«РР. Сочинение-рассуждение (по упр.220)»
Конспект урока по русскому языку. 8 класс., Тема: РР. Сочинение-рассуждение (по упр.220)
Цели:
- знать структуру рассуждения как типа речи;
- развивать навыки анализа высказывания;
- готовить учащихся к применению знаний при подготовке к ГИА;
- способствовать углублению знаний, обогащению словарного запаса.
Планируемые результаты:, Предметные.
- умение отвечать на поставленный вопрос аргументировано;
- умение анализировать, делать обобщающие выводы;
- умение создавать текст определенного функционально-смыслового типа речи.
Метапредметные:, Познавательные:, Регулятивные:
- умение контролировать свою деятельность по результату;
- адекватно оценивать свою работу на уроке и воспринимать оценку учителя и одноклассников;
Коммуникативные:
- строить отношения с одноклассниками в ходе сотрудничества;
- высказывать и отстаивать своё мнение, работая в группе;
- овладевать монологической и диалогической формами речи.
Личностные:
- развивать творческие способности учащихся;
- формировать нравственно-этическое оценивание;
Оборудование:
Тип урока:
Формы работы:, Основные методы:
Ход урока.
I . Организационный этап
Проверка готовности класса к уроку.
Учитель приветствует учащихся, обеспечивает положительную эмоциональную обстановку на уроке, привлекает внимание обучающихся к предстоящей учебной деятельности.
II . Актуализация субъектного опыта учащихся, определение темы урока
Фронтальный опрос.
- Какие типы текстов вы знаете?
- Что такое сочинение-рассуджение?
- Какова структура сочинения-рассуджения?
(раздаточный материал структура сочинения-рассуджения)
III. Мотивация и целеполагание на изучение нового материала
Работа с учебником
На стр. 137 упражнение 220(Дети читают задание и делают выводы по нему).
Эпиграф (запись в тетради):
Урок развития речи в 9 классе. -рассуждение. Счастье
... последний отнимает. Программа Г.Г.Граник Урок русского языка в 8 классе по теме «Счастье. Подготовка к ОГЭ». (Бянкина Н.Б.) Цель урока: Цель урока: Создание условий для формирования ... ее, умение понимать проблему, делать выводы; формирование навыка исследовательской работы с текстом, умений приводить аргументы на заданную тему, развитие коммуникативных умений учащихся. Развивать речь учащихся, их ...
Мы не можем представить себе жизнь без Кремля, без Пушкина и Толстого, Чайковского и Шаляпина, без Медного всадника в Ленинграде и Третьяковской галереи в Москве.
П.К.Паустовский
Коллективно определяют цель урока – проанализировать высказывание Паустовского, написать сочинение по нему.
Учитель подводит учащихся к самостоятельному определению цели урока.
Обучающиеся анализируют высказывание, записывают в тетрадь
IV . Первичная проверка понимания:
Работа с презентацией
Обучающиеся разбирают высказывание по частям (с помощью учителя), высказывают свои мысли, отвечают на вопросы и делают к ним выводы.
Выводы: К.Г. Паустовский размышляет о Родине. Для него Родина – это не только любимая Мещёрская сторона, но и Кремль, Пушкин и Толстой, Чайковский и Шаляпин. Это те человеческие ценности, без которых он не может представить свою жизнь.
V . Физкультминутка.
VI . Закрепление изученного материала.
1. Словарная работа
Обучающиеся подбирают и записывают в тетрадях синонимы и антонимы к сочинению, работают со словарём.
Как вы понимаете значение высказывания П.К. Паустовского? Давайте подберем синонимы и антонимы к нему (на доске и в тетрадях)
2. Творческое задание.
Устно составьте вступление к своему сочинению, используя фразы-клише (раздается один лист на парту).
Затем коллективное обсуждение вступлений обучающихся, дети должны сами выявить положительные и отрицательные стороны вступлений.
VII . Домашнее задание .
Дописать сочинение.
VIII . Подведение итогов. Рефлексия.
Сегодня на уроке мы много отвечали, творили, дополняли друг друга. Теперь подошло время подвести итог нашему уроку.
Заполните, пожалуйста, ЛИСТ САМООЦЕНКИ (раздается каждому ученику)
— Молодцы! Спасибо за урок.
Приложение, Структура сочинения-рассуджения
а) Вступление (тезис) |
Выразить своё отношение к ….; привлечь внимание к … проблеме. В начале сочинения могут употребляться обращения: Дорогие ребята! Человек! Люди! Россияне! Дорогие радиослушатели! |
Переход от тезиса к доказательствам |
|
б) Основная часть |
Аргументы, факты, доказательства. |
Положительные изменения, которые произошли |
Какие положительные изменения произошли в настоящее время? Что радует? |
Переход |
|
Отрицательные изменения, которые произошли |
Что волнует, вызывает протест? |
Переход от доказательств к выводу |
|
в) Заключение |
Что можно и нужно сделать во имя …..? (Побудительные предложения, призывы) |
Фразы-клише для сочинения, Клише для вступления
-
Во все времена остро стоял вопрос,
-
Говоря о … , нельзя не заметить.
-
Долгое время люди не перестают рассуждать над….
-
И до наших дней дошел спор о….
Клише для выражения собственного мнения.
-
С моей точки зрения, эта проблема весьма актуальна…
-
По моему мнению, разговор на эту тему актуален, так как…
-
По-моему, злободневность этой проблемы в том, что…
-
Трудно не согласиться с автором в том, что…
-
Мне кажется, что в этом автор не совсем прав…
Клише для введения аргументов:
-
Вспомним…
-
Это подтверждается …
-
В доказательство можно привести ещё и такой аргумент…
-
Более того, …
-
Во-первых, во-вторых, в-третьих (классический беспроигрышный вариант)
-
В доказательство данной точки зрения можно привести ряд аргументов из
художественной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/rassujdenie-klass-ryibchenkova-2/
Клише для заключения:
-
Подводя итог, хочется сказать…
-
Сущность вышеизложенного сводится к следующему
-
На основании прочитанного текста можно сделать вывод…
-
Обобщая сказанное, можно сказать, что…
-
Словом,…
-
Опираясь на вышесказанное
-
Можно бесконечно размышлять на эту тему,…
-
В заключение хотелось бы отметить…
Лист самооценки и оценки в работе на уроке
Фамилия _______________ Класс__________
Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке. Ответь на вопросы:
1. Сегодня на уроке я узнал(а) (ЧТО?) ____________________________________________________________________
2. Сегодня на уроке я научился(лась) (ЧЕМУ?) _____________________________________________________________________
3. Сегодня на уроке на научился(лась) лучше делать (ЧТО?) _____________________________________________________________________
4. Самым неожиданным для меня сегодня стало (ЧТО?) _____________________________________________________________________
5. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше (ЧТО СДЕЛАТЬ?) Осталось непонятным (ЧТО?) _________________________________________________ _____________________________________________________________________
6. Сегодня на уроке я был(а) (КАКИМ УЧЕНИКОМ? КАКОЙ УЧЕНИЦЕЙ? (активной (ным), пассивной (ным)) _____________________________________________________________________
7 .Выстави себе оценку за работу на уроке по пятибалльной системе, объясни, почему выставил ту или иную отметку ______________________________ _____________________________________________________________________
себя