РР. -рассуждение (по упр.220)

«РР. Сочинение-рассуждение (по упр.220)»

Конспект урока по русскому языку. 8 класс., Тема: РР. Сочинение-рассуждение (по упр.220)

Цели:

  • знать структуру рассуждения как типа речи;
  • развивать навыки анализа высказывания;
  • готовить учащихся к применению знаний при подготовке к ГИА;
  • способствовать углублению знаний, обогащению словарного запаса.

Планируемые результаты:, Предметные.

  • умение отвечать на поставленный вопрос аргументировано;
  • умение анализировать, делать обобщающие выводы;
  • умение создавать текст определенного функционально-смыслового типа речи.

Метапредметные:, Познавательные:, Регулятивные:

  • умение контролировать свою деятельность по результату;
  • адекватно оценивать свою работу на уроке и воспринимать оценку учителя и одноклассников;

Коммуникативные:

  • строить отношения с одноклассниками в ходе сотрудничества;
  • высказывать и отстаивать своё мнение, работая в группе;
  • овладевать монологической и диалогической формами речи.

Личностные:

  • развивать творческие способности учащихся;
  • формировать нравственно-этическое оценивание;

Оборудование:

Тип урока:

Формы работы:, Основные методы:

Ход урока.

I . Организационный этап

Проверка готовности класса к уроку.

Учитель приветствует учащихся, обеспечивает положительную эмоциональную обстановку на уроке, привлекает внимание обучающихся к предстоящей учебной деятельности.

II . Актуализация субъектного опыта учащихся, определение темы урока

Фронтальный опрос.

  • Какие типы текстов вы знаете?
  • Что такое сочинение-рассуджение?
  • Какова структура сочинения-рассуджения?

(раздаточный материал структура сочинения-рассуджения)

III. Мотивация и целеполагание на изучение нового материала

Работа с учебником

На стр. 137 упражнение 220(Дети читают задание и делают выводы по нему).

Эпиграф (запись в тетради):

4 стр., 1664 слов

Урок развития речи в 9 классе. -рассуждение. Счастье

... последний отнимает. Программа Г.Г.Граник Урок русского языка в 8 классе по теме «Счастье. Подготовка к ОГЭ». (Бянкина Н.Б.) Цель урока: Цель урока: Создание условий для формирования ... ее, умение понимать проблему, делать выводы; формирование навыка исследовательской работы с текстом, умений приводить аргументы на заданную тему, развитие коммуникативных умений учащихся. Развивать речь учащихся, их ...

Мы не можем представить себе жизнь без Кремля, без Пушкина и Толстого, Чайковского и Шаляпина, без Медного всадника в Ленинграде и Третьяковской галереи в Москве.

П.К.Паустовский

Коллективно определяют цель урока – проанализировать высказывание Паустовского, написать сочинение по нему.

Учитель подводит учащихся к самостоятельному определению цели урока.

Обучающиеся анализируют высказывание, записывают в тетрадь

IV . Первичная проверка понимания:

Работа с презентацией

Обучающиеся разбирают высказывание по частям (с помощью учителя), высказывают свои мысли, отвечают на вопросы и делают к ним выводы.

Выводы: К.Г. Паустовский размышляет о Родине. Для него Родина – это не только любимая Мещёрская сторона, но и Кремль, Пушкин и Толстой, Чайковский и Шаляпин. Это те человеческие ценности, без которых он не может представить свою жизнь.

V . Физкультминутка.

VI . Закрепление изученного материала.

1. Словарная работа

Обучающиеся подбирают и записывают в тетрадях синонимы и антонимы к сочинению, работают со словарём.

Как вы понимаете значение высказывания П.К. Паустовского? Давайте подберем синонимы и антонимы к нему (на доске и в тетрадях)

2. Творческое задание.

Устно составьте вступление к своему сочинению, используя фразы-клише (раздается один лист на парту).

Затем коллективное обсуждение вступлений обучающихся, дети должны сами выявить положительные и отрицательные стороны вступлений.

VII . Домашнее задание .

Дописать сочинение.

VIII . Подведение итогов. Рефлексия.

Сегодня на уроке мы много отвечали, творили, дополняли друг друга. Теперь подошло время подвести итог нашему уроку.

Заполните, пожалуйста, ЛИСТ САМООЦЕНКИ (раздается каждому ученику)

— Молодцы! Спасибо за урок.

Приложение, Структура сочинения-рассуджения

а) Вступление (тезис)

Выразить своё отношение к ….; привлечь внимание к … проблеме.

В начале сочинения могут употребляться обращения:

Дорогие ребята! Человек! Люди! Россияне! Дорогие радиослушатели!

Переход от тезиса к доказательствам

б) Основная часть

Аргументы, факты, доказательства.

Положительные изменения, которые произошли

Какие положительные изменения произошли в настоящее время? Что радует?

Переход

Отрицательные изменения, которые произошли

Что волнует, вызывает протест?

Переход от доказательств к выводу

в) Заключение

Что можно и нужно сделать во имя …..? (Побудительные предложения, призывы)

Фразы-клише для сочинения, Клише для вступления

  • Во все времена остро стоял вопрос,

  • Говоря о … , нельзя не заметить.

  • Долгое время люди не перестают рассуждать над….

  • И до наших дней дошел спор о….

Клише для выражения собственного мнения.

  • С моей точки зрения, эта проблема весьма актуальна…

  • По моему мнению, разговор на эту тему актуален, так как…

  • По-моему, злободневность этой проблемы в том, что…

  • Трудно не согласиться с автором в том, что…

  • Мне кажется, что в этом автор не совсем прав…

Клише для введения аргументов:

  • Вспомним…

  • Это подтверждается …

  • В доказательство можно привести ещё и такой аргумент…

  • Более того, …

  • Во-первых, во-вторых, в-третьих (классический беспроигрышный вариант)

  • В доказательство данной точки зрения можно привести ряд аргументов из

художественной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/rassujdenie-klass-ryibchenkova-2/

Клише для заключения:

  • Подводя итог, хочется сказать…

  • Сущность вышеизложенного сводится к следующему

  • На основании прочитанного текста можно сделать вывод…

  • Обобщая сказанное, можно сказать, что…

  • Словом,…

  • Опираясь на вышесказанное

  • Можно бесконечно размышлять на эту тему,…

  • В заключение хотелось бы отметить…

Лист самооценки и оценки в работе на уроке

Фамилия­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ _______________ Класс__________

Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке. Ответь на вопросы:

1. Сегодня на уроке я узнал(а) (ЧТО?) ________________________________________________________­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­____________

2. Сегодня на уроке я научился(лась) (ЧЕМУ?) _____________________________________________________________________

3. Сегодня на уроке на научился(лась) лучше делать (ЧТО?) _____________________________________________________________________

4. Самым неожиданным для меня сегодня стало (ЧТО?) _____________________________________________________________________

5. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше (ЧТО СДЕЛАТЬ?) Осталось непонятным (ЧТО?) _________________________________________________ _____________________________________________________________________

6. Сегодня на уроке я был(а) (КАКИМ УЧЕНИКОМ? КАКОЙ УЧЕНИЦЕЙ? (активной (ным), пассивной (ным)) _____________________________________________________________________

7 .Выстави себе оценку за работу на уроке по пятибалльной системе, объясни, почему выставил ту или иную отметку ______________________________ _____________________________________________________________________

себя