“Каким образом можно выразить свои мысли, чувства?”
“Как найти тезис в сочинение-рассуждение?”
— Ребята, предлагаю нашу встречу начать с просмотра фрагмента фильма, который заставил меня задуматься. Главный герой фильма “Щенок” Алеша мечтал о собаке. И вы представляете, его мечта сбылась – на день рождения ему подарили щенка. Тишка, так звали щенка, потерялся. Его нашёл мальчик Валера. Что произошло дальше, вы узнаете, посмотрев отрывок из этого фильма.
(критическая оценка известной “схемы организации действия”)
-чувства сострадания
-любви
-жалости…
— По отношению к Алеше
— По отношению к Валере
— По отношению к кому у вас возникли эти чувства?
1. Правильно выдвинул тезис
2. Построил текст, согласно структуре сочинения — рассуждения
3. Правильно сделал вывод
4. Привел нужные доказательства к тезису
-Потому что мы не видим текст.
-Нам нужно сочинение Сережи.
Почему?
(фиксация на доске)
Задание 1.
Прочитай текст.
Сочинение-рассуждение
“Как я оцениваю поступок Алеши?”
Оценивая поступок Алеши, я подумал, что у Алеши есть друзья, с которыми он общается и играет в футбол, а у Валеры их нет — он одинок.
Во-вторых, у Алеши есть родители и тетя, которые любят его и заботятся о нем. У Валеры — только бабушка. А самое главное — он увидел в глазах мальчика-сироты благодарность и тихую радость, когда тот принял подарок.
Итак, я понял, что, отдав щенка, Алеша смог сделать счастливым Валеру, немного скрасил жизнь круглому сироте. На душе у Алеши стало легко и радостно, хотя было трудно расставаться с маленьким другом-щенком.
Сделал правильный вывод +
Привел нужные доказательства к тезису +
Давайте посмотрим, что у вас получилось?
Кто готов представить свой результат?
Вы пришли к единому мнению?
3. Вырази свое мнение в “Оценочном листе №1” знаками +/-.
Оценочный лист №1
Критерии | Оценка ребят
+\- |
Моя оценка
+\- |
1. Правильно выдвинул тезис. | + | |
2. Сделал правильный вывод. | + | |
3. Привел нужные доказательства к тезису. | + |
— Как найти тезис в сочинении-рассуждении?
-Другое задание.
-Текст.
-Дополнительный материал.
Тогда в чем заключается трудность?Значит, в каком вопросе вам нужно разобраться?
Что вам необходимо для того, чтобы ответить на вопрос урока?
Попробуйте разобраться в этом вопросе.
Вот вам задание.
1. Прочитайте текст и, используя справочный материал, выделите в тексте: тезис – красным цветом, доказательство – зеленым цветом, вывод – желтым цветом.
Даже один человек способен изменить судьбу других людей, сделать многих счастливыми. Главный герой фильма “Заплати другому”, мальчик Тревер, был охвачен желанием помочь всем в мире. Он придумал систему, как сделать людей счастливыми. Для этого нужно было сделать три добрых дела. Тревер помог нищему человеку, своей маме, учителю. Те помогли другим трем людям. И с этого маленького мальчика началось движение за мир и любовь. В итоге этого движения многие стали радоваться жизни, уважать ценности других. Главное — только начать. Добро должно исходить от каждого человека, и тогда мир станет лучше и добрее
2. Сделайте вывод и зафиксируйте его в модели “Как найти тезис в сочинении-рассуждении”.
В группе, так как работа в группах более рациональна.
Тезис. Даже один человек способен изменить судьбу других людей, сделать многих счастливыми.
Доказательства . Тревер помог нищему человеку, своей маме, учителю. Те помогли другим трем людям.
Вывод . Добро должно исходить от каждого человека, и тогда мир станет лучше и добрее
Как вы думаете, это задание удобно (рационально) выполнять индивидуально, в паре или в группе?
Как вы думаете,каким способом можно получить результат задания?
Кто готов представить результат работы и сделать вывод?
Способ
(доказательство “открытия”)
Результат
(правило – новая “схема организации действия”)
схема
1. Определить главную мысль текста, которая должна быть четко сформулирована и доказательна.
2. Проверить, чтобы тезис соответствовал теме.
3.Соотнести тезис и доказательства (аргументы).
4.Соотнеси тезис и аргументы с выводом.
Ответили ли вы на вопрос урока?
Теперь мы можем определить тезис в сочинении – рассуждении Сережи?
1. Отредактируй текст сочинения – рассуждения Сережи.
Сочинение-рассуждение
“Как я оцениваю поступок Алеши?”
Оценивая поступок Алеши, я подумал, что у Алеши есть друзья, с которыми он общается и играет в футбол, а у Валеры их нет — он одинок.
Во-вторых, у Алеши есть родители и тетя, которые любят его и заботятся о нем. У Валеры — только бабушка. А самое главное — он увидел в глазах мальчика-сироты благодарность и тихую радость, когда тот принял подарок.
Итак, я понял, что, отдав щенка, Алеша смог сделать счастливым Валеру, немного скрасил жизнь круглому сироте. На душе у Алеши стало легко и радостно, хотя было трудно расставаться с маленьким другом-щенком.
2. Заполни оценочный лист №2 по работе на уроке.
Оценочный лист №2
Критерии | Моя оценка
+ \ — |
Оценка учителя |
Умею оценивать работу другого ученика. | ||
Умею определять, формулировать тезис. | ||
Умею выражать свою точку зрения по отношению к ситуации. | ||
Готов к написанию сочинения – рассуждения |
“Как я оцениваю поступок Алеши?”
Я считаю, что, отдав щенка, Алеша поступил правильно и благородно.
Во-первых, у Алеши есть друзья, с которыми он общается и играет в футбол, а у Валеры их нет — он одинок.
Во-вторых, у Алеши есть родители и тетя, которые любят его и заботятся о нем. У Валеры — только бабушка. А самое главное — он увидел в глазах мальчика-сироты благодарность и тихую радость, когда тот принял подарок.
Итак, я понял, что, отдав щенка, Алеша смог сделать счастливым Валеру, немного скрасил жизнь круглому сироте. На душе у Алеши стало легко и радостно, хотя было трудно расставаться с маленьким другом-щенком.
Чтобы правильно найти тезис нужно:
1. Определить главную мысль текста, которая должна быть четко сформулирована и доказательна.
2. Проверить, чтобы тезис соответствовал теме.
3. Соотнести тезис и доказательства (аргументы).
4. Соотнеси тезис и аргументы с выводом.
— Составить инструкцию “Как писать сочинение-рассуждение”