— анализ образцов сочинений для развития навыка рецензирования своей и чужой работы;

— контрольные работы в формате итогового сочинения.

Перспективным в этом направлении видится возможность введения в МБОУ ВСОШ специального курса для учащихся 10-11 классов по подготовке к написанию сочинения.Такой учебный курс должен сочетать не только работу с программными произведениями, но и опираться на коммуникативные практики учащихся старших классов, выходящие за рамки урока (участие в различных форумах, конференциях и др.).

Но, увы, времени на ведение подобного курса у учителей МБОУ ВСОШ нет. Есть только личная инициатива учителей русского языка ВСОШ, которые на дополнительные занятия по подготовке учащихся к сочинению отдают свое личное свободное время, которое так необходимо для качественной самоподготовки.

Таким образом, учителям русского языка и литературы Гиоевой С.С. и Дарчиевой Т.М. предстоит продолжить большую работу не только подготовке к ОГЭ 9 классы и подготовке к ЕГЭ 11(12) классы, но и по обеспечению учащихся знаниями из области фонетики, орфографии, лексики, синтаксиса, пунктуации, стилистики, но и по способствованию усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности.

9 стр., 4197 слов

Методическая разработка комплексный анализ текста как способ ...

... подготовке учащихся к рецензии, Урок № 2 представляет собой подготовку к самой рецензии. Тема . Р/Р Сочинение – рассуждение по видимому тексту. Чтение текста учителем Мы остановились на хуторе, где жили аисты. На ... Приносят ли аисты счастье? Все счастливые скажут вам, что, конечно, приносят. Но особое слово на ... языка, а также ярко выявляются межпредметные связи. Работа с текстом развивает у учащихся ...

Работающие в 11-12-х классах учителя русского языка с нетерпением ждут 7-го декабря 2016, когда основная масса выпускников напишет итоговое сочинение на «зачет», после чего можно приступить к плановой системе подготовки к ЕГЭ и ОГЭ.

Заместитель

директора по УВР