Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Н. Арутюновой: «Метафора сокращает речь, избегая всевозможных объяснений и обоснований, а сравнение её распространяет».
Аргументируя свой ответ, приведите
два
примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Н. Арутюновой.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) , не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Сочинение на тему метафора рассуждение , Пояснение.
15.1 Русский язык – один из самых богатых и красивых языков мира. В нем достаточно слов для того, чтобы назвать все предметы и явления, передать самые разнообразные чувства, настроения, переживания. Кроме того, в нашем языке, как, пожалуй, ни в одном другом, большой арсенал специальных средств выразительности, среди которых метафоры и сравнения. О роли метафоры и сравнения в нашей речи говорила Н. Арутюнова: «Метафора сокращает речь, избегая всевозможных объяснений и обоснований, а сравнение её распространяет». Попробуем разобраться в правомочности этого утверждения на примерах из текста Александра Грина.Показательным для наблюдения за тем, для чего автором используются метафора, является предложение 1, где метафора «очертания корабля гасли» образно рисует перед нами картину утра, когда всё становится неясным, словно растворяющимся в тумане. В отличие от сравнения, в котором приводятся обе сравнивающиеся части, метафора содержит только вторую, что создает компактность и образность употребления, как в нашем примере. В предложении 8 перед нами пример сравнения: своё состояние Грэй сравнивает с радостью слона при виде небольшой булочки: «Теперь, — сказал Грэй, — когда мои паруса рдеют, ветер хорош, а в сердце моём больше счастья, чем у слона при виде небольшой булочки…» Необычное сравнение, не правда ли? Именно с его помощью создаётся необычный художественный образ: Грэй счастлив, его переполняют эмоции, но он не прочь поиронизировать над своими переживаниями, потому что ему уже ничто не помешает осуществить мечту.Таким образом, приведенные примеры можно по праву считать аргументами в поддержку мнения Н. Арутюновой о важности метафор и сравнений в речи. 15.2 «…благодаря ей я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками», — в этих строках текста Александра Грина содержится итог размышлений героя о том, как сделать жизнь окружающих тебя людей лучше. Не надо ждать, когда на тебя обрушится небесная благодать и всё само собой чудесным образом устроится, нужно совершать чудеса самому, совершать для себя и для других, тогда и сам будешь жить в постоянном ощущении собственной нужности и душевного подъёма.Подтверждение этому находим в восемнадцатом предложении текста: «Когда для человека главное — получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения — чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии». Эти слова стали жизненным девизом Грэя. Для него важно следовать за мечтой, только так можно стать счастливым.Вера в мечту присуща и Ассоль. Вера эта настолько сильна, что не только ей самой помогала выжить, но и смогла зажечь Грэя. В предложении 16 Грэй признаётся в этом: «Я прихожу к той, которая ждёт и может ждать только меня, я же не хочу никого другого, кроме неё, может быть, именно потому, что благодаря Ассоль я понял одну нехитрую истину».Жизненные ценности — это идеалы, убеждения, принципы, которые для нас наиболее значимы. Эти ценности служат ориентирами, критериями качества жизни и «правильности» принимаемых решений. У каждого человека ценности разные, они играют ключевую роль в судьбе, потому что от них зависит реализация права выбора, осуществление жизненного предназначения, взаимоотношения с другими людьми. Очень важно, чтобы твои жизненные ценности не шли вразрез с общечеловеческими. 15.3 У каждого человека существуют основные жизненные ценности, то есть то, что кажется ему наиболее значимым и важным. Зачастую определяются они в течение довольно длительного отрезка времени и зависят от уклада жизни человека, его воспитания и окружения. Именно поэтому у разных людей в разные периоды их жизни разные ценности: кто-то стремится к комфорту, кто-то к саморазвитию, для кого-то счастье близких составляет самую большую ценность и значимость в жизни. Человек ощущает себя счастливым только тогда, когда его жизнь идёт в соответствии с его жизненными ценностями. Из рассказа Грэя, капитана корабля, мы узнаём, что в его сердце сейчас «больше счастья, чем у слона при виде небольшой булочки». Что же делает его счастливым? Осознание того, что он ради любимой девушки осуществляет её мечту, делая чудо собственными руками. Творить чудеса ради людей, делая их счастливыми— вот важнейшая жизненная ценность Грэя. И он призывает всех, кто способен на такие деяния, совершать чудеса во имя людей, пусть даже добрым словом, улыбкой или прощением. По?моему, нет цели и ценности выше, чем эта!Первый раз я услышала историю о капитане корабля с алыми парусами от мамы. Моя мама — человек огромной души и поистине великого материнского сердца, и её главная жизненная ценность — счастье семьи. Она обладает невероятной способностью в любое время суток помочь, поддержать, помирить, рассудить, пожалеть, накормить…Это огромный труд, это бессонные ночи, это потерянное здоровье. Но мама счастлива, если счастливы мы. При всём разнообразии тех ценностей, которые люди считают важнейшими в своей жизни, на первом месте у многих стоят здоровье, счастье, любовь, семья и работа. И это именно те ценности, которые являются совершенно необходимыми как для каждого отдельного человека, так и для общества в целом.
Метафора сокращает речь, избегая всевозможных объяснений и обоснований, ...
... Коля не видел, что она пришла с подарком. (41)Спасибо! – сказал мальчик и, взяв из кружки ягодку, отправил её в рот. – (42)Вкусно! (43)Ешь на здоровье, – сказала Смирнова. (44)Коля Луковкин ... баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. Сочинение на тему метафора ... метафора содержит только вторую, что создает компактность и образность употребления, как в нашем примере. В предложении 8 ...
Жизненные ценности – примеры из жизни
... семьи. Все это . Переосмысление ценностей Формирование основных жизненных ценностей начинается на первом году человеческой жизни и заканчивается примерно к 22 годам. На протяжение жизни человек сталкивается с различными ситуациями, влекущими ...
Текст для сочинения:
(1)Коля Луковкин лежал в пустом лагерном изоляторе и страдал. (2)Страдал от насморка, который мешал дышать, спать, читать и всё время требовал, чтобы Коля чихал.
(3)От этого чихания болел живот, в глазах стояли слёзы, а нос горел, как раскалённый. (4)Но больше, чем от хвори, Коля Луковкин страдал от одиночества. (5)Соседние койки были аккуратно заправлены, подушки белели свежими сугробами. (6)Никто не хотел составить Коле компанию. (7)Все были здоровы.
(8)За стенами изолятора шла обычная лагерная жизнь, но Коле Луковкину она представлялась прекрасной и заманчивой. (9)Ему казалось, что там сейчас происходит что-то очень важное, из ряда вон выходящее, а о нём все забыли. (10)И лежит он на жёсткой, горячей койке один, как отставший от поезда. (11)Он чувствовал себя пленником, заточённым в глухую, высокую башню и прикованным цепью.
(12)У Коли Луковкина пропал аппетит. (13)Расхотелось читать. (14)Он лежал на койке и смотрел в потолок. (15)Серые трещинки, разбежавшиеся по потолку, напоминали реки Сибири. (16)Коля разглядывал их. (17)Одной трещинке он присвоил имя Иртыша, другой – Лены… (18)И тут дверь скрипнула. (19)Коля оторвал взгляд от сибирских рек и увидел Смирнову.
(20)Смирнова была девчонкой из их отряда. (21)Белобрысенькая, невидная, ничем не примечательная. (22)Коля Луковкин удивлённо посмотрел на Смирнову, не зная, радоваться или шугануть её…
- (23)Здравствуй, – сказала Смирнова.
- (24)Здравствуй, – отозвался больной.
- (25)Как твоё здоровье?
- (26)Хорошо, – ответил Коля и два раза чихнул.
- (27)Наш отряд передаёт тебе привет.
- (28)Спасибо. (29)Апчхи!
(30)Смирнова говорила сухо, как по писаному. (31)Она, видимо, получила задание: навестить больного товарища. (32)И теперь выполняла поручение без всякого энтузиазма.
(33)Но Коля Луковкин неожиданно почувствовал себя человеком значительным. (34)О его здоровье справляются, ему передают привет. (35)Словно он не просто простудился и чихает, а совершил какой-то подвиг. (36)Ранен. (37)Попал в госпиталь. (38)И отряд передаёт ему привет.
– (39)Вот тебе черника, – сказала Смирнова и поставила на деревянную тумбочку кружку, наполненную влажной черникой с мелкими зелёными листочками, прилипшими к ягодам. (40)До этого она держала кружку за спиной, и Коля не видел, что она пришла с подарком.
- (41)Спасибо! – сказал мальчик и, взяв из кружки ягодку, отправил её в рот. – (42)Вкусно!
- (43)Ешь на здоровье, – сказала Смирнова.
(44)Коля Луковкин посмотрел на белобрысую девчонку и вдруг почувствовал прилив тепла. (45)Ему захотелось сказать ей что-нибудь приятное. (46)Но вместо этого (он не сообразил, что именно сказать!) Коля протянул Смирновой кружку с черникой:
Развитие музыкальной выразительности исполнения у младших школьников ...
... школьников; 3) выявить особенности и значение индивидуальных и групповых форм работы в кружке фортепиано для развития музыкальной выразительности исполнения у младших школьников; 4) показать ... и форм работы для развития музыкальной выразительности исполнения у младших школьников путем их практического применения на занятиях в кружке фортепиано; 5) подготовить методические рекомендации по развитию ...
- (47)Ешь, пожалуйста.
- (48)Спасибо, не хочу, – сдержанно сказала Смирнова, – тебе надо для здоровья.
- (49)Я скоро поправлюсь, – пообещал мальчик и так некстати чихнул.
- (50)Ну, пока, – сказала Смирнова и выскользнула за дверь.
(51)Коля хотел сказать: «Куда ты? (52)Посиди немного. (53)Поговорим!» – но белая дверь изолятора закрылась.
(54)Коля откинулся на подушку, посмотрел на реки Сибири и перевёл взгляд на белую кружку с чёрными ягодами.
(55)Смирнова ушла, оставив радостное, счастливое чувство, как будто бы ему только что вручили не кружку с черникой, а какую-то большую награду.
(56)Он ел не торопясь, растягивая удовольствие. (57)И каждая ягодка отдавалась в нём радостью, словно это были не ягоды, а волшебные таблетки, которые вылечивали его от страшной человеческой болезни – от одиночества…
(По Ю. Яковлеву*)
Яковлев Юрий Яковлевич
Сочинение 9.1:
Наш русский язык — богатый и красивый язык, в котором есть слова, чтобы дать название любому предмету или явлению, передать самые разнообразные чувства, эмоции. В нем имеется большое количество средств художественной выразительности, среди которых метафоры и сравнения. О роли в языке данных тропов говорила известный лингвист Н. Арутюнова: «Метафора сокращает речь, избегая всевозможных объяснений и обоснований, а сравнение её распространяет».
Попробую доказать справедливость данного высказывания на примере текста Ю. Я. Яковлева.
В предложении 5 автором используется метафора «подушки белели свежими сугробами», которая образно рисует нам картину пустых больничных коек с похожими на сугробы подушками в белых наволочках. Как видим, метафора сокращает всевозможные объяснения, сокращает речь, делая ее образней.
В предложении 10 автор использует другой художественный прием — сравнение «как отставший от поезда». Тем самым нам показано, как же одиноко было герою лежать в этом изоляторе, его сравнивают с человеком, отставшим от поезда. Сравнение, в отличие от метафоры, распространяет нашу речь.
Таким образом, права была Н. Арутюнова, когда говорила о роли метафор и сравнений.
Сочинение на тему: РОЛЬ МЕТАФОР В ЯЗЫКЕ!!!
Сложно представить, каким “тусклым”, “бедным” и скудным был бы наш язык, если бы в нем не было таких ярких образных элементов, как тропы, одним из которых является метафора. Определение этого понятия в самом обобщенном виде можно сформулировать так: метафора – переносное значение слова, любое употребление слов в непрямом значении. Если сформулировать более образно, то метафора – это диалог смыслов, в результате которого рождается новый смысл. Тропы – универсальное явление, они встречаются во всех языках мира и во все времена. Метафоризация – один из главных и неиссякаемых источников языкового развития, благодаря которому создаются яркие образы, так как образность лежит в ее основе. Основной принцип создания метафоры – сравнение, но не обычное, а аналогия, т. е. сравнение объектов принципиально несходных, разноплановых.
Сочинение яркие выразительные сравнения придают речи особую поэтичность
... приводятся русско-английские, русско-французские, русско-немецкие соответствия устойчивых выражений этикета. Например, в справочнике «Русско-английские соответствия», составленном Н.И. Формановской и С.В. Шведовой, ... родители. Правила речевого поведения регулируются речевым этикетом сложившейся в языке и речи системой устойчивых выражений, применяемых в ситуациях установления и поддержания контакта. ...
Чтобы сопоставлять мало сопоставимые объекты и смыслы, создавая при этом яркие и емкие образы, обогащающие речь, нужно обладать особым поэтическим даром. Неслучайно людей, способных на это, часто называют поэтами, даже если к написанию стихов они отношения не имеют. Действительно, одна из основных функций, которую выполняет метафора – это придание речи образно-экспрессивной окраски, сочетающейся с аффективностью, ярко выраженной эмоциональной оценкой.
Еще одна функция метафоры – номинативная. Она заключается в пополнении языка лексическими и фразеологическими конструкциями. В русском языке их много, например, излучина реки, барабанит дождь, горный хребет и другие.
Метафора выполняет также концептуальную функцию. Концептуальная метафора – это использование переносных значений слов для выражения непредметных смыслов в научной и общественно-политической речи, например, поле эксперимента, фундамент государства, круг понятий.
Помимо основных функций,…
метафора выполняет еще множество других: образно-наглядную, репрезентативную, предсказательную, орнаментальную и т. д.
Принято выделять два основных вида метафор. Первый – стертая метафора – это настолько общепринятое и часто употребляемое выражение, что его переносное значение не улавливается. Например, пришла зима, лег снег, пошел дождь.
Второй вид – резкая метафора, когда сопоставляют явно не сопоставимые понятия. Данный вид наиболее часто встречается в художественной литературе и является характеристикой идиостиля писателя.
Помимо этих двух, есть еще другие виды метафор. Например, метафора-формула, которая близка по виду к стертой метафоре, но она настолько стереотипна, что употребить фразу в прямом значении уже проблематично, например, колесо фортуны.
Развернутая метафора состоит из большого текстового фрагмента, на протяжении которого разворачивается ее метафорический смысл. В художественной литературе и поэзии очень часто развернутой метафорой является целое законченной произведение, стихотворение, притча, небольшой рассказ.
Роль метафоры в повседневной жизни
Образность и эмоциональная окрашенность метафоры настолько глубоки, что ее часто используют для воздействия на сознание и подсознание человека. В своей практике психологи и психотерапевты часто применяют метафорические приемы, чтобы, влияя на психику пациента, помочь разобраться ему во внутриличностных проблемах. Широко известна роль метафоры в рекламной деятельности. Визуальные, звуковые и обонятельные образы, созданные с ее помощью, будят воображение, развивают фантазию, помогая потребителю без видимого давления извне сделать определенный выбор. Подобные техники называются манипулятивными. В этой связи также следует упомянуть и о роли метафоры в политической сфере, где очень возрос, особенно в последнее время, интерес к проблеме и способам манипулирования человеком, и метафора здесь выполняет очень действенную роль. (Вроди бы тебе должен сгодиться)