Коррекционная работа по устранению речевых ошибок младших школьников на уроках русского языка
Работа по устранению речевых ошибок младших школьников
речевых ошибок в тетрадях учащихся
составление картотеки типичных ошибок , допущенных учениками преимущественно в письменной речи;
ошибок и их причин
классная работа над общими типичными ошибками на уроках обсуждения сочинений (обычно фрагмент урока длится 15-20 мин , в устной и письменной форме);
работа над отдельными ошибками
показ и анализ образцов, противопоставляемых ученическому примитиву;
система стилистических и иных упражнений, в которых пре-дусматриваются трудные ситуации, вероятные ошибки ;
языковая подготовка перед сочинением, изложением или устным выступлением;
- обучение самопроверке написанного и его редактированию;
- стилистические акценты, где это возможно, при изучении грамматических тем; например, при изучении личных местоимений сообщается их функция в тексте и т.
п.
Ошибки исправляются самим учеником, с помощью учителя. Исправление состоит в перестройке предложения, текста, в замене слов.
В трудных случаях учитель сам исправляет ошибку , а в легких –использует условные знаки : П — «повтор» , З. с. — «замени слово» , V —«пропуск» , порядок слов обозначается цифрами над словами.
На уроке , посвященном анализу сочинения, прочитываются вслух лучшие работы , они обсуждаются.
Предмет обсуждения – не только содержание, но и композиция, и язык , и ошибки , и недочеты, и исправления.
Для урока , как привило, избирается одна тема, соответствующая допущенным ошибкам . Требования к такому фрагменту урока :
школьниками
Организация самостоятельной работы учеников на уроке русского языка
... -педагогическую и методическую литературу по данной теме; 2.Определить понятие «самостоятельная работа», ее функции и виды; .Выявить особенности организации и проведения самостоятельной работы на уроках русского языка в школе; .Разработать методические рекомендации по организации самостоятельной работы; .Обобщить теоретический и практический ...
б) приводятся примеры выбора слова из лаборатории известного писателя;
в) даются на карточках отрывки текста, содержащие ошибки ; учащиеся должны их обнаружить и исправить, обосновать замену слова.
(не очень уверенно)
На уроках применяется исправление ошибок и недочетов (редактирование) целого текста, но на основе теории сложного синтаксического целого – ССЦ. Цель – обогащение, совершенствование внутритекстовых связей.
Работа общеклассная
1. Охотник шел домой. 2. Он услышал треск сучьев. 3. Из чащи вышла медведица с двумя медвежатами. 4. Медведица с медвежатами подошли к речке и стали купаться. 5. Медведица взяла медвежонка за воротник и стала окунать его. 6. Охотник спрятался на дереве. 7. Медвежонок убежал, медведица догнала его и дала шлепков. 8. Потом они все ушли домой.
(многократное действие)
Дети читают весь текст с поправками и замечают, что в пятом предложении надо добавить слово одного.
В итоге получился отредактированный текст :
школьники