Проблематика рассказов А.П. Чехова: «пошлость пошлого человека»

Антон Павлович Чехов — талантливейший русский писатель, который смог в своих произведениях раскрыть и показать русский менталитет, указать на важные моменты нашего исторического развития. в полной мере проблематика произведений раскрылась в его коротких рассказах, с которыми знаком любой школьник. Вспомним некоторое из них.

Рассказ «Хамелеон» повествует об эпизоде с бродячей собакой, о которой одни говорили, что она генеральская, а другие что просто уличная. Очумелов, главный герой, менял свое мнение в зависимости от мнения толпы. Чехов ставит перед читателями важные проблемы: подхалимства, чинопочитания, зависимости от чужого мнения и власти. когда прочитаешь рассказ, то становится понятен смысл названия. Очумелов, как хамелеон, меняет «окрас», пытаясь приспособиться к ситуации и выгадать себе пользу.

Проблема чинопочитания явно звучит и в произведении «Толстый и тонкий». Главные герои, друзья детства, после многих лет разлуки случайно встречаются. Казалось бы радостная встреча, но она оказалась омрачена тем самым чинопочитанием. Тонкий оказывает ниже по чину перед Толстым. Теперь все их веселое и беззаботное детство перечеркнуто «табелем о рангах». Тонкий тут же раскланивается перед Толстым, стараясь во всем ему угодить.

«Футлярность» — еще одна важная проблема в творчестве Чехова. Вспомним его рассказ «Ионыч». Главный герой — молодой врач Старцев Дмитрий Ионович приезжает работать в земскую больницу. Познакомившись с жителями города, Старцев понимает, что все они никак не пытаются возвысить идеалы, что их устраивает обыденность и повседневность. Старцев же, в свою очередь, стремится к духовному развитию, к многозначительным разговорам. К сожалению, после невзаимной любви Старцев стал потихоньку превращаться в Ионыча, все глубже уходя в свой «футляр». Через несколько лет он будет рад тому, что не женился, будет вечерами пересчитывать деньги и окончательно превратится в обывателя этого города.

Рассказ «Злоумышленник» мало кого оставит равнодушным. главный герой Григорьев Денис — обычный работяга из крестьян. Он попадает под следствие из-за того, что откручивал гайки с железнодорожного полотна. Делал это Денис не со злого умысла, а только лишь для рыбалки, чтобы соорудить грузило для удочки. Казалось бы это не самое жестокое преступление, но следователь добивается его ареста. Когда читаешь рассказ, становится жалко Григорьева. ведь из-за своей неграмотности, неумения точно выражать свои мысли, его бедноты он и попадет в тюрьму. Чехов формулирует серьезную проблему для своего века: безграмотность крестьян и их нищенское существование. также здесь прослеживается проблема непонимания власти и народа, нежелание власти сотрудничать с обычными людьми.

2 стр., 961 слов

Анализ рассказа Хирургия Чехов

... своё дело всей душой. Чему учит рассказ? Каждый читатель должен понять, что к выбранной профессии нужно относиться ... Чехов отлично разбирался в различных особенностях этой профессии. Вероятно, он не раз видел таких фельдшеров как Курятин, который является одним из главных героев рассказа Хирургия. ... исправить ситуацию. Мы можем сопереживать второму герою этого рассказа, но в итоге и он оказывается ...

«Краткость — сестра таланта» — так сказал Чехов. В своих коротких рассказах Чехов смог уместить все свои мысли о народе, личности, государстве, образовании и многом другом.

Антон Чехов — Месть

1

МЕСТЬ

Лев Саввич Турманов, дюжинный обыватель, имеющий капиталец, молодую жену и солидную плешь, как-то играл на именинах у приятеля в винт. После одного хорошего минуса, когда его в пот ударило, он вдруг вспомнил, что давно не пил водки. Поднявшись, он на цыпочках, солидно покачиваясь, пробрался между столов, прошел через гостиную, где танцевала молодежь (тут он снисходительно улыбнулся и отечески похлопал по плечу молодого жидкого аптекаря), затем юркнул в маленькую дверь, которая вела в буфетную. Тут, на круглом столике, стояли бутылки, графины с водкой… Около них, среди другой закуски, зеленея луком и петрушкой, лежала на тарелке наполовину уже съеденная селедка. Лев Саввич налил себе рюмку, пошевелил в воздухе пальцами, как бы собираясь говорить речь, выпил и сделал страдальческое лицо, потом ткнул вилкой в селедку и… Но тут за стеной послышались голоса.

  • Пожалуй, пожалуй… – бойко говорил женский голос. – Только когда это будет?

«Моя жена, – узнал Лев Саввич. – С кем это она?»

  • Когда хочешь, мой друг… – отвечал за стеной густой сочный бас. – Сегодня не совсем удобно, завтра я целешенький день занят…

«Это Дегтярев! – узнал Турманов в басе одного из своих приятелей. – И ты, Брут, туда же! Неужели и его уж подцепила? Экая ненасытная, неугомонная баба! Дня не может продышать без романа!»

  • Да, завтра я занят, – продолжал бас. – Если хочешь, напиши мне завтра что-нибудь… Буду рад и счастлив… Только нам следовало бы упорядочить нашу корреспонденцию. Нужно придумать какой-нибудь фокус. Почтой посылать не совсем удобно. Если я тебе напишу, то твой индюк может перехватить письмо у почтальона;
  • если ты мне напишешь, то моя половина получит без меня и наверное распечатает.
  • Как же быть?
  • Нужно фокус какой-нибудь придумать. Через прислугу посылать тоже нельзя, потому что твой Собакевич наверное держит в ежовых горничную и лакея… Что, он в карты играет?
  • Да. Вечно, дуралей, проигрывает!

– Значит, в любви ему везет! – засмеялся Дегтярев. – Вот, мамочка, какой фортель я придумал… Завтра, ровно в шесть часов вечера, я, возвращаясь из конторы, буду проходить через городской сад, где мне нужно повидаться со смотрителем. Так вот ты, душа моя, постарайся непременно к шести часам, не позже, положить записочку в ту мраморную вазу, которая, знаешь, стоит налево от виноградной беседки…

  • Знаю, знаю…
  • Это выйдет и поэтично, и таинственно, и ново… Не узнает ни твой пузан, ни моя благоверная.

Поняла?

Лев Саввич выпил еще одну рюмку и отправился к игорному столу. Открытие, которое он только что сделал, не поразило его, не удивило и нимало не возмутило. Время, когда он возмущался, устраивал сцены, бранился и даже дрался, давно уже прошло; он махнул рукой и теперь смотрел на романы своей ветреной супруги сквозь пальцы. Но ему все-таки было неприятно. Такие выражения, как индюк, Собакевич, пузан и пр., покоробили его самолюбие.

5 стр., 2440 слов

Повесть о Савве Грудцыне искушение и спасение человека

... канва в кратком пересказе «Повести о Савве Грудцыне» «Повесть о Савве Грудцыне» - первый русский роман, созданный на рубеже между XVIIи XVIII столетиями. В самом начале «Повести о Савве Грудцыне» неизвестный нам по имени автор ... его истончеватися». Страдающий Савва готов на все, чтобы ее вернуть,- готов даже погубить душу. «Аз бы послужил Диаволу», - думает он. В повесть вводится средневековый мотив ...

«Какая же, однако, каналья этот Дегтярев! – думал он, записывая минусы. – Когда встречается на улице, таким милым другом прикидывается, скалит зубы и по животу гладит, а теперь, поди-ка, какие пули отливает! В лицо другом величает, а за глаза я у него и индюк и пузан…»

Чем больше он погружался в свои противные минусы, тем тяжелее становилось чувство обиды…

«Молокосос… – думал он, сердито ломая мелок. – Мальчишка… Не хочется только связываться, а то я показал бы тебе Собакевича!»

За ужином он не мог равнодушно видеть физиономию Дегтярева, а тот, как нарочно, неотвязчиво приставал к нему с вопросами: выиграл ли он? отчего он так грустен? И проч. И даже имел нахальство, на правах доброго знакомого, громко пожурить его супругу за то, что та плохо заботится о здоровье мужа. А супруга как ни в чем не бывало глядела на мужа маслеными глазками, весело смеялась, невинно болтала, так что сам чёрт не заподозрил бы ее в неверности.

Возвратясь домой, Лев Саввич чувствовал себя злым и неудовлетворенным, точно он вместо телятины съел за ужином старую калошу. Быть может, он пересилил бы себя и забылся, но болтовня супруги и ее улыбки каждую секунду напоминали ему про индюка, гуся, пузана…

«По щекам бы его, подлеца, отхлопать… – думал он. – Оборвать бы его публично».

И он думал, что хорошо бы теперь побить Дегтярева, подстрелить его на дуэли как воробья… спихнуть с должности или положить в мраморную вазу что-нибудь неприличное, вонючее – дохлую крысу, например… Недурно бы женино письмо заранее выкрасть из вазы, а вместо него положить какие-нибудь скабрезные стишки с подписью «твоя Акулька» или что-нибудь в этом роде.

Долго Турманов ходил по спальной и услаждал себя подобными мечтами. Вдруг он остановился и хлопнул себя по лбу.

  • Нашел, браво! – воскликнул он и даже просиял от удовольствия. – Это выйдет отлично! О-отлично!

Когда уснула его супруга, он сел за стол и после долгого раздумья, коверкая свой почерк и изобретая грамматические ошибки, написал следующее: «Купцу Дулинову. Милостивый Государь! Если к шести часам вечера сиводня 12-го сентября в мраморную вазу, что находица в городском саду налево от виноградной беседки, не будит положено вами двести рублей, то вы будете убиты и ваша галантирейная лавка взлетит на воздух». Написав такое письмо, Лев Саввич подскочил от восторга.

– Каково придумано, а? – бормотал он, потирая руки. – Шикарно! Лучшей мести сам сатана не придумает! Естественно, купчина струсит и сейчас же донесет полиции, а полиция засядет к шести часам в кусты – и цап-царап его, голубчика, когда он за письмом полезет!.. То-то струсит! Пока дело выяснится, так успеет, каналья, и натерпеться и насидеться… Браво!

Лев Саввич прилепил марку к письму и сам снес его в почтовый ящик. Уснул он с блаженнейшей улыбкой и спал так сладко, как давно уже не спал. Проснувшись утром и вспомнивши свою выдумку, он весело замурлыкал и даже потрогал неверную жену за подбородочек. Отправляясь на службу и потом сидя в канцелярии, он всё время улыбался и воображал себе ужас Дегтярева, когда тот попадет в западню…

7 стр., 3015 слов

Значение Н. В. Гоголя в истории русской литературы

... такому пониманию целей литературы. Назначение искусства, считал Гоголь, – служить «незримой ступенью к христианству», ибо современный человек «не в силах встретиться прямо со Христом» (VIII, 269). По Гоголю, литература должна выполнять ...

В шестом часу он не выдержал и побежал в городской сад, чтобы воочию полюбоваться отчаянным положением врага.

«Ага!» – подумал он, встретив городового.

Дойдя до виноградной беседки, он сел под куст и, устремив жадные взоры на вазу, принялся ждать. Нетерпение его не имело пределов.

Ровно в шесть часов показался Дегтярев. Молодой человек был, по-видимому, в отличнейшем расположении духа. Цилиндр его ухарски сидел на затылке, и из-за распахнувшегося пальто вместе с жилеткой, казалось, выглядывала сама душа. Он насвистывал и курил сигару…

1

Месть и великодушие

Определение 1

Вечные темы (в искусстве) — традиционные, неисчерпаемы проблемы, всегда актуальные в любом обществе, которые можно по-разному интерпретировать в разные исторические эпохи.

К ряду вечных проблем относятся, конечно, противостояние добра и зла, света и тьмы, конфликт разума и чувства (или долга и чувства), вопрос смысла жизни человека и многие-многие другие. В список неисчерпаемых тем входит в том числе и проблема мести.

Когда речь заходит о проблеме мести и её отражении в литературе, невозможно оставить в стороне понятие-антипод мести — великодушие.

Определение 2

Месть — вред, причиняемый в наказание за вред, причинённый ранее.

Великодушие — свойство характера человека, его способность к прощению, незлопамятности; одна из высших добродетелей человека.

В каком-то смысле эта проблема является частным случаем противостояния добра и зла. В данном случае с понятием добра соотносится великодушие, месть же остаётся в категории зла. Великодушие — это проявление внутренней силы, в то время как месть — это слабость, неспособность противиться искушению ответить ударом на удар.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Месть в русской литературе 420 руб.
  • Реферат Месть в русской литературе 220 руб.
  • [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/problematika-rasskazov-chehova/

  • Контрольная работа Месть в русской литературе 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Сюда же можно отнести вечное противостояние динамики и статики, гармонии и хаоса. Великодушие здесь — это внешнее проявление гармонии души человека, находящегося в состоянии мира с окружающими. Месть же — бесконтрольная деструктивная сила, разрушительная энергия которой направлена как на мстящего, так и на его жертву.

Все эти рассуждения появлялись в произведениях русской классической литературы. Многие авторы обращались к этой теме, рассуждая о том, является ли месть необходимой мерой защиты или же духовной слабостью.