Метафора сокращает речь, избегая всевозможных объяснений и обоснований, а сравнение её распространяет (2)

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Н. Арутюновой: «Метафора сокращает речь, избегая всевозможных объяснений и обоснований, а сравнение её распространяет».

Аргументируя свой ответ, приведите

два

примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Н. Арутюновой.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) , не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Сочинение на тему метафора сокращает речь избегая всевозможных , Пояснение.

15.1 Русский язык – один из самых богатых и красивых языков мира. В нем достаточно слов для того, чтобы назвать все предметы и явления, передать самые разнообразные чувства, настроения, переживания. Кроме того, в нашем языке, как, пожалуй, ни в одном другом, большой арсенал специальных средств выразительности, среди которых метафоры и сравнения. О роли метафоры и сравнения в нашей речи говорила Н. Арутюнова: «Метафора сокращает речь, избегая всевозможных объяснений и обоснований, а сравнение её распространяет». Попробуем разобраться в правомочности этого утверждения на примерах из текста Александра Грина.Показательным для наблюдения за тем, для чего автором используются метафора, является предложение 1, где метафора «очертания корабля гасли» образно рисует перед нами картину утра, когда всё становится неясным, словно растворяющимся в тумане. В отличие от сравнения, в котором приводятся обе сравнивающиеся части, метафора содержит только вторую, что создает компактность и образность употребления, как в нашем примере. В предложении 8 перед нами пример сравнения: своё состояние Грэй сравнивает с радостью слона при виде небольшой булочки: «Теперь, — сказал Грэй, — когда мои паруса рдеют, ветер хорош, а в сердце моём больше счастья, чем у слона при виде небольшой булочки…» Необычное сравнение, не правда ли? Именно с его помощью создаётся необычный художественный образ: Грэй счастлив, его переполняют эмоции, но он не прочь поиронизировать над своими переживаниями, потому что ему уже ничто не помешает осуществить мечту.Таким образом, приведенные примеры можно по праву считать аргументами в поддержку мнения Н. Арутюновой о важности метафор и сравнений в речи. 15.2 «…благодаря ей я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками», — в этих строках текста Александра Грина содержится итог размышлений героя о том, как сделать жизнь окружающих тебя людей лучше. Не надо ждать, когда на тебя обрушится небесная благодать и всё само собой чудесным образом устроится, нужно совершать чудеса самому, совершать для себя и для других, тогда и сам будешь жить в постоянном ощущении собственной нужности и душевного подъёма.Подтверждение этому находим в восемнадцатом предложении текста: «Когда для человека главное — получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения — чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии». Эти слова стали жизненным девизом Грэя. Для него важно следовать за мечтой, только так можно стать счастливым.Вера в мечту присуща и Ассоль. Вера эта настолько сильна, что не только ей самой помогала выжить, но и смогла зажечь Грэя. В предложении 16 Грэй признаётся в этом: «Я прихожу к той, которая ждёт и может ждать только меня, я же не хочу никого другого, кроме неё, может быть, именно потому, что благодаря Ассоль я понял одну нехитрую истину».Жизненные ценности — это идеалы, убеждения, принципы, которые для нас наиболее значимы. Эти ценности служат ориентирами, критериями качества жизни и «правильности» принимаемых решений. У каждого человека ценности разные, они играют ключевую роль в судьбе, потому что от них зависит реализация права выбора, осуществление жизненного предназначения, взаимоотношения с другими людьми. Очень важно, чтобы твои жизненные ценности не шли вразрез с общечеловеческими. 15.3 У каждого человека существуют основные жизненные ценности, то есть то, что кажется ему наиболее значимым и важным. Зачастую определяются они в течение довольно длительного отрезка времени и зависят от уклада жизни человека, его воспитания и окружения. Именно поэтому у разных людей в разные периоды их жизни разные ценности: кто-то стремится к комфорту, кто-то к саморазвитию, для кого-то счастье близких составляет самую большую ценность и значимость в жизни. Человек ощущает себя счастливым только тогда, когда его жизнь идёт в соответствии с его жизненными ценностями. Из рассказа Грэя, капитана корабля, мы узнаём, что в его сердце сейчас «больше счастья, чем у слона при виде небольшой булочки». Что же делает его счастливым? Осознание того, что он ради любимой девушки осуществляет её мечту, делая чудо собственными руками. Творить чудеса ради людей, делая их счастливыми— вот важнейшая жизненная ценность Грэя. И он призывает всех, кто способен на такие деяния, совершать чудеса во имя людей, пусть даже добрым словом, улыбкой или прощением. По?моему, нет цели и ценности выше, чем эта!Первый раз я услышала историю о капитане корабля с алыми парусами от мамы. Моя мама — человек огромной души и поистине великого материнского сердца, и её главная жизненная ценность — счастье семьи. Она обладает невероятной способностью в любое время суток помочь, поддержать, помирить, рассудить, пожалеть, накормить…Это огромный труд, это бессонные ночи, это потерянное здоровье. Но мама счастлива, если счастливы мы. При всём разнообразии тех ценностей, которые люди считают важнейшими в своей жизни, на первом месте у многих стоят здоровье, счастье, любовь, семья и работа. И это именно те ценности, которые являются совершенно необходимыми как для каждого отдельного человека, так и для общества в целом.

5 стр., 2216 слов

Метафора сокращает речь, избегая всевозможных объяснений и обоснований, ...

... Луковкин посмотрел на белобрысую девчонку и вдруг почувствовал прилив тепла. (45)Ему захотелось сказать ей что-нибудь приятное. (46)Но вместо этого (он не сообразил, что именно сказать!) Коля протянул Смирновой кружку ... комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. Сочинение на тему метафора рассуждение , Пояснение. 15.1 Русский язык – один ...

11 стр., 5343 слов

Семья в жизни человека

... знаю, что никто т никогда не будет любить и дорожить мною больше, чем мои родные и близкие. https://otvet.mail.ru/question/199428114 Сочинение «Семья — главная ценность в жизни человека» Самое дорогое в жизни человека — семья. Но ... как вести себя, общаться и взаимодействовать с другими людьми. Моя семья значит для меня то, что я постоянно хочу сделать для них что-нибудь хорошее, а все они в свою ...

Текст для сочинения:

(1)Коля Луковкин лежал в пустом лагерном изоляторе и страдал. (2)Страдал от насморка, который мешал дышать, спать, читать и всё время требовал, чтобы Коля чихал.

(3)От этого чихания болел живот, в глазах стояли слёзы, а нос горел, как раскалённый. (4)Но больше, чем от хвори, Коля Луковкин страдал от одиночества. (5)Соседние койки были аккуратно заправлены, подушки белели свежими сугробами. (6)Никто не хотел составить Коле компанию. (7)Все были здоровы.

(8)За стенами изолятора шла обычная лагерная жизнь, но Коле Луковкину она представлялась прекрасной и заманчивой. (9)Ему казалось, что там сейчас происходит что-то очень важное, из ряда вон выходящее, а о нём все забыли. (10)И лежит он на жёсткой, горячей койке один, как отставший от поезда. (11)Он чувствовал себя пленником, заточённым в глухую, высокую башню и прикованным цепью.

(12)У Коли Луковкина пропал аппетит. (13)Расхотелось читать. (14)Он лежал на койке и смотрел в потолок. (15)Серые трещинки, разбежавшиеся по потолку, напоминали реки Сибири. (16)Коля разглядывал их. (17)Одной трещинке он присвоил имя Иртыша, другой – Лены… (18)И тут дверь скрипнула. (19)Коля оторвал взгляд от сибирских рек и увидел Смирнову.

(20)Смирнова была девчонкой из их отряда. (21)Белобрысенькая, невидная, ничем не примечательная. (22)Коля Луковкин удивлённо посмотрел на Смирнову, не зная, радоваться или шугануть её…

  • (23)Здравствуй, – сказала Смирнова.
  • (24)Здравствуй, – отозвался больной.
  • (25)Как твоё здоровье?
  • (26)Хорошо, – ответил Коля и два раза чихнул.
  • (27)Наш отряд передаёт тебе привет.
  • (28)Спасибо. (29)Апчхи!

(30)Смирнова говорила сухо, как по писаному. (31)Она, видимо, получила задание: навестить больного товарища. (32)И теперь выполняла поручение без всякого энтузиазма.

(33)Но Коля Луковкин неожиданно почувствовал себя человеком значительным. (34)О его здоровье справляются, ему передают привет. (35)Словно он не просто простудился и чихает, а совершил какой-то подвиг. (36)Ранен. (37)Попал в госпиталь. (38)И отряд передаёт ему привет.

– (39)Вот тебе черника, – сказала Смирнова и поставила на деревянную тумбочку кружку, наполненную влажной черникой с мелкими зелёными листочками, прилипшими к ягодам. (40)До этого она держала кружку за спиной, и Коля не видел, что она пришла с подарком.

  • (41)Спасибо! – сказал мальчик и, взяв из кружки ягодку, отправил её в рот. – (42)Вкусно!
  • (43)Ешь на здоровье, – сказала Смирнова.

(44)Коля Луковкин посмотрел на белобрысую девчонку и вдруг почувствовал прилив тепла. (45)Ему захотелось сказать ей что-нибудь приятное. (46)Но вместо этого (он не сообразил, что именно сказать!) Коля протянул Смирновой кружку с черникой:

13 стр., 6295 слов

Значение метафоры в жизни культуры

... значение проблемы определили выбор темы исследования, его содержание, структуру, объект, предмет, цель и задачи. Объектом исследования является метафора как механизм смыслообра-зования в культуре. ... введены понятие архетипа, представления об архетипической феминности ... Смирнова проводится философско-методологический анализ теорий метафоры. Изучению концептуального аппарата философии в аспекте метафоры ...

  • (47)Ешь, пожалуйста.
  • (48)Спасибо, не хочу, – сдержанно сказала Смирнова, – тебе надо для здоровья.
  • (49)Я скоро поправлюсь, – пообещал мальчик и так некстати чихнул.
  • (50)Ну, пока, – сказала Смирнова и выскользнула за дверь.

(51)Коля хотел сказать: «Куда ты? (52)Посиди немного. (53)Поговорим!» – но белая дверь изолятора закрылась.

(54)Коля откинулся на подушку, посмотрел на реки Сибири и перевёл взгляд на белую кружку с чёрными ягодами.

(55)Смирнова ушла, оставив радостное, счастливое чувство, как будто бы ему только что вручили не кружку с черникой, а какую-то большую награду.

(56)Он ел не торопясь, растягивая удовольствие. (57)И каждая ягодка отдавалась в нём радостью, словно это были не ягоды, а волшебные таблетки, которые вылечивали его от страшной человеческой болезни – от одиночества…

(По Ю. Яковлеву*)

Яковлев Юрий Яковлевич

Сочинение 9.1:

Наш русский язык — богатый и красивый язык, в котором есть слова, чтобы дать название любому предмету или явлению, передать самые разнообразные чувства, эмоции. В нем имеется большое количество средств художественной выразительности, среди которых метафоры и сравнения. О роли в языке данных тропов говорила известный лингвист Н. Арутюнова: «Метафора сокращает речь, избегая всевозможных объяснений и обоснований, а сравнение её распространяет».

Попробую доказать справедливость данного высказывания на примере текста Ю. Я. Яковлева.

В предложении 5 автором используется метафора «подушки белели свежими сугробами», которая образно рисует нам картину пустых больничных коек с похожими на сугробы подушками в белых наволочках. Как видим, метафора сокращает всевозможные объяснения, сокращает речь, делая ее образней.

В предложении 10 автор использует другой художественный прием — сравнение «как отставший от поезда». Тем самым нам показано, как же одиноко было герою лежать в этом изоляторе, его сравнивают с человеком, отставшим от поезда. Сравнение, в отличие от метафоры, распространяет нашу речь.

Таким образом, права была Н. Арутюнова, когда говорила о роли метафор и сравнений.

Метафора в контексте

Существование механизма метафоры позволяет с ее помощью создавать новые языковые значения, таким образом, метафора из фигуры речи переходит в языковой знак, что приводит к утрате словом или словосочетанием прежней и приобретению новой референции.

Для продуктивности метафоры как средства создания новых наименований важную роль играет наиболее характерный для метафоры параметр — ее антропометричность. Она выражается в том, что сам выбор того или иного основания для метафоры связан со способностью человека соизмерять все новое для

себя по своему образу и подобию или же по пространственно воспринимаемым объектам, с которыми имеет дело человек в практической деятельности.

В целом в лингвистической литературе проблема метафоры рассматривалась издавна, однако если раньше она воспринималась как стилистическое средство или средство номинации, то в настоящем времени, в связи с развитием когнитивистики, метафору считают «способом создания языковой картины мира, возникающей в результате когнитивного манипулирования уже имеющимися в языке значениями с целью создания новых концептов»

35 стр., 17030 слов

Анализ метафор в произведении Бернарда Шоу «Дом, где разбиваются ...

... теория функционирования метафор, исходящая из положения о существовании полифункционального образного языкового поля. Во второй главе уже на частном примере материала пьесы Б. Шоу “Дом, где разбиваются сердца” делается ... с метафорическим значением и их сравнения в переводе пьесы Б. Шоу “Дом, где разбиваются сердца” на русский язык. Она отмечена многими критиками как наиболее поэтичное произведение ...

В соответствии с подобным понимаем метафоры процесс

идиомообразования представляет собой вовлечение сочетания слов в метафору на основе подобия того смысла, который лежит в основе номинативного замысла, и того, что обозначается сочетанием слов в его «буквальном» значении, и что, к тому же, включено в определенную структуру знания о мире — некоторый «сценарий» или «фрейм»

Передачу информации ФЕ осуществляет «сжатыми средствами», выражая во внутренней форме характерные черты некоторой ситуации, закрепленной в языковом сознании носителей данного языка и возникающей в виде образа при произнесении звуковой оболочки. В связи с этим фразеологизм воспринимается так же как своеобразные стереотипы. Например, «plain sailing» , значение ФЕ — «простое, легкое дело; пустяки; проще простого»; «take the wind out off smb’s sails» ), значение ФЕ — «поставить кого-либо в безвыходное положение; совершенно расстроить чьи-либо планы; выбить у кого-либо почву из-под ног». «Yes», said Kemp, «that is plain sailing.

Any schoolboy nowadays knows all that». . The answer was so cool, so rich in bravado, that somehow it took the wind out of his sails.

Образ, созданный на метафорической основе, устойчив, иначе говоря, для фразеологии характерна образная метафора. Однако «переход метафоры к осуществлению вторичной для нее функции номинации исключает семантическую двуплановость, то есть ведет, в конечном счете, к гибели метафоры» . Тем не менее, ФЕ можно «расшифровать» путем восстановления сравнения-подобия, через которое проходит идиома, мотивированная на основе метафоры. «Даже в тех случаях, когда связь двух ситуаций потеряна в веках, сам по себе факт существования такого сравнения общеизвестен, и это только подтверждает возможность его восстановления «.

Например, «in dry dock» , значение ФЕ — «без работы; на мели «;»а flag of distress» , значение ФЕ — «тревожный признак; сигнал бедствия»; June found herself in dry dock, and likely to remain there. He has got consumption, poor fellow, though he doesn’t know it… That flush of his cheeks is a very significant flag of distress. В отличие от метафоры, занимающей в предложении преимущественно позицию предиката» метонимия ориентирована на позицию объекта, что связано с ее функцией идентификации, осуществляемой через референцию имени.

Поэтому, метонимия представляет собой сдвиг референции, тогда как метафора — сдвиг в значении.

Наряду с метафорическим и метонимическим переосмыслением, важную роль для понимания фразеологического значения играет понятие внутренней формы. Общеизвестно, что понятием «внутренняя форма» наша наука обязана лингвистической концепции В. фон Гумбольта, который считает внутреннюю форму явлением многогранным, вытекающим из духа народа или национальной духовной силы. Подобное определение внутренней формы получило в дальнейшем различные толкования.

Прежде всего, возникло противопоставление внутренней формы языка внутренней форме языковых единиц, причем внутренняя форма языковых единиц понимается резными лингвистами по-разному. Одни ученые определяют внутреннюю форму как ближайшее этимологическое значение языковых единиц, другие считают внутренней формой «контрастный признак, связывающий название с его источником».

11 стр., 5472 слов

Форма и содержание в искусстве

... усиление выразительных форм и отношений, воздействующих на наши ощущения, подчеркивание эмоциональной и образной стороны содержание в произведении искусства ведёт к концентрации на них внимания и оказывает влияние на основы их социальных ...

По словам В. В. Виноградова, «внутренняя форма слова, образ, лежащий в основе значения и употребления слова, может уменьшиться только на фоне той материальной и духовной культуры, той системы языка, в контексте которой возникло или преобразовалось данное слово или сочетание слов»

Внутренняя форма направлена на воссоздание некоторой существенной связи для цели вторичной номинации или передачи системы связей , она также способствует возникновению в сознании ассоциативных связей. Кроме того, типизированная ситуация, выражаемая внутренней формой, несет в себе «определенную целостную ориентацию, закрепленную за ней над индивидуальным сознанием предшествующих поколений, выработанную общественной практикой в процессе исторического развития данного общества»

Внутренняя форма может быть живой, то есть осознаваться на современном этапе развития языка, и мертвой, которая когда — то была живой, то есть свойственной ФЕ в диахроническом плане. К забвению внутренней формы, иначе говоря, демотивации, приводит нарушение деривационной связи между ФЕ и ее прототипом вследствие исчезновения обозначаемой термином реалии или искажения компонентов. Наряду с понятием «внутренняя форма» для формирования фразеологического значения важным представляется также понятие «фразеологическая образность».