Урок. «Развитие речи. -рассуждение»

Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста.

Цели:

  • продолжать работу по развитию языковой компетенции,

-учить логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание, соответствующее тексту-рассуждению;

— обучать основным приемам мыслительной деятельности (выделение главного, сравнение, обобщение и систематизация, доказательство);

  • формировать навыки написания сочинения-рассуждения, комплексного анализа текста;

— развивать аналитические и творческие способности учащихся, понимание композиционных особенностей текста-рассуждения;

  • формирование нравственных качеств учащихся
  • Ход урока.

Организационный этап . Посмотрели друг на друга и улыбнулись друг другу и гостям

  • Учитель : Здравствуйте, ребята. Рада приветствовать вас. Надеюсь, что наш урок пройдет в атмосфере взаимопонимания и взаимосотрудничества

  • 1. Вступительное слово учителя.

    Наш урок сегодня – продолжение цикла уроков по подготовке к ОГЭ. Мы повторим задания тестовой части, поработаем с текстом изложения, вспомним способы сжатия текста, но особое внимание мы уделим подготовке к написанию сочинения-рассуждения.

    2. Введение в тему. Формирование мотивации., Что мы знаем о структуре ОГЭ по русскому языку. Из каких частей она состоит?

    (изложение, тестовая часть и сочинение-рассуждение).

    • А что мы уже умеем?
    • Какая часть работы вызывает у вас наибольшие затруднения? Почему?

    (Сочинение, потому что легче воспроизвести авторский готовый текст, чем создать свой собственный, умещающийся в строгие рамки – определенный тип речи, тема текста, объем, логическая и композиционная стройность).

    • Что можно считать одним из условий успешного выполнения этого задания?

    (Начитанность).

    -Почему? (Приведение аргументации)

    Ребята, есть ещё одно важное условие, которое необходимо при работе над этим заданием – умение проникать в смысл читаемого текста. А для этого необходимо владеть определёнными приёмами анализа текста.

    2 стр., 603 слов

    «Любовь — трудная душевная работа» — тексты и рассуждения

    ... важной опорой жизни и в контактов с окружающими людьми. Концепция Платона Текст сочинения на тему «Любовь душевная работа» следует продолжить концепцией Платона. Она очень широко распространена в популярной культуре. ...

    « Чтобы научиться ездить на велосипеде, нужно ездить на велосипеде», -сказал Лихачев .

    (Что он этим хотел сказать?)

    А чтобы научиться писать сочинения, нужно писать сочинения!

    Именно этим мы и займемся сегодня на уроке. И в результате у нас должно получиться сочинение — рассуждение в формате задания 15.3 ОГЭ по русскому языку.

    Запись даты, темы урока в тетрадь., Хотелось бы начать с притчи:

    Старый индеец рассказывает своему внуку: «Внутри каждого человека идет борьба очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность». — Маленький индеец на несколько мгновений задумался, а потом спросил. «А какой волк побеждает?» — Старый индеец улыбнулся: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».

    Я думаю, что смысл жизни в том, чтобы жить радостно и дельно, делая добро. Чтобы сегодня было радостно, а завтра становилось лучше, чем сегодня. Чтобы наши дети жили в мире еще более красивом, чистом и богатом. Чтобы после нас на земле оставались сады, города, чистая вода и солнце.

    3. Актуализация имеющихся знаний.

    • Расскажите, что вы знаете о задании 15.3 ОГЭ?

    Что предлагают вам КИМы при выполнении этого задания?, Из каких подразделов оно состоит?

    VI. Обратимся к тексту для изложения.

    Текст изложения я вам дала на дом. Вы должны были ознакомиться с ним., Зачитывание фраз учениками)

    3. Работа с текстом для изложения. Сжатие текста.

    • Какова тема и основная мысль текста Д.С. Лихачева?
    • Какие ключевые слова вы выделили в каждом из трех абзацев? Какова микротема каждого абзаца?
    • Какие способы сжатия текста мы знаем и какие можно использовать при

    2. Разминка

    1. Какое средство выразительности используется в предложении:

    • Пушкин читал стихи своим товарищам, а они не сводили с него глаз (фразеологизм).

    • При мысли, что такое может случиться и со Стёпкой, ужас

    прокалывал Федю ледяной иглой (метафора)

    1. Замените словосочетание стихотворная строчка , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление (строчка стихотворения)

      4 стр., 1566 слов

      Доброта спасет мир. -рассуждение : «Добро»

      ... и много денег, спасает мир и человечество от физического и духовного уничтожения. ПОДІЛИТИСЯ: Описание темы: Вообщем, вот Вам небольшая заметочка - сочинение - оно же рассуждение на тему: "Что ... другу. Через всю многовековую историю человечества, где одни люди использовали других, именно доброта помогала ему выживать. Хорошие женщины продолжали беспокоиться о детях – и своих, и ...

    2. Замените словосочетание увлеченно читал , построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. (читал с увлечением)

    3. Назовите грамматическую основу в предложении: «Тебя можно слушать вечно, Пушкин!»

    4. В предложении «Ему трудно было отречься от своих принципов» замените книжное слово отречься стилистически нейтральным синонимом (отказаться )

    Вопросы классу:

    1.Какова схема построения сочинения-рассуждения ( композиция) ?

    -Тезис.

    -Аргументы (доказательства)

    -Вывод.

    2. Что такое тезис, аргументы, вывод?

    Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать.

    Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.

    Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения.

    III. Работа над построением сочинения — рассуждения.

    1. Чтение задания к сочинению.

    15.3 Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА?

    Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое ДОБРОТА», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    Клише для сочинения 15.3. ОГЭ по русскому языку

    Часть (абзац)

    Клише (типовые схемы словосочетаний и предложений)

    1. Тезис

    На мой взгляд, доброта- это…(или), По моему мнению, доброта — это… (или), Мне кажется, что доброта — это… (или), Я думаю, что доброта — это… (или), Что такое доброта? Многие над этим размышляют. Я считаю, что…

    2. Аргумент 1, Обратимся к тексту Ю. А. Лиханова, в котором говорится о… (или), В тексте А. ЛИХАНОВ поднимает проблему…, В предложении № … автор говорит о том, что…

    3. Аргумент 2, Свое мнения я могу подтвердить примерами из жизненного опыта… (или)

    В жизни мы часто наблюдаем… (или)

    Однажды я был свидетелем события, которое… Как-то раз…

    4. Заключение, Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что…, Таким образом, можно заключить, что…, В заключение я хочу сказать, что…, Вопрос к классу

    Чтобы определить понятие, отражающее качество человека(чувство, черту характера ,предмет и т.п.) необходимо внимательно изучить его, сравнить с другими предметами, чувствами ,качествами, проанализировать их свойства и отношения. Свои наблюдения можно оформить в виде схемы, которая значительно облегчит работу над заданием 15.3.

    3 стр., 1336 слов

    Пример сочинения – рассуждения

    ... сочинения – рассуждения. В жизни приходится очень много спорить, возражать, опровергать мнение других, не соглашаться. Лучше всего ... есть либо до опровержения тезиса противника, либо ... и вежливый спорщик? Прежде всего он внимательно выслушивает ... тезиса (в тексте это, как правило, все абзацы, кроме первого и последнего). Можно на черновике написать, с какого предложения ... К какому выводу приходит автор? ...

    1 Даем определение понятия, используя материал схемы.

    1. После собеседования учащиеся приходят к выводу, что

    Тезис.

    2.