Николенька Иртеньев и Карл Иванович (по повести Л. Н. Толстого «Детство»)» (2)

Детство – Что может быть интереснее и прекраснее открытия мира детскими глазами? Именно они всегда широко открыты, очень внимательны и на редкость проницательны. Поэтому Лев Толстой взглянул вокруг глазами маленького дворянина Николеньки Иртеньева и еще раз показал чистоту и низменность чувств, искренность и ложь, красоту и уродство…

Из серии:

«Детство. Отрочество. Юность»

* * *

Детство (Л. Н. Толстой, 1852)

предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес .

Учитель Карл Иваныч

12-го августа 18…, ровно в третий день после дня моего рождения, в который мне минуло десять лет и в который я получил такие чудесные подарки, в семь часов утра Карл Иваныч разбудил меня, ударив над самой моей головой хлопушкой – из сахарной бумаги на палке – по мухе. Он сделал это так неловко, что задел образок моего ангела, висевший на дубовой спинке кровати, и что убитая муха упала мне прямо на голову. Я высунул нос из-под одеяла, остановил рукою образок, который продолжал качаться, скинул убитую муху на пол и хотя заспанными, но сердитыми глазами окинул Карла Иваныча. Он же, в пестром ваточном халате, подпоясанном поясом из той же материи, в красной вязаной ермолке с кисточкой и в мягких козловых сапогах, продолжал ходить около стен, прицеливаться и хлопать.

«Положим, – думал я, – я маленький, но зачем он тревожит меня? Отчего он не бьет мух около Володиной постели? вон их сколько! Нет, Володя старше меня; а я меньше всех: оттого он меня и мучит. Только о том и думает всю жизнь, – прошептал я, – как бы мне делать неприятности. Он очень хорошо видит, что разбудил и испугал меня, но выказывает, как будто не замечает… противный человек! И халат, и шапочка, и кисточка – какие противные!»

В то время как я таким образом мысленно выражал свою досаду на Карла Иваныча, он подошел к своей кровати, взглянул на часы, которые висели над нею в шитом бисерном башмачке, повесил хлопушку на гвоздик и, как заметно было, в самом приятном расположении духа повернулся к нам.

– Auf, Kinder, auf!.. s’ist Zeit. Die Mutter ist schon im Saal, – крикнул он добрым немецким голосом, потом подошел ко мне, сел у ног и достал из кармана табакерку. Я притворился, будто сплю. Карл Иваныч сначала понюхал, утер нос, щелкнул пальцами и тогда только принялся за меня. Он, посмеиваясь, начал щекотать мои пятки. – Nu, nun, Faulenzer! – говорил он.

Как я ни боялся щекотки, я не вскочил с постели и не отвечал ему, а только глубже запрятал голову под подушки, изо всех сил брыкал ногами и употреблял все старания удержаться от смеха.

6 стр., 2571 слов

Анализ стихотворения суриков детство. Анализ стихотворения Ивана ...

... человека, где остается навсегда. Иван Захарович Суриков в стихотворение «Детство» погружает нас в ... своих стихов на их длительность. По достижению Суриковым подросткового возраста, отец решил ... запахом смолы и копоти. Вся семья собирается возле большой теплой печки, ... поёт. Я прижмусь к старушке. Тихо речь журчит, И глаза мне крепко Сладкий сон смежит. А во сне мне снятся Чудные края. И Иван ...

«Какой он добрый и как нас любит, а я мог так дурно о нем думать!»

Мне было досадно и на самого себя, и на Карла Иваныча, хотелось смеяться и хотелось плакать: нервы были расстроены.

  • Ach, lassen Sie, Карл Иваныч! – закричал я со слезами на глазах, высовывая голову из-под подушек.

Карл Иваныч удивился, оставил в покое мои подошвы и с беспокойством стал спрашивать меня: о чем я? не видел ли я чего дурного во сне?.. Его доброе немецкое лицо, участие, с которым он старался угадать причину моих слез, заставляли их течь еще обильнее: мне было совестно, и я не понимал, как за минуту перед тем я мог не любить Карла Иваныча и находить противными его халат, шапочку и кисточку; теперь, напротив, все это казалось мне чрезвычайно милым, и даже кисточка казалась явным доказательством его доброты. Я сказал ему, что плачу оттого, что видел дурной сон – будто maman умерла и ее несут хоронить. Все это я выдумал, потому что решительно не помнил, что мне снилось в эту ночь; но когда Карл Иваныч, тронутый моим рассказом, стал утешать и успокаивать меня, мне казалось, что я точно видел этот страшный сон, и слезы полились уже от другой причины.

Когда Карл Иваныч оставил меня и я, приподнявшись на постели, стал натягивать чулки на свои маленькие ноги, слезы немного унялись, но мрачные мысли о выдуманном сне не оставляли меня. Вошел дядька Николай – маленький, чистенький человечек, всегда серьезный, аккуратный, почтительный и большой приятель Карла Иваныча. Он нес наши платья и обувь: Володе сапоги, а мне покуда еще несносные башмаки с бантиками. При нем мне было бы совестно плакать; притом утреннее солнышко весело светило в окна, а Володя, передразнивая Марью Ивановну (гувернантку сестры), так весело и звучно смеялся, стоя над умывальником, что даже серьезный Николай, с полотенцем на плече, с мылом в одной руке и с рукомойником в другой, улыбаясь, говорил:

  • Будет вам, Владимир Петрович, извольте умываться.

Я совсем развеселился.

  • Sind Sie bald fertig? – послышался из классной голос Карла Иваныча.

Голос его был строг и не имел уже того выражения доброты, которое тронуло меня до слез. В классной Карл Иваныч был совсем другой человек: он был наставник. Я живо оделся, умылся и, еще с щеткой в руке, приглаживая мокрые волосы, явился на его зов.

собственная

  • На нашей были всех сортов книги – учебные и неучебные: одни стояли, другие лежали. Только два больших тома «Histoire des voyages», в красных переплетах, чинно упирались в стену;
  • а потом и пошли, длинные, толстые, большие и маленькие книги, – корочки без книг и книги без корочек;
  • все туда же, бывало, нажмешь и всунешь, когда прикажут перед рекреацией привести в порядок библиотеку, как громко называл Карл Иваныч эту полочку. Коллекция книг на

собственной

если не была так велика, как на нашей, то была еще разнообразнее. Я помню из них три: немецкую брошюру об унавоживании огородов под капусту – без переплета, один том истории Семилетней войны – в пергаменте, прожженном с одного угла, и полный курс гидростатики. Карл Иваныч большую часть своего времени проводил за чтением, даже испортил им свое зрение; но, кроме этих книг и «Северной пчелы», он ничего не читал.

7 стр., 3003 слов

Чехия в период правления Карла IV

... чешский язык и взял бразды правления в собственные руки. 2. Внутренняя политика Карла IV Весь XIV век в истории Чехии представляет ... бессмысленного героизма. Эту нелепость отчасти удалось сгладить его сыну, Карлу IV. Карл IV родился в 1316 в Праге, но еще в ... им поддержку. 3. Внешняя политика Чехии в период правления Карла IV Отношения Карла IV с имперскими князьями и другими странами были сложными ...

В числе предметов, лежавших на полочке Карла Иваныча, был один, который больше всего мне его напоминает. Это – кружок из кардона, вставленный в деревянную ножку, в которой кружок этот подвигался посредством шпеньков. На кружке была наклеена картинка, представляющая карикатуры какой-то барыни и парикмахера. Карл Иваныч очень хорошо клеил и кружок этот сам изобрел и сделал для того, чтобы защищать свои слабые глаза от яркого света.

Как теперь вижу я перед собой длинную фигуру в ваточном халате и в красной шапочке, из-под которой виднеются редкие седые волосы. Он сидит подле столика, на котором стоит кружок с парикмахером, бросавшим тень на его лицо; в одной руке он держит книгу, другая покоится на ручке кресел; подле него лежат часы с нарисованным егерем на циферблате, клетчатый платок, черная круглая табакерка, зеленый футляр для очков, щипцы на лоточке. Все это так чинно, аккуратно лежит на своем месте, что по одному этому порядку можно заключить, что у Карла Иваныча совесть чиста и душа покойна.

Бывало, как досыта набегаешься внизу по зале, на цыпочках прокрадешься наверх, в классную, смотришь – Карл Иваныч сидит себе один на своем кресле и с спокойно-величавым выражением читает какую-нибудь из своих любимых книг. Иногда я заставал его и в такие минуты, когда он не читал: очки спускались ниже на большом орлином носу, голубые полузакрытые глаза смотрели с каким-то особенным выражением, а губы грустно улыбались. В комнате тихо; только слышно его равномерное дыхание и бой часов с егерем.

Бывало, он меня не замечает, а я стою у двери и думаю: «Бедный, бедный старик! Нас много, мы играем, нам весело, а он – один-одинешенек, и никто-то его не приласкает. Правду он говорит, что он сирота. И история его жизни какая ужасная! Я помню, как он рассказывал ее Николаю – ужасно быть в его положении!» И так жалко станет, что, бывало, подойдешь к нему, возьмешь за руку и скажешь: «Lieber Карл Иваныч!» Он любил, когда я ему говорил так; всегда приласкает, и видно, что растроган.

собственная,

употребляемая им более для поощрения, чем для линевания; с другой – черная доска, на которой кружками отмечались наши большие проступки и крестиками – маленькие. Налево от доски был угол, в который нас ставили на колени.

Как мне памятен этот угол! Помню заслонку в печи, отдушник в этой заслонке и шум, который он производил, когда его поворачивали. Бывало, стоишь, стоишь в углу, так что колени и спина заболят, и думаешь: «Забыл про меня Карл Иваныч: ему, должно быть, покойно сидеть на мягком кресле и читать свою гидростатику, – а каково мне?» – и начнешь, чтобы напомнить о себе, потихоньку отворять и затворять заслонку или ковырять штукатурку со стены; но если вдруг упадет с шумом слишком большой кусок на землю – право, один страх хуже всякого наказания. Оглянешься на Карла Иваныча, – а он сидит себе с книгой в руке и как будто ничего не замечает.

В середине комнаты стоял стол, покрытый оборванной черной клеенкой, из-под которой во многих местах виднелись края, изрезанные перочинными ножами. Кругом стола было несколько некрашеных, но от долгого употребления залакированных табуретов. Последняя стена была занята тремя окошками. Вот какой был вид из них: прямо под окнами дорога, на которой каждая выбоина, каждый камешек, каждая колея давно знакомы и милы мне; за дорогой – стриженая липовая аллея, из-за которой кое-где виднеется плетеный частокол; через аллею виден луг, с одной стороны которого гумно, а напротив лес; далеко в лесу видна избушка сторожа. Из окна направо видна часть террасы, на которой сиживали обыкновенно большие до обеда. Бывало, покуда поправляет Карл Иваныч лист с диктовкой, выглянешь в ту сторону, видишь черную головку матушки, чью-нибудь спину и смутно слышишь оттуда говор и смех; так сделается досадно, что нельзя там быть, и думаешь: «Когда же я буду большой, перестану учиться и всегда буду сидеть не за диалогами, а с теми, кого я люблю?» Досада перейдет в грусть, и, бог знает отчего и о чем, так задумаешься, что и не слышишь, как Карл Иваныч сердится за ошибки.

6 стр., 2635 слов

Характеристика и образ Карла Ивановича из повести Толстого Детство

... Образ и Характеристика Карла Ивановича из повести Детство Толстого сочинение Учитель Карл Иванович Мауер хоть и не является главным героем повести, играет очень важную роль в жизни Николеньки и, конечно же, влияет на ... книгами мужчина даже испортил зрение. Карлу Ивановичу свойственна педантичность, герой любит порядок и следит за тем, чтобы вещи лежали на собственных местах аккуратно. В семье ...

Карл Иваныч снял халат, надел синий фрак с возвышениями и сборками на плечах, оправил перед зеркалом свой галстук и повел нас вниз – здороваться с матушкой.

/ / / Образ Карла Ивановича в повести Толстого «Детство»

Автобиографичная повесть Льва Николаевича Толстого – произведение, в котором и второстепенные герои играют значительные роли. Одним из таких персонажей является домашний учитель Иртеньевых, Карл Иванович Мауер.

Гувернер был немцем по происхождению. Родом он из Саксонии. В его обязанности входило обучение и воспитание двух братьев, Николеньки и Володи.

Знакомство с этим героем происходит в самом начале произведения, когда Карл Иванович, зайдя утром в комнату Николеньки, будит мальчика, пытаясь убить муху.

Мальчик очень рассердился, даже подумал про себя о том, какой же этот Карл Иванович противный. Но все гневные мысли тут же вылетели из головы, когда учитель стал щекотать ему пятки и поднимать с кровати, приговаривая своим добреньким голосом.

В классной комнате же этот голос становился совершенно другим: требовательным и строгим. И дети его слушали внимательно, не шаля и не отвлекаясь. Тут уже Карл Иванович выступал не просто в роли учителя, он наставник детей, ведущий их по жизненному пути.

Хорошо запомнил внешность гувернера, и часто на страницах повести он обращает на это внимание. Немец всегда носил шапочку, заходя в гостиную, он спрашивал разрешение на то, чтобы ее не снимать. Мальчик часто предлагает читателю рассмотреть портрет своего учителя: длинная фигура, доброе лицо, большой орлиный нос, редкие седые волосы, голубые глаза, больная рука с недостающим средним пальцем.

Его костюм зависит от ситуации, которую описывает Николенька: это либо пестрый ваточный халат, подпоясанный поясом из такой же ткани, в котором мальчик видит гувернера перед сном, домашний наряд, либо синий фрак со сборками на плечах и пышным бантом-галстуком, наряд парадный.

Карл Иванович всегда проводил свободное время за чтением. Он сидел в своем любимом кресле с книгой в руках. Этим занятием он и испортил зрение, причем круг его любимых книг постоянен и достаточно ограничен.

Как любой немец, гувернер любит порядок и аккуратность. На его столике чинно и в строгой последовательности лежат такие предметы: часы, клетчатый платок, табакерка, футляр для очков, щипцы.

Существовал в семье и особый ритуал, в котором принимал участие домашний учитель Карл Иванович: он каждое утро водил братьев поздороваться с маменькой, Натальей Николаевной. Барышня говорила с гувернером на его родном языке, расспрашивали, как спали дети.

15 стр., 7281 слов

Тема детства в повести П Санаева Похороните меня за плинтусом

... бьет ременной плеткой крепостную девочку за малую провинность, и мальчик в ужасе бежит из ее ... в жизни Сережи – поступления в гимназию. Детство кончилось. Выйдя в свет, «Детские годы ... Азбука», «Новая азбука», «Книги для чтения» и повесть «Кавказский пленник». Толстому первому принадлежит попытка выработки ... принадлежать к числу господ и что тогда меня будут слушаться…» [1, 192]. Преимущественный ...

Что касается отношения самого Карла Ивановича к детям, которых он воспитывал и обучал, то можно сказать следующее: он их, конечно, сильно любил, но эти чувства не были слепыми, учитель зорко следил за шалостями и провинностями, не допускал излишней избалованности. Он мог быть добрым дядюшкой, а мог вдруг стать строгим наставником, не терпящим возражений.

История жизни гувернера семьи Иртеньевых печальна и тяжела. По происхождению он был незаконнорожденным. Мест работы Карл Иванович сменил немало, даже участвовал в военных действиях и был в плену. Но жизнь в этой семье стала для него настоящим утешением и постоянным местом жительства, он быстро ко всем привязался и считал их родными.

Николенька Иртеньев — главный герой повести “Детство”, написанной гениальным писателем возвращает читателей в далекое детство, а также открывает духовный и нравственный мир ребенка.

Какова же характеристика Николеньки Иртеньева? Как относился к нему автор? Идеализировал ли он своего героя? И что он хотел донести до сердец читателей, выбирая образ ребенка ключевым и центральным в своем произведении?

Давайте коротко проанализируем реалистичную, жизненную повесть, которую написал Л. Н. Толстой, “Детство”, и постараемся найти ответы на приведенные выше вопросы.

Образ детства

Характеристика Николеньки из повести “Детство” начинается с самых первых строк произведения. Перед нами предстает спящий мальчик, сон которого оберегается его добрым любящим наставником.

Из кратких замечаний и размышлений ребенка видно, что он — сын помещика, выросший в тепличных условиях, немного избалованный и взбалмошный, но очень добрый и нежный.

Повествование не даром ведется от первого лица. Это дает нам возможность лучше узнать мысли и чувства мальчика, его детскую непосредственность и ребяческую серьезность.

Характеристика Николеньки Иртеньева является характеристикой самого Толстого, так как многие события и происшествия, описанные в повести, взяты непосредственно из воспоминаний автора.

Что же хранил в своей памяти Л. Н. Толстой? “Детство” открывает перед нами его первые годы жизни, оно не только ярко и эффектно характеризует подрастающее поколение зажиточных помещиков, но и критикует, разоблачает безнравственность и ханжество дворянского образа жизни того времени.

Цитаты

«Карл Иваныч, с очками на носу и книгой в руке, сидел на своем обычном месте, между дверью и окошком. Налево от двери были две полочки: одна — наша, детская, другая — Карла Иваныча, собственная. На нашей были всех сортов книги — учебные и неучебные: одни стояли, другие лежали».

«Бывало, как досыта набегаешься внизу по зале, на цыпочках прокрадешься на верх, в классную, смотришь — Карл Иваныч сидит себе один на своем кресле и с спокойно-величавым выражением читает какую-нибудь из своих любимых книг. Иногда я заставал его и в такие минуты, когда он не читал: очки спускались ниже на большом орлином носу, голубые полузакрытые глаза смотрели с каким-то особенным выражением, а губы грустно улыбались».

4 стр., 1825 слов

«Золотая пора детства» в произведениях Толстого, Бунина и Горького

... у каждого ребенка. «Золотая пора» сочинение Никто не станет спорить о том, что самое прекрасное время в жизни каждого человека — это детство. Именно в детстве мы видим все по ... богатой семье. Николенька – добрый, застенчивый мальчуган, с малых лет окруженный любовью матери, няни и гувернера Карла Ивановича. Детство героя проходит в безобидных забавах, прогулках, а также в ...

«Бедный, бедный старик! Нас много, мы играем, нам весело, а он — один-одинешенек, и никто-то его не приласкает. Правду он говорит, что он сирота. И история его жизни какая ужасная! Я помню, как он рассказывал её Николаю — ужасно быть в его положении!»

«Карл Иваныч был очень не в духе. Это было заметно по его сдвинутым бровям и по тому, как он швырнул свой сюртук в комод, и как сердито подпоясался, и как сильно черкнул ногтем по книге диалогов, чтобы означить то место, до которого мы должны были вытвердить».

Напечатать

Внешность главного персонажа

Портрет Николеньки из повести “Детство” представляет нам довольно некрасивого мальчика десяти лет с крупным носом, большими губами и мелкими глазами, с постоянно торчащими вихрами на макушке.

Мальчик очень переживает о своих внешних недостатках. Из-за этого его иногда охватывает печаль и отчаяние. Он даже просит бога о наружной красоте и готов отдать все самое ценное, лишь бы иметь идеальный облик.

И хотя иногда может казаться, что главный герой намеренно описывает себя эдаким маленьким уродцем, все же о его некрасивой внешности неоднократно говорят старшие. Это отмечает даже та, которая любит Николеньку больше всех на свете, — его мать. С другой стороны, она не раз подчеркивала душевную привлекательность младшего сына.

Смерть

В 1847-м здоровье художника вновь дало о себе знать: ревматизм и больное сердце Карла Павловича серьезно осложнились сильной простудой, и Брюллов надолго слег. Однако даже в таком состоянии мастер не мог не творить. В 1848 году Брюллов завершил автопортрет, который по сей день считается образцом жанра и, по мнению искусствоведов, передает характер художника гораздо лучше, чем это могло бы сделать фото.

Автопортрет Карла Брюллова 1848 года

Годом позднее Карл Павлович, по настоянию медиков, уехал на остров Мадейра. Морской климат должен был облегчить состояние художника, однако, к сожалению, было уже поздно. Здоровье Брюллова постоянно ухудшалось, и 23 июня 1852-го мастер ушел из жизни из-за болезни, подточившей организм. После смерти художника остались неоконченные наброски и эскизы, которые теперь хранятся в частных коллекциях и мировых музеях.

via

Противоречивые чувства

Какой Николенька в повести “Детство”?

Это обычный мальчик, немного завистливый, немного вздорный, но очень добрый, нежный и совестливый.

Скорее всего, совестливость Иртеньева — это его внутренний стержень, который и привлекает нас в главном герое.

Он может совершать безобразные поступки, может иметь плохие суждения, может думать и чувствовать то, что достойно порицания, но он всегда, всегда (!) почувствует после этого стыд и сожаление, раскаяние и некие угрызения совести. После этого хочется верить и надеяться, что Николенька изменится, исправится и станет лучше.

32 стр., 15615 слов

К.П. Брюллов – портретист

... в 1821 году конфликт между А. Н. Олениным и Карлом Брюлловым был лишь предлогом для молодого художника выразить свое ... золотой медалью. В 1823 – 1835 гг. работал в Италии, приобрел известность как портретист. Великолепны его портреты и картины: «Всадница» ... искусства. Основные задачи данного реферата: 1. Изучить творческий и жизненный путь великого художника К.П. Брюллова. 2. Раскрыть истоки его ...

Отношения с наставником

В чем же проявляются противоречивые чувства Николеньки?

Например, в его отношениях с детским учителем, немцем по происхождению, — Карлом Ивановичем. На далекой родине не сложилась жизнь у этого бедного человека, и он приехал в Россию в поисках счастья. Богатства и благополучия немец не нашел, но, по натуре добрый и сердечный, он очень привязался к своим воспитанникам и в простоте душевной отдал им всего себя.

Николенька очень любит своего бедного наставника и жалеет его. Например, он мечтает вырасти и помочь своему учителю, облегчить его горе и даже пожертвовать многим ради него.

Его искренняя любовь к Карлу Ивановичу проявляется и на деле: часто Николенька подходит к наставнику, нежно берет его руку и ласково называет “дорогим” учителем.

Однако в душе мальчика происходят многократные резкие перемены. Он может браниться и злиться на обездоленного учителя, отвечать ему грубо и дерзко, желать всего плохого. И все это лишь из-за строгого внушения, короткого замечания или плохой оценки!

Конечно же, позднее, проанализировав свое неправильное поведение, маленький Иртеньев начинает испытывать раскаяние и стараться загладить свою вину.

Загадка происхождения Росси

Достоверных данных о месте рождения будущего гениального архитектора, увы, нет. Согласно самой распространенной точке зрения, Карл Росси родился 18 декабря 1775 года в Неаполе в семье дворянина Джованни Росси. Некоторые специалисты называют местом рождения Росси Петербург, а также ставят под сомнение благородное происхождение архитектора, мотивируя это тем, что настоящий его отец неизвестен. Тем не менее, вопреки домыслам и слухам, Карл Росси до сих пор считается одним из самых известных итальянских выходцев, оставившим после себя богатое архитектурное наследство.

При этом никто не подвергает сомнению, что юный Карл с раннего детства был вовлечен в мир искусства. Его матерью была знаменитая балерина Гертруда Росси, которая во время правления Екатерины Второй была приглашена работать в Петербург. Современники оставляли о ней самые восторженные отзывы. К примеру, Ф. Ф. Вигель говорил, что «это была первая танцовщица на Петербургском театре». Карла воспитывал отчим – танцовщик и балетмейстер Шарль Ле Пик. Неудивительно, что мальчик, выросший в среде, столь тесно связанной с искусством, рано обнаружил в себе артистическое дарование. Между тем, именно его семья была ответственна за то, что Карл оказался в Петербурге. Отчим Карла получил приглашение возглавлять балет Петербургской Императорской труппы, и его жена Гертруда, благодаря выдающемуся балетному мастерству, тоже была желанной гостьей при театре столицы. Так в 1786 году юный Карл Росси оказался в России. Здесь же Карло Джованни превратился в Карла Ивановича – имя отца было переделано на русский маневр.

Карл Росси в России

Несмотря на то, что дата приезда Карла Ивановича в Россию тоже служит предметом дискуссий и споров, можно с уверенностью сказать, что его семья почти сразу же обосновалась на Театральной площади. Карл тогда совершенно не знал русского языка, и потому его отправили в школу при немецкой церкви Святого Петра, где он успешно начал обучение.

13 стр., 6014 слов

Творчество Карла Брюллова

... придать пейзажу эмоциональное звучание заметно нарушает общий академический тон картины. В 1821 году Карл Брюллов блестяще оканчивает Академию: за программную картину «Явление Аврааму трех ангелов у дуба ... вещей творить новую реальность, заключенную в двухмерном пространстве изображения. год был рубежом и в жизни Карла Брюллова. Ушло милое детство. Ему минуло шестнадцать. Он окончил Воспитательное ...

По меркам эпохи семья Росси пользовалась огромным уважением. Чего стоит одна лишь честь преподавать танцы императорским детям, а ведь Шарль де Пик успешно справлялся с поставленной перед ним задачей и снискал уважение императрицы и будущего наследника престола – Павла Первого, который в благодарность за уроки подарил семье дачу в Павловске. Можно сказать, что Карлу Росси повезло во всех отношениях: заботливые родители, которые, несмотря на занятость, находили время для сына, хороший материальный достаток, спокойная жизнь в Павловске, где на званых обедах и ужинах часто бывали представители высшей петербургской интеллигенции: Жуковский, Крылов и др.

Вскоре семья сблизилась со своим соседом, которым оказался известный архитектор Винченцо Бренна. Вскоре выяснилось, что маленький Росси проявляет активный интерес не только к техническим наукам, но и к архитектуре. Во многом это была заслуга Петербурга, в котором он жил: впечатленный грандиозными постройками, Росси раз и навсегда определил для себя свое будущее. Успехи, которые мальчик делал в искусстве рисования, еще больше укрепили его в уверенности, что он нашел свое призвание. Родители только поддерживали его выбор. Более того, когда встал вопрос о том, кто будет учителем архитектуры для сына, первой же кандидатурой стал Винченцо Бренна, с которым у семьи к тому времени сложились прекрасные отношения. По некоторым данным, Карл даже переехал в дом к своему учителю, чтобы дольше и усерднее заниматься своим будущим ремеслом.

В 1795 году коляска, в которой ехал Бренна, опрокинулась, и архитектор сломал руку. Дальнейшая работа с чертежами была исключена. Бренне потребовался помощник, и он, ни секунды не колеблясь, предложил эту роль Росси. Так неудача Бренны превратилась в счастливый случай для его подопечного.

Выдающиеся работы

Конечно, нельзя говорить о том, что карьерой Росси был полностью обязан своему покровителю. В конце концов, даже самое могущественное заступничество никогда не позволило бы Карлу Ивановичу оставить такой заметный след в истории, если бы он не обладал по-настоящему большим дарованием. Тем не менее, именно покровительство Бренны помогло Росси на старте его архитектурной карьеры. В 1795 году Росси оказался на службе в Адмиралтейском ведомстве, а уже спустя четыре года стал архитекторским помощником. При этом следует заметить, что способности Росси полностью оправдывали его стремительный карьерный прорыв. Благодаря относящимся к тому периоду чертежам, можно уверенно сказать, что Карл демонстрировал выдающееся композиционное и графическое мастерство. Вскоре ему на деле удастся продемонстрировать свое дарование.

Осенью 1796 года после смерти Екатерины Великой на престол взошел ее сын, Павел I. В первые же дни своего царствования новый государь издал указ о строительстве дворца для своего личного там проживания. Место и название были выбраны тут же: сад Летнего дворца, где Павел появился на свет, а название «Михайловский» замок получил в честь архистратига Михаила. Поскольку работу надлежало выполнить в кратчайшие сроки, назначенный на должность архитектора Баженов, поспешил отказаться от нее, опасаясь не справиться. Тогда проектировщиком замка назначили Бренну, который дал свое согласие, но работать со сломанной рукой не мог, поэтому чертежи за него делал все тот же неизменный помощник, Карл Росси. Параллельно с работой над замком Бренна по поручению Павла Первого переделывал интерьеры в Зимнем дворце, достраивал здание Исаакиевского собора, занимался проектами в Гатчине и на Каменном острове. Усердие и исполнительность юного архитектора не остались незамеченными. Помимо полученного в 1796 году чина губернского секретаря, Росси мог похвастаться приличным доходом. По завершении всех вышеуказанных работ молодой архитектор получал жалование в размере 600 рублей в год.

5 стр., 2218 слов

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. 8 КЛАСС. КОНСПЕКТ . по картине К. Брюллова «Портрет ...

... Карл Брюллов. Беседа по картине. Сбор материала к сочинению. Составление сравнительной таблицы описания девушек. Рассмотрите репродукцию картины К. Брюллова «Портрет ... лохматая собака, обычная участница больших групповых портретов Брюллова. Грациозна и стройна старшая ... года после двенадцатилетнего отсутствия Брюллов вернулся на родину. В числе восьмидесяти портретов, написанных в эти годы, - портреты ...

Карьера Росси после смерти Павла I

Успешное осуществление всех вышеуказанных проектов вкупе с покровительственным отношением императора открывало перед Росси практически любые двери. Молодой архитектор, доказавший свой талант всему Петербургу, мог рассчитывать на самые крупные и интересные заказы. Увы, многим из его планов было не дано осуществиться по воле рока. В марте 1801 года Павел I был убит заговорщиками в Михайловском замке – том самом, чертежи которого столь старательно выполнял Росси. Замок, в котором Павел планировал жить до глубокой старости, стал его обителью всего на месяц.

Сразу же после убийства императора Винченцо Бренна был отстранен от всех дел, а вскоре и его юного помощника ждала участь быть уволенным. Для Бренны это был огромный удар. Обиженный архитектор немедленно подал прошение на отъезд из России. Несмотря на то, что Росси вскоре после этого опять был принят на государственную службу, а потом и получил чин коллежского секретаря, он принял решение уехать со своим наставником.

Таким образом, в 1802 году Росси уехал в Италию для того, чтобы продолжить там образование. Первым местом для посещения был выбран Рим, что не могло не сказаться на Росси: древний город, вобравший в себя целый сонм архитектурных стилей, оказал огромное влияние на юного творца. Особенно Росси интересовала гармония частей и целого, в осуществлении чего так преуспели античные мастера. За два года в Италии Росси проходил стажировки в Риме, Флоренции (он проходил обучение во Флорентийской Академии) и других городах, после чего наконец вернулся в Петербург.

По возвращении у Росси созрел проект перестройки набережной у Адмиралтейства. В этом в первую очередь заслуга римских построек: взяв их за образец, Росси предложил возвести над каналами мосты, под которыми могли бы проходить корабли. Помимо этого, над мостами должна была также проходить дорога. Для того времени проект был не просто смелым, а грандиозным. Возможно, поэтому план Росси не нашел одобрения ни у государя, ни в среде его коллег, некоторые из которых, вероятно, опасались увидеть в лице Росси сильного конкурента. Отказ вовсе не заставил Росси отказаться от своих амбициозных планов. За два года в Италии он смоделировал массу идей, сделал сотни зарисовок и эскизов и намеревался во что бы то ни стало воплотить их в жизнь. В итоге через несколько лет Росси отправляется в Москву, чтобы заниматься там строительством и ремонтом правительственных зданий – как в Кремле, так и по всему городу.

Известно, что работа Росси в Москве была очень плодотворной. Заслугами Росси можно считать строительство Екатерининской церкви в Вознесенском монастыре, Арбатского театра, а также планирование и застройку Твери. К сожалению, московские проекты Росси не сохранились до нашего времени.

В 1815 году Росси вернулся в Петербург. Привычка продуктивно работать никогда не покидала его на протяжении всего творческого пути. Впрочем, вернее, наверно, сказать, что Росси просто не мог перестать творить – слишком сильна была его привязанность к своему делу, слишком предан он был своим чертежам и рисункам. Поэтому и в Петербурге он не изменял своим традициям, с необыкновенным рвением принявшись разительно менять облик города.

С 1819 по 1829 гг. Росси завершил ансамбль Дворцовой площади. Здесь архитектор построил здание Главного Штаба и изменил направление Большой Морской улицы. Росси, бесспорно, можно назвать одним из самых смелых архитекторов своего времени – он не боялся вводить новые, никем еще не опробованные приемы. К примеру, именно его заслугой можно считать появление металлических перекрытий. Росси стал новатором городского зодчества, придав облику Петербурга масштабность столицы. Творения Росси не только качественно изменили панораму Петербурга, но и возвысили имя зодчего на международной арене.

Последние годы

Блестящая карьера Росси подходила к закату. Силы постепенно покидали архитектора, ему, как и всем на склоне лет хотелось покоя. В 1832 году он подал прошение об отставке, которое было принято. Тем не менее, поработать на императора Росси придется еще не раз – в том же, 1832 году был открыт Александринский театр, который же спустя 15 лет зодчему придется реставрировать. А в 1837 году Росси снова окажется у дел, когда его позовут заниматься реконструкцией Эрмитажа. В России просто не было мастера лучше, которому могли бы доверить подобную работу.

Вспоминая, какую грандиозную прижизненную славу снискал себе зодчий, трудно поверить, что на старости лет он окажется на грани нищеты. Отстроенный им Петербург, увы, совершенно забыл заслуги великого архитектора. В 1846 году в семье Росси случилось большое горе – скончалась его вторая супруга. Всего Карл Иванович был женат дважды, и от двух браков у него осталось десять детей. Содержать их, кроме престарелого отца, здоровье которого стремительно ухудшалось, было некому. Поэтому Росси, вместо спокойной старости, о которой он мечтал, вынужден был перебиваться случайными заработками и, давясь унижением, писать письма в императорские кабинеты, прося помочь ему материально. Последние годы жизни Росси прошли по адресу Набережная реки Фонтанки, 185. В ту пору этот район считался очень дешевым, поэтому Росси и снимал здесь жилье. Скудной пенсии (ряд источников и вовсе утверждает, что зодчий на старости лет не удостоился даже пособия) не хватало даже на оплату жилья, поэтому Росси ко всему прочему торговал билетами в ложу на втором ярусе Александринского театра.

Именно нужда сподвигла его в 1849 согласиться реставрировать театр, который он когда-то строил, тогда искренне веря, что это последнее, что от него потребуется. Но императорская администрация понимала, что без опыта Росси ей не обойтись, и потому пригласила его возглавить работы по восстановлению облика здания. Как оказалось, театр сыграл в жизни Карла Ивановича роковую роль.

В 1849 году в Петербурге началась эпидемия холеры. Несколько рабочих тоже заболели. Заразился и сам Росси. И без того хрупкое здоровье архитектора пошатнулось окончательно: старый и немощный, он не смог бороться с болезнью. Карл Иванович Росси скончался 6 апреля 1849 года. Денег на похороны у его детей не было, поэтому им пришлось обратиться к императору для того, чтобы получить средства на оплату достойного погребения отца. Тем не менее, похороны были тихими, и Росси упокоился на Волковском лютеранском кладбище рядом со своей второй женой. В 1940 году прах был перезахоронен в Некрополе XVIII века Александро-Невской лавры.

Отношения с Иленькой

Характеристика Николеньки из повести “Детство” ярко вырисовывается в его отношениях с Иленькой Грапом, который приходился главному герою ровесником. Иленька был болезненным тихим ребенком, затравленным и затюканным богатыми товарищами. Его отец не имел ни состоятельности, ни титула, но старался поддерживать знакомство с Иртеньевыми в надежде на дальнейшее покровительство. Как же тяжело давалось Иленьке общение с надутыми барчуками, которые обижали его, унижали, оскорбляли и даже били!

Дети, уже способные проявлять жестокость, доводили несчастного мальчика до слез, даже не задумываясь о том, что он испытывает душевные муки и терзания.

Воспоминания о травле Иленьки темным пятном лежат на сердце Иртеньева долгие годы. Он, такой нежный и сочувствующий, с тонкой понимающей душой, корит себя в том, что шел на поводу у взрослых ребят и не вступался за беззащитного обездоленного мальчика.

Живопись

В 1821-м Карл Павлович окончил работу над еще одним шедевром — картиной «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского». На этот раз академия художеств оказалась более благосклонна к молодому художнику, отметив новое творение большой золотой медалью, а также правом на поездку в Италию для знакомства с европейской традицией живописи. Однако обстоятельства сложились так, что отправиться за границу молодой человек смог позднее — в 1822 году.

Картина Карла Брюллова «Итальянское утро»

В Италию Карл Брюллов приехал с братом Александром. Там молодые люди изучали творчество мастеров Эпохи Возрождения, а также более ранние работы европейских художников. Особенно по душе Карлу Брюллову пришлась жанровая живопись. Под впечатлением от этого направления молодой человек написал знаменитые картины «Итальянское утро» и «Итальянский полдень». Будничные сцены из жизни обычных людей получились невероятно трогательными и наполненными чувствами.

Картина Карла Брюллова «Итальянский полдень»

Также «итальянский период» в работах Брюллова отмечен большим количеством портретов: «Всадница», портрет Юлии Самойловой с арапчонком, портрет музыканта Матвея Виельгорского — все эти творения относятся именно к тому времени. Продолжается череда портретов и позднее, по возвращении Карла Павловича в родной Петербург.

Картина Карла Брюллова «Всадница»

Несколькими годами позднее Карл Брюллов вновь вернулся в полюбившуюся Италию, где детально изучил развалины античных городов — Геркуланума и Помпеи, которые были разрушены сильнейшим землетрясением. Величественность Помпеи, погибшей из-за стихии, впечатлила художника, и следующие несколько лет Карл Брюллов посвятил изучению истории Помпеи и археологических материалов. Результатом кропотливой работы стало полотно, получившее название «Последний день Помпеи» и ставшее, по мнению искусствоведов, вершиной творчества мастера.

Картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи»

В 1833 году, спустя десятки набросков и эскизов, а также 6 лет напряженной работы, Карл Брюллов представил «Последний день Помпеи» на суд любителей искусства. Весть об этой картине моментально облетела все светские салоны и школы искусств — художники и просто не чуждые искусству люди приезжали на выставки в Милан и Париж специально, чтобы познакомиться с работой Брюллова, и неизменно оставались в восторге.

Картина Карла Брюллова «Голова Вакха»

Сам же Карл Павлович удостоился золотой медали парижских искусствоведов, а также почетного членства многих европейских художественных академий. Столь масштабная работа, казалось, отняла все силы мастера. Окончив «Последний день Помпеи», Брюллов впал в творческий кризис, начинал и бросал полотна незаконченными, а вскоре и вовсе перестал брать в руки кисть.

Картина Карла Брюллова «Вирсавия»

Решив отвлечься, Карл Павлович отправился в экспедицию по Греции и Турции. Смена обстановки пошла художнику на пользу: сразу после поездки Брюллов написал целую серию акварелей и рисунков, самыми известными из которых стали «Раненый грек», «Бахчисарайский фонтан», «Турок, садящийся на коня», «Турчанка».

Картина Карла Брюллова «Смерть Инессы де Кастро»

В 1835-м Брюллов, повинуясь указу царя, вернулся в Российскую империю. Однако не сразу проследовал в Санкт-Петербург, а задержался в Одессе, а затем и в Москве. Златоглавая произвела на художника сильное впечатление, очаровав величественностью и одновременно простотой.

Картина Карла Брюллова «Гадающая Светлана»

По возвращении в Петербург Карл Брюллов, как и прежде его отец, стал преподавать в петербургской академии художеств. Позднее стиль учеников Карла Павловича назовут «брюлловской школой». Сам Брюллов продолжил работать над портретами, кроме того, участвовал в росписи церкви Петра и Павла, что на Невском проспекте.

Карл Павлович Брюллов — «Портрет С. А. Шуваловой»

К.П.Брюллов.

Портрет М.И.Бутеневой с дочерью, будущей женой князя Виктора Ивановича Барятинского. (Акварель).

«Портрет Григория и Варвары Олениных» (Брюллов К.П.)

Карл Па́влович Брюлло́в (Брюло́в) — русский художник, живописец,

Карл Брюллов » Портрет М.А.Бек с дочерью».

«Портрет графини О. И. Орловой-Давыдовой с дочерью Наталией Владимировной» — Брюллов Карл

Карл Павлович Брюллов. «Ольга Ферзен на ослике».

Брюллов Карл Павлович. «Прогулка в коляске».

Карл Павлович Брюллов «Итальянка, зажигающая лампаду перед образом мадонны»

Карл Павлович Брюллов «Ромео и Джульетта»

Брюллов Карл Павлович. «Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией».

Брюллов Карл Павлович. «Портрет сестер А. А. и О. А. Шишмаревых»

«Портрет княгини Е. П. Салтыковой»

Карл Павлович Брюллов «Портрет У.М. Смирновой»

«Портрет К. А. и М. Я. Нарышкиных» — Брюллов Карл

Карл Брюллов — «Прерванное свидание (Вода уж чрез край бежит)».

Брюллов Карл. Портрет княгини Е.П.Салтыковой.

«Портрет А.Н.Струговщикова» 1840. Карл Брюллов.»

К П Брюллов портрет брата

Барственность героя

Однако в отношении Николеньки к нижестоящим его людям всегда проскальзывала нотка высокомерия и чванливости. Он считал себя намного выше Карла Ивановича и Натальи Савишны, — слуг, привязанных к нему всей душой. Он относился к нищим ровесникам презрительно и спесиво, считая себя лучше и умнее.

Откуда пошло такое чувство надменности и превосходства в этом славном милом ребенке? Характеристика Николеньки из повести “Детство” в полной мере раскрывает перед нами причины и следствия его поступков и суждений.

Маленький мальчик воспитывался в доме богатого заносчивого помещика. С младенчества ему внушали, что он — барский сын, достойный почитания и благоговения. С молоком матери Николенька впитал чувство превосходства и желания жить в роскоши и довольстве, среди прислуживающих, раболепствующих людей.

Так воспитывались многие дворянские дети. И это было распространенным явлением того времени.

Тяжелые испытания

Но это не означает, что маленький Иртеньев жил в воздушном замке, оберегаемый судьбой от проблем и забот. Нет, его тоже коснулись беды и переживания, оставив неизгладимый горестный след в нежной душе.

Образ Николеньки Иртеньева в повести “Детство” — это образ богатого мальчика, познавшего личное горе и тонко чувствующего чужие страдания.

Несмотря на безбедное и пассивное существование, главный герой переживает тяжелые эмоциональные травмы: непонимание старшего брата, заносчивость друга, самолюбие и аморальность отца, изменяющего матери и разоряющего все семейство.

Однако самым горестным воспоминанием Николеньки является внезапная смерть матери.

Отношение к maman

Образ матери является самым светлым, самым прекрасным образом в повести, при этом в произведении нет конкретного описания внешности или детальной характеристики женщины.

Мать для Николеньки — самое любимое существо на земле. Он не стесняется проявлять к ней нежность и ласку, любит часто проводить с ней время и общаться. Скорее всего, именно благодаря раннему влиянию матери мальчик растет таким добрым и отзывчивым ребенком, умеющим сострадать и испытывать чувство вины. Поэтому характеристика Николеньки из повести “Детство” была бы неполной и однобокой, если бы не описание его отношений с матерью.

Смерть самого любимого человека оставила неизгладимую рану в сердце мальчика. Он много плакал и страдал, по-своему переживая горькую утрату. Он не понимал, как цветущая и жизнерадостная мама могла превратиться в желтое иссохшее существо с закрытыми глазами и неузнаваемым лицом.

И в то же время мальчик описывает все свои ощущения и чувства с безграничной искренностью и прямотой. Он называет минуту самозабвения, проведенную около гроба любимой родительницы, самым истинным проявлением горя. В других же случаях, когда Николенька плакал и рыдал по матери, он делал это из чувства самолюбия, претенциозности и эгоистичности, честно признаваясь в этом перед самим собой и испытывая глубокий стыд и презрение к самому себе.

Толстой «Детство» главные герои

В рассказе Толстой описывает своё детство через призму прошедших лет. Главные герои у Льва Николаевича очень колоритные, запоминающиеся. Главный герой Толстого “Детство” – Николенька – тонко чувствующий, ранимый, талантливый мальчик. Через его внутренний мир мы знакомимся с семьёй автора книги, с лучшими годами детства. В повести Толстого “Детство” герои – представители дворянства и простые люди очень ярко характеризуют эпоху и личный “мирок” будущего писателя. Характеристика героев повести поможет при изучении и анализе произведения, для читательского дневника или написания творческих работ.

Характеристика героев

Главные герои

Николенька Иртеньев

Главный герой, мальчик 10 лет. Очень тонкая натура, добрый, наивный мальчик. В повести показывается его становление, начало знакомства со взрослым миром. Он очень привязан к женской половине дома, так как самый младший в семье. Очень привязан к матери, она его ангел-хранитель. После отъезда в город к бабушке он узнаёт своего отца с другой стороны. Знакомится с детьми знакомых семьи, влюбляется в Сонечку. Ещё совсем ранимому мальчику не хватает маминой поддержки. Коля понимает, что отец считает его некрасивым ребёнком и очень страдает от этого. Смерть матери заставляет героя повзрослеть.

Отец Николая

Петр Александрович, дворянин. Умный, уверенный в себе, деловой, любит азартные игры, ценитель женщин. Он не так мягок, как мать, и не так близок с сыном. Холодно относится к супруге, не ценит её. Умеет найти связи, подход, нравится людям. Супруга доверяет ему, чем он пользуется. В обществе его считают порядочным человеком. Пётр Александрович любит и ценит музыку, талант. Его нельзя назвать красивым, однако его манеры и внешность привлекательны. Он обаятельный человек. Семья и дети в его жизни не на первом месте.

Мать Николая

Добрая, мягкая женщина. Она очень трепетно относится к Коле, целует и ласкает его, он очень привязан к матери. Умна, образована. Живёт спокойно и мудро, очень привязана к экономке Наталье Савишне. Однажды, будучи в Москве, отец сообщает, что нужно вернуться в деревню. Дома они застают заболевшую мать, она умирает. Во время похорон Коля пугается лица матери, плачет и убегает.

Брат Володя и сестра Люба

Старшие дети относятся к младшему Коленьке без особой нежности. Они вместе проводят время, играют, но детские впечатления о них не ярки. Володя дразнит и упрекает колю за его “нежности”, склонность к чувствительности. Как мальчик, он тянется к брату, делится с ним секретами, но брат его не понимает.

Наталья Савишна

Экономка в доме Иртеньевых. Ей около 80 лет. Она искренне любит всех членов семьи, обожает детей, проводит с ними много времени, терпеливо и с любовью. Вся её жизнь – служение другим людям, она трудолюбивая, умная, душевная женщина. Она не заводит своей семьи, даже получая вольную, остаётся работать у прежних хозяев. Искренняя любовь связывает её с матерью Николеньки, женщины очень близки, переносят все трудности вместе.

Карл Иванович

Учитель немецкого языка, истории. Он ухаживает за детьми, воспитывает их, ведёт занятия. Очень привязан к семье. Обижается, когда узнаёт, что его увольняют. Николенька переживает, что придётся расстаться с любимым учителем. Просится ехать в Москву и бесплатно смотреть за детьми. Николенька тоже очень привязан к Карлу Иванычу, даже больше, чем к собственному отцу. Учителя берут с собой, но в силу возраста, его обязанности меняются.

Сонечка

У бабушки в гостях Николай знакомится с девочкой – Валахиной Соней. Она очень нравится герою, дети танцуют и проводят вместе время. Николай настолько эмоционален и тронут событиями этого вечера, что признаётся брату в любви к Соне.

Второстепенные персонажи

Юродивый Гриша

Пожилой человек со “странностями”, его приглашают в дом, чтобы накормить. Дети с удивлением наблюдают за этим человеком. Позже они прячутся, и подслушивают молитвы Гриши, они искренни и просты. Это событие осталось ярким пятном в памяти мальчика Коли.

Влияние образа Николеньки

Как видим, в своей повести “Детство” Толстой создал яркий самобытный образ Николеньки Иртеньева, который учит нас правильно реагировать на свои несчастья и неудачи. Также произведение показывает, что детство — это важное время становления личности и мировоззрения ребенка, которое оставит неизгладимый след в его уме и сердце.

Сочинение

Повесть «Детство» — первая часть автобиографической трилогии русского писателя-реалиста Л. Н. Толстого. Это произведение о самой счастливой поре человеческой жизни, о том, как человек входит в мир и как этот мир его встречает — необыкновенными радостями и бесконечными тревогами.

Главный герой произведения Николенька Иртеньев, как и всякий ребенок, с любопытством смотрит на окружающий мир, изучает его, многое открывается ему впервые. Автор наделил своего героя беспокойной совестью и постоянной душевной тревогой. Познавая мир, он стремится разобраться в поступках окружающих и в себе самом. Уже первый эпизод показывает, как сложен духовный мир этого десятилетнего мальчика.

Повесть начинается незначительным, пустяковым случаем в детской комнате. Учитель Карл Иваныч разбудил Николеньку, ударив над самой его головой по мухе хлопушкой из сахарной бумаги на палке. Но сделал это так неловко, что задел образок, висевший на спинке кровати, и убитая муха упала Николеньке прямо на лицо. Этот неловкий поступок сразу рассердил мальчика. Он начинает размышлять о том, для чего это сделал Карл Иваныч. Почему именно над его кроваткой он убил муху, а не над кроваткой его брата Володи? Неужели только оттого, что Николенька самый младший, все будут его мучить и безнаказанно обижать? Расстроившись, Николенька решает, что Карл Иваныч только о том и думает всю жизнь, как бы делать ему неприятности, что Карл Иваныч злой, «противный человек». Но проходит всего несколько минут, и Карл Иваныч подходит к кроватке Николеньки и начинает, посмеиваясь, щекотать его пятки, ласково приговаривая по-немецки: «Ну, ну, лентяй!» И в душе

мальчика уже теснятся новые чувства. «Какой он добрый и как нас любит», — думает Николенька. Ему становится досадно и на самого себя, и на Карла Иваныча, хочется одновременно и смеяться, и плакать. Ему совестно, он не может понять, как несколько минут назад он мог «не любить Карла Иваныча и находить противными его халат, шапочку и кисточку». Теперь все это казалось Николеньке «чрезвычайно милым, и даже кисточка казалась явным доказательством его доброты». Расчувствовавшись, мальчик заплакал. А доброе лицо учителя, склонившееся над ним, участие, с которым он старался угадать причину детских слез, «заставляли их течь еще обильнее».

В классной комнате Карл Иваныч был «совсем другой человек: он был наставник». Голос его стал строгим и не имел уже того выражения доброты, которое тронуло Николеньку до слез. Мальчик внимательно рассматривает классную комнату, в которой много вещей Карла Иваныча, и они могут многое сказать о своем хозяине. Николенька видит самого Карла Иваныча в длинном ватном халате и в красной шапочке, из-под которой виднеются редкие седые волосы. Учитель сидит за столиком, на котором стоит «кружок из кардона, вставленный в деревянную ножку» (кружок этот Карл Иваныч «сам изобрел и сделал для того, чтобы защищать свои слабые глаза от яркого света»).

Возле него лежат часы, клетчатый платок, черная круглая табакерка, зеленый футляр для очков, щипцы на лоточке. Все вещи чинно и аккуратно лежат на своих местах. Поэтому Николенька приходит к выводу, что «у Карла Иваныча совесть чиста и душа покойна».

Иногда Николенька заставал Карла Иваныча в минуты, когда его «голубые полузакрытые глаза смотрели с каким-то особенным выражением, а губы грустно улыбались». И тогда мальчик думал: «Бедный, бедный старик! Нас так много, мы играем, нам весело, а он — один-одинешенек, и никто-то его не приласкает…». Он подбегал, брал его за руку и говорил: «Милый Карл Иваныч!» Эти искренние слова всегда глубоко трогали учителя. Но бывали минуты, когда Николенька, задумавшись, не слышал слов учителя, и тем самым обижал его.

Уже одна эта глава, в которой герой вспоминает о своем отношении к учителю Карлу Иванычу, показывает, что детские годы Николеньки Иртеньева не были беспечными. Он постоянно наблюдал, размышлял, учился анализировать. Но главное, в нем с детства было заложено стремление к добру, правде, истине, любви и красоте.

Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

ЦЕЛИ:

  • Продолжить работу по изучению главы из повести Л.Н. Толстого «Детство» «Учитель Карл Иванович».
  • Формировать умение постигать смысл прочитанного, воссоздавать художественные образы, решать разнообразные коммуникативные задачи.
  • Развивать интерес к литературному чтению, обогатить словарный запас учащихся за счет устаревшей и малоупотребляемой лексики.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

  • Учебник Г.М. Грехнева, К.Е. Корепова «Литературное чтение» 4 класс.
  • Портрет Л.Н. Толстого.
  • Выставка книг с произведениями Л.Н. Толстого.
  • Иллюстрации художников и рисунки учащихся к повести «Детство» Л.Н. Толстого.
  • Толковые словари.

ТИП УРОКА:

Урок-исследование.

На доске предложения из текста:

  • «Какой он добрый и как нас любит, а я мог так дурно о нем думать!»

ХОД УРОКА

1. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке литературного чтения мы продолжим работу над главой из повести Л.Н. Толстого «Детство» «Учитель Карл Иванович».

Проведем урок-исследования.

Чем занимаются исследователи?

(Исследователь — лицо, занимающееся научными исследованиями, т.е. выясняет, изучает что-либо, наблюдает за процессом.)

Чем мы будем заниматься на уроке чтения как исследователи-читатели?

(Искать доказательства к поставленной проблеме)

2. Проверка домашнего задания.

Вы готовили ответы на три вопроса.

(Вопросы записаны на доске, ответы у учащихся в тетрадях по чтению)

  1. О чем это произведение? (О самой счастливой поре человеческой жизни, о том, как человек входит в мир и как этот мир встречает его и т.д.)
  2. Какие мысли и чувства возникли у вас после прочтения? (Ответы детей).

  3. Почему Л.Н. Толстой назвал 1-ую главу «Учитель Карл Иванович»? (Высказывания детей)

3. Исследовательская работа.

(На доске предложение из главы «Учитель Карл Иванович»: «Какой он добрый и как нас любит, а я мог так дурно о нем думать!»)

Проведем исследование содержания текста, в результате которого докажем справедливость мысли героя.

(Учащиеся разделены на 5 групп)

  • Первая группа — художники-портретисты, они же художники по костюмам.
  • Вторая группа — художники-дизайнеры по интерьеру.
  • Третья группа — эксперты-языковеды.
  • Четвертая группа — воспитатели.
  • Пятая группа — эксперты-психологи.

Слово художникам-портретистам:

Описание внешнего вида Карла Ивановича.

(Учащиеся читают отрывки из произведения про внешний вид героя).

Просим экспертов-языковедов дать объяснения незнакомых слов.

  • Ваточный халат

    — халат на подкладке из ваты

  • Ермолка

    — маленькая, мягкая, круглая шапочка.

  • Козловые сапоги

    — сапоги из козьей кожи.

(слова записаны на доске)

Таким мы увидели Карла Ивановича глазами Николеньки.

Рассмотрим рисунки художников по костюмам (Рисунки на доске)

В какой сцене мы видим Карла Ивановича в домашней одежде? (Ответы детей)

Имеются ли вопросы к учащимся по поводу внешнего вида Карла Ивановича у художников-портретистов?

Ученик

  • Почему Карл Иванович был так одет? (Ответы детей)

Предоставим слово экспертам из группы художников-дизайнеров по интерьеру.

Как характеризуют Карла Ивановича его вещи в классной комнате?

(Учащиеся читают отрывки, рассказывают о том, как выглядела классная комната, какие вещи лежали на рабочем столике Карла Ивановича).

  • Языковеды, дайте толкование следующих слов:
  • Классная комната — учебная комната.
  • Егерь — охотник, стрелок с ружьем и собакой.
  • Ландкарты — географические карты.
  • Табакерка — коробочка для табака.

(Слова записаны на доске)

Что можно сказать о характере Карла Ивановича?

(В классной комнате он другой, он — наставник, строг, в меру, добился того, что в классной комнате ничего лишнего, что отвлекало бы от учебных занятий. У Карала Ивановича совесть чистая и душа покойна).

У экспертов из группы художников-дизайнеров по интерьеру есть вопросы к классу?

Ученик

  • Почему слово «собственная» два раза в тексте было выделено курсивом? (Карл Иванович — гувернер, выписан из-за границы. Жил в чужом доме, собственных вещей мало).

Какие методы и приемы воспитания использовал Карл Иванович в этой классной комнате? Слово экспертам-воспитателям.

(Учащиеся читают отрывки, рассказывают)

Имеются ли вопросы у экспертов-воспитателей по поводу методов и приемов воспитания, которые использовал Карл Иванович?

Ученик

  • Почему Карл Иванович молчал, когда Николенька стоял в углу?

(Он давал возможность детям, исполняя наказание, подумать, поразмышлять над своим поведением).

Ученик

  • Почему линейка для наказания, которая висела в классной комнате, была новенькой?

(Карл Иванович ею не пользовался, она висела только для устрашения).

Ученик

  • Какие проступки, большие и маленькие, могли тогда совершать дети?

(Ответы детей)

Каким же Карл Иванович был воспитателем?

(Не очень строг, терпелив, умел воспитывать даже молчанием).

К чему привела такая методика воспитания? Каким вырос Николенька?

Слово экспертам-психологам:

(Учащиеся дают оценку размышлениям Николеньки о взаимоотношениях с учителем, о его отношении к учителю)

Про

Характеристика и образ Карла Ивановича из повести Толстого Детство сочинение

Второстепенный образ из повести Льва Толстого «Детство». Старый учитель, немец, работает в семье Иртеньевых, учит детей немецкому языку и истории. Карл Иванович появляется в первой же главе повести «Детство».

История создания

Повесть «Детство» — одно из первых произведений Льва Толстого, написанное автором в 24 года. В то время Лев вместе с братом Николаем, артиллерийским офицером, отправился служить на Кавказ и написал «Детство» во время пребывания там. На работу над текстом у автора ушло больше года, и Толстой четыре раза основательно переделывал повесть.

Текст опубликовали в литературном журнале «Современник» за 1852 год. Эта публикация стала для Толстого первой. Повесть «Детство» носит автобиографический характер и составляет трилогию вместе с «Отрочеством» и «Юностью», материалом для которых тоже послужила биография Толстого.

Повесть «Детство»

Полное имя персонажа — Карл Иванович Мауэр. По национальности герой немец и происходит из Саксонии. В семье Иртеньевых Карл Иванович состоит домашним учителем. Внешность Карла описывается автором как «немецкая» — длинная фигура в халате и красной шапочке с кисточкой, под которой скрывается лысина. У персонажа редкие седые волосы, орлиный нос, на котором сидят очки, голубые глаза.

Для торжественных случаев у Карла Ивановича есть синий фрак со сборками на плечах и галстук, который герой повязывает бантом. Старика часто видят в очках и с книгой в руках.

У героя добрый голос и мягкий характер, Карл любит детей, с которыми занимается, утешает тех и проявляет участие, если дети огорчены и плачут. При этом как учитель герой строг и требователен, и в классной комнате преображается в сурового наставника. Временами Карл Иванович сердится на Николеньку Иртеньева и наказывает того — ставит в угол на колени, требует извинений за проступки.