Ф. М. Достоевский – величайший гуманист девятнадцатого века. Словно пророк, он переживал тревожное чувство ожидания катастрофы. Он яснее видел, чем его современники, что ожидает мир, если люди не будут следовать в своих поступках и помыслах идее христианской любви к ближнему. Он яснее, чем «обычные люди», видел, к чему придёт мир, если каждый будет руководствоваться во всём чувством гордости и неуёмной жаждой справедливости.
«Преступление и наказание» — роман – предупреждение всем, кто попытается перестроить мир в соответствии со своими идеалами. Это произведение о России, переживающей эпоху социальных сдвигов и нравственных потрясений, о герое, «вместившем в грудь свою все страдания, боли и раны своего времени». Глубокий психолог, Достоевский исследует те изменения, которые происходят в душе убийцы, реалистически показывает, какие последствия ожидают человека, нарушившего не столько юридический закон, сколько нравственный – одну из христианских заповедей: «не убий».
Какое нравственное крушение может потерпеть человек, оправдывающий убийство высокими и благими целями возведения прекрасного здания будущего всего человечества? Какое горькое разочарование ожидает того, кто решил, что он, как сильный мира сего, может распоряжаться чужими судьбами на пути к светлому будущему? Именно эти нравственные и философские вопросы ставит писатель, создавая образ главного героя.
Главным героем романа является бывший студент Родион Романович Раскольников – неординарный человек, который хочет решить проблему несправедливого устройства мира. В самом начале романа мы узнаём, что у молодого человека зародилась идея покушения на старуху – процентщицу. Раскольников испытывает ненависть и отвращение к вредной и ничтожной, с его точки зрения, старушонке, наживающейся на чужом горе и нищете. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Доведённый до отчаяния тяжёлым материальным положением, он становится пленником своих помыслов. Будущий юрист создаёт теорию о разделении людей на два разряда. «Обыкновенные» люди представляют собой лишь материал для зарождения себе подобных. «Необыкновенные» могут позволить своей совести переступить через кровь, через закон во имя нового, лучшего. Убийство ростовщицы – это проверка теории на практике. Молодой человек хочет узнать, к какому разряду людей относится он сам. Он стремится понять, кто он: «тварь дрожащая», «вошь» или «великий человек», который «право имеет» переступить через закон и «устранять препятствия» на пути достижения своих великих целей?
Ф.М. Достоевский «Идиот»
... они особенно востребованы. А это значит, что Достоевский, обнаруживший глубинный психологизм человека вообще, одержал свою главную победу - стал ... образов… Рассмотрим творчество Ф.М.Достоевского на примере произведения «Идиот». Влияние Достоевского на русскую и мировую культуру так велико и ... там, где его меньше всего ожидают. Раньше нам было трудно понять, почему Достоевский был столь популярен на ...
Весь месяц от убийства до признания проходит для нашего героя в непрерывном напряжении, в непрекращающейся ни на секунду борьбе с самим собой. Молодой человек не рассчитал своей «натуры», вступившей в противоречие с идеей о праве сильного поступать по своему усмотрению.
Совершив убийство, Раскольников отступил от Бога, а значит, предал себя Дьяволу, погубил свою душу, и в этом главное его крушение, хотя поначалу его терзают муки от сознания того, что он, «тварь дрожащая», не должен был кровавить топор. Наказания убийцы – это не каторжные работы, а невыносимые нравственные терзания, муки совести. «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!» — в отчаянии признаётся он Соне Мармеладовой. Долгое время, вплоть до каторги, да и на ней самой, Раскольников испытывает ощущение жизненного краха, но не разочарование от ложности своей теории. Он верит в истинность своей идеи «права сильного».
Именно Соня Мармеладова смогла научить героя милосердию, всепрощению, состраданию. Благодаря Соне, он преодолел свой первый грех – гордость. Нелегко даётся духовное воскресение Раскольникову. Душа шаг за шагом освобождается от власти бесчеловечной идеи, оправдывающей убийство, но гордый ум упорствует в верности помыслу.
Только на каторге после пророческого сна Раскольников становится свободен от дьявольского наваждения вершить суд над миром. Сон о трихинах – картина мира, погружённого в хаос, — поистине напоминает Апокалипсис. В людей вселяются микроскопические существа, наделённые умом и волей, и обитатели земли становятся «бесноватыми». Безумие людей заключается в том, что каждый уверен в своей правоте: «никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований». Утрачен критерий добра и зла: «не знали, кого обвинять, кого оправдывать». Бессмысленная злоба, жестокие убийства, нескончаемые войны, людоедство, пожары, голод – мир на грани катастрофы. Этот сон помог понять герою истину любви к ближнему и принять правду Сони, которая убеждена в том, что никто не имеет права решать, кому жить, а кому умирать. Духовное возрождение Раскольникова происходит вместе с осознанием любви к Соне, пожертвовавшей собой ради ближних.
Итак, крушение ложных жизненных установок героя и разочарование в своей теории о разделении людей на «имеющих право на насилие» и «тварей дрожащих» происходит под влиянием правды Сони, которая всегда в своих поступках руководствуется христианской любовью к ближнему.