Цветовая лексика в стихотворном сборнике М Цветаевой Лебединый стан

Курсовая работа

Цветообозначения в поэтических произведениях Цветаевой не являлись предметом специального исследования. Достаточно полно вопрос о цветообозначениях в поэзии Цветаевой осветила Л.В.Зубова в книге «Поэзия Марины Цветаевой. Лингвистический аспект». Но Зубова пишет о поэзии Цветаевой вообще, а цветовую лексику сборника «Лебединый стан» она не рассматривает, так как её исследование проходило раньше, чем «Лебединый стан» был опубликован в нашей стране. Поэтому данный вопрос является малоисследованным.

1.2 Цели и задачи

Так как вопрос о цветовой лексике сборника «Лебединый стан» малоисследован, то цели данной работы следующие:

  • Дать общее понятие о цветовой лексике (цветообозначении);
  • Выделить все цветообозначения в сборнике «Лебединый стан»;
  • Создать классификацию цветообозначений сборника «Лебединый стан»;
  • Проанализировать отношения между группами цветообозначений;
  • Выявить наиболее употребительные цветообозначения, их роль.

1.3 Понятие о цветовой лексике

цветовую лексику

Цветообозначения (колористическая, цветовая лексика, имена цвета)

Р.В.Фрумкина выделяет 110 имён цвета.

Слова со значением цвета образуют в русском языке, как и в других языках мира, лексико-семантическую группу, в которой набор элементов, их семантика и соотнесение исторически изменчивы, что определяется изменчивостью осознанно выделяемых в языке реалий внеязыковой действительности. По мнению Л.В.Зубовой, результатом семантического развития цветовых слов явилось сосуществование в языке их прямых, переносных и символических значений на разных этапах развития языка, в том числе и в язык современном, что активно использовалось и используется в различных видах и жанрах словесного художественного творчества – в фольклоре, традиционно-книжной и светской средневековой литературе, в современной прозе и поэзии

Индивидуально-авторские коннотации цветообозначений у разных писателей почти всегда основаны на объективных свойствах элементов лексической системы – на реализованных в языке или потенциальных свойствах слов со значением цвета.

1.4 Из истории сложных цветообозначений. Краснянский В.В

В современном русском литературном языке весь массив сложных цветообозначений включает два типа образований:

1) сложение двух (и более) адъективных основ с интерфиксом -о-(-е-)

2) сложение таких же основ с из-(ис-) и –а(-я) в первой части (серозелёный, иссера-зелёный ).

8 стр., 3717 слов

Язык как хранитель культуры

... лиц, говорящих на разных языках. 2. Социокультурный аспект цветообозначений С одной стороны, французскому языку свойственно более широкое использование переносных наименований для обозначения цветов, а, с другой стороны, ... принятые в данном языковом коллективе. Таким образом, под понятием «дух языка» понимается то, как языки организуют высказывание при описании одной и той же ситуации. Это зависит, ...

Первый тип является главным, дающим преобладающее количество регулярных лексем современной речи, второй тип – периферийным, уходящим из языка, дающим всего лишь несколько регулярных лексем.

Различия между двумя типами композитов в том, что первый тип, кроме выражения комплексного оттеночного цвета, реализует и другие цветовые значения, а слова второго типа сложных имён цвета.

Развитие способов соединения цветовых основ было связано, прежде всего, с поиском однословных выражений комплексного оттеночного цвета. Интенсивно этот процесс протекал в XV – XVII вв., когда и складывался первоначальный состав цветовых композитов.

1.5 О некоторых грамматических особенностях имён прилагательных, обозначающих цвет. Даунене З.П., Судавичене Л.В

Имена прилагательные, обозначающие цвет и цветовые оттенки, имеют свои грамматические особенности, которые проявляются в образовании и употреблении краткой формы и степеней сравнения. Характерным признаком качественных прилагательных является их способность образовывать краткую форму и степени сравнения. Прилагательные же со значением цвета, являясь качественными прилагательными, далеко не все способны образовывать указанные формы. И даже в тех случаях, когда эти формы образуются, они ограничены в своём употреблении.

Только некоторые имена прилагательные со значением цвета имеют краткую форму. В большинстве случаев это непроизводные прилагательные: алый – ал, ала, ало, алы; белый – бел, -а, -о, -ы; жёлтый – жёлт, -а, —о, -ы; зелёный – зелен, -а, -о, -ы; красный – красен, -а, -о, -ы; чёрный – чёрен, -а, -о, -ы; и др.

  • ист, -ат, -оват (-еват), -ов-

беловолосый – беловолос, светлоглазый – светлоглаз.

голубой, оранжевый

  • ов-(-ев-)

Отсутствует краткая форма также у относительных прилагательных, которые приобретают качественное значение цвета: бронзовый, золотой, изумрудный, каштановый, кирпичный, кофейный, кровавый, молочный, огненный, пепельный, свинцовый, серебряный, стальной, табачный, янтарный.

  • оньк- (-еньк-),

бледно-розовый, тёмно-красный, пепельно-серый, ярко-зелёный.

медово-бледно

белый-белее, чёрный-чернее.

Формы сравнительной и превосходной степеней образуют имена прилагательные, главным образом непроизводные в русском языке.

1.6 Наименования цвета в русском языке

Цветовые оттенки в русском языке обычно выражаются именами прилагательными6 голубой, пепельный, медовый… Однако существуют и другие способы их передачи. В середине XVIII-начале XIX века в результате переводов соответствующих французских цветообозначений в русском языке появились сочетания слова цвет с именем существительным: цвет змеиной кожи, кофе с молоком. Эта структура не знала никаких ограничений, что позволяло передавать самые разнообразные окраски.

В России новые, смешанные оттенки цветов получили главным образом в «дамском» языке самые причудливые наименования (перифрастичность вообще была признаком «эстетически приятной речи»): цвет коровьего хвоста, морского рака. В «Северной пчеле» за 1841 год об увлечении такими цветообозначениями пишут уже как о комическом эпизоде.

30 стр., 14756 слов

Обогащение лексического запаса младших школьников изобразительно-выразительными ...

... младших школьников обычно не хватает словарного запаса, они могут употреблять слова в неправильном значении, строить только простые предложения. Из-за этого пересказ текста ... лексического запаса младших школьников. Предмет исследования: методы и приемы обогащения лексического запаса младших школьников при использовании изобразительно-выразительных средств языка на уроках русского языка и ...

Однако конструкция, усвоенная для выражения различных оттенков, становится привычной в русском языке. Таким образом. В русском языке создаётся ещё один способ выражения цветовых качеств.

Постепенно такие цветообозначения начинают широко использоваться наряду с обычными прилагательными (цвет морской волны, чайной розы, вороньего крыла, мокрого асфальта, слоновой кости).

1.7 Субстантивация прилагательных, обозначающих цвет

Субстантивация —

«Для определения политических, общественных взглядов активно используются прилагательные-субстантиваты, обозначающие цвета: оранжевые, зелёные. Лексическое значение субстантивата более сложно, многопланово, нежели значение производящего прилагательного.

Существительные белые и красные употребляются в качестве названий политических групп и лиц, выражающих те же убеждения. Цветовая семантика обусловлена экстралингвистическими факторами: символика, форма», — пишет У.Н.Фысина

1.8 Из истории политического лексикона

Есть слова, обагрённые кровью истории.

белый

Красный флаг впервые был поднят в Париже революционерами 20 октября 1789 года. С тех пор он стал символом революции. После крушения империи Наполеона І Бонапарта и кратковременной реставрации королевской династии Бурбонов белый цвет стал ассоциироваться с монархией и королём — в противоположность красному , революционному цвету.

Белые знамёна(drapeau blanc) с лилиями – традиционные символы французской монархии. После окончательного падения монархии Бурбонов в 1830 году — символика белого цвета широко использовалась монархически настроенными кругами.

Таким образом, переносное « политическое» значение слова белый пришло на русскую языковую почву из французского языка, где оно в первые десятилетия XIX века приобрело значение « свойственный монархии, защищающий такой режим».

В русский язык это значение проникло в 40-50-е годы XIX века.

После революции 1917 года понятие наполнилось новым содержанием: «связанный с самодержавием, царизмом; выступающий в его защиту». Слово оценивалось в советском языке резко отрицательно и-мало того — стало одним из обозначений понятия «враг народа».

Ещё во время гражданской войны в России у белого сформировалось значение «защищающий старый, законный строй; участвующий в вооружённой борьбе против большевиков»

В зависимости от политической позиции людей семантическое наполнение слова составляют или негативно-оценочные элементы, самодержавный, царский, реакционный, контрреволюционный (в советском языке) или позитивно-оценочные: «защищающий старый режим, антиреволюционный, направленный на подавление революции (в языке людей, не принимавших советскую власть).

«семантического зеркала»

Белая гвардия, Белая гвардия

белогвардеец

В первые годы революции в смысле этих производных значимым элементом была сема «вооруженный; ведущий вооружённую борьбу».

13 стр., 6490 слов

Символика цвета в различных культурах

... источники символики белого цвета, позволяющие понять его магическое значение в жизни первобытного человека. 1.2. ЧЕРНЫЙ Вторым важнейшим цветом в жизни первобытных людей был черный цвет. Если белый означал ... "основные цвета", к которым, обычно, относят белый, черный, красный, синий, зеленый, желтый и фиолетовый. Этот список может меняться в зависимости от конкретной культуры. Попытки ввести ...

2 Цветовая лексика в стихотворном сборнике М.И. Цветаевой «Лебединый стан»

2.1 Цветопись в поэзии М. Цветаевой

Мастерски использовала поэтесса цветопись. Излюбленные её цвета чёрный , белый и красный , символизирующие в её стихотворениях то контрастность переменчивость настроений и психологических переживаний лирической героини, то сложную гамму восприятий окружающего мира, которую Цветаева умеет метафорически обобщить, выразительно и эффектно «преподнести» читателю с помощью различных оригинальных сравнений.

В своих политических стихах этих лет(1920-е), составляющих книгу «Лебединый стан», она прославляет Белое движение, с горечью пишет о развязанном с обеих сторон терроре.

/И справа, и слева/Кровавые зевы,/И каждая рана:/- Мама!/

/И справа, и слева,/И сзади, и прямо,/И красный , и белый: /- Мама!/

Белым был – красным стал:/Кровь обагрила./Красным был – белым стал:/Смерть побелила./

Лебединый стан- это белое движение, добровольческая армия Деникина и Врангеля. Наряду с прославлением звучит монархическая тема. Надежда на спасение России.

Физик Пухначёв первым обративший внимание на изобразительность как важный элемент художественной системы Цветаевой, писал, что зрительные образы, динамичные по своей природе, сходны с образами кинематографа. (Пухначёв Ю.В. Пространство Цветаевой//Пухначёв Ю.В.Число и мысль М.1981).

Исследование цветообозначения подтверждает это наблюдение.

2.2 Классификация по цветам

2.2.1 Белый цвет

В словаре русского языка прилагательному белый даются следующие определения.

противоположный

Белые руки.

Белый день занялся над столицей., Белая горница, Белая армия. Белый террор.

6)в значении существительного. Белые -ых, мн. Шашки, шахматные фигуры светлого цвета в отличие от чёрных. Играть белыми .

Белая куропатка. Белый медведь. Белый гриб. Белая лилия.

С точки зрения современного языкового восприятия главным из этих значений является первое, цветовое значение. Именно в этом значении прилагательное белый способно сочетаться с самыми различными словами, обозначающими предметы и явления окружающего реального мира.

Следующие два значения, будучи фразеологически связанными, реализуются лишь в определённых сочетаниях. Не является свободным и четвёртое значение, реализация которого ограничена не только условиями лексической сочетаемости, но и содержательной стороной текста — его соотнесённостью с конкретным историческим периодом ( белый в значении «контрреволюционный»- неологизм эпохи Октябрьской революции и гражданской войны).

В сборнике Цветаевой группа слов, обозначающих белый цвет, самая многочисленная. Она представлена следующими частями речи:

Имена существительные:

  • Белизна(216);
  • белогвардейцы(218);
  • Белый (в значении существительного) (242).

Имена прилагательные:

в полной форме: белая кость(200);

  • белая гвардия(201);
  • белое дело(201);
  • белое тело(201);
  • рать(201);
  • видением(201);
  • белою стаей(203);
  • белым стражем(215);
  • белый храм(216);
  • бледный праведник(216);
  • белый полк(216);
  • белый лебедь(217);
  • белые грузди(218);
  • белые звёзды(218);
  • белый стан(239);
  • белый поход(241);
  • белый груздь(242
  • над белым Доном(243).

    14 стр., 6664 слов

    Сочинения 15.1, 15.2, 15.3 по тексту троеполького из повести ...

    ... переосмыслить многие вещи. Проблема воздействия природы на человека. , Сочинение ЕГЭ: Осенью лес по-особенному красив. Желтые и красные листья, ... заставить задуматься над важными вопросами. В данном тексте Г. Н. Троепольский поднимает проблему влияния природы на человека. Эта ... торопливо посыпали листьями.35) Вальдшнеп упал комом. 36) Бим подал его по всем правилам. 37) Но хозяин, приласкав Бима ...

в краткой форме:

  • лик бел(192);
  • белы-лебеди(226);
  • белы-рыцари(226).

Глаголы:

  • смерть побелила(242).

Побелить- сделать белым. Имеется в виду цвет лица, кожи умершего.

Значение белого цвета в сборнике — чистота, жертвенность

2.2.2 Красный

В словаре русского языка прилагательному красный даются следующие определения.

Красное знамя, Белые были выбиты из Красноводска красными частями., Толпа без красных, Я видел красный день: в России нет раба!, Красное солнышко. Ох, лето красное! любил бы я тебя., Красное крыльцо. Красный угол

7) Как составная часть некоторых ботанических и зоологических названий.

Красная верба. Красный перец. Красный коралл. Красный волк.

Пурпур имеет в словаре такое определение, следовательно, в зависимости от контекста, может не быть цветообозначением.

1) Тёмно- или ярко-красный цвет (первоначально ценное красящее вещество)

2) Дорогая одежда из красной ткани как признак роскоши и величия (устаревшее)

Цветообозначения красного цвета представлены такими частями речи.

Имена существительные:

  • овеянная красным(222);
  • красный(242);
  • у красных пропадал(242).

  • пурпур царей(225);
  • снег в крови(199);
  • дракон в крови(212);
  • кровь-руда(242);
  • румянец*(197);
  • розы румянца(233);
  • Примечание: Бахилина Н.Б.

в своей статье «Румянец. Из истории цветообозначений» пишет: «Первоначально слово значило «румяна; краска для лица». Румянец в значении «цвет лица» появляется довольно поздно, вероятно, не ранее XVII века. В XVIII веке слово широко употребляется как для обозначения цвета лица, так и для обозначения розового, алого цвета в природе (растений, цветов, плодов).

Чтобы подчеркнуть особенности этого слова, любопытно сопоставить его с родственным прилагательным румяный. Будучи обозначением природной окраски, румяный, как и многие другие (смуглый, бледный), является цветом неопределённым, смешанным. Если сравнить прилагательные румяный и красный для указания на цвет лица, то первое будет положительной характеристикой, а второе отрицательной. Словом красный будет передан излишне интенсивный цвет, не соответствующий цвету нормального свежего цвета лица, который представлен словом румяный. Слово же румянец мы называем румянцем не только этот здоровый розовый цвет лица, не только яркий, слабый, нежный румянец, здоровый, нездоровый, лихорадочный румянец, не только тёмный, смуглый румянец, но и багровый, коричневый, кирпичный румянец. Таким образом, румянцем называют не цвет, а окраску, различного рода оттенки красноватого цвета, которые выступают на лице, главным образом на щеках. Слово часто имеет при себе цветовое определение, следовательно, оно само по себе не обозначает цвет, и его, вероятно, не следует считать цветообозначением.». В данной классификации слово румянец относится к цветообозначениям, оно не имеет при себе цветового определения.

1 стр., 462 слов

Описание по картине Билибина «Черный всадник»

... краски дня. Идея иллюстрации — аллегорическое изображение ночи — чёрного всадника. По условию сказки всадник-ночь — союзник бабы-яги, носитель зла, поэтому образ персонажа ... в рисунок. Оранжевый цвет орнамента на плаще, сбруи коня, лесных цветов бледен в сравнении с отчётливым чёрным цветом. Вечерний холодок и ... неизгладимому впечатлению от прочтения сказки. Понравилось сочинение? А вот еще:

Имена прилагательные:

в полной форме:

  • красных знамён(187);
  • красною тряпкой(209);
  • солнце красное(209);
  • Красная площадь(211);
  • красный зверь(227);
  • на Красной Руси(239);
  • телега красная(240);
  • красная пыль(240);
  • рот алый(243-3);
  • красная погоня(244);
  • тряпкой алой(240);
  • рот алый(243-3);
  • пурпуровый стяг(240);
  • кровавая луна(194);
  • кровавым пойлом(200);
  • кровавым волоком(225);
  • кровавые зёвы(242);
  • рыжеволосый Самозванец(197);
  • рыжим татарином(205);
  • над ржавой сковородкой(236);
  • колёса ржавые(240);
  • смуглое солнце(241);
  • на лице туманно-розовом(230);
  • золотокудрого ребёнка(240);

в краткой форме:

  • красен кизиль(241).

Глаголы:

  • кровь обагрила (242).

Обагрить-сделать багровым.

Красный цвет в этом цикле выступает как символ бунта, революции, которая неразрывно связана с кровью, кровопролитием

«Красная идея – противоречие законам морали, здравого смысла», как пишет Т.П. Усачёва.

Коли в землю солдаты всадили — штык,, Коли красною тряпкой затмили – Лик.

2.2.3 Чёрный цвет

В словаре русского языка прилагательному чёрный даются следующие определения.

Чёрный дым. Чёрная краска., Чёрные от загара ребятишки., Играть чёрными., С чёрными руками., Чёрный ход. Чёрная лестница., Выполнять чёрную работу.

  • Чёрная гайка. Чёрный болт.

[Пугачев] был встречен не только чёрным народом, но и духовенством, купечеством.

9) только полная форма. Историческое. Государственный, не частновладельческий (в Русском государстве 14-17 вв.); тягловый, податной.

Чёрная сила.

Чёрные стороны жизни.

  • Чёрные думы.

Чёрная зависть. Чёрная измена., Чёрный дельфин. Чёрный дятел. Чёрный медведь. Чёрная берёза. Чёрная смородина., Имена существительные:

  • чернота(187);
  • среди этих, тёмных(192);
  • мрак(196);
  • в темноте(208).

Имена прилагательные:

  • чёрной тряпицы(189);
  • чёрный день(189);
  • ворон чёрный(197);
  • чёрные глаза Стрельчихи(199);
  • чёрная кость(200);
  • чёрному дулу(201);
  • чёрная Консьержерия(208);
  • чёрные гвозди(218);
  • чёрной пучиной(225);
  • в чёрном царстве(228);
  • чернь чёрная(232);
  • чёрный морок адов(235).

  • тёмный пир(189);
  • слово тёмное Любви(199);
  • за жизнь его за тёмную(227);
  • над трубной сажей(236).

2.2.4 Синий цвет

Синий цвет имеет оттенки: голубой, лазурный.

Синий

Синее небо.

Синее лицо

Лазурь

Небесная лазурь.

2) Природная светло-синяя краска.

3 стр., 1154 слов

Костюм Нидерландов XVII века. Голландское барокко. Гармония черного и белого

... Амстердам были центрами мировой торговли, местные же бюргеры являлись фактическими хозяевами Нидерландов, мечтавшими, естественно, о ее политической самостоятельности и таком государственном устройстве, ... монархии второстепенную провинцию, а поэтому увеличил налоги и всевозможными средствами разорял Нидерланды. Для вполне сформировавшегося буржуазного государства терпеть уничтожение своей, с таким ...

Голубой

Голубое небо, Голубая мечта, Имена существительные:, Имена прилагательные:

Голубые облака(186); голубые, как небо, воды(192);

2.2.5 Серебряный цвет

Серебряный

1) Блестяще-белый, цвета серебра

Серебряный — относительное прилагательное, развившее качественное значение цвета.

Имена существительные:, Имена прилагательные:

Цвета пепла и песка

Зелень не является цветообозначением, так как употреблено во 2-ом значении.

1) Зелёный цвет

2) Растительность, растения

с веткой зелени фуражка(193).

Следовательно, для цикла стихотворений «Лебединый стан» характерно употребление 3-х основных цветов в их прямом и переносном значении. Белый цвет, как символ контрреволюционного движения, связанный с понятием чистоты, правды, справедливости, добра, света, святости. Красный цвет, как символ революции, бунта, связан с кровью, но в то же время является символом царской власти (пурпур царей).

Чёрный цвет, как символ несправедливости, тьмы, зла.

2.3 Отношения между группами цветообозначений

2.3.1 Оппозиция «чёрное-белое»

Как пишет Л.В.Зубова, это «универсальная для всех времён и культур оппозиция, предопределенная антонимическими свойствами данных цветовых слов в их переносных и символических значениях». Белый цвет в данном случае обозначает добро и справедливость.

Например, цвет лица (192):

Был твой лик среди этих, тёмных ,

До сиянья, до блеска – бел

(200): Раб худородный увидит — Расу:

Чёрная

Белизна

лебеди

вόроны?

В данном случае лебедь символизирует белый цвет (добро), а ворон-чёрный (зло).

«В бытийном смысловом контексте Революция, по Цветаевой, это не столько классовая борьба, сколько вечная борьба Добра и Зла, Чёрного и Белого, Христа и Антихриста, созидательного и разрушительного начал», справедливо замечает Т.П.Усачёва.

2.3.2 Синонимический ряд с общим значением красного цвета

красный, пурпуровый, пурпур, кровавый, алый, туманно-розовый, рыжеволосый, рыжий, ржавый, смуглый.

Ряд с общим значением красного цвета в стихотворениях М.Цветаевой состоит из основных групп, различающихся конкретной семантикой и сочетаемостью его элементов:

I. цвет крови или вещества, поверхностей, окрашенных кровью.

1)Крик младенца, рёв коровы.

Слово дерзкое царёво.

в крови.(199)

2)Рвитесь на лошади в Божий дом!

Перепивайтесь кровавым пойлом!(200)

3)Московский герб: герой пронзает гада.

Дракон в крови.

4)И справа и слева

Кровавые зёвы.

5) Белый был – красным стал:

Кровь обагрила.

II. цвет лица, губ, щёк, сопутствующий здоровью, жизненной силе, а также отражающий душевное волнение, возбуждение.

1) Очи — два пустынных озера…

туманно-розовом

2) Где спесь твоя, княгинюшка? – Румянец,

Красавица? – Разумница, — где речь?

3) Пышно и бесстрастно вянут

Розы нашего румянца.

38 стр., 18559 слов

Влияние Пушкина на творчество Цветаевой

... Цветаевой, писавшие о Пушкине, пытались подойти к поэту с точки зрения существовавшего в начале XX века ... писала эти строки; они - лишь поэтический прием. Марина была очень жизнестойким человеком ... всем литературным заведениям так называемого Золотого века русской поэзии (салонам, кружкам, различным группировкам ... правило воображение, возросшее на книгах. Красною кистью Рябина зажглась Падали листья ...

III. цвет волос.

рыжеволосый

Тебя схватил – ты не согнула плеч.(197)

2) Рыжим татарином рыщет вольность.

С прахом равняя алтарь и трон.(205)

IV. цвет как геральдический знак царской власти.

1)Волочится кровавым волоком

Пурпур царей.(225)

V. Цвет, символизирующий бунт, революцию.

1)Не видьте красных

Знамён во сне.(187)

2)Коли в землю солдаты всадили – штык,

Коли красною тряпкой затмили – Лик.(209)

3)Колыбель, овеянная красным !

Колыбель, качаемая чернью!(222)

4)Разин! Разин! Сказ твой сказан!

Красный зверь смирён и связан.(227)

5)И страшные мне снятся сны:

Телега красная .(240)

6)На паперти

На стяг

Пурпуровый

Вопит калека…(240)

тряпкой алой

Горит безного костыль.(240)

8)И красная – до неба — пыль.(240)

9)С пеной рта пляшет, не догнав,

Красная погоня!(244)

VI. Цвет солнца, луны.

1) Вдоль стен

По канавам – драгоценный поток,

И кровавая в нём пляшет луна.(194)

2)Реки – жечь, мертвецов выносить – в окно,

Солнце красное в полночь всходить должно.(209)

3)Буду выспрашивать волны турецкого моря,

Смуглое солнце, что в каждом бою им светило.(241)

VII. Цвет, обозначающий коррозию (порчу) металла

1)Как ни коптись над ржавой сковородкой –

Всё вкруг тебя твоих Версалей – тишь.(236)

2)Колёса ржавые* скрипят.(240)

Примечание: если рассматривать в значении качественного прилагательного, то не будет являться цветообозначением.

VIII. Цвет, связанный с горением

огненного*

Бонапарта хладные уста.

Примечание: в данном контексте можно отнести к цветообозначению, так как имелся в виду пожар в Москве 1812 года.

Таким образом, красный цвет имеет в сборнике большое количество оттенков, которые в данном контексте являются синонимами.

3. Заключение

Итак, проведённый анализ цветовой лексики в стихотворном сборнике М.И. Цветаевой « Лебединый стан» позволяет сделать следующие выводы.

1. Стихотворения содержат большое количество цветообозначений, употреблённых в своём прямом и переносном значении. Весь цикл построен на активном употреблении, использовании слов со значением цвета.

бел-, красн-, чёрн-.

Итак, небольшая статистика: цветообозначения употребляются белый-35(из них с основой –бел- 30 раз) красный-33( с основой –красн- 13, кров- 5, рыж- 2, ржав- 2, -рыж- 2, пурпур- 2 раза) чёрный-23(чёрн- 19, темн- 4 раза)

Самая употребительная группа обозначений белого цвета. Это цвет символизирующий добро, свет, чистоту, для поэтессы он связан также с обозначением Белой армии. Поэтому она использует символ Белой армии – Лебединый стан, так как он ассоциируется с белым цветом.

красный, пурпуровый, пурпур, кровавый, алый, туманно-розовый, рыжий, ржавый, смуглый.

(белый, чёрный, красный),

красный, белый

3 стр., 1383 слов

Урок развития речи. -описание цветов (6 класс, русский язык)

... что наш урок будет необычным, очень интересным, ярким, а главное, полезным (глядя на оформление класса). Мы вновь развиваем речь, учимся делать ... на уроке? - В каком стиле?  А почему ваше описание художественное? – Что вам особенно понравилось на уроке? Что ... С прихотью, с причудами.). 6. Проверка домашнего задания. - Ребята, дома вы подготовили небольшие зарисовки о цветах, которые вам наиболее ...

туманно-розовый, цвета пепла и песка

4. Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/simvolika-tsveta-v-tvorchestve-marinyi-tsvetaevoy/

1) Марина Цветаева. Стихотворения и поэмы. Ленинградское отделение 1990

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/simvolika-tsveta-v-tvorchestve-marinyi-tsvetaevoy/

1) Алимпиева Р.В. Семантическая структура слова белый//Вопросы семантики. Выпуск 2. Издательство Ленинградского университета Л.,1976.-С.13-14

2) Бахилина Н.Б. Румянец. Из истории цветообозначений//Русская речь-1974. №6-С.83-87

3) Грановская Л.М. Наименования цвета в русском языке XVIII-XIXв.в.//Русская речь-1969. №1-С.30-33

4) Даунене З.П., Судавичене Л.В. О некоторых грамматических особенностях имён прилагательных, обозначающих цвет// Русскиё язык в школе-1971-№1-С.97-100

5) Зеленин А.В. Белый в русской эмигрантской публицистике//Русская речь-1999-№4-С.76-80;

6) Зеленин А.В. Белогвардейцы, золотопогонники//Русская речь 1999-№6-С.80-81

7) Зубова Л.В. Поэзия Марины Цветаевой. Лингвистический аспект Л.: Издательство Ленинградского Университета, 1989.С.110-114.

8) Краснянский В.В. Из истории сложных цветообозначений//Русский язык в школе-2007-№2-С.62-68

9) Усачёва Т.П. Лебединый стан М.Цветаевой в контексте заказа времени// К.: Научные труды КГПУ 2006

10) Фрумкина Р.М. Цвет, смысл, сходство: Аспекты психолингвистического анализа. М.:1984

11) Фысина У.Н. Белые, красные, оранжевые…(Из речевой практики современного политического лексикона)//Русская речь-2007-№2-53с.

12) Черников А.П Серебряный век русской литературы. К.:Гриф,1998.С.412-413

Словари

1) Словарь русского языка. В 4-х томах. М.: Русский язык, 1981

2) Толковый словарь русского языка. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. М.:2006