Иван Яковлевич Билибин (16.08.1876–7.02.1942), русский художник, выдающийся иллюстратор былин и сказок, в 1900 году работал над рисунками к сказке «Василиса Прекрасная». Одна из них — «Чёрный всадник». Работа выполнена на бумаге, техника рисунка — акварель.
Жанр — литературная иллюстрация. Объект изображения — сцена из сказки. Героине — Василисе Прекрасной — на тернистом пути её встречаются три всадника: белый, красный и чёрный. Белый всадник символизировал День, красный — Солнце, а чёрный — Ночь. Недобрый вид последнего напугал Василису. С его появлением у ворот бабы-яги наступила ночь, а сам всадник исчез.
Композиция произведения динамичная, диагональная: рисунок зрительно делится на тёмную и светлую части. Граница между ними проходит наискосок по фигуре всадника.
Рисунок вытянут по вертикали. Как все сказочные иллюстрации Билибина, он декоративно оформлен — окружён орнаментами. Рамку «Чёрного всадника» украшают мифологические птицы и ели.
На переднем плане рисунка, в центре, чёрный всадник. Вместе с чёрным конём они составляют зловещее явление. Конь движется неспешно, но глаза его горят, белые зубы хищно оскалены, будто это плотоядный зверь, готовящийся к прыжку. Косматая грива и хвост его развеваются. Таков же его хозяин: пригнулся в седле, острый взгляд чёрных глаз исподлобья — добра не жди! Развевается султан на шлеме из чёрных смоляных волос, у него узкое лицо с хищным носом. Персонаж по-своему привлекателен, как бывает привлекательно зло.
Плащ всадника, оформленный по краям орнаментом, украшенный звёздами на тёмно-голубом поле, символизирует ночное небо. Под ногами коня папоротники и мелкие лесные цветочки. С левой стороны всадника изображён обломанный ствол берёзки, с правой стороны — стена темнеющего леса.
Задний план, за спиной героя произведения, — тёмные силуэты елей на фоне вечернего неба. Оранжевый шар в сизых тучах медленно садится.
Цветовая палитра рисунка сдержанна, изображение наступающего сумрака приглушает краски. Неяркая зелень в сочетании с чернотой коня, тёмно-голубой плащ, перекликающийся с тучами на горизонте, создают холодную цветовую гамму. Жёлтый тон в вышине неба и оранжевый круг солнца на сером фоне не вносят тепла в рисунок. Оранжевый цвет орнамента на плаще, сбруи коня, лесных цветов бледен в сравнении с отчётливым чёрным цветом. Вечерний холодок и тревожность образует цветовая палитра иллюстрации.
Мечта и реальность в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»
... его судьбу. Медный всадник проблематика « Медный всадник» А.С.Пушкин ставит в поэме вопрос об отношении власти и маленького человека. Петр-самодержец представлен не в каких-либо конкретных деяниях, а в символическом образе Медного всадника как олицетворения ...
Свет в рисунке угасающий. Неяркое заходящее солнце ещё золотит небо, но день сдаёт позиции, неотвратимо подступает темнота. Ночь крадётся по лесу, съедая краски дня.
Идея иллюстрации — аллегорическое изображение ночи — чёрного всадника. По условию сказки всадник-ночь — союзник бабы-яги, носитель зла, поэтому образ персонажа должен производить впечатление чего-то опасного и угрожающего.
Сказочная иллюстрация И. Я. Билибина «Чёрный всадник», выполненная в «билибинском» стиле, когда все детали рисунка в перспективе не теряют чёткости, — великолепный образец книжной графики. Такая иллюстрация, содержащая выразительность образа и гармоничное с ним цветовое решение, содействует неизгладимому впечатлению от прочтения сказки.