О мастерстве Достоевского в раскрытии психологии героя

Сочинение

Ма­стерство психологического анализа в романе «Престу­пление и наказание»

  • >Просмотров : 805 | –>Добавил : Forget (05.03.2019) (Изменено: 05.03.2019)

Обсуждение вопроса:

Одной из задач писателя и его художественным до­стижением стало изображение внутренней жизни геро­ев, психологический анализ. Писатель показывает глу­бинные основания души героя. Сознание его направле­но на подготовку «идейного» убийства, но изначально добрая душа невольно и бессознательно проявляет себя то помощью Мармеладовым, то заботой о случайной, попавшей в беду девушке. С этой стороны Раскольни­ков не готов к преступлению и только усилием воли за­ставляет себя идти дальше по избранному пути.

Воссоздавая внутренний монолог, фиксируя дета­ли поведения и состояния Раскольникова в момент убийства, писатель передает весь ужас происходяще­го, специально нигде не акцентируя на этом внимания. Рефлексия — анализ собственных чувств, настроений, реакций на явления жизни, реплики и поведение дру­гих героев проявляет все уголки больной души героя, мечущегося в поисках выхода.

Писатель сознательно строит сюжет таким образом, что у Раскольникова появляются все возможности из­бежать юридического наказания. Ни свидетелей, ни прямых улик нет. И главным для писателя-психолога становится изображение внутренней жизни героя после преступления. Сам Достоевский, обдумывая роман, пи­сал по этому поводу: «Неразрешимые вопросы встают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чув­ства мучат его сердце. Божия правда, земной закон бе­рут свое, и он — кончает тем, что принужден сам на себя донести. Принужден, чтоб хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям; чувство разомкнутости и разъединенности с человечеством, которое он ощутил тотчас же по совершении преступления, замучило его. Закон правды и человеческая природа взяли свое».

Большую роль для раскрытия психологического со­стояния Раскольникова играют сцены со следовате­лем Порфирием Петровичем, умным, профессиональ­но, тонко понимающим состояние духа преступника, но безжалостным, играющим с Раскольниковым, как кошка с мышкой.

Болезненное состояние Раскольникова окрашивает многие страницы произведения в мрачные тона. Пи­сателю важно передать всю глубину мук, на которые обрекает себя гордый ум, отказавшийся от подсказок и безотчетного влечения сердца. А только сердцем, душой приняв христианские нравственные ценности, искренне и глубоко покаявшись, возможно ступить на путь выздоровления, возвращения к людям. Ведь и на каторге Раскольников еще долгое время упорствует, считает свои теории вполне верными, хотя сам он и не оказался сверхчеловеком. И только страдания, проник­новение в сокровенный смысл Евангелия, самоотвер­женная помощь Сони возвращают героя к подлинно че­ловеческой жизни.

6 стр., 2533 слов

Особенность изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века (2)

... Сочинение Особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века Вообще, литература этой эпохи как раз и характеризуется тем, что стали писатели и поэты интересоваться внутренним миром своих героев. ... главной целью в жизни является тихая семейная жизнь. Во многих произведениях встречается такой герой. У А.П. Чехова появляется целый сборник таких рассказов, в который вошли ...

Ф.М. Достоевский по праву считается мастером психологического анализа. Особенно ярко этот талант великий русский автор демонстрирует в своем романе «Преступление и наказание».

Внимательный читатель заметит, что психологическому состоянию героев романа уделяется особое внимание. Рисуя внутренние миры персонажей произведения, Достоевский тем самым обнажает противоречивую сущность человеческой личности.

Его приемы психологического анализа дали хорошую почву для будущего развития психологизма в русской и зарубежной литературе. Достоевский считал, что человек – есть тайна. В своем романе, он пытается продемонстрировать читателю всю контрастность человеческой души, ее крайности и неопределенность ее порывов, тем самым раскрывая самые сокровенные тайны человеческой психологии.

Особым приемом психологического анализа в романе является описание атмосферы, которая окружает героев. Не случайно Достоевский, повествуя о пейзаже, часто повторяет слова «жара» и «духота». Именно духота, постоянная «духота жизни», толкает Раскольникова на совершение преступления.

Также немаловажное значение в авторском психологическом анализе играют введенные автором эпизодические сцены на улице. Женщина, бросившаяся в Неву, богатая бричка, под колеса которой чуть не попал Раскольников… Все это упоминает Достоевский отнюдь не случайно. Он показывает читателю подлинную картину той жизни – картину безысходного горя. Человек не находит себе места в той обстановке. Раскольников, в свою очередь, существует в условиях именно той картины. Не трудно догадаться, что это тоже играет важную роль в формировании его психологического состояния.

Одним из приемов авторского психологического анализа является портретная характеристика героев. Достоевский намеренно дает несколько описаний внешности того же Раскольникова или Сони. В начале романа, мы узнаем, что Родион Романович «был замечательно хорош собою, с прекрасными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен». Но через несколько глав мы прочтем о том же самом человеке совсем другие строки: «.. .Раскольников. был очень бледен, рассеян и угрюм». Второе описание дано абсолютно не случайно, ведь к этому момент Раскольников уже совершил свое кровавое преступление. Автор хочет показать, что душевные терзания, происходящие в душе героя, накладывают неизгладимый отпечаток и на его внешний вид. Это свидетельствует о внутренней борьбе, которая происходит в душе Раскольникова.

В цветописи романа можно также разглядеть один из приемов анализа. Очень часто в произведении упоминается желтый цвет. Как известно, желтый – это цвет сумасшествия и сильной власти. Не зря обои в каморке Раскольникова окрашены именно в желтый цвет. Возможно, этим Достоевским хотел подчеркнуть возникшую «манию величия» Раскольникова, который относил себя к разряду «Наполеонов».

26 стр., 12514 слов

Аномалии психологических состояний и манипуляторские отношения ...

... Исследование типов эпилептоидного сознания героев произведений В этой главе я работала с текстами романов Достоевского, исследуя типы эпилептоидного сознания героев Раскольникова, Мармеладова, Сонечки, Катерины Ивановны, ... ) скрытый характер воздействия ) использование силы, в том числе и психологической ) мастерство в осуществлении манипулятивных действий. В результате манипуляция определяется как ...

Но самым важным приемом являются, пожалуй, монологи самих героев. По ходу их чтения, перед читателем открываются все мысли, переживания и чувства, царящие в душах героев. Достоевский обнажает противоречивую сущность человека именно через внутренние монологи главных персонажей. Например, постоянная рефлексия Раскольникова свидетельствует о борьбе его натуры и его теории. Ведь несмотря на его идеальный расчет преступления, он так и не смог до конца принять свой поступок, и виной тому – его человеческая натура. В монологах Раскольникова как будто содержатся «внутренние диалоги» между двумя началами его личности. Особенно хорошо это заметно в размышлениях Раскольникова о том, стоит идти на преступление или же нет. Личность главного героя раздваивается. Одна сторона пытается предостеречь его от совершения кровопролитной ошибки, а вторая, наоборот, толкает на кровопролитие.

Диалоги между героями также являются центральным приемом авторского анализа. В диалогах «Преступления и наказания» представлена битва разных идей и позиций. Диалоги между героями характеризуют их душевное состояние, а также помогают глубже изучить их характеры, а, следовательно, лучше понимать мотивы их действий. Помимо традиционных форм диалога, в романе также присутствует форма «допроса». Сейчас я говорю о «поединках» Раскольникова и Порфирия. На первый взгляд, это обычные диалоги, но на самом деле, это яркий пример поразительного психологического анализа. Порфирий будто бы прочитывает все тайны Раскольникова, хотя тот не говорит ему ни слова прямо о совершенном преступлении. Вместе с Порфирием, Достоевский проводит этот психологический анализ. Здесь особое внимание автор уделяет мимики героя, его движениям, жестам. Следователь умело проникает в самые сокровенные уголки души Раскольникова.

Еще одной формой выражения психологического состояния героя являются его сны. Достоевский придает снам Раскольникова символический смысл, тем самым, наиболее полно раскрывая его психологической состояние. Например, сон об Илье Петровиче введен Достоевским в роман, чтобы показать ужас и несостоятельность теории Раскольникова. Лестница в этом сне символизирует противостояние добра и зла. Сон о смеющейся старухе означает, что на подсознательном уровне Раскольников понимает всю бессмысленность убийства, но еще не готов раскаяться. Последний сон о трихинах знаменует начало духовного возрождения Родиона Романовича. Как мы видим, сны являются прямым отражением психологии главного героя.

Психологические приемы авторского анализа в романе «Преступление и наказание» помогают читателю наиболее полно понять главную мысль произведения. Обобщая, можно сказать, что именно психологизм произведений Достоевского, его умение проникнуть в человеческую душу, его целостное понимание человеческой психологии, а также талант погружать читателя во внутренние миры созданных им героев, продолжают привлекать внимание к творчеству великого русского писателя.

Достоевский — мастер психологического анализа. Как реалист, он не ограничивается социально-бытовыми характеристиками персонажа, а раскрывает сущность и глубину его души. При этом он обращается не к устойчивым формам жизни, а к «текущему хаосу истории».

6 стр., 2690 слов

«ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО КАК ЭТАЛОН СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ...

... эмоциональной окраски Достоевский прибегает к интересному методу – адвокат из «Братьев Карамазовых» ссылается на неадекватность подсудимого. Показывая психологическое состояние героя, Родиона Раскольникова и Дмитрия ... Достоевского “Преступление и наказание” “Я не психолог, говорил о себе Достоевский, – я только реалист в высшем смысле, то есть изображаю все глубины души человеческой”. Великий ...

В «Преступлении и наказании» автор представил определённую эпоху — дореформенную Россию, в которой старый уклад рушился, а новый находился в стадии становления. Роман отмечен подлинным историзмом, показанные в нём характеры типичны, но не это считал Достоевский главным в творчестве. Для него важно было раскрыть внутренний мир человека независимо от социально-бытовых характеристик. Это связано с объективными устремлениями автора, который считал, что только психология характеризует человека в настоящем и будущем, а обстоятельства формируют личность, но принадлежат к прошлому.

Социальному типу Достоевский противопоставляет отдельного человека как объект художественного исследования, для него «человек есть тайна». Писатель не принимал термина «психологизм», он считал, что одно сознание не имеет права анализировать другое, поэтому и создал иллюзию независимости сознания героя от авторских воззрений. Это позволило М. М. Бахтину в «Проблемах поэтики Достоевского» назвать роман «полифоническим». Каждый герой романа имеет свой внутренний, живущий по собственным законам, мир, не зависимый от мира автора и других героев. В связи с этим в «Преступлении и наказании» мы видим различные формы психологического анализа.

Во-первых, стремясь к раскрытию психологии персонажей, писатель подчиняет этой задаче портретную характеристику, причем портреты главных героев он представляет дважды. Например, в начале романа Достоевский пишет о Раскольникове: «Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен». Далее мы находим совершенно другой портрет этого же героя: «.. .Раскольников. был очень бледен, рассеян и угрюм». Второе описание показывает, что после совершённого преступления человек переживает нравственную катастрофу, и это накладывает на его внешность определённый отпечаток. Два портрета Сони также раскрывают её подлинный характер и её состояние в период душевного кризиса.

Важнейшим принципом раскрытия внутреннего мира и сознания героя у Достоевского являются монологи героев. Так, в монологе Мармеладова раскрыта сущность его души. Можно сказать, что этого человека погубила слабохарактерность. Вместо того чтобы бороться за жизнь, он пьёт. Но важной чертой его характера является способность к самоанализу. Он понимает, что заставляет страдать своих близких и что сам виноват в этом. Он говорит: «Да! Меня жалеть не за что! Меня распять надо, распять на кресте, а не жалеть!» Таким образом, через монолог раскрывается психология героя, его душевное состояние, возможно, что даже он сам начинает глубже осмысливать и понимать себя. В сцене признания Раскольникова перед Соней автор заставляет героя второй раз осмыслить им совершённое.

Без всякого сомнения, Достоевский является мастером внутреннего монолога. С самого начала Раскольников предстаёт перед нами человеком рефлексирующим, анализирующим всё, что происходит вокруг него и в его душе. Характерно, что внутренние монологи тесно связаны с «идеей» героя. С первых страниц мы понимаем, что он охвачен какой-то идеей, которая ни на минуту его не покидает. Он находится в состоянии постоянной умственной работы, которая оказывает огромное влияние на его действия, а главное — на психическое состояние.

3 стр., 1017 слов

Тема «маленького человека» в романе Достоевского «Бедные люди»

... Родион Романович — особый тип «маленького человека». Забросив учебу, он совершенно опустился. Бывший студент живет в комнате, напоминающий гроб, ходит в лохмотьях, голодает. Бедственное положение приводит его в полусумасшедшее состояние. Теория Раскольникова рождается ...

Важно отметить диалогичность романа Достоевского. Здесь сознание одного героя отражается в сознании другого. В диалогах отражена битва идей, с их помощью не только раскрываются душевное состояние, взгляды и характеры героев, но и выражаются авторские воззрения и идеи.

В «Преступлении и наказании» представлены разные формы диалога. Одной из них является форма классического диспута или спора, которую мы видели, например, в романе Тургенева « Отцы и дети»: позиции спорящей стороны (Базарова) противопоставляются позициям других персонажей (братьев Кирсановых).

Такая форма диалога присуща и роману Достоевского. Например, разговор Раскольникова с Дуней, когда он убеждает сестру не выходить замуж за Лужина, с горячностью доказывая ей недопустимость такого самопожертвования.

Средства раскрытия характеров в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Ф.М.Достоевский — мастер психологической прозы. Все средства раскрытия характера подчинены задаче показать душевное состояние героя.

Художественные средства в романе Достоевского в раскрытии характеров

Психологический портрет как выразительность

«Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен…. Он был до того худо одет, что иной, даже привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу»,

» Ее даже нельзя было назвать и хорошенькою, но зато голубые глаза ее были такие ясные, и когда оживлялись они, выражение лица ее становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней. … несмотря на свои восемнадцать лет, она казалась почти еще девочкой, гораздо моложе своих лет, совсем почти ребенком.»

» Это был господин немолодых уже лет, чопорный, осанистый с острожною и брезгливою физиономией… Недоверчиво и даже с аффектацией некоторого испуга, чуть ли даже не оскорбления, озирал он…»

Описание города и интерьеров

Обстановка в городе подчеркивает психическое состояние главного героя:

— «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь… — все это разом потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши»;

  • » … почему именно во всех больших городах человек… как-то особенно наклонен жить и селиться именно в таких частях города, где нет ни садов, ни фонтанов, где грязь и вонь и всякая гадость»;
  • «Было душно, так что было даже нестерпимо сидеть, и все до того было пропитано винным запахом, что, кажется, от одного этого воздуха можно было в пять минут сделаться пьяным»

Интерьер: квартира Раскольникова и других героев — это следствие несправедливости жизнь, так жить нельзя человеку:

» Это была крошечная клетушка, имевшая жалкий вид со своими желтыми, пыльными и повсюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко…».

6 стр., 2887 слов

Какого человека можно считать героем своего времени

... «герое времени» воплотил черты целого поколения молодых людей. Каким должен быть герой? Кого же можно назвать ... Хотя могу назвать конкретные имена тех людей, которых считаю героями России этих лет. Это Виктор Илюхин, ... простым: «Столько, сколько он сможет вместить». Рассуждение 2 Роман Михаила Лермонтова «Герой нашего ... а после него, уже – осень. Сочинение по картине Васнецова Богатыри Три богатыря 4, ...

  • квартира Мармеладова:

«Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху… Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней…. Выходило , что Мармеладов помещался в особой комнате,… но его была проходная. Двери в дальнейшие помещения, или клетки, …была приотворена».

Детали у Достоевского в романе «Преступление и наказание»

Деталь приобретает символический смысл: желтый цвет обоев в комнатах Раскольникова, Сонечки, квартире Алены Ивановны (ассоциация — «желтый дом» — сумасшедший дом); топор как символ выбора;

Характеристика героя другими персонажами

  • Разумихин о характере Раскольникова:

» … угрюм, мрачен, надменен и горд… мнителен и ипохондрик. …Великодушен и добр. …просто бесчувствен до бесчеловечия… точно в нем два противоположные характера поочередно сменяются».

Персонажи — двойники: Лужин, Свидригайлов (см. Система образов)

Персонажи — антагонисты: Разумихин, Дунечка, Порфирий Петрович и, главное, Соня Мармеладова.

Сны как отражение души героя и его состояния

  • первый сон — нежность и ранимость Раскольникова, обостренное чувство несправедливости;
  • последний сон Раскольникова — фантастическое воплощение его теории — отражение борьбы человека и теории.

Обостренное внимание к глаголам, передающим психическое состояние героя: перед убийством:

«бросил скамейку и пошел, почти побежал, хотел было поворотить назад, но домой идти ему вдруг стало ужасно противно… и он пошел куда глаза глядят. … начал всматриваться вр все встречающиеся предметы… поминутно впадал в задумчивость… вздрагивая, поднимал голову и оглядывался кругом… тотчас забывал, о чем сейчас думал и даже где проходил».

Речь героя как средство выражение характера в романе «Преступление и наказание»

«внутренний монолог Раскольникова является великолепным образцом микродиалога; все слова в нем двуголосые, в каждом из них происходит спор голосов» (М.М.Бахтин)

  • три дня после убийства Раскольников в бреду,
  • три дня встречается с Порфирием Петровичем, Раскольников осужден на девять лет каторги,
  • выздоровление его происходит через два года,
  • осталось семь лет, которые кажутся семью днями ( семь дней божественного творения).

Ф.М. Достоевский достигает удивительной достоверности в описании психологии души человека, раздирающих ее противоречий, постоянного стремления к гармонии.

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. Мазневой О.А.

Мастерство Достоевского в психологическом анализе «Преступления и наказания». Подготовила: ученица 10 «А» класса Сурьянинова Ульяна. – презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемВладимир Вакулин

Похожие презентации

Презентация 10 класса по предмету “Русский язык, Литература, Чтение” на тему: “Мастерство Достоевского в психологическом анализе «Преступления и наказания». Подготовила: ученица 10 «А» класса Сурьянинова Ульяна.”. Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 стр., 472 слов

Каковы причины, побудившие Раскольникова на убийство старухи-процентщицы ...

... старухой, Раскольникову, также, очень страшно: «Еще с полминуты, и он, возможно, убежал бы от нее», не совершив преступления. Душевные переживания. Совершенно уверенный в своей идее, Раскольников ... Раскольникова мучит ужасный вопрос, он «покусился» на дело, к осуществлению которого теперь близок, — убийство старухи-процентщицы. Несколько причин подвигли бывшего студента на этот бунт, на преступление. ...

1 Мастерство Достоевского в психологическом анализе «Преступления и наказания». Подготовила: ученица 10 «А» класса Сурьянинова Ульяна.

2 Человек есть тайна. Ее надо разгадать, И ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, То не говори, что потерял время; Я занимаюсь этой тайной, Ибо хочу быть человеком. Ф. М. Достоевский.

3 Одна из главных притягательных черт художественной литературы – способность раскрыть тайны внутреннего мира человека, выразить душевные движения так точно и ярко, как этого не сделать человеку в повседневной, обычной жизни. В психологизме один из секретов исторической жизни литературы прошлого: говоря о душе человека, она говорит с каждым читателем о нем самом.

4 Итак, с самого начала сталкиваемся с понятием психологизм, но он бывает широким и узким. В широком смысле подразумевается всеобщее свойство искусства, в котором изображаются человеческие характеры. Отражая и художественно осваивая социальную, общественную жизнь людей, искусство, и в частности литература, создает не только общественные, но и прежде всего психологические типы.

5 Психология и характер – синонимы. А между тем, за термином психологизм, в литературе прочно закрепилось понятие, которое принимает более узкое значение: согласно которому, психологизм является свойством не для всего искусства и не для всей литературы, а лишь для определенной их части.

6 Писатели-психологи изображают внутренний мир человека особенно ярко, живо и подробно, достигают особой глубины в его художественном освоении. Таким специфическим свойством обладал и Ф. М. Достоевский. Федор Михайлович Достоевский – писатель чрезвычайно индивидуальный. У него свое, очень Отличное от других классиков русской литературы открытие мира, отбор жизненного материала, композиционное и словесное выражение.

7 Как и у Толстого, герои у Достоевского разрешают проблемы, которые волнуют и самого автора. Им свойственна философичность мышления, эмоциональная чуткость, неординарность внутреннего мира. У Достоевского внутренняя жизнь героев – тайна. В сознании Федора Михайловича очень рано встал вопрос о человеческой личности как тайне, о взаимосвязях с окружающим миром.

8 Мир в «Преступлении и наказании», как и в других романах Достоевского, объективом. Раскольников имеет дело с миром, предшествующим его сознанию и воле, с которым он вынужден считаться. Достоевский нигде не сосредотачивается на Раскольникове как на автономной личности, истиной которой является только ее внутреннее бытие.

9 Достоевский не считал психологический анализ окончательным ключом для вскрытия сущности персонажа, для утверждения истины в искусстве, хотя и был убежден, что без дара видения души человека – искусство становится просто невозможным. Герои Достоевского всегда на грани нервного срыва, истерики, внезапной исповеди, бреда. Достоевский показывает нам внутреннюю жизнь человека в те моменты, когда переживание предельно интенсивно, когда страдание почти невыносимо, когда обострены эмоциональные реакции.

10 Раскрывая внутренний мир своих героев, Достоевский стремится показать столкновение противоборствующих сил: непрестанную борьбу между сознанием и подсознанием, намерением и осуществлением этого намерения. Раскольников не просто переживает, он мучительно страдает, постоянно анализируя свои поступки. Внутренние монологи – вот один из способов психологического анализа Достоевского.

11 Порфирий Петрович – пристав следственных дел, логичен, умен, хитер и осторожен. Поединок между следователем и убийцей становится основным конфликтом романа. Порфирий действует так, как должен действовать следователь, у него нет улик, но он психологически поймал Раскольникова, он играл на его нервах, на его желчи. Следователь сломил и сокрушил Раскольникова не как судья, а как совесть старого мира.

12 Внутренними монологами Достоевский показал постоянные психологические колебания, «маятниковые движения» сознания и подсознания между двумя безднами. Противоречивость человеческого сознания и подсознания осваивается Достоевским, пожалуй, глубже, чем любым другим писателем XIX века.

13 Психологический поединок Порфирия Петровича и Родиона Раскольникова можно разделить на три части (или встречи).

Первая встреча намечает характер, тему борьбы. Вторая – интрига достигает высшего пункта и напряжения. И третья встреча – завершается неожиданной катастрофой: Порфирий представляет Раскольникову все выгоды добровольного покаяния. Порфирий Петрович очень точно расставляет ловушки Раскольникову.

14 Особое место занимает сон Раскольникова, о смеющейся старухе: 1. Причина сна – тяжелое нравственное состояние человека, принявшего бесчеловечное решение убить старуху; 2. Во сне Раскольников видит себя ребенком, что особенно важно для писателя; 3. Психология массового безумия. Два гениальных писателя Достоевский и Толстой, показали впервые в литературе жуткий феномен массового психоза, изучаемый впоследствии знаменитыми психиатрами;

15 4. Соотнесение образа лошади с «кроткими», «смиренными» ( Соня, Лизавета) и с образом Катерины Ивановны; 5. Раскольников после пробуждения. На чаше добра и зла ; Итак, сны у Достоевского занимают 1 место в раскрытии внутреннего мира человека, так же как внутренними монологами. Еще одной своеобразной формой психологического изображения стало у Достоевского использование портретных деталей, что как всегда, оригинально.

16 Петербург – фантастический город, который играет не мало важную роль в «Преступлении» и «Наказании». На протяжении всего романа лишь некоторые ремарки описывают Петербург, но нам этого достаточно, чтобы понять духовный мир этого города по Достоевскому. Из описания портретов, выше приведенных, мы можем сказать, что Петербург также двойственен, как и Раскольников. Другой пример одухотворения материи – жилища.

17 Мир окружающего человека, всегда дается как часть души человека, становится внутреннем пейзажем, определяя человеческие поступки. Время – функция человеческого сознания, оно может растягиваться, сжиматься, исчезать. С помощью времени, Достоевский показывает насколько велики переживания Раскольникова. В начале романа, все разворачивается медленно, затем ускоряется, а перед катастрофой превращается в ураган.

18 Герой несколько раз выпадает из времени. И это выпадение лишний раз показывает психическое состояние, в котором находился Раскольников. Наконец, отметим еще одну оригинальную форму психологического анализа, которая получила широкое распространение у Достоевского. Несколько обычных для Достоевского фраз, неопределенных местоимений, сконцентрированных в нескольких строках дают содержание психологического анализа.

19 Прием умалчивания применяется Достоевским, именно в такие моменты, когда выявляются самые глубокие пласты психики и внутреннее состояние становится настолько противоречивым, сложным и смутным, что не поддается иным формам изображения. Умолчание намекает на неисчерпаемую душевную глубину, тем самым еще более усиливая психологическое напряжение.

20 Задача Достоевского состояла в том, чтобы показать какую власть над человеком может иметь идея, и какой страшной она может быть. Но жизнь победила теорию. Человеческая душа, по убеждению Достоевского, во многом необъяснима и загадочна, особенно в самых последних ее пластах, и здесь самый проницательный психолог должен отступить. Непредсказуемость внутреннего мира постоянно подчеркиваются писателем при изображении психологических состояний.

21 Внутренний мир часто представляет собой хаос Душевных движений, что в них не только самому герою, но и нейтральному повествователю разобраться сложно. Словом, в психологическом повествовании Достоевского, внутренний мир предстает как объясненный и истолкованный не до конца; писатель намекает на существование темных глубин в душе человека, куда не достает луч даже самого изощренного психологического изображения.

22 При этом у Достоевского, анализ стремится к исчерпывающе ясному знанию о душе человека и все же достигает его. Главные черты уникального психологического стиля Достоевского – предельная сосредоточенность на сложнейших, глубинных пластах захватить читателя изображением напряжений их душевных состояний, художественное освоение «двух бездн» в душе человека.

23 Психологический анализ определяется у Достоевского поисками той свободной духовности, которая станет залогом его «восстановления». По мысли писателя, покаяние выступает совершенно бесспорным и самоочевидным. Каков же вывод? Как же быть? Что делать? Ответ Достоевского прост: уверовать в бога. Прежде чем кидаться помогать другим, спасать всех – помоги самому себе, спаси себя, свою душу, сделай себя человеком, утверди в себе закон добра и любви.

Психологизм Достоевского

Психологизм Достоевского

Достоевский Ф.М.

Федор Михайлович Достоевский – выдающийся романист прошлого века. В его социально-философском психологическом романе “Преступление и наказание” во всем объеме раскрылся талант писателя-психолога.

В своем произведении автор хотел показать не какое-то банальное преступление, а чувства, мысли, переживания человека, совершившего преступление, выявить причины злодеяния. Этот роман не детектив, а глубоко философское и психологическое произведение, в котором автор исследует сознание и подсознание человека.

Достоевский использует множество приемов психологического анализа с тем, чтобы полнее раскрыть характер главного героя, мотивы его поведения. Основным из них является изображение героя с внешней и внутренней стороны.

Автор рисует нам портрет героя – Родиона Раскольникова, бывшего студента, который задумал совершить идейное преступление – убить старуху-процентщицу, чтобы избавить дорогих ему людей от нищеты. Мы видим героя, движимого своей античеловеческой теорией, в двух ипостасях: до преступления и после. Если до убийства герой — умный, внешне приятный молодой человек, достаточно добрый и милосердный, то после — это уже мрачный, мнительный и раздражительный человек, избегающий людей и сторонящийся их. “Я не старушонку убил, я себя убил”, – признается он Соне Мармеладовой. Духовная смерть заметна во всем его облике.

Особое место в описании внешности героя занимают глаза. “Глаза -зеркало души человека”, – гласит пословица. Именно глубокие темные глаза Раскольникова выдают в нем человека умного, способного к самоанализу. К этому же приему прибегает автор и при описании Сони Мармеладовой и Свидригайлова. Большие глаза первой и умный, проницательный взгляд второго точно характеризуют их натуры.

Кроме портрета, автор показывает и обстановку, в которой живут герои. Интерьер отражает внутренний мир героев, соответствует их мыслям и настроению. Достоевский, чтобы показать различие между чистой душой Сони, наполненной христианским смирением и добротой, и душой Раскольникова, поглощенного античеловеческой теорией, изображает места их обитания, их жилища. Если Родион Раскольников живет в маленькой каморке, похожей на шкаф, то комната Сони светлая, с тремя большими окнами, правда, неправильной формы.

Важным в раскрытии психологии действующих лиц является и образ Петербурга, на фоне которого и происходят описанные в романе события. Это не столица великого государства, это не город блестящего высшего света, а это город низов, нищеты, бедности, город “бывших людей”. Деталь, на которую часто автор обращает наше внимание, – это пыль, вонь и духота, царящие в городе. Всем не хватает воздуха. Все чувствуют себя подавленными, сломленными гнетущей атмосферой города, нищего, пьяного, преступного. Только в такой атмосфере и могла зародиться бесчеловечная теория Раскольникова, разделяющая людей на “тварей дрожащих” и “право имеющих”.

Безусловно, роман “Преступление и наказание” не был бы столь выдающимся произведением, если бы автор показал нам только внешнюю сторону совершенного преступления. Большое место уделено и раскрытию внутреннего мира людей, населяющих роман.

Внутренние монологи героев — вот ключ к пониманию внутреннего мира человека. Их можно охарактеризовать, скорее, как монологи-диалоги, споры с самим собой, которые ведут герои. Так, Раскольников, постоянно обдумывая свои поступки, занимается самоанализом, все время спорит сам с собой, рассуждает, кто же он: “тварь дрожащая” или “право имеющий”.

Кроме монологов-диалогов, б романе присутствуют и исповеди героев. Раскольников, убив старуху-процентщицу и невинную Лизавету, поняв свою отрешенность от мира людей, хочет найти себе союзницу в лице Сони Мармеладовой, доказав ей, что она такая же преступница, как и он. Но мотивы их преступления все же разнятся. Герой не смог убедить Соню в своей правоте, поняв несостоятельность своей теории, признается в убийстве, идет с повинной в полицию.

Еще одним важным средством психологизма Достоевского является описание снов героя, позволяющих автору глубже проникнуть в подсознание героя. В романе присутствуют 4 сна Раскольникова. Они ярко демонстрируют эволюцию теории героя, от полной уверенности в своей правоте до ее крушения.

Подводя итог, можно сказать, что в романе “Преступление и наказание” раскрылся талант великого мастера психологического анализа Ф. М. Достоевского.

Психологическое мастерство Ф.М. Достоевского в изображении этапов душевной борьбы героя.

«Тварь я дрожащая или право имею» – вот он девиз теории Раскольникова которая его и сгубила. Родион Раскольников нищий студент, которому надоела жизнь и её тяготы, он хочет выйти из замкнутого круга из тесноты своей коморки. Как многие люди в разные периоды своей жизни думают, чего они стоят так, и Раскольников приходит к этому и формирует свою теорию, в которой он разбивает людей на два противоборствующих неравных лагеря на «тварей дрожащих» и господ которые «право имеют». В чём же это самое право заключается? В том, что вторая категория людей создана для того чтобы править и изменять судьбу мира, двигать историю «Наполеонизм», а для этого нужно идти по головам в самом прямом смысле этого выражения, что если человек способен на убийство, что он может отбросить раде своих интересов «всякую вшу» то он будет успешен, он будет иметь право и поднимется над другими по праву сильного. Весь ужас своей теории Раскольников осознаёт в своём последнем сне, на каторге он видит к чему приведёт такое деление, он видит то к чему приведёт его теория, то что брат пойдёт на брата, и отец на сына в попытке доказать своё превосходство.

Но ещё на этапе формирования своей теории у него было множество сомнений. Лично я считаю, что на убийство Родиона толкнула всё-таки нужда, а теория лишь попытка оправдать себя перед самим собой, найти другую причину своего поступка кроме денег, хотя может всё было как раз и наоборот.

Так или иначе Раскольников крайне долго готовился к своему преступлению, и долгое время считал всё это шуткой, так нелепой выдумкой, но вскоре он всё больше узнаёт об неприятностях простых людей, об проблемах семьи Мармеладовых, о своей никчёмной жизни и о всём прочем. Он видит прекрасные дворцы и храмы Петербурга, которые всегда восхищали, восхищают и будут восхищать людей, особенно приезжих, но Родион видит, что рядом с этим великолепием умирают от голода и холода люди, то сколько людей погрязли в непробудном пьянстве и т.д. Это убеждает его в его теории, он не хочет быть как все эти люди, как серая, нет чёрная масса его времени и он решается на убийство окончательно и бесповоротно если бы не Сонечка. Это луч света для Родиона и бич его теории, даже антипод в то время как Раскольников считает, что для достижения блага нужно перешагнуть через других людей, то Соня наоборот считает, что необходимо для блага родных и близких перешагнуть через себя, но не в коем случаи не через других. Но как не странно именно из-за Сони Раскольников снова решает осуществить свою идею, доказать свою пагубную теорию практикой.

Убийство и думы Раскольникова после него начинают второй этап эволюции, нет деградации героя. Он хладнокровно расправляется со старухой процентщицей, и почти так же быстро и хладнокровно убивает оказавшуюся в ненужном месте и в ненужное время Лизавету. После этого наступает эйфория от того что всё прошло гладко, что он сумел, что он перешёл черту, но вскоре им овладевает страх и муки, но далеко не совести, а перспектива расплаты, что теперь его господина может поймать и заточить какая-то вша. Он совершил преступление, а за ним всегда следует наказание! Главный герой болеет он боится кары, скрывается и отдаляется от тех, кто хочет ему помочь и от родных и близких, он в бреду, его одолевают страхи и сомнения, но только не сомнения в правдивости его теории. Камнем, который внёс первый раскол, пустил круги по водной чистой, холодной глади теории была мысль о том, что к какой категории следует отнести Соню, мать, сестру, но Родион предпочёл просто не думать об этом обойти как казалось главную яму на пути его теории. По сути, чтобы доказать то что он имеет право, что все остальное для него нечто он мог убить кого-то более важного для себя, например, как раз свою мать, по проклятой теории – это как не что другое доказало бы его причастность к высшей группе людей, к Наполеонам мира и общества. Следующим «камнем» можно назвать его очередной разговор с Соней тот момент, когда она читает ему Евангелии, миф о воскрешении Лазаря, который крайне похож на ситуацию, сложившуюся с главным героем.

Тот момент, когда Раскольников идёт сдаваться с поличным он не раскаивается и всё ещё верит в свою теорию, он как загнанная в угол собака до последнего момента не выпустит кость из зубов. Лишь только на каторге он сбит со своего престола, его теории была для него палкой, на которую он опирался, но она была ему так же нужна как нужен мешок кирпичей за спиной поднимаясь на гору. Но он уже не мог остановится он цеплялся за уже порванные нити. Крахом теории было то что на каторге, он не с кем не мог сойтись, он был чужой и здесь, в то время как к навешавшей его Соне все всегда были крайне добры и ласковы. Любовь в итоге взяла своё, Родион раскаялся, он осознал весть тот ужас, который пережил и сотворил, он осознал сколько страданий он причинил людям близким ему. Он валится к Соне в ноги и плачет он, не молит прощения всё сказано слезами, для них эти слёзы и они сами теперь свет, свет, который укажет путь в новую, лучшую, обновлённую жизнь.

Достоевский был великим писателем его диалоги персонажей, столкновение мнений, столкновение людей как двух противоборствующих разумных стихий очень важно. А также он активно использует метод названный в западной Европе «полёт сознания». Родион летает в своих мыслях его мнения крайне субъективны и мечутся, и перескакивают на противоположные. В Раскольникове происходит борьба разума и чувства, его живого, но холодного и жёсткого ума и его чувственного, доброго человеческого сердца. Это не постоянство можно видеть в сцене когда он видит, на улице заплаканную девушку и человека который активно за ней следит, он решает сказать об этом стражу порядка и говорит, но в итоге кричит тому вслед чтобы то бросил это какое ему дело да других.

«Преступление и наказание» крайне психологический роман как по смыслу так и по написанию, его герои как и люди в жизни то эволюционируют то резко деградирую, но постоянно меняются как и всё в мире. Достоевский смог описать куда человека приведёт слепой разум, и жажда власти если мы забудем про мораль, культуру и простое человеческое отношение к другим людям.

Типичные черты героев Ф.М. Достоевского в современном обществе

Ф.М. Достоевский в своих произведениях исследует социальную среду и человеческую личность, проникает в тайники человеческой души. Писатель убедительно связывает психологию героев и их социальным положением, со средой, их породившей.

В романе «Преступление и наказание» Достоевский создает социальный портрет капиталистического города, социальное лицо Петербурга. Писатель рисует убогие жилища, необыкновенную скученность людей в них при полной духовной разобщенности. Достоевский изображает беспросветную бедность и нищету, которые доводят человека до того состояния, «когда некуда идти», которые становится причиной алкоголизма, проституции, самоубийств.

Достоевский – самый жестокий художник 19 века, потому что он обнажает жестокую правду, которую трудно даже представить. Мир писателя населен людьми, доведенными до крайности, до предела человеческих страстей – от извращенного порока и преступления до высочайшей добродетели и нравственной чистоты. В поле его зрения попадают и те, и другие, потому что писателя интересуют и истоки порока, и нравственная высота добродетели.

Живя в 21 веке, мы видим, как точно, ярко, детально Достоевский описывал жизнь своего времени. Характеры его героев, атмосферу его произведений мы очень часто встречаем и в современной действительности. К примеру, рассмотрим черты характера Родиона Раскольникова.

Этот герой долго и трудно, через страдания и ошибки, шел к постижению истины. Раскольников – человек, по христианским законам, глубоко грешный. Имеется в виду даже не грех убийства, а гордыня, теория героя о том, что все – «твари дрожащие», а он, возможно, «право имеющий», избранный. Грех убийства же, по Достоевскому, вторичен.

На мой взгляд, в настоящее время мало кто из преступников, нарушающих закон, задумывается, что он совершает, в первую очередь, преступление перед Богом. Кроме того, множество людей сейчас заражены вирусом «гордыни». Они мнят себя избранными, наполеонами, которым просто наплевать на жизни и страдания других людей. Таких «персонажей» много во власти, но таких людей, что самое страшное, много и в обычной жизни.

Достоевский жестоко наказывает своего героя. «В душевных муках – самое тяжкое и страшное наказание «преступившего закон», – писал автор романа. Он, веря в искупительную силу страдания, в каждом своем произведении, вместе со своими героями, страдает, достигая изумительной достоверности в раскрытии природы человеческой души.

Современный человек, несмотря на все его недостатки, также способен страдать. Гордыня и тщеславие – черты нашего времени. Но, тем не менее, стремление к познанию себя, к самосовершенствованию – тоже наша отличительная черта. Именно поэтому современные люди не совсем очерствели душой, они способны чувствовать, страдать, а, значит, оставаться людьми.

Раскольникову повезло, что на его пути встретилась Соня Мармеладова. Эта героиня несет в себе ту истину, к которой в результате мучительных исканий должен прийти и Раскольников, – к Богу. И помогает ему в этом Соня. Силой любви, способностью претерпеть любые муки она возвышает Раскольникова, помогает ему превозмочь самого себя и воскреснуть.

Соня – «блудница», но она была вынуждена продавать себя, чтобы спасти от голодной смерти братьев и сестер. Даже в своем ужасном положении Соня сумела остаться человеком, пьянство и разврат не затронули ее души. А ведь перед ней был пример полностью опустившегося, раздавленного нищетой и собственным бессилием, отца. Конечно, терпение Сони и ее сила во многом происходят от ее веры. Героиня верит в Бога, в его справедливость всем своим сердцем, верит слепо и безрассудно.

Мне кажется, что в нашем обществе таких людей, как Соня Мармеладова, остается все меньше и меньше. Если бы нас окружали люди с чистой душой, бескорыстные, сопереживающие друг другу, то жизнь многих шла бы по правильному пути. Но, к сожалению, слишком часто в наше время встречаются те, кто живет ради достижения своих целей, кто переступает через судьбы других людей, предавая и используя их.

В современном обществе часто встречаются такие противоположные характеры, как Семен Захарович Мармеладов и его жена, Катерина Ивановна. Мармеладов предстает перед нами как завсегдатай распивочной, грязный, утративший достоинство чиновник, обворовывавший собственную жену и просящий у дочери деньги на похмелье. Однако, вслушиваясь в его монологи, мы проникаемся к нему сочувствием.

Мармеладов раскаивается в своей «слабости», ему тяжело видеть голодных детей и умирающую жену. От этого зрелища герой еще больше начинает пить. Но Семен Захарович – человек с тонкой душой, топящий свое горе в вине. Сколько таких людей всегда было на Руси и сколько встречается и в наше время!

Совсем другой человек Катерина Ивановна. Она человек благородного происхождения, из разорившейся дворянской семьи. Это страстная, дерзкая и бунтарская натура. Катерине Ивановне ее жизнь кажется настоящим адом. Она не умеет терпеть и молчать, как Соня. В ней сильно развито чувство справедливости, которое побуждает эту героиню к решительным действиям, которые часто не понимают окружающие. Но изменить Катерина Ивановна ничего не может. От этого она еще больше мучается, постепенно умирает.

Герои Достоевского – это, прежде всего, люди, человеческие характеры, с их психологическими особенностями, индивидуальностью. Писатель рисует как бы «типы людей», которые остаются неизменными во все времена. Именно поэтому типажи Достоевского часты в наше время, будут они жить и в будущем. По моему мнению, можно с уверенностью сказать, что герои Достоевского вечны.

Ссылка на основную публикацию

Всего ответов: 5