Поэтический мир Ф. И. Тютчева

Сочинение

Проработав более двадцати лет за границей, говоря и в семье, и в обществе чаще всего по-французски, Тютчев сохранил любовь к русскому языку, написал великолепные стихотворения.

Его первые литературные опыты относятся к 1813 — 1814 годам, когда поэту было одиннадцать лет.

В ранних стихах царит весна. Она и в мире, и в душе. Весна у поэта — символ обновления, начала жизни. «Душой весны природа ожила…» (Могила Наполеона, 1828 год).

В этом же году появляется тютчевский шедевр «Весенняя гроза» — первый его вариант. Окончательный же сложился только в 1854 году:

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Любовь к природе в этом стихотворении не знает препятствий. Взор поэта направлен вверх, к небу. Рождающийся в нем звук наполняет все пространство. От слова «гром» будто бы прогремело «р», разрезав музыкальное течение строк.

Великолепно стихотворение «Как весел грохот летних бурь…». Лето у Тютчева — это пора радости, веселья, ликования. Гроза мешает испытать восторг. Обновление природы, омытой дождем, божественно и прекрасно. Буря мимолетна, потому что через тревогу продолжает звучать «птичий свист». Это просто веселое потрясение природы. И только желтый лист напоминает человеку, что скоро осень:

И кой-где первый желтый лист,

Крутясь, слетает на дорогу…

Мысль о том, что все изменяется, настигает Тютчева даже тогда, когда природа пребывает в восторге от полноты летнего бытия:

Поют деревья, блещут воды,

Любовью воздух растворен,

И мир, цветущий мир природы,

Избытком жизни упоен…

Осень — время увяданья. Именно осенью природа подобна человеку. В стихотворении 1830 года «Осенний вечер» Тютчев пытается понять душу природы, соотнести ее с человеческими ощущениями. «Порывистый, холодный ветр порою» — предсмертные минуты, почти озноб. У лирического же героя это вызывает чувство тихого восторга и просветления, которое связано с «кроткою улыбкой увяданья», физического воплощения, «стыдливости страданья». На такую стыдливость способны лишь возвышенные души, соприкасаясь с которыми, ощущаешь восторг.

Зимний мир у Тютчева — застывший, затаившийся, сказочный:

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит —

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

В восприятии Тютчева мир, окружающий человека, представляет собой движение постоянно взаимодействующих миров, когда времена сменяют друг друга, день сменяет ночь. Дневной мир дан человеку «в утеху, пользу, назиданье». Ассоциации возникают с человеческой жизнью. День оказывается «блистательным покровом», скрывающим за собой что-то непостижимое, неотступное:

8 стр., 3799 слов

Маленького человека в современной жизни. : тema «маленького человека» ...

... православия, замечаю следующее. Удивительным образом, в каждом из нас, в «маленьком человеке», природа заложила два начала, две ... современном мире все чаще выбирают последнее. Да, человек создан для счастья, по словам Короленко, как птица для полета. И даже самый «маленький человек». ... свое предназначение, терзаемся сомнениями, ищем идеал в жизни, разочаровываемся, обращаемся к Богу, живем надеждой, ...

  • Но меркнет день — настала ночь;

Пришла — и с мира рокового

Ткань благодатную покрова,

Сорвав, отбрасывает прочь…

И бездна нам обнажена

С своими страхами и мглами,

И нет преград меж ей и нами —

Вот отчего нам ночь страшна!

Множество земных и вселенских стихий воздействуют на человека. Об этом — в стихотворении «О вещая душа моя». Жить «на пороге как бы двойного бытия» — постоянно подвергаться воздействию этих стихий:

О вещая душа моя,

О сердце, полное тревоги —

О, как ты бьешься на пороге

Как ты двойного бытия!..

В дневной жизни человек страдает от несправедливости человеческих отношений:

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепости страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Именно днем мы сталкиваемся с потерей человеческих ценностей:

Не плоть, а дух растлился в наши дни,

И человек отчаянно тоскует…

Он к свету рвется от ночной тени

И, свет обретши, ропщет и бунтует.

В то же время день, то есть земная жизнь, дает человеку возможность любить природу, людей, женщину.

В ночном погружении в себя он начинает слышать «глухие времени стенанья», когда ощущается как бы неумолимое движение жизни:

Нам мнится: мир осиротелый

Неотразимый Рок настиг —

И мы, в борьбе, природой целой,

Покинуты на нас самих.

Поэт обращен к реальной жизни, в ней он находит отраду для себя. Сущность человеческого бытия для Тютчева — в вечном сомнении, в вечном действии.

Своей поэзией Ф. И. Тютчев не навязывает никому собственных взглядов, а предлагает размышлять о жизни и вместе искать истину.