Эффективные приёмы работы по выработке орфографических навыков у младших школьников

Структура урока обучения сочинению зависит от вида сочинения и возраста учащихся.

Работа над сочинением

В работе над сочинением довольно четко выделяются три этапа:

  • накопления материала (наблюдения, экскурсии, походы, прогулки, рассматривание картин, чтение художественных произведений);
  • отбор и расположение материала (обсуждение, выделение плана);
  • словесное и речевое офор

мление, т. е. составление самого текста, его запись, редактирование, проверка.

Первый и второй этапы могут выйти за рамки урока. Так, накопление материала для сочинения по экскурсии, по наблюдениям осуществляется иногда задолго до письма. На уроке же восстанавливается в памяти детей, систематизируется.

На уроках предшествующих сочинению, подготавливается для него лексика, могут быть составлены фрагменты текста. Иногда заблаговременно составляется план.

Третий этап — урок, на котором пишется сочинение (или звучит устный рассказ), в большинстве случаев должен рассматриваться как своего рода подведение итога работы, проведенной ранее.

Если сочинение — итог длительной подготовки, то построение уроков обучения сочинениям зависит от характера подготовительной работы. Но могут быть выделены и общие черты таких уроков: во-первых, сообщение темы и задач предстоящего сочинения и обсуждение их с учащимися; во-вторых, беседа целью упорядочения материала, если он накоплен заранее—в ходе наблюдений или для его накопления (например, рассматривание картин); в- третьих составление плана или его уточнение, если план был составлен ранее; в-четвертых, речевая подготовка текста: запись слов, если нужно составление отдельных предложений или фрагментов связного текста; орфографическая подготовка затем письмо сочинения всеми учащимися; наблюдение учителя за каждым пишущим, оказание индивидуальной помощи; наконец, самопроверка, совершенствование текста, исправление замеченных недочетов и ошибок.

Вся система работы над планом направлена на то, чтобы постепенно выработать у учащихся умение самостоятельно составлять план и писать сочинения по этому плану. Совершенно осознанно понимать значение плана учащиеся начинают тогда, когда приступают к самостоятельной работе над сочинением по коллективно составленному плану. При проверке этих сочинений учитель обращает внимание на несоответствие в некоторых работах между планом и содержанием и использует эти факты при анализе сочинений. Учитель сравнивает сочинения разных учащихся, написанные по одному и тому же плану, организует коллективное обсуждение их. В тетрадях учащихся следует также отмечать недостаточное раскрытие того или иного пункта плана.

7 стр., 3119 слов

Конспект русского языка 6 класс «Подготовка к сочинению-описанию» ...

... вас получится развернутый план сочинения, по которому будет гораздо легче написать текст, не потеряв логической ... язык) — наука, изучающая языки.) Лингвистическое сочинение? (основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал) Слайд 10. ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ ... качеств учащихся; воспитание любви к природе. Задачи Вспомнить компоненты сочинения-рассуждения. Учиться работать по ...

Особого внимания учителя требуют планы, составленные самостоятельно. При проверке сочинений оценивается не только содержание и грамотность сочинения, но и качество плана. Типичные ошибки в составлении плана разъясняются классу во время анализа работ. С этой целью можно прочесть классу сочинение, план которого составлен неудачно. В ходе коллективного обсуждения выясняется, на сколько частей можно разбить сочинение, как озаглавить эти части. План, составленный коллективно, сравнивается е неудовлетворительным вариантом, чтобы недостатки первого варианта были более ясны.

Работая над планом, следует учить детей устанавливать смысловые связи между отдельными предложениями и частями сочинения. С этой целью учитель показывает учащимся значение в речи таких слов, как однажды, вдруг, сначала, потом, поэтому, учит грамотно их писать и употреблять в устных рассказах и сочинениях.

Самостоятельность учащихся в работе над сочинением растет с каждой четвертью учебного года. Увеличиваются и трудности.

Так, в первой четверти идет коллективная работа над планом и самим сочинением. Но общий текст, как это делалось в 3 классе, уже не составляется. По каждому пункту плана выслушивается и обсуждается несколько вариантов ответа, и даже самый луч из этих вариантов не повторяется. Записывают сочинения под руководством учителя. Если позволяет тема, учащиеся включают в сочинения описания единичных предметов.

Во второй четверти в сочинения вводятся элементы рассуждения. Составляются сочинения коллективно по коллективно составленному плану и записываются под руководством учителя. В третьей четверти продолжается работа над сочинениями с элементами описания и рассуждения по коллективно составленному плану, но сочинения, составленные коллективно, учащиеся записывают самостоятельно.

В четвертой четверти от учащихся требуется умение самостоятельно составить, сочинение по самостоятельно составленному плану и грамотно записать работу.

Специальных уроков, отводимых на развитие речи, в 4 классе нет, поэтому сочинения и устные рассказы проводятся на уроках грамматики и чтения. Каждому сочинению предшествуют разнообразные упражнения со словом и предложением. Цель упражнений — способствовать усвоению запаса слов по теме сочинения или рассказа, совершенствовать умения правильно строить предложения, в связный текст.

В 4 классе совершенствуется навык построения простых двусоставных предложений. С этой целью следует проводить упражнения по распространению предложений. Учащиеся в речи используют не только двусоставные предложения, но и односоставные, которые дети усваивают из книг, из речи взрослых. При раскрытии некоторых тем невозможно, например, обойтись без предложений безличных (Холодно. Было весело. Было интересно.), без назывных предложений (Вот река. Вот и парк, лес).

2 стр., 895 слов

Сочинение роль устаревших слов в современном русском языке

... устаревшим словам. Бывают случаи, когда они возвращаются в язык, вновь вливаются в состав активной лексики. Так было, например, со словами солдат, офицер, прапорщик, министр, советник, получившими в современном русском языке новую жизнь. В ... позднего времени находили в архаизмах средство возвышенного звучания речи. На протяжении всего XIXи даже в начале XXвека устаревшие слова воспринимались как ...

Поэтому учителю следует практически показывать, когда нужно использовать такие конструкции.

Эффективным упражнением для усвоения синтаксиса простого предложения считается конструирование предложений. Учащимся даются опорные слова с заданием составить с ними предложения. Для этой цели берутся обычно слова, которые учащиеся редко употребляют в собственной речи.

При подготовке сочинений следует проводить работу, направленную на усвоение учащимися словосочетаний. С этой целью можно рекомендовать упражнения на замену одних словосочетаний другими. Например, заменить данные словосочетания близкими по смыслу:

начинаю работать (принимаюсь за работу), начинаю читать (принимаюсь за чтение), удобно усаживаюсь (удобно устраиваюсь), бегу домой (спешу домой) и т. в. Полезны также задания на конструирование предложений с данными словосочетаниями. Подобные задания помогают учащимся усвоить сочетаемость слов, которые они ранее не употребляли в своей речи.

При подготовке сочинений рекомендуется проводить разнообразные упражнения со словом. Особо выделяется в этой системе работа над синонимами. Дети часто ошибаются при выборе слов, так как не совсем верно понимают их значение, а синонимы помогают точно выражать мысли. Если учитель научит детей из ряда возможных слов выбирать самые выразительные и точные, научит бережно относиться к слову, то с каждым новым сочинением ученики будут подниматься на ступеньку выше в речевом развитии. В 4 классе полезно проводить упражнения с синонимами. Вот пример таких заданий.

В данных предложениях глаголы заменить синонимами.