Сочинение чем мне понравилась повесть детство

Никита в огромном четырёхэтажном . Он очень крепко привязан с живой природой. Для мальчика нет лучшего места на свете, чем местность около речки, собственный сад и все остальные уголки природы, окружающей дом. Частью счастливых детских воспоминаний является детских учитель Никиты. Прекрасны мгновения, проведенные с детскими друзьями мальчика — Мишкой Коряшонком и Степкой Карнаушкином. Все это очень прекрасно, но кончается, когда Никита поступает во второй класс и уезжает из поместья.

Главная мысль рассказа Толстого — Детство Никиты

Рассказ воспевает прекрасные и беззаботные детские годы, детские воспоминанья, которые навсегда остаются в памяти взрослого человека как нечто прекрасное и волшебное.

Краткое содержание Толстой Детство Никиты 4 класс

Учителем Никиты был Аркадий Иванович. Он был . У него была манера говорить не прямо все как есть, а намеками. Правда, он никогда не рассказывал о шалостях Никиты, на него не жаловался матушке, но ему удавалось так говорить с родителями о Никите, что бедному мальчику всегда приходилось внимательно прислушиваться к словам учителя.

Никита не любил учиться. Мальчику всегда казалось, что во время занятий солнышко и природа зовут его на улицу погулять у речки, повеселиться в местах, которые были его любимыми развлечениями.

Никита особенно обрадовался во время первого снега. Все везде было покрыто белоснежной пеленой. Мальчик положил на плечо скамейку, взял лопатку и побежал играться на свежем зимнем морозном воздухе, который ничуть не смущал мальчика.

Никита вырыл в снегу себе норку, зашел в нее и затащил туда свою скамейку, заложив снежными комами изнутри проход в пещеру. Домик казался мальчику чудесным замком, который есть только у него.

Одна огромная часть воспоминаний детских дней Никиты связана со старым деревянным четырёхэтажным домом. Каждый уголок дома, каждая доска имеет место в его светлых и ярких воспоминаниях.

Никита много времени проводит со своими двумя близкими друзьями Мишкой Коряшонком и Степкой Карнаушкином.

Никита впервые слабо узнает о том, что такое . Он очень трепетно и особо нежно относится к своей сестре Лиле. Она для юного Никиты является воплощением всего красивого и прекрасного на свете. Никита с Лилей находят в забытой комнате огромного дома забытое всеми кольцо, которое когда-то принадлежало прабабушке детей. Для детей это кольцо имело особое значение , поскольку они знали о несчастной любви прадедушки Африкана Африканыча.

4 стр., 1592 слов

Сергей Тимофеевич Аксаков. Детские годы Багрова-внука

... в гимназию). Здесь кончается детство Багрова-внука и начинается отрочество. Тема «отцов и детей» в русской классике Влияние отца в семье на формирование личности в оценках студентов ... дома Сборник сочинений русской литературы с XIX века до 80-х годов XX века Начальное образование мальчиков и девочек в России: гендерный подход Психолого-педагогической анализ особенностей детской субкультуры Детская ...

Прекрасные воспоминания о детстве кончаются с получением известия о поступлении Никиты во второй класс. В результате чего мальчик был вынужден покинуть этот излюбленный край.

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Повесть о Февронии и Петре Муромских

    Проказа поразила князя Петра Муромского, ни один лекарь не мог ему помочь. Тогда явилась к нему целительница Феврония и пообещала помочь, если князь возьмет ее в жены

Удивительно умел писать Лев Толстой. «Детство, отрочество, юность» — роман автобиографический.

Причем авторская идея произведения подчеркнуто творческая: следовать не хронологии, а первичным этапам становления личности. Классик не просто вдается в воспоминания, но старается на примере главного героя показать основное в жизни каждого ребенка, подростка, юноши. Примечательно, что он своей книгой обращается именно ко всем родителям — не упустить эти в воспитании их детей. И это писателю удается.

Книга воспоминаний о детских и юношеских впечатлениях

Структурно книгу составляют три повести, наименование которых упоминается в названии романа. Действие произведения охватывает шесть лет взросления главного героя Николеньки Иртеньева. Повествование осуществляется им же, однако уже во взрослом возрасте. Поэтому в нем органично смотрится недетская глубина мысли.

«Детство» Льва Толстого рассказывает о жизни Николеньки в семейном имении Иртеньевых. С первых ее страниц читателя обезоруживает детская непосредственность мальчика. Классик правдиво и мастерски показывает, как в душе его героя происходит борьба самых противоречивых чувств. Композиция книги имеет свои особенности.

Принципиально автор не пересказывает (как это заведено в сочинениях для детей) хронологию пребывания Николеньки Иртеньева в родительском имении. Более тонкому авторскому стилю следует «Детство» Льва Толстого. В повести рассказывается лишь о тех эпизодах, которые наиболее повлияли на формирование чувств и сознания мальчика.

Роман о важности доброты в воспитании

Книга проникновенно показывает, как важно, чтобы в маленького, взрослеющего человечка была воспитателями изначально заложена доброта. Именно она, доминируя в добром ребенке, в дальнейшем хранит его, помогает при различных испытаниях не ожесточиться, не стать равнодушным.

Роман о важности доброты в воспитании 1

«Детство» Льва Толстого показывает читателю, что в этом отношении Николеньке исключительно повезло. Ведь некоторая холодность родителей компенсировалась влиянием замечательных воспитателей. Немец-гувернант Карл Иванович, волей судьбы лишенный родины и семьи, любил его, как собственного сына. Да и не он один благоволил к маленькому Иртеньеву. Наталья Саввишна, милая светлая русская женщина, работающая дворовой прислугой, привила ему понимание важности доброты в характере человека.

По логике классика, доброта ребенка непосредственно влияет на развитие в нем творческого начала. К такому выводу подводит читателя «Детство» Льва Толстого. самой повести можно свести к нескольким характерным эпизодам, отражающим формирование личности Николеньки.

12 стр., 5746 слов

Привычки николеньки из повести детство. : николенька иртеньев в повести л

... николенька от его сегодняшних сверстников Сочинение на тему Николенька Иртеньев николенька иртеньев характеристика сочинение на тему детство толстой характеристика николеньки иртеньева Николай Петрович является ключевым персонажем повествования Льва Николаевича Толстого. ... мальчик принимает близко к сердцу и надолго сохраняет в памяти. Он, как и все дети, играет и озорничает, но при совершении какого ...

Характерные эпизоды из «Детства»

В самом начале книги (этот момент важен психологически) маленького Иртеньева, уснувшего на уроке, будит гувернер Карл Иванович, ударив мухобойкой муху, сидящую над его головой. Мальчик вначале по-детски разозлился на своего учителя. Тот, одетый в халат с колпаком, в этот момент показался ему противным. Суть этого эпизода заключается в скорой смене всплеска негатива Николеньки на умиротворение. Ведь он в действительности очень любил Карла Ивановича и был благодарен ему за тепло, которое ему уделял пожилой немец.

Сознание ребенка претерпевает противоборство двух начал: творческого и рассудочного. Это важно упомянуть, пересказывая «Детство» Льва Толстого. Краткое содержание соответствующего довольно напряженного эпизода внешне выглядит достаточно мирно. Мысли и чувства бурлят внутри ребенка. Николенька рисует сцены охоты, на которую его взял с собой отец.

У него оказалась лишь синяя краска. И он решает создать свой . Николенька нарисовал сперва мальчика на лошади, рядом с ним — охотничьих собак, зайца. Но потом что-то не заладилось. Возникла навязчивая мысль , что такого не бывает. Мальчик разнервничался. Он на месте зайца изобразил куст, затем облако, а потом порвал свой рисунок. Милая непосредственность Николеньки. Видно, что в нем настолько сильна фантазия, что она превышает рационализм. По всей видимости, такое же творческое начало бурлило в детские годы и в самом авторе.

«Детство» Льва Толстого содержит еще один характерный эпизод. Автор нас подводит к мысли, что живой (но не “человек в футляре”) должен в детстве играть, ибо само детство — это одна большая и увлекательная игра . Так люди формируются. Игра в детском возрасте — это очень важно. Ведь именно в ней воспитывается непосредственность, коллективизм. Соответствующий эпизод показывает, как Николенька с другими детьми, пребывая в полном восторге, уселся на землю, изображая гребцов. Показательно, что его старший на пару лет брат Володя, назвав игру “ерундой”, остался стоять в стороне. Разве такая холодная рассудочность предполагает доброту? Неудивительно, что двух этих близких по крови людей — братьев — не связывает крепкая дружба. Действительно, разве могут ужиться лед и пламень, порыв души и предварительный расчет?

«Детство» — ключевая часть романа?

О важности связи ребенка с семьей и всем миром, устанавливаемой через любовь, пишет Лев Толстой («Детство»).

Краткое содержание произведения отображает эти глубинные, генные отношения Николеньки с семьей. Неслучайно завершает повесть внезапный крутой поворот судьбы мальчика, — умирает мама.

Характерные эпизоды из детства  1

Характерно, что сюжета в двух последующих повестях лишь продолжает логическую цепочку , начинающуюся с этапа детства. Не мудрствуя лукаво, заявим, что именно повесть «Детство» — ключевая часть всего романа. Нельзя понять его суть, прочитав лишь две его последующие части — «Отрочество» и «Юность». А все потому, что и отрочество, и юность Николеньки выступают своеобразными экзаменами для доброты и сердечности, заложенных в его личность с самого детства.

18 стр., 8992 слов

Николенька Иртеньев и Карл Иванович (по повести Л. Н. Толстого «Детство»)» (2)

... матушкой. / / / Образ Карла Ивановича в повести Толстого «Детство» Автобиографичная повесть Льва Николаевича Толстого – произведение, в котором и второстепенные герои играют значительные роли. Одним из таких персонажей является домашний учитель Иртеньевых, Карл Иванович Мауер. Гувернер ...

«Отрочество» и «Юность»: как взрослеть, оставаясь самим собой?

Последовательно показывает нам этапы взросления мужчины Лев Толстой. Детство, отрочество, юность. Как и всех ребят, не обходит Николеньку желание походить на взрослых. Он опасается проявлять столь естественную для своих лет сердечность, считая, что другие подростки воспримут это как «ребячество». Повзрослевший , от лица которого написана повесть, выражает сожаление о том, что на этом этапе лишал себя «чистых наслаждений нежной детской привязанности».

Иртеньевы уезжают в дом к бабушке, московской барыне. Вскоре случается происшествие, вызвавшее стресс и даже потерю сознания Николеньки. Бабушка, не разобравшись, уволила любимого Николенькой Карла Ивановича, взяв на его место гувернера-француза. Психика подростка не выдержала, он пребывал в : получил «двойку» по истории, нечаянно сломал ключ от папиного тайника. А когда новый гувернер Сен-Жером пожурил его, мальчик пошел на конфликт с ним: показал язык, а затем даже ударил. После наказания (Николеньку закрыли в чулане) у него случились конвульсии, закончившиеся обмороком. Впрочем, домашние его простили, мир снова воцарился в его сердце.

Характерные эпизоды из детства  2

Повесть демонстрирует, что подросток Николенька сохранил детскую искренность и доброту. Ведь именно он, наблюдательный, упросил отца выдать замуж с приданным прислуживающую горничную Машу, влюбленную в портного Василия.

“Юность” знакомит нас с Иртеньевым — студентом университета. уводит его от идеалов детства. Николенька дезориентирован. Форма превалирует над содержанием. Он поверхностен в общении с людьми, слепо пытается следовать законам моды, считает принципиальным прогуливать лекции, грубить, вести праздную жизнь . Расплата наступает в виде провала на экзаменах.

Иртеньев осознает, за что поплатился, и твердо принимает решение для себя на всю последующую жизнь — совершенствоваться нравственно.

Вместо заключения

Роман Л.Н.Толстого «Детство, отрочество, юность» стоит того, чтобы его читали и перечитывали. Кажущаяся легкость слога и увлекательность повествования замечательного рассказчика скрывают глубокую мысль.

Вместо заключения 1

Внимательно прочитавшие книгу улавливают ее суть: они начинают понимать, как с детских лет формируется личность доброго и и какие вызовы ему предстоит преодолевать в юности.

Темы, которые затрагивает Л. Н. Толстой в своём творчестве, поистине вечны! На уроке вам предстоит познакомиться с произведением, в котором проявилось все мастерство Толстого-писателя, психолога, философа. об автобиографической повести «Детство». Вы прочитаете и проанализируете главы «Классы», «Наталья Савишна», «Детство».

Тема: Из века

Урок: Л. Н. Толстой. Повесть «Детство». Анализ избранных глав

Рис. 1. Обложка книги ()

Чтение и анализ главы «Классы».

Главную роль в этой главе играет учитель Карл Иванович, с ним мы уже познакомились в главе «Maman». Но, безусловно, особенностью произведения является то, как маленький мальчик Николенька Иртеньев, которому 10 лет, воспринимает жизнь, взрослых и своего учителя Карла Ивановича. Глава начинается так:

12 стр., 5583 слов

«письмо льву николаевичу толстому». Характеристика ...

... глубокий след в душе Николеньки. Работа по схеме, Николенька Иртеньев, Наталья Николаевна, Петр Александрович, Наталья Савишна, Карл Иваныч. В какой атмосфере жил Николенька, как относились к нему ... детстве. И какой глубокий след оставили они в душе. Учитель: Да, это атмосфера любви, радости и счастья. Николеньку любили все: мать, отец, Карл Иванович,Наталья Савишна. Мальчик окружен любовью, ...

«Карл Иваныч был очень не в духе».

Давайте понаблюдаем за реакцией взрослых в этой главе, за реакцией ребенка, за его мыслями, за его пониманием жизни.

«Это было заметно по его сдвинутым бровям и по тому, как он швырнул свой сюртук в комод, и как сердито подпоясался, и как сильно черкнул ногтем по книге диалогов, чтобы означить то место, до которого мы должны были вытвердить. Володя учился порядочно; я же так был расстроен, что решительно ничего не мог делать».

Чтение и анализ главы классы  1

Рис. 2. Иллюстрация к повести Л. Н. Толстого «Детство» ()

Как мы знаем, Николенька был расстроен от известия о том, что их теперь увозят в Москву, и учитель Карл Иванович учить больше не будет.

«Долго бессмысленно смотрел я в книгу диалогов, но от слез, набиравшихся мне в глаза при мысли о предстоящей разлуке, не мог читать…» «Когда дошло дело до чистописания, я от слез, падавших на бумагу, наделал таких клякс, как будто писал водой на оберточной бумаге».

Насколько остро чувствует мальчик отношение к себе?

«Карл Иваныч рассердился, поставил меня на колени, твердил, что это упрямство, кукольная комедия (это было любимое его слово), угрожал линейкой и требовал, чтобы я просил прощенья, тогда как я от слез не мог слова вымолвить; наконец, должно быть, чувствуя свою несправедливость, он ушел в комнату Николая и хлопнул дверью».

Несмотря на то, что Николенька еще ребенок, он прекрасно видит и понимает поступки взрослых. Николенька слышит разговор в комнате Николая, где Карл Иванович жалуется на несправедливость хозяина, который увозит детей учиться и лишает его работы.

«- Я двенадцать лет живу в этом доме и могу сказать перед Богом, Николай, — продолжал Карл Иваныч, поднимая глаза и табакерку к потолку, — что я их любил и занимался ими больше, чем ежели бы это были мои собственные дети. Ты помнишь, Николай, когда у Володеньки была горячка, помнишь, как я девять дней, не смыкая глаз, сидел у его постели. Да! тогда я был добрый, милый Карл Иваныч, тогда я был нужен; а теперь, — прибавил он, иронически улыбаясь, — теперь дети большие стали: им надо серьезно учиться. Точно они здесь не учатся, Николай?»

И, конечно, Николенька сочувствовал тому горю, которые испытывал Карл Иванович. Вот, как об этом пишет Толстой:

  • «Я сочувствовал его горю, и мне больно было, что отец и Карл Иваныч, которых я почти одинаково любил, не поняли друг друга;
  • я опять отправился в угол, сел на пятки и рассуждал о том, как бы восстановить между ними согласие».

Таковыми были чувства ребенка, но посмотрим, как проявляется обида Карла Ивановича во время урока.

«Несколько раз, с различными интонациями и с выражением величайшего удовольствия, прочел он это изречение, выражавшее его задушевную мысль». А изречение было такое: «Из всех пороков самый тяжкий есть Неблагодарность».

Как же воспринимает Николенька поведение своего учителя?

«Лицо его не было угрюмо, как прежде; оно выражало довольство человека, достойно отмстившего за нанесенную ему обиду».

8 стр., 3706 слов

По произведению Детство Толстого (7 класс)

... Ивановна. 7 класс. Литература. Урок № 66. [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/urok-klasspovest-detstvo-tolstoy/ Тема: Классное сочинение по повести Л.Н. Толстого «Детство». Уроки любви, доброты и сострадания в жизни Николеньки ... Москву.) Это первое большое горе в его жизни., Кого жалко Николеньке? Матушку, Карла Иваныча, даже любимую борзую отца Милку. Ребёнку жалко всех, ...

Николенька понимает поведение Карла Ивановича и воспринимает его как человека, чуть-чуть не уследившего за своими чувствами.

«Было без четверти час; но Карл Иваныч, казалось, и не думал о том, чтобы отпустить нас: он то и дело задавал новые уроки. Скука и аппетит увеличивались в одинаковой мере. Я с сильным нетерпением следил за всеми признаками, доказывавшими близость обеда. Вот дворовая женщина с мочалкой идет мыть тарелки, вот слышно, как шумят посудой в буфете…»

Но Карл Иванович был неумолим. Так заканчивается глава «Карл Иванович».

Чтение и анализ главы «Наталья Савишна».

Чтение и анализ главы <a href=наталья савишна 1">

Рис. 3. Иллюстрация к повести Л. Н. Толстого «Детство» ()

«В половине прошлого столетия по дворам села Хабаровки бегала в затрапезном платье босоногая, но веселая, толстая и краснощекая девка Наташка. По заслугам и просьбе отца ее, кларнетиста Саввы, дед мой взял ее вверх — находиться в числе женской прислуги бабушки. Горничная Наташка отличалась в этой должности кротостью нрава и усердием. Когда родилась матушка и понадобилась няня, эту обязанность возложили на Наташку. И на этом новом поприще она заслужила похвалы и награды за свою деятельность, верность и привязанность к молодой госпоже. Но напудренная голова и чулки с пряжками молодого бойкого официанта Фоки, имевшего по службе частые сношения с Натальей, пленили ее грубое, но . Она даже сама решилась идти к дедушке просить позволенья выйти за Фоку замуж. Дедушка принял ее желание за неблагодарность, прогневался и сослал бедную Наталью за наказание на скотный двор в степную деревню. Через шесть месяцев, однако, так как никто не мог заменить Наталью, она была возвращена в двор и в прежнюю должность. Возвратившись в затрапезке из изгнания, она явилась к дедушке, упала ему в ноги и просила возвратить ей милость, ласку и забыть ту дурь, которая на нее нашла было и которая, она клялась, уже больше не возвратится. И действительно, она сдержала свое слово.

С тех пор Наташка сделалась Натальей Савишной и надела чепец: весь запас любви, который в ней хранился, она перенесла на барышню свою».

«Когда maman вышла замуж, желая чем-нибудь отблагодарить Наталью Савишну за ее двадцатилетние труды и привязанность, она позвала ее к себе и, выразив в самых лестных словах всю свою к ней признательность и любовь, вручила ей лист гербовой бумаги, на котором была написана вольная Наталье Савишне, и сказала, что, несмотря на то, будет ли она или нет продолжать служить в нашем доме, она всегда будет получать ежегодную пенсию в триста рублей. Наталья Савишна молча выслушала все это, потом, взяв в руки документ, злобно взглянула на него, пробормотала что-то сквозь зубы и выбежала из комнаты, хлопнув дверью. Не понимая причины такого странного поступка, maman немного погодя вошла в комнату Натальи Савишны. Она сидела с заплаканными глазами на сундуке, перебирая пальцами носовой платок, и пристально смотрела на валявшиеся на полу перед ней клочки изорванной вольной».

8 стр., 3542 слов

Характеристика главных героев произведения детство толстой. Отношение к maman

... переезд в Москву, знакомство с новыми людьми. Третий, самый горький, момент жизни главного героя повести Л. Н. Толстого «Детство», — письмо из деревни, смерть матери, неподдельное горе ребенка. Семья Иртеньевых ... старого учителя с собой в Москву. Перед отъездом Николенька, главный герой «Детства» Толстого, вспоминает о Наталье Савишне. Пришла она еще работать к деду, который не дал ей ...

«С тех пор как я себя помню, помню я и Наталью Савишну, ее любовь и ласки; но теперь только умею ценить их…»

И опять-таки это тот взгляд взрослого человека на то, что с ним было в детстве, взгляд с позиции времени, с позиции мудрости.

«…тогда же мне и в голову не приходило, какое редкое, чудесное создание была эта старушка. Она не только никогда не говорила, но и не думала, кажется, о себе: вся жизнь ее была любовь и самопожертвование. Я так привык к ее бескорыстной, нежной любви к нам, что и не воображал, чтобы это могло быть иначе, нисколько не был благодарен ей и никогда не задавал себе вопросов: а что, счастлива ли она? довольна ли?»

И встречается нам в главе «Наталья Савишна».

Подумайте, как в этой сцене проявится и характер главного героя.

«Вот как это было. За обедом, наливая себе квасу, я уронил графин и облил скатерть.

Позовите-ка Наталью Савишну, чтобы она порадовалась на своего любимчика, — сказала maman.

Наталья Савишна вошла и, увидав лужу, которую я сделал, покачала головой; потом maman сказала ей что-то на ухо, и она, погрозившись на меня, вышла.

После обеда я, в самом веселом расположении духа, припрыгивая, отправился в залу, как вдруг из-за двери выскочила Наталья Савишна с скатертью в руке, поймала меня и, несмотря на отчаянное сопротивление с моей стороны, начала тереть меня мокрым по лицу, приговаривая: «Не пачкай скатертей, не пачкай скатертей!» Меня так это обидело, что я разревелся от злости».

Первое чувство, которое возникает у героя, это чувство обиды и чувство злости.

«»Как! — говорил я сам себе, прохаживаясь по зале и захлебываясь от слез. — Наталья Савишна, просто Наталья, говорит мне ты, и еще бьет меня по лицу мокрой скатертью, как дворового мальчишку. Нет, это ужасно!»»

Вот в этой сцене Николенька воспринимает все те традиции, которые были характерны для дворянских семей, тот уровень понимания, что они с Натальей находятся не на одинаковых уровнях социальной лестницы, он уже понятен Николеньке.

Однако, это чувство злости, чувство обиды уступает другим более нравственным категориям.

«Когда Наталья Савишна увидала, что я распустил слюни, она тотчас же убежала, а я, продолжая прохаживаться, рассуждал о том, как бы отплатить дерзкой Наталье за нанесенное мне оскорбление».

Посмотрите, как развиваются чувства: обида, злость и затаенная злость.

«Через несколько минут Наталья Савишна вернулась, робко подошла ко мне и начала увещевать:

Полноте, мой батюшка, не плачьте… простите меня, дуру… я виновата… уж вы меня простите, мой голубчик… вот вам.

Она вынула из-под платка корнет, сделанный из красной бумаги, в котором были две карамельки и одна винная ягода, и дрожащей рукой подала его мне. У меня недоставало сил взглянуть в лицо : я, отвернувшись, принял подарок, и слезы потекли еще обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда».

Чтение и анализ главы «Детство»

Чтение и анализ главы детство  1

Рис. 4. Иллюстрация к повести Л. Н. Толстого «Детство» ()

Глава «Детство» начинается замечательными словами, которые могли бы стать эпиграфом ко всей повести:

3 стр., 1109 слов

Л. Н. Толстой. Жизнь и творчество

... Толстой уезжает на Кавказ. Вдохновленным кавказским темпераментом людей и красотой природы писатель создает автобиографическую повесть «Казаки» (1852—1963), где главный герой, обыкновенный человек, который ищет выход в своей жизни, и ...

«Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений».

Обратите внимание на лексику, использованную в главе. Сколько хороших, теплых слов! Постарайтесь увидеть самые главные из них, ключевые слова.

«…Сидишь и слушаешь. И как не слушать? Maman говорит с кем-нибудь, и звуки голоса ее так сладки, так приветливы. Одни звуки эти так много говорят моему сердцу!».

«Ничьи равнодушные взоры не стесняют ее: она не боится излить на меня всю свою нежность и любовь. Я не шевелюсь, но еще крепче целую ее руку».

«Слезы любви и восторга».

«…Любовь к ней и любовь к Богу как-то странно сливались в одно чувство.

После молитвы завернешься, бывало, в одеяльце; на душе легко, светло и отрадно; одни мечты гонят другие, — но о чем они? Они неуловимы, но исполнены и надеждами на светлое счастие».

сердце, нежность, любовь

«Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть , когда две лучшие добродетели — невинная веселость и беспредельная потребность любви — были единственными побуждениями в жизни?» «Неужели остались одни воспоминания?»

Вот таким вопросом заканчивается глава «Детство». И Толстой ставит этот вопрос перед читателем, вернуться ли когда-нибудь та свежесть и беззаботность? Какое время может быть лучше того, чем время детства? Наверное, нужно любить, ценить свое детство, с любовью относиться и к маме, и к папе.

Вывод.

Особенностью героя повести «Детство» является то, что он постоянно проявляет свои чувства и часто бывает беспощадным по отношению к себе, часто корит себя за какие-то поступки, за которые самому становится потом стыдно.

Николенька вспоминает счастливое время, проведенное в деревне. Он вспоминает людей, которые были беззаветно преданы их семейству, он вспоминает свое детство.

Большое место в повести занимает описание чувства любви к людям, способность любить самому. Это те чувства, которые восхищают самого Толстого. Но в то же время, Толстой показывает, как очень часто мир взрослых людей может разрушить детское понимание жизни.

Повесть «Детство» заканчивается смертью матери. И наступает другая, совсем иная пора, которую никогда уже Николенька не назовет счастливой, невозвратимой порой детства.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/chem-mne-ponravilas-povest-detstvo/

  1. Коровина В.Я. по литературе. 7 класс. — 2008.
  2. [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/chem-mne-ponravilas-povest-detstvo/

  3. Тищенко О.А. по литературе за 7 класс (к учебнику В.Я. Коровиной).

    — 2012.

  4. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. — 2009.
  5. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2012.
  6. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. — 2009.
  7. Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. — 2012.Источник).

Домашнее задание

  1. Какой эпизод повести произвел на вас самое сильное впечатление? Почему?
  2. Чему учит повесть Толстого «Детство»? О чем заставляет задуматься?
  3. Как вы думаете, полезно эту повесть читать не только детям, но и взрослым? Почему?
  4. Вспомните яркий эпизод своего детства. Попробуйте рассказать о нем или описать в толстовской манере. Попытайтесь не только изложить ход события, но и передать чувства, переживания, мысли по поводу людей и событий.

Тема: Л.Н. Толстой. «Детство»

4 стр., 1887 слов

Кавказа в творчестве Л.Н.Толстого 1840-1850 годов

... годов, воспроизводит эти сюжеты также в паре («Кавказский пленник» / «Хаджи-Мурат»). Военная жизнь Толстого была очень богата впечатлениями, а деятельность – обильна событиями. Он принимал участие в двух походах на Кавказе, в ... для писательского труда, она давала и материал для него. В это время Толстой опубликовал не только повести «Детство» и «Отрочество», но и рассказы из военного быта: «Набег», ...

Цели:

1.

2.

3.

Ход урока

I. Организация, начала урока

Ребята, рассмотрите выставку книг. Кто автор всех этих произведений?

Сегодня на уроке мы познакомимся с отрывком из автобиографической повести Л.Н. Толстого «Детство».

II. Вступительная часть

С этим человеком мы знакомы уже давно по его произведениям. Имя его — Лев Николаевич Толстой. Сегодня на уроке мы подробнее поговорим о его жизни и творчестве, познакомимся с отрывком из его повести.

Лев Николаевич Толстой родился 28 августа (9 сентября по новому стилю) в 1828 году в имении Ясная Поляна, близ Тулы. Большую часть своей жизни провёл писатель в этом местечке.

Рассказ ученика

По своему происхождению Лев Николаевич принадлежал к знаменитым дворянским фамилиям. В семье, кроме Льва Николаевича, было ещё трое сыновей: Николай, Сергей, Дмитрий и дочь Мария, сестра писателя. К сожалению, дети рано осиротели: Мария Николаевна, их мать, умерла в 1830 году, Николай Ильич, их отец, — в 1837 году.

Воспитательницей детей стала их дальняя родственница Татьяна Александровна Ергольская. Она сохранила детские сочинения Л.Н. Толстого.

С 1841 года дети толстые жили в Казани у тётушки-опекунши Пелагеи Ильиничны Юшковой. В 1844 году Лев Николаевич поступил в Казанский университет. Но существующее преподавание не удовлетворяло его пытливый ум, и в 1847 году Толстой подал прошение об увольнении его из числа слушателей.

В 1851 году Толстой с братом Николаем (к тому времени офицером-артиллеристом) отправился на Кавказ, чтобы поступить на . На Кавказе Л.Н. Толстой написал свою первую повесть «Детство». Под названием «История моего детства» повесть была напечатана в журнале «Современник» и, по желанию автора, была подписана только его инициалами: «Л. Н.».

В 1859 году он открыл в школу для крестьянских детей. Вслед за тем, при деятельном участии Толстого, было открыто ещё 26 школ. Толстой сам обучал ребят грамоте. В 1870-х годах он создал «Азбуку» и первоначальные книги для чтения. Эти короткие рассказы и басни знают все с раннего детства.

III. Проверка домашнего задания

Возвращение к прочитанным произведениям Толстого.

С этими рассказами мы с вами знакомились на протяжении всех учёбы в школе. Они хорошо запоминаемы потому, что рассказы Л.Н. Толстого учат только добру и справедливости. Прослушайте отрывки и вспомните, из каких произведений они взяты?

IV. Знакомство с биографией

Рассказ учителя

На склоне лет Толстой был полон творческой энергии. За своей жизни он написал около пятидесяти произведений. На всю жизнь сохранил Толстой любовь к детям. В 1900-е годы он опять занимался с крестьянскими ребятишками, как в молодости.

28 октября 1910 года в шестом часу утра Толстой навсегда покинул Ясную Поляну. Он направлялся на юг России. В дороге он заболел воспалением лёгких и вынужден был сойти с поезда на станции Астапово. В доме начальника станции прошли последние семь дней жизни писателя.

7 ноября в 6 часов 5 минут утра Л.Н. Толстого не стало. Лев Николаевич прожил . Он умер, когда ему было 82 года. Похоронили его, как он завещал, в Ясной Поляне, среди деревьев, на краю оврага. В Ясной Поляне находится музей Льва Николаевича. Туда приезжают люди со всех уголков мира, чтобы посмотреть своими глазами дом, где жил и творил великий русский писатель.

V. Знакомство с новым произведением

В своём рассказе о творчестве Толстого я упоминала о повести «Детство». Эта повесть родилась на Кавказе. Именно там Лев Николаевич сделал свой самый в жизни — он стал писателем.

Он задумал роман «Четыре эпохи развития», в котором хотел изобразить процесс человека, «резко обозначить характеристические черты каждой эпохи жизни: в детстве теплоту и верность чувства; в отрочестве скептицизм; в юности красоту чувств, развитие тщеславия и неуверенность в самом себе».

На Кавказе написана первая часть задуманного романа – «Детство»; позднее были созданы две другие – «Отрочество» и «Юность», а четвёртая часть «Молодость» осталась так и не написанной.

VI. Работа над текстом

1.

2.

Что нового узнали о детстве писателя из воспоминаний? (Мы узнали, что Л.Н.Толстой был . В детстве Толстой и его братья мечтали, чтобы все люди были счастливы.)

(Он любил играть в муравейное братство.)

Что в воспоминаниях показалось вам особенно интересным?

Какими чувствами переполнен этот отрывок?

Найдите в тексте, какими словами обращается Николенька к матери, как он её называет.

3.

Как мама называет своего сына?

О чём нам с вами, читателям, могут говорить эти выражения?

Что испытывал мальчик, когда находился рядом с матерью? Что хотелось ему сделать в эти минуты для всех знакомых и незнакомых ему людей?

Прочитайте.

4.

Это произведение Л.Н. Толстого называется «Детство». Как вы считаете, только ли о детских годах мальчика Николеньки хотел рассказать писатель?

Найдите и прочитайте строчки, которые выражают отрывка.

VII. Подведение итогов урока

(Дети очень любили играть, фантазировать, они любили рисовать, лепить, сочинять истории.)

Как вы думаете, можно ли детство Л.Н. Толстого назвать счастливым?

VIII. Домашнее задание

Детство — счастливая пора в жизни каждого человека. Ведь в детстве все кажется светлым и радостным, а любые огорчения быстро забываются, как и короткие обиды на родных и близких людей. Не случайно этой теме посвящены многие произведения русских писателей: «Детские годы Багрова-внука» С. Аксакова, «Детство Тёмы» Гарина-Михайловского, «Как росли мальчишки» Е. Морозова и многие другие произведения.

Герой трилогии «Детство. Отрочество. Юность» Льва Николаевича Толстого — Николенька Иртеньев. К моменту начала повествования ему исполняется десять лет. Именно с десяти лет дворянских детей отправляли учиться в лицеи, пансионаты и другие , чтобы они, получив образование, послужили на пользу Отечеству. Такое же будущее ждет и Николеньку. Через несколько недель вместе с отцом и старшим братом он должен уехать в Москву учиться. А пока в окружении родных и близких он переживает счастливые и беззаботные моменты детства.

образе maman

Сразу с первых глав вместе с Николенькой читатель погружается в атмосферу конца XIX века. Мир детства героя связан с его гувернёрами и дворовыми людьми. Ближе всех для него оказывается учитель немецкого происхождения Карл Иванович, знакомство с которым и открывает повесть. Минутная обида на этого добрейшего человека оборачивается для Николеньки чувством стыда, которое его мучает.

повести «Детство»

«жила скупо и над всякой тряпкой тряслась»

Конечно, мир русского барчука (а именно так называли дворянских детей) связан с миром взрослых: это и охота, в которой принимают участие Николенька и его братья; это и балы, где нужно не просто уметь танцевать мазурку и все остальные полагающиеся по этикету танцы, но и вести . Ради того, чтобы понравиться Сонечке Валахиной с русыми милыми кудряшками и крошечными ножками, Николай, в подражание взрослым, хочет надеть перчатки, но находит только старую и грязную лайковую перчатку, что вызывает всеобщий смех окружающих и стыд и досаду главного героя.

Познает Николай и первое разочарование в дружбе. Когда Сережа Ивин, его бесспорный кумир, унизил в присутствии других мальчиков Иленьку Грапа, сына бедного иностранца, Николенька испытал сочувствие к обиженному мальчику, но не нашел пока в себе силы защитить и утешить его. После любви к Сонечке чувство к Сереже остыло окончательно, и герой почувствовал, что и Сережина власть над ним тоже утрачена.

Так заканчивается эта беззаботная пора в жизни Николеньки Иртеньева. После смерти maman жизнь героя изменится, что найдет отражение уже в другой части трилогии — в «Отрочестве». Теперь его будут называть Nikolas, а сам он поймет, что мир может обернуться совсем другой стороной.

  • «После бала», анализ рассказа Льва Толстого