«Обучающее сочинение-репортаж экологическую тему»
Сочинение на экологическую тему в жанре репортажа
5 класс Учитель Твердова И.В.
Цели урока:
1. Образовательные:
- уметь создавать текст публицистического стиля в жанре репортажа.
- уметь использовать в репортаже средства публицистического воздействия на читателя;
- показать последствия нарушений экологического равновесия в природе в результате деятельности человека
2. Воспитательные:
– воспитывать у учащихся нравственные качества, которые помогают ярче и образнее увидеть и почувствовать единство человека и природы, бережно относиться к природе, попытаться присоединиться к её божественной гармонии.
3. Развивающие:
- развивать навыки работы с публицистическим текстом;
- развивать образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
- совершенствовать культуру речи;
- продолжить формировать умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.
Тип урока:
Методы обучения:
- частично – поисковый;
- проблемный;
- эвристический.
Структура урока:
- актуализация знаний;
- работа с терминологическим словарём;
- создание текста публицистического стиля на заданную экологическую проблему;
- закрепление знаний по темам.
Оборудование:
Ход урока
Учитель русского языка:, Учитель биологии:
Цели урока:
1. Развития речи:
- уметь использовать в репортаже средства публицистического воздействия на читателя;
2. Экологии:
- научиться бережно относиться к природе
Учитель русского языка
Задание 1 : составить из слов определение экология
Экология – это наука о взаимоотношениях организмов и условий среды.
Учитель биологии:
1.Что такое среда обитания?
- Среда обитания – это совокупность условий жизни, действующих на живые организмы.
2.Дать определение экологическим факторам или факторам среды обитания.
- Экологические факторы – это условия окружающей среды, влияющие на жизнедеятельность организмов.
3.Что такое абиотические факторы?
- Абиотические факторы – это факторы неживой природы (свет, температура, влажность воздуха, ветер, давление, почва, рельеф и т.д.)
4.Что такое биотические факторы?
Уроки публицистического мастерства Мариэтты Шагинян
... ее литературный стиль. Те же символистские наклонности проявляются и в других сочинениях Шагинян - "О блаженстве имущего. Поэзия З.Н. Гиппиус" (1912); "Две ... убедится в правоте своих слов. В 1905-1906 годах М. Шагинян печатается в московских рабочих изданиях, в “Ремесленном голосе”, ... описаниями, но все же они прочно вошли в стилистику М. Шагинян. После поездки в 1914 году на родину Гете – ...
- Биотические факторы – это живые организмы и их взаимоотношения друг с другом.
5.Что такое антропогенный фактор?
- Антропогенный фактор – это влияние человека на окружающую среду.
6.Кто является основным разрушителем в природе?
- Основным разрушителем в природе является Человек.
7.Почему нельзя разрушать муравейники?
- Потому что муравьи-санитары леса.
8.Можно ли собирать грибы в черте города?
- Нет! Грибы накапливают в плодовых телах тяжёлые металлы ( свинец).
9.Правильно ли мы делаем, когда сжигаем листья деревьев в городе?
- Неправильно! Листья накапливают продукты выхлопов автомобилей, которые при сжигании выделяются в воздух.
10. Почему нельзя повреждать кору деревьев?
- Потому что через поврежденную кору попадают споры паразитических грибов, что приводит к гибели деревьев.
Учитель русского языка:, Задание 2: составить из слов определение репортаж.
Репортаж – это газетный жанр, сочетающий достоверность изображения и эмоциональную яркость.
Задание 3: составить из слов определение интервью.
Интервью – это беседа в форме вопросов и ответов для печати в средствах массовой информации.
Приложение 1.Сообщение-справка ученицы о воде (папка “Экология-звук”, 1.Водоем).
Учитель биологии. (Слайд 8)Произошло загрязнение водоёма. В него вылили отработанное топливо.
Репортёр (берёт интервью у жителей водоёма) : Ваше самочувствие?
Рыбы. Образовалась нефтяная (топливная) плёнка на поверхности водоёма – задыхаемся, гибнем.
Водоросли.
Птицы. Перья покрываются плёнкой, склеиваются – невозможно летать – гибнем.
Репортёр : Как Вам помочь?
Рыбы. Запретить спускать в водоёмы загрязнённую воду.
Водоросли.
Птицы. Заселить водоемы животными – фильтраторами (беззубка, перловица)
( Слайд 9).
Приложение 2.Сообщение-справка ученицы о лесе (папка “Экология-звук”, 2.Лес)., Учитель русского языка:
Давайте представим (Слайд 10).
В лесу произошёл пожар по вине человека. Брошен непотушенный окурок. Загорелась подстилка, сгорел верхний слой земли – почва, сгорели травы, загорелись кустарники, деревья. Дым окутал всё кругом. Бегут животные – мышь, лисица, белка, улетают птицы. Спасайтесь! Пожар!
Репортёр (берёт интервью у жителей леса) : Куда вы несётесь?
Лисица, мышь, еж.
Белка. Я была в дупле дерева. Дым стал проникать в него, я начала задыхаться. Пришлось бежать по веткам, пока пожар внизу леса.
Тестирование по Методике преподавания русского языка для студентов ...
... в 11. #Сколько оценок выставляется за изложения и сочинения: +две; - одна; - три; - ни одной; - полторы. #Что необходимо учитывать при обучении русскому языку: - настроение; - окружающую среду; +особенности родного языка; - интерьер; - внешность учителя. ... учителя и учеников, которая происходит в установленном порядке, в определенном режиме; - совокупность средств и при ... и процессов; - использование ...
Птицы. Пожар охватил ветки деревьев, кустарников. Наши гнёзда сгорели. Малыши – птенцы погибли, наши крылья опалены. Где мы будем строить наши гнёзда? Ведь деревья погибли, травы тоже. Чем мы будем питаться? Насекомые сгорели.
Репортёр : Как Вам помочь?
Лисица, мышь, еж. Человек должен тушить окурки, уметь правильно разжигать костёр в лесу и, уходя, его тушить.
(На экране SMART – BOARD . Слайд 11)
Приложение 3.Сообщение-справка ученицы о почве (папка “Экология-звук”, 3.Почва)., Учитель русского языка:
Давайте представим (Слайд 12)Растаял весной снег, который зимой обрабатывали специальными реагентами. Вдоль дорог оседает много пыли, содержащей окислы тяжёлых металлов – ртути, свинца, железа, меди. Всё это попадает в почву, смываясь дождём.
Репортёр : Как ваше самочувствие после зимы?
Крот. Моя шкурка испортилась! Моя норка забита мусором, разрушена, запасы еды стали несъедобны.
Дождевой червь., Растения.
Репортёр : Как вам помочь?
Дождевой червь.
Мышь. Высаживать деревья, травы.
Крот. Строить вдоль дорог защитные экраны.
(Слайд 13)
Приложение 4.Сообщение-справка ученицы об атмосфере (папка “Экология-звук”, 4.Атмосфера)., Учитель русского языка:
Давайте представим (Слайд 14)
Автомобильные выхлопы сильно загрязняют воздух. В выхлопах содержится угарный газ, оксиды серы и азота, углеводороды, соединения свинца, мышьяка. Оседая на частичках пыли, все эти вещества поднимаются в воздух и образуют плёнку – смог, который плохо пропускает солнечные лучи.
Репортёр берёт интервью у жителей города: Как вам дышится?
Растения.
Птицы . Мы не можем строить гнёзда на деревьях, растущих вдоль автодорог. Здесь очень шумно. Наши птенцы погибают.
Репортёр : Как Вам помочь?
Девочка. В автомобилях должно быть обязательно специальное устройство для очищения выхлопных газов.
Мальчик. Использование определённых сортов топлива, в которых меньше свинца.
Растения.
Птицы . Ставить защитные экраны вдоль дорог.
Учитель русского языка:
А теперь подведём итоги нашего урока и напишем сочинение-репортаж. Давайте все вмести очистим нашу ПЛАНЕТУ!