Характеристика и образ Карла Ивановича из повести Толстого Детство

Характеристика и образ Карла Ивановича из повести Детство

Для каждого человека пройденный этап в жизни оставляет свой отпечаток на душе. Каждый такой этап отражает особенности развития и взросления человека как личности. И вот в произведении Детство Льва Николаевича Толстого, мы видим этап жизненного пути главного героя при взаимодействии с обществом. Особенно точно показано, как такое общество влияет на людей, а именно на их убеждения и поведение.

Наш герой Карл Мауер является в повести учителем детей в семье Иртеньевых. Глава семьи доверил Карлу Ивановичу воспитание и обучение Николеньки и Володи. Он является ярким второстепенным персонажем, который прекрасно раскрывает и дополняет каждого героя, раскрывая с разных сторон.

При первом описании гувернера мы видим человека в красной шапке, покрывающей седую голову с редкими волосами и в халате до пят. Но таков наряд его не постоянен. На занятия с детьми он одевает синий костюм, соответствуя своему образу учителя. По своему происхождению он немец и родом из Саксонии. При знакомстве со старым учителем мы видим его в комнате Николеньки, когда тот нечаянно его будит, прогоняя муху. По всему повествованию повести мы понимаем, что Карл Иванович добрый и душевный человек, на которого невозможно ругаться или злиться. Несмотря на это и благодаря своему происхождению, он прекрасно делит на личное и деловое. Для детей он был и добрым другом и в то же время и строгим наставником.

Учитель безумно любит детей и следит за их поведением. В обыденной жизни учитель был весел и игрив с детьми, но в классе его строгость брала над ним вверх. Так же учитель был требовательным, так как хотел, что бы ребята стали образованными, а не избалованными.

Одно из любимых занятий Карла Ивановича устроившись в удобно сидеть и читать любимую книгу. В утреннее время как полагалось Николеньку и Володю учитель в комнату для приветствия с маменькой. В такие минуты Карл Иванович и маменька общались на родном языке учителя.

Как нам становится известно жизнь учителя была тяжела и одинока. Он был сыном немецкого графа, который так и не признал его своим родным. Во время войны он был пленен, работал на фабрике и позже был арестован из-за измены. Благодаря своим умениям и логике он сумел сбежать, где после устроился на работу к генералу Сазину. После такого тяжелого периода в жизни он попадает в дом и в семью Иртеньевых, которые принимают его как родного человека. Окружающие его люди сразу чувствуют его огромное сердце и заботливость во всем.

9 стр., 4500 слов

Исследовательская работа по литературе Образ учителя в повести ...

... творчеством писателя , с его произведением и дать анализ образа учителя. Задача: проанализировать образ учителя в повести Георгия Полонского « Доживем до понедельника». проследить динамику образа учителя в повести Георгия Полонского ... детям. Деятельность учителя – это всякий раз вторжение во внутренний мир вечно меняющегося, противоречивого, растущего человека. ... Полонский не считал себя педагогом по ...

Хороший учитель всегда оставит благоприятный след в душе человека. Лишь его добрые глаза и благородные нравы заставляет нас идти по правильному пути. Благодаря Карлу Ивановичу наш главный герой Николенька вырос таким добрым и чутким человеком.

История создания

Писатель Лев Толстой

Повесть «Детство» — одно из первых произведений Льва Толстого, написанное автором в 24 года. В то время Лев вместе с братом Николаем, артиллерийским офицером, отправился служить на Кавказ и написал «Детство» во время пребывания там. На работу над текстом у автора ушло больше года, и Толстой четыре раза основательно переделывал повесть.

Текст опубликовали в литературном журнале «Современник» за 1852 год. Эта публикация стала для Толстого первой. Повесть «Детство» носит автобиографический характер и составляет трилогию вместе с «Отрочеством» и «Юностью», материалом для которых тоже послужила биография Толстого.

Образ и Характеристика Карла Ивановича из повести Детство Толстого сочинение

Учитель Карл Иванович Мауер хоть и не является главным героем повести, играет очень важную роль в жизни Николеньки и, конечно же, влияет на дальнейшее мировоззрение героя. В повести Льва Николаевича Толстого «Детство» этому герою посвящена отдельная глава.

Карл Иванович в семье Иртеньевых служит домашним учителем. Раньше он служил у генерала и в минуты обиды любит повторять, что там, где он раньше работал, его ценили больше, нежели у Иртеньевых. В семье нашего героя старый немец служит уже больше десяти лет и детей этой семьи любит как родных. Он сидел у постели Володи, когда мальчик болел, что говорит о его беззаветной и чистой любви к ребенку. Немец очень привязан к детям и, когда отец решает увезти их из родового гнезда, старый учитель воспринимает это как личное оскорбление. Он не знает, что ему делать дальше и готов беззаветно служить Иртеньевым даже если ему не будут за это платить. Маленький Николай же любит учителя почти также сильно как родного отца.

Персонаж родом из Германии. В повести часто повторяется, что старый немец глубоко несчастен. Он сирота и на его жизнь выпала нелегкая доля. Николенька говорит, что это единственный человек из его окружения, который был несчастен.

Когда Карл Иванович ходит в домашней одежде, он обычно одет в пестрый халат и козьи сапоги. В классной же комнате он надевает сюртук. Неизменной остается лишь красная вязаная шапочка-ермолка с кисточкой, из-под которой выбивается редкая седина. Эту шапочку он надевает, потому что боится простудить голову, а еще она служит ему для прикрытия лысины. Он не снимает своей шапочки, но всегда при входе в гостиную просит на это разрешения.

18 стр., 8992 слов

Николенька Иртеньев и Карл Иванович (по повести Л. Н. Толстого «Детство»)» (2)

... Карла Ивановича в повести Толстого «Детство» Автобиографичная повесть Льва Николаевича Толстого – произведение, в котором и второстепенные герои играют значительные роли. Одним из таких персонажей является домашний учитель Иртеньевых, Карл Иванович ... перед тем я мог не любить Карла Иваныча и находить противными его халат, ... заболят, и думаешь: «Забыл про меня Карл Иваныч: ему, должно быть, покойно ...

У старого учителя больная рука. Об этом читатель узнает, когда Николенька в поисках перчаток, так необходимых ему для танцев, находит перчатку, на которой не хватает среднего пальца. Маленький мальчик рассуждает, что Карл Иванович отрезал его для своей больной руки. А еще учитель глуховат на одно ухо.

Герой очень добр и любит всех детей, которых воспитывает и учит уже двенадцать лет. У него очень добрый голос и он совершенно тронут выдуманным сном Николеньки. Однако в классной комнате добрый немец становится требовательным учителем, который дает детям знания. Здесь его голос становится строгим, он может наказать нашего героя, поставить его в угол.

Карл Иванович очень аккуратен и любит во всем порядок. На его рабочем месте в классной комнате все всегда на своих местах. Учитель любит читать, у него есть несколько любимых книг и он чтением даже посадил тебе зрение и потому носит очки. А еще Карл Иванович любит стихи и даже иногда сам их пишет. Одно из стихотворений Николенька находит в бумагах старого немца.

Карл Иванович – это пример человека, который, пройдя множество жизненных испытаний, сумел сохранить добрую душу и не разучился любить.

Сочинение про учителя Карла Ивановича

Карл Иванович является одним из героев первой повести автобиографической трилогии Льва Николаевича Толстого «Детство». Он работал гувернером в доме у Иртеньевых, занимался обучением и воспитанием Николеньки и его брата Володи, был немцем по происхождению. На жизненном пути он постоянно преодолевал встречающиеся сложности.

Впервые читатель знакомится с Карлом Ивановичем уже в самом начале повести. Он прерывает сон Николеньки и будит его своим нежным голосом. Мальчик был очень злым и расстроенным тем, что его разбудили. Но из-за чрезвычайного доброго характера учителя и его трепетного отношения к мальчикам, Николенька просыпается с хорошим настроением. В свободное от учебы время Карл Иванович имел добрый и ласковый характер, веселился с детьми, расслаблялся в любимом кресле и читал книги. А в классе он становился более суровым и требовательным, потому что по-настоящему хотел обучить детей наукам. Каждое утро дети в сопровождении учителя встречались со своей маменькой, которая любила спрашивать об их сне и разговаривала с учителем по-немецки. Карл Иванович придерживался мнения о том, что все дети должны воспитываться в окружении любви, но не быть избалованными различными искушениями. Для детей мужчина был в одном лице другом, учителем, помощником и просто добрым человеком с широкой душой, за советом к которому можно обратиться в любое время.

Повесть «Детство»

Карл Иванович

12 стр., 5583 слов

«письмо льву николаевичу толстому». Характеристика ...

... из текста. 4.Как относится Николенька к нему? Карл Иваныч (Мауэр) — немец, учитель, гувернер. Появляется в самом начале повести «Детство» хлопающим мух над головой спящего Николеньки Иртеньева, чем вызывает недовольство ... герой произведения говорит:“Так ты меня очень любишь? Смотри, всегда люби меня, никогда не забывай. Если не будет твоей (мамаши), ты не забудешь её? Не забудешь, Николенька? ...

Полное имя персонажа — Карл Иванович Мауэр. По национальности герой немец и происходит из Саксонии. В семье Иртеньевых Карл Иванович состоит домашним учителем. Внешность Карла описывается автором как «немецкая» — длинная фигура в халате и красной шапочке с кисточкой, под которой скрывается лысина. У персонажа редкие седые волосы, орлиный нос, на котором сидят очки, голубые глаза.

Для торжественных случаев у Карла Ивановича есть синий фрак со сборками на плечах и галстук, который герой повязывает бантом. Старика часто видят в очках и с книгой в руках.

У героя добрый голос и мягкий характер, Карл любит детей, с которыми занимается, утешает тех и проявляет участие, если дети огорчены и плачут. При этом как учитель герой строг и требователен, и в классной комнате преображается в сурового наставника. Временами Карл Иванович сердится на Николеньку Иртеньева и наказывает того — ставит в угол на колени, требует извинений за проступки.

Николенька Иртеньев

Сам Карл Иванович – не слишком счастливый человек. Это одинокий бедный старик, который рос сиротой, жизнь героя сложилась непросто. С возрастом Карл оглох на одно ухо, на одной руке героя недостает пальца.

Когда герой не занят образованием детей, то коротает время за чтением. Из-за увлечения книгами мужчина даже испортил зрение. Карлу Ивановичу свойственна педантичность, герой любит порядок и следит за тем, чтобы вещи лежали на собственных местах аккуратно.

В семье Иртеньевых герой работает и живет уже двенадцать лет, и за это время он привязался к господским детям, как к собственным. Карл Иванович даже ухаживает за детьми, когда те болеют, хотя это и не входит в обязанности учителя. Дети настолько привыкли к Карлу Ивановичу, что старика берут с собой, когда едут куда-то с детьми.

Карл Иванович и ученики

Сам герой прикипел душой к детям и не представляет, что станет делать без них. Карл согласен даже работать у Иртеньевых без жалованья, чтобы не расставаться с воспитанниками. Николенька, главный герой повести, с равной любовью и уважением относится к Карлу Ивановичу и собственному отцу.

У Иртеньевых Карл Иванович получает семь сотен рублей жалованья в год, что немного. До этого герой работал в семье некоего генерала, где, по убеждению самого героя, его ценили больше. Детей Иртеньевых герой учит истории, немецкому языку и прочим предметам.

Карл Иванович горд и привык говорить людям правду. Герой не льстит и не потакает окружающим. Помимо прочего, он любит поэзию и даже пишет стихи сам. Почерк у Карла Ивановича округлый и красивый.

9 стр., 4275 слов

Мой любимый сказочный герой (иван царевич, карлсон, баба яга) 3, 5 класс

... учить людей чему-то нужно уметь. Сочинение на тему Баба яга мой любимый сказочный герой Одним из самых выделяющихся персонажей русских народных сказок является баба яга. Её прообразом говорят, ... geroj-skazki «Иван Царевич» — сочинение о собирательном образе русского героя То, с чего маленький читатель начинает свой путь в большой мир литературы — это русский народный фольклор: сказки, былины, сказы, ...

Главные герои повести «Детство»

Через двенадцать лет самоотверженной службы Карла Ивановича попросили оставить пост домашнего учителя, потому что дети уже выросли, должны теперь «учиться серьезно» и в услугах героя больше не нуждаются. Старик затаил большую обиду и по-своему отомстил на уроке, когда несколько раз прочел детям с выражением фразу:

«Из всех пороков самый тяжкий есть неблагодарность».

Отношение к maman

Образ матери является самым светлым, самым прекрасным образом в повести, при этом в произведении нет конкретного описания внешности или детальной характеристики женщины.

Мать для Николеньки — самое любимое существо на земле. Он не стесняется проявлять к ней нежность и ласку, любит часто проводить с ней время и общаться. Скорее всего, именно благодаря раннему влиянию матери мальчик растет таким добрым и отзывчивым ребенком, умеющим сострадать и испытывать чувство вины. Поэтому характеристика Николеньки из повести “Детство” была бы неполной и однобокой, если бы не описание его отношений с матерью.

Смерть самого любимого человека оставила неизгладимую рану в сердце мальчика. Он много плакал и страдал, по-своему переживая горькую утрату. Он не понимал, как цветущая и жизнерадостная мама могла превратиться в желтое иссохшее существо с закрытыми глазами и неузнаваемым лицом.

И в то же время мальчик описывает все свои ощущения и чувства с безграничной искренностью и прямотой. Он называет минуту самозабвения, проведенную около гроба любимой родительницы, самым истинным проявлением горя. В других же случаях, когда Николенька плакал и рыдал по матери, он делал это из чувства самолюбия, претенциозности и эгоистичности, честно признаваясь в этом перед самим собой и испытывая глубокий стыд и презрение к самому себе.

Цитаты

«Карл Иваныч, с очками на носу и книгой в руке, сидел на своем обычном месте, между дверью и окошком. Налево от двери были две полочки: одна — наша, детская, другая — Карла Иваныча, собственная. На нашей были всех сортов книги — учебные и неучебные: одни стояли, другие лежали».

«Бывало, как досыта набегаешься внизу по зале, на цыпочках прокрадешься на верх, в классную, смотришь — Карл Иваныч сидит себе один на своем кресле и с спокойно-величавым выражением читает какую-нибудь из своих любимых книг. Иногда я заставал его и в такие минуты, когда он не читал: очки спускались ниже на большом орлином носу, голубые полузакрытые глаза смотрели с каким-то особенным выражением, а губы грустно улыбались».

«Бедный, бедный старик! Нас много, мы играем, нам весело, а он — один-одинешенек, и никто-то его не приласкает. Правду он говорит, что он сирота. И история его жизни какая ужасная! Я помню, как он рассказывал её Николаю — ужасно быть в его положении!»

17 стр., 8345 слов

Проблема роли детства в жизни человека: аргументы из литературы. «Детство»

... опыт и аргументы из нескольких литературных произведений. Сочинение на тему “Проблема роли детства в становлении личности человека” Отрывок из этой повести, который мы прочитали, настраивает нас на совместные ... нас серьёзных размышлений. Действительно, в детстве жить очень интересно, но легко ли? Как влияют детские годы на формирование человеческой личности? Детство – важнейший период человеческой ...

«Карл Иваныч был очень не в духе. Это было заметно по его сдвинутым бровям и по тому, как он швырнул свой сюртук в комод, и как сердито подпоясался, и как сильно черкнул ногтем по книге диалогов, чтобы означить то место, до которого мы должны были вытвердить».

Характеристика и образ Карла Ивановича из повести Толстого Детство сочинение

Для каждого человека пройденный этап в жизни оставляет свой отпечаток на душе. Каждый такой этап отражает особенности развития и взросления человека как личности. И вот в произведении Детство Льва Николаевича Толстого, мы видим этап жизненного пути главного героя при взаимодействии с обществом. Особенно точно показано, как такое общество влияет на людей, а именно на их убеждения и поведение.

Наш герой Карл Мауер является в повести учителем детей в семье Иртеньевых. Глава семьи доверил Карлу Ивановичу воспитание и обучение Николеньки и Володи. Он является ярким второстепенным персонажем, который прекрасно раскрывает и дополняет каждого героя, раскрывая с разных сторон.

При первом описании гувернера мы видим человека в красной шапке, покрывающей седую голову с редкими волосами и в халате до пят. Но таков наряд его не постоянен. На занятия с детьми он одевает синий костюм, соответствуя своему образу учителя. По своему происхождению он немец и родом из Саксонии. При знакомстве со старым учителем мы видим его в комнате Николеньки, когда тот нечаянно его будит, прогоняя муху. По всему повествованию повести мы понимаем, что Карл Иванович добрый и душевный человек, на которого невозможно ругаться или злиться. Несмотря на это и благодаря своему происхождению, он прекрасно делит на личное и деловое. Для детей он был и добрым другом и в то же время и строгим наставником.

Учитель безумно любит детей и следит за их поведением. В обыденной жизни учитель был весел и игрив с детьми, но в классе его строгость брала над ним вверх. Так же учитель был требовательным, так как хотел, что бы ребята стали образованными, а не избалованными.

Одно из любимых занятий Карла Ивановича устроившись в удобно сидеть и читать любимую книгу. В утреннее время как полагалось Николеньку и Володю учитель в комнату для приветствия с маменькой. В такие минуты Карл Иванович и маменька общались на родном языке учителя.

Как нам становится известно жизнь учителя была тяжела и одинока. Он был сыном немецкого графа, который так и не признал его своим родным. Во время войны он был пленен, работал на фабрике и позже был арестован из-за измены. Благодаря своим умениям и логике он сумел сбежать, где после устроился на работу к генералу Сазину. После такого тяжелого периода в жизни он попадает в дом и в семью Иртеньевых, которые принимают его как родного человека. Окружающие его люди сразу чувствуют его огромное сердце и заботливость во всем.

Хороший учитель всегда оставит благоприятный след в душе человека. Лишь его добрые глаза и благородные нравы заставляет нас идти по правильному пути. Благодаря Карлу Ивановичу наш главный герой Николенька вырос таким добрым и чутким человеком.

8 стр., 3878 слов

Лекция 4. Образ послереволюционной советской действительности ...

... временным угадывается вечное. II Сюжет повести «Собачье сердце», написанной в 1925 году, как и сюжет ... в повести как олицетворение эпохи военного коммунизма, времени абсолютно чуждого и враждебного Булгакову и олицетворяющему для него сущность пролетарской революции: “Он был страшно старомоден. В 1919 году этот человек ... развития событий. В этой связи обращают на себя внимание черты сходства Персикова ...