План-конспект : «Своеобразие поэзии Н.С. Гумилева»

МОТИВЫ И ОБРАЗЫ ЛИРИКИ Н. С. ГУМИЛЕВА , Мотивы и образы лирики Н. С. Гумилева

стихах Гумилева практически нет патриотизма и политики

является экзотика

  • И лирический герой Гумилева, — самоуверенный, отважный, задорный, как и сам поэт.

Гумилев, в сознании читателей воспринимается великим путешественником, но его любовные стихотворения столь же тонки и полнокровны, хоть и находится немного в тени по сравнению с остальными его произведениями. Анна Ахматова была его первой женой, матерью его детей. Стихотворение «Она» посвящено ей.

Любовная лирика

поэта навевает дикой страстью и волей. Некоторые его стихотворения настолько мелодичные, что близки к романсу. А в стихотворении «Из логова змиева», Гумилев использует форму былин и былинные образы.

В отличие от, например, стихотворений Сергея Есенина у Гумилева любовь — это чувство, которое включает в себя стихию природы. И эта стихия недоступна человеческой воле, она всегда грозная. Стихия кого хочет милует, кого хочет казнит. Таким же свойством обладает и любовь. В любовных стихотворениях Гумилева нет грубости, неуважения к женщине, пошлости. Наоборот, полное преклонение перед женщиной. Благородный рыцарь с розой и мечом. Герой доходит до жертвенности и самоуничтожения, как это ярко выражено в стихотворении «Отравленный».

Даже на Венеру, на эту необитаемую планету, Гумилев забрасывает своего героя-любовника. В этом стихотворении заложен практически тройной смысл: Венера-планета реальная, Венера — судьба, Венера — богиня любви.

Лирика Гумилева ближе всего к стихотворениям Александра Блока, который любовь боготворил. В поэзии Гумилева образ женщины-это образ «вечной женственности», как это проявляется в стихотворении «Я и Вы». «Земное» и «божественное» — два этих начала тесно переплетены в стихах поэта о любви. В стихотворении «О тебе», Гумилев как будто бы обращается к земной женщине, подруге, жене.

Через мотив стихии происходит принадлежность женщине к божественному:

«Тогда я воскликну: «Где же

Ты, созданная из огня?»

В произведении «Шестое чувство», поэт хочет сказать о том, влюбленность — это «желание», а вот любовь-истинное интимное и глубокое чувство.

Иногда в поэзии Гумилева, герой благородный, смелый, прыткий. Поэт пишет о неразделенной любви, но не очерняет возлюбленную при этом. Он благодарит ее за проведенное вместе время, и в стихотворении «Прощанье» показывает это чувство.

8 стр., 3543 слов

Анализ стихотворения Великое чувство! У каждых дверей Некрасова

... из объяснения Онегина с Татьяной 4 Как видим, Некрасов начинает стихотворение целой цепью поэтических штампов, причем наиболее обнаженных, связанных ... заглавием и единством цифровой нумерации) закрепляют представление о цикле как едином тексте. Рассмотрим сначала каждую элегию ... в отчетливо бытовые тона, связанные с представлениями о реальной русской, хорошо известной читателю дороге: первый ...

Стихи Гумилева о любви — это целый мир, яркий, тонкий, интересный, через которую читатель видит не только душу и настроение поэта, но и характер и настроение эпохи.

Я конквистадор в панцире железном, Я весело приветствую звезду, Я прохожу по пропастям и безднам И отдыхаю в радостном саду.

Лирический герой раннего Гумилева видит себя конквистадором-завоевателем, весело идущим, «то отдыхая в радостном саду, то наклоняясь к пропастям и безднам». Он готов к смерти («Я с нею биться буду до конца»), но перед мечтой не отступит («Я лилию добуду голубую»).

Завоевать весь мир означает для поэта – увидеть фантастическое озеро Чад, жирафов, пиратов, океанские корабли, познакомиться с настоящими капитанами – потомками Лаперуза и Колумба, о которых он напишет прекрасные строки в знаменитой балладе «Капитаны». Именно в стихотворении «Капитаны» проявилось умение Гумилева вырваться из тисков книжной романтики на простор истинной и вольной поэзии. Свою поэзию Гумилев называл Музой дальних странствий. Неистребимая жажда странствий владела им всю жизнь.

Еще мальчишкой он увлекался зоологией и географией, дома завел разных животных: белку, морских свинок, белых мышей, птиц. А когда дома читали описание какого-нибудь путешествия, всегда следил по карте за маршрутом путешественников. Рассказы отца, корабельного врача, его дяди, контр-адмирала, увлечение приключенческой литературой оказали влияние на формирование мировосприятия Николая Гумилева.

Военная тема

нашла отражение в сборнике «Колчан», изданном в 1916 году. В «Колчане» начинает рождаться новая для Гумилева тема – о России. Она лишь намечается в таких стихотворениях, как «Старая усадьба», раскрывается в вышедшем после революции сборнике «Костер». «Золотое сердце России мерно бьется в груди моей» – строки, трогающие до слез, до сердечной боли…

Октябрьская революция застала Гумилева за границей, куда он был командирован в мае 1917 года. Он жил в Лондоне, Париже, переводил, занимался восточной литературой, работал над драмой «Отравленная туника».

В мае 1918 года Гумилев вернулся в революционный Петроград. Его захватила напряженная литературная атмосфера. Гумилев, вместе с Блоком, Чуковским и другими работает в созданном Горьким издательстве «Всемирная литература». Под редакцией Гумилева выходят баллады о Робине Гуде. Он читает лекции в литературных студиях, в институте истории искусства и литературы, много занимается с молодыми поэтами.

В 1918 году выходит шестой сборник Гумилева «Костер» и сборник переводов восточной поэзии «Фарфоровый павильон».

Николай Гумилев знал, что жизнь его трагична. Он сам сделал свою жизнь такой меняющейся, насыщенной событиями до краев, пульсирующей мыслью и болью, такой, что ее хватило на несколько жизней. Он пытался «создать» и свою смерть. Ему казалось, что он умрет в 53 года; что»смерть нужно заработать и что природа скупа и с человека все соки выжмет и выбросит», а этих соков он чувствовал в себе на 53 года. Особенно любил он говорить об этом во время войны: «Меня не убьют, я еще нужен».

3 стр., 1357 слов

Николай Гумилев — поэт Серебряного века

... слово это — Бог. Сочинения по русскому языку и литературе … Сочинение на тему «Николай Гумилев – поэт Серебряного века» 5.00/5 (100.00%) 1 vote Серебряный век в русской литературе начался в 1892 году, но это достаточно условно. ... романтизма. Вспомним его сборник «Колчан»: И залитые кровью недели Ослепительны и легки, Надо мною рвутся шрапнели, Птиц быстрей взлетают клинки. Я кричу, и мой голос дикий, ...

Но не в 53 года умер Гумилев. Судьба, с которой он любил играть, тоже сыграла с ним злую шутку, поменяв цифры местами. Смерть он встретил в расцвете отпущенных ему сил, в 35 лет. В остальном же умер, как и предсказывал:

И умру я не на постели, При нотариусе и враче, А в какой-нибудь дикой щели, Потонувшей в густом плюще.

Ранняя проза Гумилёва в свете поэтики акмеизма

теги: акмеизм, проза, анализ Установившуюся точку зрения на поэтику акмеизма мы понимаем как реакцию на предшествующий и уже оказавшийся в состоянии кризиса символизм1, во-первых, потому, что основные принципы этой поэтики слагались в тесной связи с творческим ростом Гумилёва (от его символистского ученичества к поэтическому самоопределению и самоутверждению самостоятельной поэтической позиции2, во-вторых, потому, что “В отличие от большинства модернистских течений, акмеизм скорее указывал направление развития поэзии, чем заключал его в определенные границы и рамки.

Примечания:

Ранее творчество

В 1905 году был опубликован первый стихотворный сборник Н. С. Гумилева «Путь конквистадоров» Произведения этого сборника были романтичны и полны героизма. Главный герои — сильные и отважные, они смело отправляются навстречу приключениям и опасностям.

По мнению автора, программным стихотворением сборника было стихотворение «Сонет». В нем он сравнивает себя с отважным конквистадором, который осваивает новые земли. Своими стихотворениями этого периода писатель прославляет смелость, мужество, отвагу, героизм, неустанное движение в перед, а всем невзгодам он смеется в лицо.

Творчество начинающего поэта Николая Гумилева было замечено авторитетным поэтом того времени В. Брюсовым. Брюсов видел в новичке большой потенциал. Во многом В. Брюсов покровительствовал поэту, а сам Н. Гумилев считал его своим учителем.

После окончания гимназии молодой писатель отправляется продолжить свое обучение в Париж. В это время он создал несколько известных произведений: «Принцесса Зара», «Золотой рыцарь», «Скрипка Страдивариуса».

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Основные черты и лейтмотивы творчества Николая Гумилёва 420 руб.
  • Реферат Основные черты и лейтмотивы творчества Николая Гумилёва 260 руб.
  • Контрольная работа Основные черты и лейтмотивы творчества Николая Гумилёва 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

В 1908 году был опубликован поэтический сборник «Романтические цветы». Главным в этом сборнике была романтика. На написание этого сборника писателя вдохновили дальние странствия. Гумилев противопоставляет современную обыденность романтике прошлого. Поэт обращается ко временам римских императоров. В этом сборнике поэт отобразил свои впечатления от своего первого путешествия по Африке. Брюсов благосклонно относился к творчеству молодого писателя, он выделял особое умение Гумилева описывать образ точно и объективно.

В 1908 году поэт вернулся в Россию, в Петербург. В период с 1909 по 1913 он совершил три путешествия в Африку.

2 стр., 781 слов

Муза дальних странствий (Н. Гумилев — поэт «серебряного века»)

... любовью к дальних странствий, к опасностям и тревог. Он и поэзию свою называл - Музой дальних странствий. Трижды он ... Николай Гумилев был расстрелян в 1921 году за «недонесение» на своего друга, с которым учился и вместе был на фронте. Вот такие «предрассудки дворянской офицерской чести» ... Помогло сочинение? ... всего ... Вот такой он был, поэт-воин, поэт-путешественник. Для него немыслимо иное ...

В 1910 году вышел следующий стихотворный сборник Н. Гумилева «Жемчужина». Гумилев посвятил его своему учителю и наставнику В. Брюсову. Книга так же состоит из романтических стихов. Источниками вдохновения для Гумилева стали некоторые произведения изобразительного искусства, литературные сюжеты, а также стихи символистов, например, Брюсова и Бальмонта. В этом сборнике уже видно, как поэт приобретает все больше и больше опыта в сложении стихотворений.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос