А. П. Чехов… Стоит произнести это имя, и в сознании возникает целый мир образов: бедная русская провинция, уставшие от однообразной уездной жизни интеллигенты, разоряющиеся дворянские усадьбы. Тоска, безбрежная, непреодолимая… За всем этим – боль писателя, человека совестливого, скромного. Создавая его портрет, К. Чуковский не преувеличивает достоинств Чехова, в основе его повествования – воспоминания людей, близко знавших писателя, – актера Вишневского, писателей – Горького и А. Куприна.
Название
Перед экзаменуемым не ставится задача озаглавить свое сочинение, однако если вам легко дается создание заголовков, то название может стать приемом вступления и организовать первую фразу вашей работы.
« Великий „сострадалец“» – так можно было бы озаглавить этот текст, ведь главной чертой личности А. Чехова, на которой сосредоточился автор, стала его щедрая, не требующая благодарности помощь людям.
Ссылка на авторитетное мнение
Это может быть мнение конкретного человека, чье имя нужно назвать, или мнение профессионалов («политики высказываются…», «экономисты провозглашают…»), или же традиционно-исторический опыт, на который можно сослаться в безличной форме («недаром в народе говорят…», «бытует мнение, что…»).
Цитата
Использование цитаты – очень распространенный и выигрышный вариант вступления. Если вы не можете припомнить подходящую цитату, не стоит сильно расстраиваться, так как порой яркое высказывание из проблему исходного текста">исходного текста может стать превосходным началом сочинения.
Из исходного текста: «Каждый человек может быть необыкновенным, если откроет свою душу красоте мира и она властно войдет в эту душу», – пишет Наталья Долинина, предлагая своим читателям задуматься над вечной проблемой духовности человека и общества».
Из другого источника: «Настоящие писатели – совесть человечества», − утверждал великий философ Людвиг Фейербах. И не случайно. Совестливость, скромная оценка себя как творца дают возможность совершенствоваться, искать, ценить тех, для кого ты работаешь. А ведь без этого нет развития…
Подвиг человека в Великой Отечественной войне — замяла на долго ...
... любимым людям. Я буду стремиться хоть немного походить на моих любимых персонажей – настоящих Рыцарей и Героев. Роман «Три мушкетера» как книга для юношества Роман «Три мушкетера» А.Дюма ... авторов. Однако в плоскости заявленной нами темы нет научных исследований, если не считать материалов статей методического характера. «Три мушкетера» — это знаменитый авантюрно-приключенческий роман, ...
Вопросы-стимулы
Прием, основанный на использовании ряда вопросов, открывающих сочинение. Одновременно они, как правило, являются формулировкой проблемы. Вопрос не должен быть один, иначе он как бы повисает в воздухе, не производит должного впечатления. Слишком же длинная череда вопросов тяжела для восприятия, так как может привести к потере концентрации внимания. Оптимальное количество вопросов-стимулов – три!
Что такое душа? Когда и почему человек чувствует ее пробуждение? И что она дарует – счастье или страдание? Ответы на эти мучительные вопросы пытается найти в своих размышлениях известный писатель Пришвин.
Картина
Ряд назывных предложений, открывающих сочинение, благодаря описательности, зрительным образам, в совокупности должен создать образ впечатляющей картины. Цель приема – воздействие на эмоции и чувства читателя.
Бескрайняя пустыня… Знойное солнце… Горячий песок… И мертвое безмолвие… Такой станет наша земля, если мы не начнем бережно относиться к природе. И литература должна пробуждать внимание людей к этой проблеме. Именно эта мысль отчетливо звучит в статье С. Залыгина.
Воображаемый оппонент
Этот прием можно использовать при условии, что вы хорошо поняли авторскую позицию. Тогда одному или двум вашим полемическим замечаниям по ее поводу можно придать общий характер.
Возможно, многие сочтут экологические проблемы уделом науки и публицистики. Вероятно, найдутся и те, кто засомневается, что для литературы эта проблематика – важнейшая. С. Залыгин же из числа тех, кто уверен: литература должна воспринять «проблему природы» как безусловно главную проблему современного мира.
И что же автор хотел сказать?»
Этот прием лучше использовать при работе с художественным текстом, когда позиция автора скрыта в подтексте какой-либо истории, не высказывается прямо. Именно тогда возможно акцентировать внимание на контрасте между незамысловатостью рассказанной истории, ее частным характером – и глубиной ее смысла, ее общечеловеческим значением.
Незамысловатая история-случай о собаке, не пожелавшей расставаться с привычкой находить приют у ног хозяина, лишь на первый взгляд кажется забавной. На самом деле она полна глубокого смысла. Верность, преданность, доверчивость – так ли часты они в отношениях людей? Читая повествование, невольно задумываешься о том, что порой животное лучше человека…
Общие сведения об обсуждаемой проблеме
Такой прием можно было бы назвать и по-другому: «От общего – к частному». Если у вас есть база знаний – поговорите о проблеме в расширительном плане в начале своих сочинений. Но не забудьте вернуться к тому ее аспекту, который затронул автор, иначе работа будет иметь слишком общий характер и вы неоправданно отдалитесь от исходного текста.
Цивилизация не синоним культуры. Цивилизация наращивает возможности человека организовать удобную жизнь для своего тела. Культура заботится о душе. Рост цивилизации не служит залогом для роста культуры. Часто даже наоборот.
Эта важнейшая проблема современности – потеря духовности – заботит и В.Непомнящего, автора данной статьи. Для него, как для литератора, публициста, важнейшим оплотом духовности и культуры является книга, поэтому и переживает он об изменении отношения людей к книгам.
Постановка и решение проблемы человека в мире абсурда у Гоголя ...
... абсурдную компоненту бытия. Моя работа посвящена постановке и решению проблемы человека в мире абсурда у Гоголя и Кафки на примере повести «Нос» и рассказа «Превращение». Сопоставление этих имён ... удела» (А.Камю) Исследуя способ организации художественного мира Гоголя и Кафки, приходим к выводу, что решение авторами проблемы человека в мире абсурда при внешнем сходстве имеет качественные различия. ...
Обращение к читателю
Обращение в форме вопросительных или восклицательных предложений с использованием местоимения «вы» – яркий публицистический прием. Однако пользоваться им необходимо с осторожностью: обращения не должны быть излишне напористыми, банальными и назидательными.
Храните тайны, дорожите ими! Ведь доверенное вам – это знак особых отношений, которые можно и потерять! Кто знает, много ли вам их будет доверено? А вот не дорожим и теряем, как будто хочет сказать автор…
Создание определенного эмоционального настроя
Здесь могут быть и картинки воспоминаний, и впечатления от увиденного и пережитого, и описания эмоциональных состояний. Такие вступления притягательны своей искренностью. Выбирайте данный прием смело, если чувствуете, что вам по силам написать всю работу в таком ключе. Однако подобное вступление будет смотреться нелепо в сочинении, наполненном официальными оборотами.
Помню красочные переливы света, брызжущие волны, солнце искрится в капельках брызг. Море. Какое оно! Хорошее… А через несколько дней, во время шторма, оно выплеснуло на берег мертвую живность. И тяжелый запах смерти стоял несколько дней рядом с берегом. Жизнь и смерть так близко. Может быть, тогда, в детстве, в первый раз эта мысль потрясла меня и запомнилась. Не забываются детские потрясения никогда. Потому что становятся мостиком во взрослую жизнь. Вот и В. Аксёнов не забыл того рубежа, на котором он оставлял детство, превращаясь в мужчину…
Обращение к фактам биографии автора, его взглядам, убеждениям
Прием для того счастливого случая, когда вы действительно что-либо знаете об авторе. Характеризуя автора, старайтесь избегать излишних похвал и официоза, не завышайте его роль в культуре: это прочитывается либо как желание угодить экзаменаторам, либо как лесть в адрес автора и, в целом, не добавляет приязни по отношению к пишущему.
Виктор Петрович Астафьев, писатель, публицист, много писал о войне. Сам будучи фронтовиком, он знал о ней не понаслышке. Тот, кто видел смерть близких, кто знает, как легко терять, с особым, бережным трепетом относится к сохранению жизни. Об этом написаны многие книги Астафьева («Звездопад», «Пастух и пастушка», «Прокляты и убиты»), об этом и лежащий передо мной отрывок из статьи, написанной все в той же, взволнованной, астафьевской манере.
ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ
Проблему лучше формулировать в виде проблемного вопроса.
Помните: у автора нет проблем; следует говорить о проблеме, над которой размышляет автор текста.
КЛИШЕ:
Автор размышляет над проблемой (чего? Р.П.) гуманизма (затрагивает, касается, рассматривает…)
Возможно ли гармоничное сочетание духовного и материального в жизни человека? Этой сложной проблеме посвящает свой текст … (назвать автора).
Что такое…? (В чем заключается…? Какую роль в жизни человека играет…?) Эту важную проблему поднимает автор текста.
ИЛИ :
Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что … ., Проблема, которую поднимает (указать автора), волнует умы … ., Автор текста, известный писатель и публицист (указать автора) затрагивает важную проблему … ., Проблема, поднимаемая (указать автора), – это … ., Проблема … привлекает внимание многих исследователей. Задумался о ней и (указать автора)., Волнующая всех проблема … поднимается известным писателем (указать автора).
30 стр., 14668 слов
Методические аспекты проблемы использования исторических документов ...
... работы с историческими документами. В 1960-е - 1980-е гг. значительный вклад в создание методики использования источников на ... вопросы, связанные с организацией подготовки письменных работ (докладов, сочинений, рефератов) на основе изучения источников. В 1920-е - ... др.). В 1990-е - 2000-е гг. проблемы методики изучения исторических источников обсуждались в журналах «Преподавание истории в школе», ...
Обращение к тексту (указать автора) заставило меня задуматься о проблеме … , которую и рассматривает автор.
Что есть … ? В чём … ? Эту важную для каждого проблему поднимает (указать автора).