Задание направлено на самостоятельную интерпретацию выпускниками смысла одного из ключевых фрагментов текста. Интерпретация – толкование, объяснение, раскрытие смысла фрагмента текста (Сл. Д.Н. Ушакова)
Этап самостоятельного анализа указанного фрагмента текста начинается с определения предмета анализа. Как правило, для толкования предлагается финал рассказа или предложения, близкие к финалу. Финал произведения очень часто указывает (прямо или косвенно) на главную мысль текста (идею).
А главная мысль текста (идея) небольшого по объему произведения всегда связана с главным героем и главным событием и выражает отношение героя (героев) к этому событию. Отношение – это чувства, переживания, размышления, впечатления, вызванные описанным событием.
На основе понимания предмета анализа формулируется тезис об общем смысле фразы текста. Развернуть тезис помогают пояснения (комментарии) к нему. Пояснения к тезису могут стать ответы на вопросы: Какие чувства испытывает герой? Почему он испытывает такие чувства? Как поступает герой?
Ученики интерпретируют фрагмент текста, объясняя его смысл и обосновывая (подтверждая) высказанное суждение с помощью аргументов.
Обязательной частью высказывания, с нашей точки зрения, является вводная конструкция: «по моему мнению», «мне кажется», «с моей точки зрения», «я думаю, что…»
Таким образом, основой структуры сочинения, объясняющего смысл фрагмента текста, являются
- тезис об общем смысле финала текста,
- пояснения к тезису об общем смысле финала текста,
- интерпретация финала,
- обоснование интерпретации финала: примеры-аргументы из прочитанного текста,
- вывод.
Методические разработки, помогающие написать сочинение на лингвистическую тему (функции знаков препинания).
Знак препинания | Смыслоразличительная функция знака препинания |
Общие замечания о роли знаков препинания ( возможны как тезис вступления к работе о роли знаков препинания и как вывод в сочинении на лингвистическую тему) |
— Одни знаки препинания, как и слова, расчленяют поток письменной речи на высказывания, другие помогают различить «свои» и «чужие слова, третьи делят высказывания на простые предложения, четвёртые выделяют в составе высказывания специфические конструкции. |
Запятая |
|
Точка |
|
Вопросительный знак в конце предложения |
|
Восклицательный знак в конце предложения |
|
Двоеточие |
|
Тире |
|
Кавычки |
|
Скобки |
|
Точка с запятой |
|
Многоточие |
|
ПЛАН СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ
1)Формулировка тезиса, связанного с темой сочинения и основной мыслью.
2)Теоретически обоснованный и подтвержденный лингвистическими примерами из текста для чтения ответ на поставленный в теме вопрос.
3)Вывод (подтверждение тезиса).
ВАРИАНТЫ НАЧАЛА сочинения-рассуждения (ТЕЗИС)
1) фраза, принадлежащая герою дискуссии;
2) собственное высказывание
СОБСТВЕННОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ СФОРМУЛИРОВАНО:
1) С помощью предложения, констатирующего актуальность обсуждаемого вопроса(В наше время особенно остро стоит проблема…Или: Проблема… является актуальной в наши дни)
2) С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТИЛИСТИЧЕСКИХ ФИГУР:
- назывные предложения (Русская орфография. Принципы русской орфографии. Что обозначают эти понятия?)
- парного соединения однородных членов (Звуки и буквы. Как связаны между собой эти понятия?)
- антитезы (Орфограмма и орфографическая ошибка- понятия, противопоставленные друг другу и тесно связанные между собой)
- умолчания (Риторический вопрос…Что заключено в нем в художественном произведении?)
- вопроса и ответа на него (Нужны ли обращения в речи? Безусловно, нужны)
- риторического восклицания (Какая же она трудная, русская орфография!)
3) С помощью пословиц и поговорок (Всем известна поговорка «Что написано пером, не вырубишь топором». В ней скрывается глубокий смысл: нужно быть требовательным к письменной речи.)
4) В виде небольшого отступления, которое может подвести к проблеме текста(Каждый человек хочет, чтобы его считали образованным.Одним из признаков хорошего образования является умение правильно написать письмо.)