Реферат право как явление цивилизации и культуры

Актуальность темы курсовой работы. Новые подходы к пониманию государства и права стали насущной проблемой общества, юридической науки и органов государственной власти. О неослабевающем внимании ученых к проблемам современного правоведения свидетельствуют и исследования последних лет, где центром внимания становятся именно культурные аспекты функционирования государства и права.

Повышенное внимание к праву как социокультурному явлению обусловлено целым рядом обстоятельств. Право стало рассматриваться как источник, инструмент общественных преобразований, как наиболее эффективный, уникальный в своем роде регулятор жизни общества. Отсюда стремление выявить потенциал права, найти возможности его активизации и в то же время усилить защитные и адаптационные особенности. Это приводит к необходимости выделения сущностно-содержательных характеристик права в целях его отграничения от иных регуляторов как проявлений социальной нормативности.

Всякий раз, когда общество потрясают катаклизмы, кризисы, общественная мысль обращается к поиску правовых ценностей, которые могут стать основанием правового менталитета. Это предопределено тем, что никакие преобразования невозможны там, где ценностные регуляторы не стали элементом сознания человека, его правовой культуры. В связи с этим важно изучать не столько регулятивные специально-юридические характеристики права, сколько гуманитарное содержание и цель правового опосредования общественных отношений. Кроме того, сохранить действительность регулятивных функций правовых норм и институтов представляется возможным лишь при условии и в процессе выяснения содержания понятия «ценность», свойственного данной культурной традиции. Это позволяет сформировать доктрину о праве как ценности.

Очевидно, что в условиях глобализации народ, опирающийся на исторически свойственную ему систему социального регулирования, при умело выбранной стратегии модернизации имеет шансы выйти на передовую линию развития. Внешнее заимствование западных ценностей и институтов не может привести к формированию общества, построенного на гуманитарных идеалах. Образовавшиеся на постсоветском пространстве государства, обратившись к собственным культурно-историческим основам, определяют свой путь развития права и государственного строительства. Выбор с точки зрения правовых систем оказался достаточно разнообразным: представлены все известные юридической науке типы.

В последние годы существенно возрос интерес к проблематике прав и свобод человека, являющихся важным системообразующим элементом в системе культуры каждого общества.

19 стр., 9230 слов

Республика Казахстан как правовое государство

... защиту прав и свобод граждан, интересов общества и государства» [11]. Итак, цель данной курсовой работы - исследовать понятие и принципы правового государства на примере Республики Казахстан. Задачи работы: изучить теоретические основы правового государства; ...

Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что правовая культура является интегральной частью всей культуры общества. Этим обусловлена необходимость социокультурного подхода, позволяющего выявить не только универсальные по своей сути формационные и цивилизационные детерминанты права, но и его многообразные связи с конкретно-историческими особенностями развития того или иного общества и государства.

Исследованию государства и права в социокультурном аспекте способствует понимание путей, задач и методов построения и развития демократической, правовой государственности в России. Статья 15 Конституции РФ , провозгласив общепризнанные принципы международного права частью правовой системы России, статьи, закрепившие статус прав и свобод человека, его определяющее значение для всех государственно-правовых институтов, создают юридическое основание для культурологического, антропологического развития права и выражающего его законодательство.

Степень научной разработанности темы курсовой работы. Специфика исследуемой проблемы определена тем обстоятельством, что государство и право как феномены культуры представляет огромный интерес для целого ряда наук. Комплексный характер исследуемой проблемы обусловливает обращение не только к юриспруденции, но и широкому спектру научных работ в иных областях: философских, психологических, культурологических, социологических, антропологических и т.д.

Так, в целом достаточно широко представлены вопросы взаимосвязи государства, права и культуры, понятия и виды социальных норм в работах В.С.Нерсесянца, Г.В.Мальцева, Г.И.Муромцев, А.Б.Венгерова, Б.М.Пенькова, И.М.Бачилашвили, Л.С.Явича, Е.А.Лукашевой, В.К.Бабаева, М.И.Бобневой, Ю.А.Тихомирова, С.В.Полениной, Я.В.Гайворонской, Н.И.Матузова и других. В работах данных исследователей в определенной мере заложены элементы методологической основы социокультурного подхода в разработке государственно-правовых категорий.

В аспекте связи правосознания и правовой культуры интерес представляют труды В.Г.Афанасьева, П.П.Баранова, В.Н.Кудрявцева, В.П.Казимирчука, В.И.Каминской и др. В трудах Э.Бланкенбург, А.А.Ликас, В.П.Сальникова разрабатываются проблемы правовой культуры в системе социальных институтов. Проблемы формирования правовой установки в связи с развитием правовой культуры отражены в работах Н.Л.Гранат, В.И.Калинской, Т.В.Синюкова, А.Р.Ратинова и др.

В условиях современной смены культурной ситуации требуется иное понимание взаимосвязи государства и права с культурой, что позволит не только внести коррективы в культурологический подход к государству и праву, но и взглянуть на них иными глазами.

Объект исследования в курсовой работе составляют общественные отношения, которые подвергаются разнообразному воздействию социо-нормативных регуляторов, в числе которых государство и право должны выступать в культурологическом, а не только позитивистском понимании.

Предмет исследования в курсовой работе составляют правовые нормы и государственные институты, как носители социокультурной ценности государства и права, обладающие их действительным регулятивным и охранительным потенциалом.

7 стр., 3388 слов

Правовое государство и правовая культура

... с правовым государством и пра-вовой культурой, всегда вызывают глубокий интерес. Во-первых, рассматри-ваемые мною вопросы занимают центральное место в теории государства и права. В юридической литературе, трудах мыслителей и философов ...

Цель исследования в курсовой работе – выявление и анализ влияния культурных факторов на государство и право, общих закономерностей взаимодействия, взаимозависимостей и взаимосвязей между государством, правом и культурой, которые проявляются как в процессе историко-генетического становления, так и в нормативной регламентации данных институтов.

Достижение цели предполагает решение следующих задач:

  • выявить взаимосвязь государства и культуры, обосновать взаимообусловленность развития государства и культуры в современной России;
  • проанализировать нормативную сферу культуры и выявить особый статус права как самобытного, автономного, саморегулирующегося и, в то же время, гармонично связанного с другими нормативными регуляторами феномена;
  • доказать, что многообразие внутреннего содержания права обусловлено его ценностным измерением, которое и делает право феноменом культуры;
  • проанализировать понятие «правовая культура», выявить условия, предпосылки и перспективы развития современной правовой культуры в России.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, в котором обосновывается актуальность темы курсовой работы, характеризуется степень научной изученности темы, ставятся цели и задачи курсовой работы. Основная часть курсовой работы состоит из трех глав, последовательно раскрывающих содержание курсовой работы. В заключении делаются общие выводы о проделанном в курсовой работе исследовании. К курсовой работе прилагается список использованной литературы.

1,200 руб.

Таким образом, на основании вышеизложенного в курсовой работе можно сделать следующие выводы:

Право является значительной частью культуры любого общества, однако оно в наименьшей степени подвержено изменениям. Право по сравнению с другими областями человеческой культуры — самое консервативное образование. Эта особенность права связана прежде всего с затрудненным, формализованным порядком его изменения, да и, пожалуй, с самим наличием такого порядка (который отсутствует в иных областях культуры), с наличием определенного органа, правомочного вносить изменения. Тем не менее особенности права не зависят от одобрения или неодобрения его иными членами общества, которые, казалось бы, не имеют никакой возможности повлиять на принятие решений законодательными органами. Такое одобрение не обязательно осознается членами общества, оно может существовать и на уровне подсознания, тем не менее если одобрение не получено, правовые новации не прививаются в обществе — они либо отторгаются (мертвые нормы), либо извращаются, приспосабливаются к реальной обстановке.

Успех модернизации современного государства и права в конечном итоге зависит от правовой культуры общества, от принятия или непринятия правовых предписаний обществом, от совместимости или несовместимости их с общественным сознанием. Право решает главную задачу любой модернизации — способствует появлению ее социального субъекта, без которого успешное проведение модернизации представляется невозможным.

Право — органическая часть общества, оно неотделимо от моральных, культурных, духовных его основ. В то же время оно само формирует правовую культуру общества, определяет его нравственную атмосферу. Право выступает как бы в двух ипостасях: оно одновременно является одним из самых главных инструментов развития государства и основным объектом объектом, поскольку без правовых норм невозможно упрочение самого государства.

7 стр., 3134 слов

Культура и духовная жизнь общества

... удобства отдельно рассматривают духовную жизнь общества и духовную жизнь личности, каждая из которых имеет свое специфическое содержание. Духовная жизнь общества (или духовная сфера жизни общества) охватывает науку, нравственность, религию, философию, искусство, научные учреждения, учреждения культуры, религиозные организации, ...

Исторически сложилось так, что большинство задач, стоявших перед властью в России, решалось с помощью сильной и ничем не ограниченной власти. Как правило, индивидуум жертвовал своими личными правами во имя существования Российского государства. На протяжении веков все права были у верховной власти, а подданные имели только обязанности. Такое положение привело к тому, что главным желанием россиянина относительно власти было, чтобы правительство управляло для него, а не против него.

Объективно же попытки заимствовать отдельные правовые институты с Запада приводят к тому, что западные идеи на чуждой им почве, даже если они приживаются, начинают играть в социальнокультурном механизме иную, подчас даже противоположную роль, чем в западных обществах.

В современной России существуют проблемы, связанные с правовой культурой и уважением к закону — и не в последней степени из-за его неполноты и отсталости от требований сегодняшнего дня. Основным условием, без которого уважение к закону невозможно, является принуждение участников правоотношения к выполнению его требований, для чего, в свою очередь, необходима быстрая и эффективная процедура его исполнения.

Социокультурное значение права заключается в том, что идея права в реальной жизни носит относительный характер, имеет разные содержание и формы, обусловлена многообразием правовой культуры. Существует связь между плюрализмом цивилизаций и многообразием форм права и в разных культурно-исторических условиях одной и той же цивилизации наблюдаются разные формы выражения права. Разница в праве и правовой культуре в типичных правилах поведения, в стереотипах правового сознания и образе жизни, в историко-культурном развитии, в традициях, в правовом менталитете народов, наций и этносов.

Будущее государства и права тесно связано с институционализацией в широком смысле слова – не отдельные органы и нормы, а институты государства и права, включающие комплекс норм, присущих разным областям, будут играть важную роль в регулировании общественных отношений.

Универсальным механизмом институционализации в сфере права выступает правотворчество, являющееся официальным закреплением интересов и идей в новых условиях. Но для того, чтобы выполнять свои функции в регулятивном механизме, институты должны приобрести системный характер. Преобладание (но не господство) роли государственно-правовых институтов при учете значения и неюридических регуляторов, представляется наиболее эффективным способом регулирования в информационном обществе, каким оно становится в эпоху постиндустриализма.

Развитие права в современных условиях должно осуществляться на условиях взаимопроникновения с цивилизационными ценностями и культурой.

1,200 руб.

Нормативно-правовые акты

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // «Российская газета», N 237, 25.12.1993.

Специальная научная и учебная литература

2. Бакунин М. Анархия и Порядок. – М.: Эксмо-Пресс, 2000. – 704 с.

3. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для ВУЗов. – 6-е изд., стереотип. – М.: Омега-Л., 2008. – 608 с.

4. Ковалева И.В. Ценности правовой культуры в представлениях российского общества конца XIX — начала ХХ веков. Дис. … канд. филос. наук: 24.00.01. — Великий Новгород, 2001. — 192 c.

7 стр., 3451 слов

Информационная культура и правовое государство

... документов, расчётов и создания диаграмм. Естественно, он имеет в себе соответствующие функции Информационная культура и правовое государство Условия существования человечества ... Информационная культура и правовое государство», содержит общие сведения о роли информации в общественном развитии на современном этапе. Сегодня, при анализе потенциала информационной культуры чаще всего говорят о проблемах ...

5. Кожевникова Ю.С. Право в политической системе современного российского общества. Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01. — Екатеринбург, 2002. — 225 c.

6. Кропоткин П.А. Хлеб и воля. Современная наука и анархия. – М.: Правда, 1990. – 640 с.

7. Левченко И.П., Облиенко С.В. Индивидуальный социально-правовой статус личности. Монография. — М.: Книжный мир, МосУ МВД РФ, 2005. — 81 c.

8. Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права / Под ред.: Томсинов В.А. — М.: Зерцало, 2008. — 452 c.

9. Леони Б. Свобода и закон (Freedom and the Laaw) / Пер. Кошкин В.В. – М.: ИРИСЭН, 2008. – 312 с.

10. Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения. В трех томах. Том 3. – М., 1983. – 639 с.

11. Морозова Л.А. Современная российская государственность: проблемы теории и практики. Дис. … докт. юрид. наук: 12.00.01. — М., 1998. — 313 c.

12. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. – М.: Пресса, 1991. – 640 с.

13. Соловьев В.С. Кризис западной философии // Соловьев В.С. Сочинения в двух томах. Том 2 / Под ред. Гулыги А.В., Лосева А.Ф. – М.: Мысль, 1988. – 822 с.

14. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика / Перевод. и ред. Сапов В. – М.: Астрель, 2006. – 1176 с.

15. Теория государства и права: Учебник для ВУЗов / Под ред. Корельского М., Перевалова В. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2005. – 496 с.

16. Тоненкова М.М. Духовные крылья России: Социально-культурные и духовно-сущностные ценности развивающейся России. – М.: Эксмо, 2004. – 320 с.

17. Фарбер Е.И. Правосознание как форма общественного сознания. — М.: Юрид. лит., 1963. — 206 c.

18. Фуллер Л. Мораль права (The Morality of Law) / Пер. Данилова Т. – Изд. перераб. и доп. – М.: ИРИСЭН, 2007. – 312 с.

Статьи в периодических изданиях и сборниках научных материалов

19. Асмус В. Теория общественного договора и идея народоправства // Антология русской философии. В 3 томах. Том III. – М.: Сенсор, 2000. С. 165-179.

20. Бердяев Н.А. Государство // Антология русской философии. В 3 томах. Том III. – М.: Сенсор, 2000. С. 18-26.

21. Клейменова Е. В., Моралева КА. Правовая культура и ее стандарты в конституциях Российской Федерации // Правоведение. 2003. № 1. С. 46-58.

22. Сальников В.П. Правовая культура // Актуальные проблемы теории права / Под ред. К.Б. Толкачева и А.Г. Хабибулина. — Уфа, 1995. С. 147-158.

23. Степанский А. Максим Моисеевич Винавер: «Ни свобода, ни порядок не мыслимы, доколе нет в стране гражданского равенства…» // Русский либерализм: идеи и люди / Под ред. Кара-Мурзы А. – М.: Новое издательство, 2004. С. 423-431.

24. Чернышенко А.Г. Правосознание: понятие, структура, сущность в контексте социокультурного анализа // Научная мысль Кавказа. Приложение. 2002. № 15. С. 34-47.

1,200 руб.