Произведение искусства не поддается скальпелю анатома. Рассеченное на части, оно превращается в безжизненную и бесцветную ткань. Для того, чтобы понять, “что внутри”, как выражаются дети, нет никакой необходимости нарушать цельность художественного произведения. Надо только поглубже вглядеться в него, не давая воли рукам”.
А дальше Маршак говорит уже о стихотворении, как бы иллюстрируя мысль о том, что значит “не давать воли рукам”: “С детства я знал наизусть стихотворение Лермонтова “Выхожу один я на дорогу.. .”. Лет
в двенадцать-тринадцать я бесконечное количество раз повторял его и любил до слез. Но, перечитывая эти стихи теперь я как будто заново открываю их для себя, и от этого они становятся еще загадочнее и поэтичнее.
Только сейчас я замечаю, как чудесно соответствует ритму нашего дыхания сосредоточенные, неторопливые строки с теми равномерными паузами внутри стиха, которые позволяют нам дышать легко и свободно.
Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь тиха. Пустыня внемлет богу, И звезда с звездою говорит.
Читая две последние строчки этого четверостишия, вы спокойно переводите
дыхание, будто наполняя легкие свежим и чистым вечерним воздухом. Но ведь об этом-то ровном, безмятежном дыхании и говорится в предпоследней строфе:
Я б желал навеки так заснуть. Чтоб в груди дремали жизни силы, Чтоб дыша вздымалась тихо грудь
В сущности, дышит не только одна эта строфа, но и все стихотворение. Все оно поет. Как в песне, в этих стихах одна строфа подхватывает слова другой, предыдущей строфы.
За строфой Жду ль чего? Жалею ли о чем? следует: Уж не жду от жизни ничего я После строфы, кончающейся словами: Я б хотел забыться и заснуть! – следуют слова: Но не тем холодным сном могилы…
Эта неразрывная песенная связь как бы подготавливает читателя или слушателя к тем заключительным строчкам стихов, где уже и в самом деле слышится пение:
- . .Чтоб всю ночь, весь день, мой слух лелея, Про любовь мне сладкий голос пел. . .
Так органически связаны воедино поэтическое содержание и стихотворная форма. Размер, ритм, аллитерация, рифмы, цезура служат одной музыкальной и смысловой теме… Стихотворение кончается словами:
Слепой лежал тихо сложив руки и улыбаясь
... у книги 1 страниц) Грин Александр Голос и глаз Слепой лежал тихо, сложив на груди руки и улыбаясь. Он улыбался бессознательно. Ему было велено не шевелиться, во ... о ней представлением, которое он выражал не словами, а всем своим отношением, и она знала, что он любит её. ( ... все его истощенное, належавшееся тело, стал осматриваться, как будто читая книгу. Предмет за предметом проходили перед ним ...
Надо мной, чтоб вечно зеленея, Темный дуб склонялся и шумел
И долго после того, как закроешь книгу, слышишь этот шум ветвей. Последняя строчка лирических стихов – на самом деле не последняя: она оставляет за собою, как эхо, долгий гул – след отзвучавшей музыки. Стихи, о которых идет здесь речь, научили меня. . . любить лирическую поэзию…”
1
votes, average:
5.00
out of 5)