Урок русского языка в 4-м классе » -повествование по картине В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке»

Разделы:

Орг. момент, Сообщенин темы и цели урока

Сегодня на уроке у нас необычная работа. Мы научимся писать сочинение по картине.

3 Осн. материал

В. М. Васнецов родился в селе Лопьял Вятской губернии. Его отец , священник , страстный любитель природы, он привил это чувство и своим сыновьям, будущим художникам Виктору и Аполлинарию. С детских лет слышал Васнецов былины и сказки о русских богатырях, протяжные грустные песни, которые пели девушки. Все это не могло не оказать влияние на развитие таланта. С 1868 по 1875 год Васнецов учился в Петербургской академии художеств. Первыми его произведениями были рисунки и картины на бытовые темы. Однако только в Москве он полностью нашел себя как художник. Именно в Москве и в знаменитом Абрамцеве работал Васнецов над своими широко известными картинами, одна из них сейчас перед нами. Посмотрите внимательно на эту картину. Опираясь на цветовое решение картины, можно сделать вывод о переданных художником чувствах и настроении изображенных на ней героях. Последовательность анализа картины может быть разной в зависимости от особенностей картины. Обычно используют такую последовательность: низ картины (земля, вода, фон), средняя часть (основная, где, как правило, находится композиционный центр картины), верх картины (фон, небо).

Для написания сочинения нам помогут подготовительные упражнения:

  1. Рассмотрите картину, определите ее тему.
  2. Назовите предметы и героев, которые изображены на картине. Составьте предложения.
  3. Опишите, что вы видите на переднем плане, на заднем плане, в центре картины, слева, справа.
  4. Опишите ситуацию, изображенную на картине.
  5. Опишите персонажей картины: их лица, волосы, руки, одежду, позу, состояние.
  6. Выразите свое отношение к героям, к картине.
  7. Опишите чувства, которые вызывает у вас эта картина.

При написании сочинения по картине вам помогут вопросы:

  1. Нравится ли вам цветовой контраст пейзажа?
  2. Какое слово в названии картины несет наибольшую смысловую нагрузку?
  3. Какие изобразительно – выразительные средства использует художник?
  4. Как интерьер характеризует героев?
  5. Какое значение имеет фон картины?
  6. Как художник относится к своим героям? Почему?
  7. Много ли на картине света, воздуха?
  8. К какому жанру вы отнесете эту картину?
  9. Как художнику удалось изобразить природу?
  10. Какова основная мысль картины?

Все вопросы у вас на столе вам в помощь.

3 стр., 1130 слов

Конспект по русскому языку : -отзыв по репродукции картины художника ...

... картина? Какое настроение она создаёт? 5. Составление плана сочинения (О красках, которые использовал художник.) (Саму кружевницу.) (Налицо, взгляд, волосы, светлую одежду, пальцы, также нужно описать ... юноша украдкой стал посещать бесплатные классы Академии художеств. Его талант заметили. Тропинин обучался портретному искусству, и на академической выставке его картина «Мальчик, тоскующий об умершей ...

Для написания сочинения нам потребуется план, мы вместе его составим.

План:

1. Художник-сказочник.

2. Главные герои картины, их облик, мысли, чувства.

3. Тайны волшебного леса.

4. Вера в счастливый конец.

Какие образы мы видим на картине? (Елена Прекрасная, царевна, суженая, невеста, Иван-царевич, юноша, спаситель, защитник, спутник, Серый волк, лес, чащоба, чаща)

Елена Прекрасная:, Иван-царевич:

Скачка: быстрая, стремительная.

Лес : дремучий, глухой, густой, древний, вековой, косматый мох, черная тина болота.

Серый волк:

После подробного разбора приступаем к работе.

Примерное сочинение

В 1889 году Васнецов написал картину “Иван – царевич на Сером волке”. В ней художник обратился к сюжету известной сказки: Серый волк помогает Ивану-царевичу совершить множество трудных дел, выпавших на его долю. В картине Васнецова царевич, бережно обняв Елену Прекрасную, скачет на Сером волке сквозь дремучую чащу расступающегося перед ним сказочного леса.

Вертикальная композиция картины рождает ощущение опасности, неизвестности. По позе, по выражению лица Ивана-царевича видно, что он боится погони, настороженно и внимательно смотрит вокруг. Лицо спасителя выражает тревогу и в то же время отвагу. Он нежно обнял свою суженую, готов защитить ее от недруга. Царевна обессилена. Измученная скачкой, она безвольно опустила руки и доверчиво прижалась к груди защитника.

Серый волк быстро мчится вперед. Широко раскинуты лапы волка, стелется по ветру длинный пушистый хвост. Острые волчьи глаза зорко глядят, выбирая дорогу. По раскрытой пасти волка и высунутому языку чувствуется, что он держится из последних сил. В то же время мы ощущаем и могучую силу зверя.

Все герои заключены как бы в красный четырехугольник: красная шапка героя, красные ножны, красные сапоги, красный язык Серого волка. Красный цвет помогает художнику выразить тревогу, ощущение опасности.

Деревья-великаны могучего леса встают непроходимой стеной. Но перед добрыми героями заповедный лес расступается. Как в сказке, он помогает им. А яблонька становится символом счастья, светлого предзнаменования, предвестием хорошего конца. Образом цветущей яблони художник привносит в полотно свою веру в справедливость жизни.

4. Письмо сочинения. Подведение итогов.