ЦВЕТ В ДЕКОРАТИВНОМ ПАННО

Актуальность. В современном мире каждому человеку все больше хочется окружить себя не только необходимыми предметами быта, но и создать атмосферу уюта в своем доме, окружив себя уникальными предметами интерьера. Одним из таких необычных предметов может быть и декоративное панно. В наши дни всё больше дизайнеров обращают свое внимание к предметам ручной работы — ведь такие вещи имеют свою индивидуальность и способны подчеркнуть неповторимость выбранного ими интерьера. Панно в интерьере часто играет основную роль, являясь центром композиционного решения помещения, что может быть подчеркнуто цветом, композицией или фактурой. Цветовая гамма в панно может быть довольно насыщенной, а в композиции четко прослеживаться ритм, резкий контраст. Также панно может и не отличаться яркими тонами, но иметь достаточно крупный размер, благодаря чему будет являться центральной точкой композиции определенного интерьера. Цель исследования: использовать закономерности, свойственные декоративной композиции для осуществления творческого проекта декоративного панно. Выделить особенности цветового решения декоративной композиции и применить их в реализации творческого проекта. Объект исследования: декоративное панно. Предмет исследования: особенности цвета в создании декоративной композиции. Гипотеза исследования: технология создания декоративной композиции будет эффективной, если будут учтены ее закономерности, а именно: выделение композиционного центра, равновесие, ритмическая организация, использование контраста и нюанса в элементах и в цветовом решении, лаконичность форм и цвета. Задачи исследования: 1) изучить сущность и виды декоративной композиции. 2) охарактеризовать особенности использования цвета в декоративной композиции. 3

4 ГЛАВА I. ЦВЕТ В ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ 1.1 Понятие композиции, её виды, сущность и принципы декоративной композиции «Композиция (от лат. «compositio» — составление, сочинение) — построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция — важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому.< > В практических искусствах композиция объединяет частные моменты построения художественной формы (реальное и иллюзорное формирование пространства и объема, симметрия и асимметрия, масштаб, ритм и пропорции, нюанс и контраст, перспектива, группировка, цветовое решение и т.д.)» [22].

12 стр., 5564 слов

Декоративное панно «Красно солнышко» в технике лоскутного шитья

... работу. методы исследования: I . История лоскутного шитья Лоскутное шитье издавна известно многим народам. Из пестрых и однотонных кусочков ткани, выкроенных по шаблонам, мастерицы составляют самые разные композиции ... свою работу многообразие приемов шитья и декоративное богатство ... великолепного владения и цветом, и мастерством шитья. ... тряпичных кукол, картины, панно, одеяла, покрывала, подушки, ...

«В первоначальном значении слово «композиция» имело широкий смысл: в римском праве оно обозначало примирение сторон при тяжбе; при состязании борцов на арене цирка их противостояние» [24].

В современном понимании композиция представляет собой построение художественного произведения, которое обусловлено спецификой вида искусства, содержанием, назначением произведения и замыслом художника. Композиция является основой для любого вида искусства, в котором целостность художественного произведения будет определена его содержанием. Композицию можно разделить на три основных вида: фронтальную, объемную и глубинно-пространственную. Данное разделение композиции на виды будет считаться условным потому, что на практике мы будем иметь дело не с отдельным видом композиции конкретно, а с их сочетанием. Например, фронтальная и объемная композиции входят в состав глубинно-пространственной; объемная же часто складывается из замкнутых фронтальных поверхностей, и в то же время является неотделимой частью пространственной среды. 4

5 Характерным признаком фронтальной композиции является распределение в одной плоскости элементов формы в двух направлениях по отношению к зрителю. Такие рельефные изображения, как резьба по дереву, чеканные панно, скульптурные рельефы, строящиеся по законам пластики, также относятся к фронтальной композиции. Объемная композиция представляет собой форму, имеющую относительно замкнутую поверхность и воспринимаемую со всех сторон. Выразительность и ясность восприятия объемных композиций зависят от взаимосвязи и расположения их элементов, вида образующей форму поверхности, от точки наблюдения. Выразительность объемной формы зависит также от высоты горизонта. В процессе восприятия объемной формы при низком горизонте возникает впечатление ее монументальности. С приближением зрителя к предмету увеличивается перспективное сокращение его граней. Примером могут служить станки, машины, бытовые приборы и т. п. Объемная композиция всегда взаимодействует с окружающей средой. Среда может увеличивать или уменьшать выразительность одной и той же композиции. Глубинно-пространственная композиция складывается из материальных элементов, объемов, поверхностей и пространства, а также интервалов между ними. Ощущение глубины усиливается, когда в композицию включаются элементы, расчленяющие пространства на ряд последовательных планов. Глубиннопространственная композиция используется, например, в решении улиц, площадей, микрорайонов и т. п. «Н.П. Костерин в своих работах выявляет в изображаемых предметах их эстетические качества, внутреннее содержание, выделение главного и характерного с помощью таких выразительных средств декоративной композиции, как равновесие, контраст и нюанс, лаконичность цвета и форм, выделение доминанты, ритм. Они являются общими свойствами для декоративной и художественной композиций» [6].

5

6 Подробнее рассмотрим основные закономерности композиции. Всякая правильно построенная композиция является уравновешенной. «Равновесие это размещение элементов композиции, при котором каждый предмет находится в устойчивом положении. Его местонахождение не вызывает сомнения и желания передвинуть его по изобразительной плоскости. При этом не требуется точного зеркального соответствия левой и правой сторон (симметрия всегда уравновешена, а равновесие не всегда симметрично)» (Рис. 1) [7,с. 8]. Рис. 1 Пример симметричной и ассиметричной композиции При установлении равновесия в композиции не маловажную роль играет выбор формы объекта. Так с уверенностью можно сказать, что правильная форма тяжелее, чем неправильная (Рис. 2).

9 стр., 4415 слов

Основные средства композиции

... не самоцель, а только средство для выражения в форме существенных, содержательных свойств изделия - его назначения, особенностей устройства, конструкции. Композиция. Средства, свойства и качества. Соотношение размеров, равновесие масс. Средствами композиции яв

6

7 Рис. 2 Пример правильных или неправильных форм объема Фигуры, расположенные вертикально так же будут казаться тяжелее, чем наклоненные, неустойчивые (Рис. 3).

Рис. 3 Пример расположения фигур Направление расположения элементов также влияет на равновесие композиции (Рис. 4).

Рис. 4 Пример расположения элементов, влияющих на равновесие композиции Помимо этого, на равновесие влияет простота и сложность форм. «Квадрат в устойчивом положении — самая «тяжелая» фигура, это свойство усиливается или оcлабляется цветом. Но внутри себя квадрат имеет скрытые движения, по разному воспринимаются его верх и низ, левая и правая части, углы и середина. Разделив 7

8 его, можно корректировать восприятие этих частей за счет графических акцентов» (Рис. 5) [7,с. 15]. Рис. 5 Пример простоты и сложности форм Треугольник самая «стремительная» форма для восприятия — устойчив только тогда, когда одна из сторон горизонтальна (Рис. 6 А).

Круг форма, сосредоточенная в себе, в ней соединены центробежная, центростремительная силы, и круговые движения. Не имея выраженного основания, круг всегда неустойчив (Рис. 6 Б).

Рис. 6 А, Б Пример устойчивых и неустойчивых форм Итак, мы выяснили, что всякая композиция должна быть уравновешена. При этом можно выделить два вида равновесия: динамическое и статическое. Динамическое равновесие возникает при асимметричном расположении фигур на плоскости, т.е. при их сдвиге вправо, влево, вверх, вниз. А статическое возникает при 8

9 симметричном расположении фигур на плоскости относительно вертикальной и горизонтальной осей композиции симметричной формы (Рис. 7).

Рис. 7 Пример статического и динамического равновесия Немаловажная закономерность композиции это контраст. В общем смысле слово контраст представляет собой противопоставление предметов или явлений, которые резко отличаются друг от друга по тем или иным свойствам или качествам. Суть контраста в том, что противоположные по каким то критериям или параметрам явления вместе пробуждают в нас новые ощущения и чувства, которые при восприятии их по отдельности таковыми не будут. Для примера возьмем сопоставление черного и белого цвета. «Оно может сопровождаться ощущением некоторого шока вследствие внезапного перехода от белизны к черноте, кажущимся изменением размеров и светлоты, возникновением пространственного эффекта и т. п. Эти психофизиологические последствия, вызываемые действием контраста, играют исключительно важную роль в структуре живописного произведения Количественное соотношение тональных и цветовых контрастов левой и правой частей композиции должно быть равным. Если же в одной части число контрастных пятен больше, необходимо усилить контрастные соотношения в другой части, либо ослабить контрасты в первой. Можно изменить очертания предметов, увеличив периметр контрастных соотношений. Для установления равновесия в композиции важны форма, направление, место расположения изобразительных элементов. Неуравновешенная композиция 9

28 стр., 13581 слов

Диплом ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ХОХЛОМСКОЙ РОСПИСИ КАК ВИДУ ХУДОЖЕСТВЕННО ...

... старшего дошкольного возраста через обучение элементам хохломской росписи. Разработать и частично апробировать программу кружковой работы по обучению хохломской росписи для старших дошкольников. Гипотеза: Методы ... остается весьма актуальным. Изобразительная деятельность - это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов. Сочетание двух функций в ...

10 выглядит случайной и необоснованной, вызывающей желание дальше работать над ней» [2,с. 71]. Правильно построенная композиция не может вызывать сомнения и чувства неопределенности. В ней должна быть успокаивающая глаз ясность соотношений, пропорций. Нюанс также как и контраст, может проявиться в форме, величине, движении, конструкции, светлоте, фактуре, цвете. Контрастное сочетание характеристик делает предмет очень заметным, но оно быстро утомляет глаза и препятствует долгосрочному рассматриванию предмета, поэтому в наших представлениях находится на переднем плане не самое главное в этом предмете — содержание, форма, появление. Для характеристики предмета как целостного и гармоничного организма в его форме должны быть отмечены с согласованность и соразмерность частей, их родство и тому подобное. В этом заключается роль выразительности нюанса. Следующий композиционный принцип, который мы рассмотрим, это соотношение форм. Работая над композицией, мы имеем дело с различными параметрами. Пропорции, масштаб и модуль изображаемых величин играют важную роль при компоновке форм на плоскости. Выразительность композиции зависит от правильности их использования. «Декоративная композиция может быть выполнена из элементов различной конфигурации. В этом случае необходимо верно определить положение каждой фигуры в зависимости от формы. Компактность, т.е. степень с которой масса концентрируется вокруг своего центра, также влияет на вес. Компактное изображение выглядит тяжелее, нежели расползающееся в стороны, когда вес стремится выйти за пределы формы» (Рис. 8) [21].

10

11 Рис. 8 Примеры расположения элементов конфигурации Говоря о простоте и сложности формы, следует отметить, что параллельные линии композиционно проще, чем пересекающиеся, так как взаимоотношение определяются постоянным расстоянием между ними. Прямой угол так же воспринимается композиционно проще, чем другие, потому что делит пространство на равные углы. В композиции все формы взаимосвязаны и влияют друг на друга, создавая ту или иную композиционную ситуацию. «Для достижения выразительности в декоративной композиции немаловажную роль играет ритм и взаимосвязь изобразительных элементов на плоскости» [7,с. 20]. «Различные формы жизни зрительно проявляют себя в движении, то есть в механическом перемещении тела в пространстве. Глаза, наблюдая за движущимся телом, повторяют все фазы его движения и одновременно воспринимают протяженность пространства, преодолеваемую телом. В результате многократных жизненных наблюдений в наших представлениях устанавливается определенная связь между движением и протяженностью. Эта связь оживляется при восприятии ряда изображенных фигур и ассоциативно рождает мысль о движении. Такая особенность зрительного восприятия повторяющихся фигур широко используется в изобразительном искусстве для выражения движения, жизни.

Повтор и чередование фигур называют ритмом» [1,с. 52]. «Ритм возникает в результате взаимодействия ритмических элементов — акцентов и интервалов. Акцент — это повторяющаяся фигура. Цветовое пятно или пластическая форма. Интервал — это пространственный промежуток, отделяющий ритмические акценты друг от друга. Акцент, чередуясь с интервалом, создает ритмический ряд. Характер ритма, возникающего в таком ряду, зависит от числа акцентов, от их формы, положения, светлоты, цвета, а также величины акцента и интервала. Например, два акцента и интервал не составляют ритмического ряда и выражают не движение, а покой; три акцента и два равных интервала также образуют статичную композицию, поскольку средний акцент выступает в роли элемента симметрии. Большее число акцентов и интервалов образует ритмический ряд, в котором движение, заключенное в форме 11

7 стр., 3206 слов

Цвет в современной архитектуре. Влияние цвета на форму

... использования цвета в архитектуре - это его использование не в качестве указательного элемента, а для обеспечения необходимой атмосферы и комфорта. Цвет и формы могут ... композиции. Воздуховоды и трубы зачастую открыты и составляют композицию наряду с плоскостями и пространствами, заменяя декоративные детали. В 1980-е годы в противовес советскому конструктивизму появился новый стиль в архитектуре ...

12 акцента, перетекает через интервал к другому акценту и от него последовательно передается всем остальным акцентам, вызывая пульсацию всего ритмического ряда. Асимметрия формы акцента и небольшая протяженность интервала усиливают движение в ряду, тогда как симметрия акцента и большая протяженность интервала замедляет это движение»[21].

Ритмичность, характер ритма проявляются поразному: в одном случае через строго равномерное чередование одних и тех же акцентов и интервалов; в другом — через равномерный повтор одних и тех же акцентов и интервалов, но с постоянным убыванием или нарастанием их массы, светлоты, цвета; а в третьем — через приблизительно одинаковый повтор разных акцентов и интервалов. Возможно ритмическое чередование различных фигур с убыванием и нарастанием, каких либо качеств (размеров, поворотов, меры сложности, цветовой или тональной насыщенности, степени графической или декоративной обработки формы).

«В зависимости от расположения фигур композиция может быть статичной или динамичной. В первом случае элементы располагаются симметрично относительно осей формата. Во втором случае возможны следующие варианты: 1. При одинаковости мотивов динамичность достигается за счет различного расстояния между элементами композиции, а также за счет сгущения их на одних участках композиции и разреженности на других. Происходит это по одному параметру расстояние (Рис. 9 А).

2. Элементы одинакового мотива имеют различные размеры и располагаются на разном расстоянии друг от друга. Динамичность достигается благодаря контрасту по трем параметрам: расстоянию между элементами, их размерам и поворотам. Для того, чтобы любая композиция стала выразительной, она должна иметь композиционный центр, доминанту, которая может состоять из нескольких элементов или одного большого, это может быть и свободное пространство композиционная пауза» (Рис. 9 Б,В) [7,с. 20]. 12

13 Рисунок 9 А,Б,В Примеры расположения фигур в динамической композиции Композиционный центр — это элемент или часть работы, которые выделяются на фоне окружающих или прилегающих к ним частей. Композиционный центр несет полную смысловую нагрузку. Выделение его в композиции связано особенностью зрительного восприятия человека фиксировать внимание, особенно на сильном раздражителе. Контрасты форм, размеров, цветовых пятен, световые эффекты, все это может выступать в качестве раздражителя. Композиционный центр не всегда совпадает с геометрическим центром произведения, он может быть перемещен как вверх и вниз, так и вправо или влево. Тем не менее, независимо от того, как располагается композиционный центр, обязательно должно быть прослежена его логическую связь с другими композиционных элементов, создавая ощущение равновесия, наполненности и завершенности композиции (Рис. 10).

11 стр., 5074 слов

Символика цвета в повестях А.П. Чехова «Степь» и «Огни»

... размышляет инженер Ананьев, осуждающий философию пессимизма. Сопоставляя идейное содержание произведений «Степь» и «Огни», Чехов подводит своих читателей к мысли о том, что человеку не грозит нравственная ... исследования. Проблеме своеобразия символики цвета в повестях Чехова «Степь» и «Огни» уделялось внимание в исследованиях таких авторов, как Короленко В. Г. («Антон Павлович Чехов», собр. соч. в ...

Рис. 10 Примеры организации композиционного центра «Обратим внимание на построение пространства. Для того, что изобразить глубину на плоскости, мы отсчитываем расстояние, соответствующее расстоянию 13

14 между различными пространственными планами, при этом изображение уcловно делится на три плана: передний, средний и дальний. Изображение cохраняет все начертательные качества глубинноcти и приобретает условие двухмерной свободы, когда первый план не выпирает, а глубина является неизмеримой. В цветовой композиции это происходит так: цвета, движущиеся в глубину (холодные), займут первый план в контрасте с нарастающей величиной фигуры переднего плана. Цвета третьего плана (теплые) наоборот приближаются к зрителю» [21].

«Рассмотрим сложившиеся системы перспективы: 1. Линейная, при которой пространство в глубину движется от переднего плана, т.е. от рамы и краев плоскости, когда параллельные линии сходятся в точках на горизонте; 2. обратная, когда художник находится в точке схождения и пространство развивается от него назад, расширяясь в глубину; 3. Двухмерная, при которой художник находится в среднем плане изобразительного пространства» [6,с. 38]. «Существующий мир вокруг нас мы видим сферично. Когда мы останавливаем взгляд на одном месте, то луч нашего зрения определяет радиус, связывающий глаз с этой точкой. Переводя взгляд постепенно на другие точки обозреваемого пространства, мы сами являемся центом полусферы, на которой фокусируются линии, соединяющие наш глаз с различными точками. Поэтому все вертикали и горизонтали искривляются внутри этой полусферы. Вследствие этого их изображение на плоскости, подчиняясь сферичности видения, будет оcуществляться с помощью изогнутых линий. Проблемы сферического изображения пространства изучал и использовал в своих работах К. Петров Водкин. Условная перспектива в архитектурных проектах делает все вертикали и горизонтали прямыми. Живое же восприятие не терпит прямых линий» [30].

Любую композицию можно считать работой станковой или декоративной. Если станковое произведение вполне самостоятельно, не имеет значение среда, в которой оно будет находиться в жилом, промышленном интерьере, офисе или на вернисаже, то декоративное произведение, быть то какая либо вещь или плоскостная композиция типа панно, гобелена, мозаики, отличается от станковой 14

15 своей несамостоятельностью. Уже при работе над ней художник мысленно или практически закладывает среду (интерьер, в котором она будет находиться), так как любое изделие декоративно- прикладного искусства призвано дополнить какой- то объект: интерьер, человека, орудие производства и т.д. Достижение повышенной декоративности возможно путем введения орнаментального мотива по всей композиции. В декоративной плоскостной работе необходимо четко решить, где размещать орнаментальные мотивы по всей плоскости или ограничиться изображением одного двух. 15

16 1.2 Понятие цвета в декоративной композиции «Роль цвета в любом живописном произведении очень весома и велика, и декоративная композиция не исключение. С помощью умелого использования различных цветовых оттенков можно добиваться решения самых сложных задач и создания необходимых эффектов. В процессе своей творческой деятельности художник должен овладеть цветовой грамотой, знать все свойства цветов и способы их взаимодействия, непосредственно учитывать связи формы и цвета, закономерности построения гармонических соотношений» [7,с. 55]. Чтобы полностью понять значение цвета как средства выражения художественного образа, необходимо разобраться в природе его происхождения. Цвет сам по себе как явление достаточно не прост: в нем содержатся и объективное начало свет, и субъективное зрение. Только свет рождает цветовое богатство окружающего нас мира. На протяжении долгого времени исследователи, занимающиеся изучением науки о цвете, интересовались феноменом цвета, среди них можно отметить: Леонардо да Винчи, Ньютона, Освальда и Ломоносова. «Существуют более или менее общие оценки воздействия цвета на человека, не зависящие от факторов, которые естественно влияют на восприятие. Это факторы времени, возраста, пола, национальности и т. д. Они могут усилить или ослабить воздействие, но не способны снять его полностью» [2,с. 19]. Физиологическое воздействие цвета на человека: Красный — согревающий, захватывающий, возбуждающий, активный, энергичный, проникающий. Красный активизирует все функции организма, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания. Оранжевый — тонизирующий. Он действует как же, как красный, но слабее. Желтый — физиологически считается менее утомительным и оптимальным. Он стимулирует зрение и нервную деятельность. 16

15 стр., 7164 слов

Методика проведения декоративного рисования

... и фантазии можно декоративно изобразить любой мотив. В декоративном рисовании все взвешено, обдумано и работает на утверждение декоративного образа. Выполнять работы в технике декоративного рисования можно достаточно разнообразно, ... быта, одежды и т. д. Основой декоративного рисования, как и других видов, являются изучение натуры, использование её форм, цвета в процессе творчества. Однако реальные ...

17 Зеленый — физиологически оптимальный, наиболее привычный для органа зрения. Он снижает кровяное давление и расширяет капилляры, успокаивает и облегчает невралгии, мигрени, в течение длительного времени повышает двигательномышечную производительность. Голубой — успокаивающий. Он уменьшает напряжение мышц и кровяное давление, частота сердечных сокращений стабилизируется и замедляется ритм дыхания. Синий — успокаивающий эффект становится удручающей. Он способствует затормаживанию функиций физиологических систем организма человека. Фиолетовый — сочетает в себе эффект красного и синего цветов. Он производит угнетающее действие на нервную систему. Деятельность органа зрения может возбуждать другие органы чувств: осязание, слух, вкус и обоняние. Именно поэтому мы начинаем слышать цвет, ощутить его вкус. Так, например, синие оттенки приводят к щелочному вкусу, а музыку Моцарта называют «розовой». Цветовые ощущения могут вернуть воспоминания и связанные с ними эмоции, образы, психические состояния. Все это и называется цветовыми ассоциациями, которые можно разделить на физические и эмоциональные. Физические ассоциации: весовые (легкие, тяжелые, воздушные, давящие); температурные (теплые, холодные, горячие, ледяные, жгучие); фактурные (мягкие, твердые, гладкие, колючие, грубые, скользкие); акустические (тихие, громкие, глухие, звонкие, музыкальные); пространственные (выступающие, отступающие, глубокие, поверхностные).

Эмоциональные ассоциации: позитивные (смешные, приятные, бодрые, оживленные, лирические); 17

18 негативные (грустные, вялые, скучные, трагические, сентиментальные); нейтральный (спокойные, уравновешенные, равнодушные).

8 стр., 3732 слов

Мой любимый цвет Зеленый

... скажет: “Мой любимый цвет желтый” или “Мой любимый цвет черный”. А все из-за того, что цвета говорят на своем безмолвном языке. Итак, смотрите, что означает ваш любимый цвет и любимый цвет вашей ... люди рано находят счастье в любви. Любовь для них – объект постоянного изучения и совершенствования. В такими людьми не соскучишься, а ... ранимые, нуждаются в хороших друзьях. Как написать сочинение на тему “

В результате получается то, что любое прилагательное в нашей речи соответствует цвету или комбинации цветов, которые, в свою очередь, вызывают широкий круг ассоциаций. Цвета имеют субъективные и объективные свойства восприятия. Они вызывают различные психические реакции в организме человека. Субъективные включают в себя национальный фактор (раса, этническая группа), культурные традиции региона, возраст, пол, культурный уровень личности, род профессиональной деятельности, особенно нервно-психического склада субъекта. Объективные свойства цвета и реакции, которые они вызывают: 1) Чем чище и ярче цвет, тем психическая реакция человека будет более определенной, более интенсивной и более стабильной. 2) Сложные, малонасыщенные, умеренно светлые цвета вызывают весьма разнообразные, нестабильные и относительно слабые реакции. 3) Наиболее однозначно человек реагирует на температурные, весовые и акустические ассоциации. И самые разнообразные группы людей оценивают качество цвета в основном одинаково. 4) Наиболее неоднозначными ассоциациями считаются вкусовые, осязательные, обонятельные и эмоциональные, которые связаны с интимных переживаний и деятельности органов чувств. Реакция могут быть неодинаковыми даже среди очень близких друзей. 5) Пурпурные цвета и в чистом виде дают разные реакции. А уж в сочетании их с другими цветами появляется еще больше градаций восприятия пурпурного. 6) Наибольшее разнообразие ассоциаций вызывают желтые и зеленые цвета. Это связано с тем, что в природе он встречаются гораздо чаще всех прочих. В нашем 18

19 сознании каждый из оттенков связывается с определенным явлением или состоянием предмета, отсюда и всё богатство ассоциаций. «Чем богаче эмоциональная память художника, чем острее он переживает происходящие вокруг него события, тем богаче художественные образы, рожденные им. У каждого художника индивидуальная колористическая палитра восприятия, свои образы, поэтому одну и ту же тему каждый трактует по-своему. Любой предмет, состояние природы, звук, слово, запах вызывают неповторимые цветовые ассоциации. Поэтому искусство как метод познания мира глубоко индивидуально. Каждое произведение это субъективный мир переживаний художника. Через цвет, который должен иметь необходимую ему форму, автор произведения доносит до нас определенные образы» [2,с. 21]. 19

20 1.3 Теория гармонических сочетаний по системе В. Н. Козлова Первым человеком, систематизировавшим цвета, был И. Ньютон. Пропуская солнечный луч через трехгранную призму, он наблюдал образование спектральной полоски, состоящей из гаммы различных цветов. Замкнув его он получил круг из 7 цветов. В последствии с возникновением цветового круга стали появляться различные теории гармоничных сочетаний цветов. Среди ученых, занимающихся изучение данной темы были: Р. Адамс, А. Менселла, Э. Брюкке, Бецольд, Б. В. Оствальд, Б. М. Теплов, В. М. Шугаев, В. Козлов. Рассмотрим подробнее одну из данных теорий, а именно теорию гармонических сочетаний по системе В. Н. Козлова. В основе цветового круга из двадцати четырех цветовых секторов лежат четыре основных цвета: желтый, красный, синий, зеленый. Между ними существуют промежуточные цвета, воспринимаемые как результат смешивания основных цветов спектра (Рис. 11).

Рис. 11Двадцати четырех частный цветовой круг, предложенный В. Н. Козловым Хочется отметить, что часть учёных занимающаяся изучением теории цвета, предлагают считать, что цветовой круг состоит из четырех цветов, объясняя это тем, что синий с желтым цветом вместе не дают чистого зеленого, поэтому зеленый они выводят в группу основных цветов спектра. 20

5 стр., 2137 слов

Мое любимое дерево (Береза, дуб, яблоня)

... › Сочинение-описание «Осенний парк» › Сочинение «Осень в моем городе» › Сочинение «Осенний лес» › Сочинения «Любимое время года — Осень» Болезни и вредители Дуба заболеваний Дуба Для Дуба опасны листогрызущие насекомые и стволовые ... в теплые края. Сочинение на тему «Золотая Осень» Золотая осень раскрасила в разные цвета деревья и кусты. Это желтый, красный, бордовый. Зеленый цвет остался с лета. ...

21 Рассмотрим пример создания однотонной гармонии. Основу гармонических сочетаний цветов составляет один цветовой тон, который присутствует в каждом из них и придает им спокойный, уравновешенный характер. В цветовом круге к родственным цветам относятся все промежуточные цвета, расположенные между двумя основными, цвета, включая только один из их образующих. Они подразделяются на четыре группы: желто-красные, желтозеленые, сине-красные, сине-зеленые (Рис. 12).

Рис. 12 Расположение родственных групп цветов в цветовом круге В. Н. Козлова «Гармония родственных цветов основывается на наличии в них примесей одних и тех же главных цветов, получается сравнительно сдержанная спокойная гамма, особенно когда нет активных светлотных противопоставлений. Рассмотрим пример создания гармонии родственных цветов: чистый желтый, оранжевый, оранжево-красный. Количество желтого и оранжевого в каждом цвете различно и чтобы достичь гармонии указанных цветов, необходимо их уравновесить следующим образом: разбелить чистый желтый, уменьшая в нем количество желтого; 21

22 оранжевый разбелить в меньшей степени, уменьшая количество желтого и красного одновременно; оранжево-красный оставить неизменным. Пример создания гармоний родственно-контрастных цветов: Это самый обширный вид цветовых сочетаний, который в результате дает нам значительное количество оттенков. В системе цветовых кругов родственноконтрастные цвета располагаются в двух смежных четвертях, это: теплые: желто-красные и желто-зеленые; холодные: сине-зеленые и сине-красные; теплые: желто-зеленые и холодные: сине-зеленые (смешанная гармония); теплые; желто-красные и холодные: сине-красные (смешанная гармония) (Рис. 13).

Рис. 13 Расположение родственно-контрастных групп цветов в цветовом круге В.Н. Козлова 22

23 Проанализируем суть гармонии родственно-контрастных цветов» [7,с. 64]. Рассмотрим первую из них — желто-красную и желто-зеленую. С одной стороны, они несут в себе признак родства так, как имеют общий желтый цвет, в то время как в желто-красных цветах присутствует чистый красный, а желто-зеленый — чистый зеленый, контрастный, и дополнительный к красному цвету, то есть они несут в себе признак контрастности (из-за желтого роднятся, а из-за присутствия красного и зеленого контрастируют).

Не все комбинации родственно-контрастных цветов будут одинаково гармоничны, более гармоничны цвета, расположенные в цветовом круге на концах вертикальных и горизонтальных хорд. Между такими парами существует двойная связь, они состоят из одинакового количества объединяющего основной цвет и такие же одинакового количества контрастирующих цветов. Это желто-зеленый и оранжевожелтый, оранжево-красный и пурпурно-красный. Рассмотрим сочетание желто-зеленого цвета из основного третьего круга и оранжевого цвета из первого затемненного круга: оранжевый затемненный содержит чисто желтый цвет в меньшем количестве по сравнению с желто-зеленым из основного круга. Для того, чтобы создать гармоничный баланс в сочетаемых цветах, желто-зеленый нужно разбелить, тем самым уменьшится количество и желтого, и зеленого тона одновременно. Светлотность цвета увеличится, но если это нежелательно, то к высветленному необходимо добавить такое же количество черного (Рис. 14).

Рис. 14 Сочетание двух цветов 23

24 «Возможные варианты получения гармоний родственно-контрастных цветов, при которых два таких цвета можно обогатить добавлением ахроматического цвета или цветом теневого ряда: два чистых родственно-контрастных цвета дополняются цветами теневого ряда одного из сочетаемых цветов (Рис. 15); Рис. 15 Сочетание трех цветов два чистых родственно-контрастных цвета дополняются цветами из обоих теневых рядов (Рис. 16); Рис. 16 Сочетание четырех цветов один цвет чистый, остальные из теневых рядов родственно-контрастных цветов, при этом чистый окружается цветами теневого ряда данного цвета, а остальные берутся из теневого ряда другого круга и располагаются в некотором отдалении друг от друга; все родственно-контрастные цвета или затемненные, или разбеленные. В случае, когда из множества оттенков гармонии родственно-контрастных цветов нужно взять лишь ограниченное количество, при их выборе можно пользоваться моделями геометрических фигур» [31].

24

25 «Создание цветовых гармоний родственно-контрастных цветов с помощью моделей геометрических фигур. Можно получать цветовые гармонии, вписывая в цветовой круг геометрические фигуры: различные треугольники, прямоугольники, например равносторонний треугольник, у которого одна из сторон параллельна горизонтальному или вертикальному диаметру. В вершине, противостоящей этой стороне, находится цвет, взаимодополнительный тому главному, который входит в состав пары родственноконтрастных цветов. В цветовом круге четыре таких равносторонних треугольника (Рис. 17).

Рис. 17 Гармонические сочетания спектральных цветов на основе равностороннего треугольника в цветовом круге В. Н. Козлова Можно вписать прямоугольный треугольник: его стороны, дающие прямой угол, параллельны диаметрам: вертикальному и горизонтальному. Тогда гипотенуза соединяет пару взаимодополнительных цветов, а цвет в прямом углу будет родственно-контрастным по отношению к этой паре. В круге также четыре таких треугольника. Например, гармония желто-зеленого, оранжево-желтого и синефиолетового. В ней гипотенуза соединяет пару контрастных цветов: желтооранжевый и сине-фиолетовый, а цвет желто-зеленый, находящийся в прямом углу треугольника, будет родственно-контрастным паре этих цветов (Рис. 18).

25

26 Рис. 18 Гармонические сочетания спектральных цветов на основе равностороннего треугольника в цветовом круге В. Н. Козлова Вписываем четырехугольник, стороны которого параллельны диаметрам круга. Это могут быть прямоугольник и квадрат. Стороны прямоугольников в этом случае связывают двумя родственно-контрастными цветами, а по диагоналям располагаются взаимодополнительные цвета. Рассмотрим гармонию желтозеленого, сине-фиолетового, пурпурного и оранжево-желтого цветов. В данной гармонии каждая из сторон прямоугольника связывает по четыре паре родственноконтрастных цветов. Это желто-зеленый и желто-оранжевый, желто-оранжевый и пурпурный, пурпурный и сине-фиолетовый, сине-фиолетовый и желто-зеленый. По диагоналям прямоугольника располагаются взаимодополнительные цвета: желтооранжевый и сине-фиолетовый, желто-зеленый и пурпурный (Рис. 19).

Рис. 19 Гармонические сочетания спектральных цветов на основе прямоугольника в цветовом круге В. Н. Козлова 26

27 Гармонические сочетания взаимодополнительных цветов. Для построения этого вида сочетаний необходимо, взяв исходный цвет, по цветовому кругу определить соответствующий ему взаимодополнительный. Третий цвет может быть определен из теневого ряда любого из этих цветов. Например: желтый и фиолетовый плюс третий цвет, может быть, затемненный желтый или фиолетовый» [7,с. 68]. 27

28 Выводы по первой главе Таким образом, можно сделать вывод, что основные качества декоративной композиции будут зависеть от понимания равновесия, соотношения форм, ритмической организации, роли композиционного центра и построения пространства в произведении. Однако, особенным значением в декоративной композиции будет являться правильность выбора цветового решения. Ведь при правильном применении цвета декоративная композиция будет не только целостной, но и усилится воздействие на зрителя и глубже будет раскрыт задуманный образ. 28

29 ГЛАВА II. СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА «ВРЕМЕНА ГОДА» 2.1 Стилизация в декоративной композиции «В декоративной композиции немаловажно то, как точно художник может понять и прочувствовать окружающую его действительность и в образное решение добавить свои мысли и чувства. Основной задачей в процессе работы над декоративной композицией является создание нового художественного образа, которому будет присуще особая выразительность и декоративность. В результате творческого процесса получается индивидуальная форма изложения того или иного произведения отличающегося от видимой действительности. Это и называется стилизацией. Стилизация как процесс работы представляет собой декоративное обобщение изображаемых объектов (фигур, предметов) с помощью ряда условных приемов изменения формы, объемных и цветовых отношений. В декоративном искусстве стилизация метод ритмической организации целого, благодаря которому изображение приобретает признаки повышенной декоративности и воспринимается своеобразным мотивом узора (тогда мы говорим о декоративной стилизации в композиции).

Прежде чем говорить о различных способах стилизации, имеет смысл обратиться к сути термина «стиль». Стиль это наиболее общая категория художественного мышления, характерная для определенного этапа исторического развития. Стиль выражает суть, уникальность художественного творчества в единстве его компонентов, содержания, формы, изображения, выражения, личности и эпохи» [7,с. 87]. Стиль часто путают с манерой, и хоть эти два понятия очень схожи между собой, понятие «манера» намного уже, чем понятие «стиль». Манера внешнее индивидуальное использование художником изобразительных средств в ходе 29

30 творческого процесса. В то время как стиль соединение, единство всех компонентов художественного произведения в целом [26].

Искусствовед Б. Винер писал: «Метод и манера есть у каждого художника, а стиль может не состояться» [7,с. 87]. Стиль произведения несет в себе черты стиля эпохи, которые трансформируются на индивидуальном уровне творчества конкретного человека. Стиль произведения может возникнуть в том случае, если в процессе творчества художник проделывает определенную работу по созданию новой реальности, отличной от обыденной действительности и превосходящей ее по силе впечатления. «Стилизацию можно подразделить на два вида: а) внешняя, поверхностная, не имеющая индивидуального характера, а предполагающая наличие готового образца для подражания или элементов уже созданного стиля (например, декоративное панно, выполненное с использованием приемов хохломской росписи); б) декоративная, в которой все элементы произведения подчинены условиям уже имеющегося художественного ансамбля (например, декоративное панно, подчиненное среде интерьера, сложившегося ранее)» [7,с. 88]. 30

31 2.2 Стилизация природных форм Основными чертами, возникающими в процессе стилизации, являются простота форм, их обобщенность, символичность, эксцентричность, геометричность, красочность, чувственность. Следовательно, декоративной стилизации свойственны обобщенность и символичность изображаемых объектов и форм. Отказ от лишнего, второстепенного, мешающего четкому визуальному восприятию объекта, позволяющий обнаружить самое главное, привлечь внимание к сути, вызвать яркие эмоциональные впечатления. Максимальный отказ от несущественных деталей изображаемого объекта декоративной композиции и одновременной их заменой абстрактными элементами позволяет создавать абстракции (абстрактные стилизации).

Чтобы яснее и более чувственно отобразить сущность стилизуемого объекта, от него отделяется и из него убирается все ненужное, лишнее и второстепенное. Например, для изображения объектов живой и неживой природы (деревьев, растений, цветов и плодов, представителей животного мира, речных и морских берегов, гор, холмов и т.д.) используются самые характерные и наиболее яркие их особенности и при этом, как правило, характерные особенности изображаемого объекта в самой различной степени преувеличиваются, а иногда искажаются с целью создания абстракции. Для таких художественных преувеличений природные формы (например, формы листьев) близкие к геометрическим окончательно превращают в геометрические, любые вытянутые формы вытягивают ещё больше, а округлённые округляют или же сжимают. Очень часто из нескольких характерных признаков стилизуемого объекта выбирается какой-то один и делается доминирующим, а другие характерные особенности объекта смягчаются, обобщаются или даже полностью отбрасываются. В результате происходит сознательное искажение и деформация размеров и пропорций изображаемых натуральных объектов, целями которой являются: увеличение декоративности, усиление выразительности (экспрессии), облегчение и ускорение восприятия зрителем авторского замысла. В этом 31

32 творческом процессе самопроизвольно возникает ситуация, при которой чем ближе изображение приближается к сущности природы объекта, тем оно становится всё более обобщённым и условным. Как правило, стилизованное изображение, можно затем легко превратить в абстрактное [21].

Результатом творческой стилизации является изображение объекта с обобщёнными признаками, придающими изображению символичность. Творческий процесс обобщения изображения объекта и придания ему символичности удобно делить на три основных этапа. Эти три этапа наглядней и проще всего рассмотреть на примерах создания стилизованного и абстрактного изображений древесного листа и самого дерева. В этих двух примерах (лист и дерево) будут показаны и использованы два различных подхода и метода стилизации. Этапы стилизации листа (Рис. 20): «А» «Б» «В» «Г» Рис. 20 Пример стилизации листа «А» — на первом этапе стилизации листа от его реального изображения необходимо отбросить все уточнения и подробности. Мы можем оставить всего лишь контур листа, главное чтобы он остался узнаваемым. В соответствии с замыслом художника, получившийся контур может быть любого цвета. Получившееся изображение, особенно если оно будет не зеленого цвета, становится абстрактным. А степень абстракции уже будет зависеть от того, насколько форма листа будет отличаться от реального изображения. «Б» и «В» — второй этап стилизации представляет собой изображение главных деталей на окрашенном контуре листа, которые делают его полностью узнаваемым. 32

33 «Г» — во время третьего этапа на окрашенном контуре листа и с обозначенными главными деталями наносится декор, выбранный из большого количества известных видов декора или же созданный самим автором. Для стилизации дерева был выбран другой способ преобразования реалистичного изображения в абстрактное (Рис. 21).

«А» «Б» «В» «Г» Рис. 21 Пример стилизации дерева Этапы стилизации дерева: «А» — первый этап это выполнение реалистичного изображения дерева, обязательно включающий в себя все детали, а именно реалистичную форму ствола, ветви, фактуру коры дерева. «Б» — второй этап стилизации это превращение изображения реалистичного в стилизованное. Для достижения желаемого результата от ствола дерева отбрасываются лишние детали, а именно ветви, так же упрощается и сама форма ствола дерева и его веток. «В» — в заключительном этапе отдельные узнаваемые части, такие как ствол и ветви необходимо заменить абстрактными элементами. В результате чего будет создано такое нереалистичное изображение, которое не обязательно будет указывать на первоначальное изображение. «Г» — в абстрактном изображении дерева так же, как и в стилизованном, возможно использование декора, уточняющего фактуру коры дерева. 33

34 Художественная трансформация реальных природных объектов единственный изобразительный принцип, лежащий в основе всех видов и методов стилизации природных объектов. Чаще всего такая трансформация производится с помощью изменения и упрощения формы реальных объектов флоры и фауны, укрупнения или уменьшения характерных частей этих объектов, изменения количества характерных деталей объектов в большую или меньшую сторону, изменения природного цвета объектов. Довольно часто стилизованное изображение предполагает объединение нескольких разных частей, каждая из которых скопирована с какого-либо объекта природы или объекта окружающей жизни и творчески видоизменена. Например, цветок конкретного растения изображается не с целью точной передачи оригинала, а создаётся формализованным, с использованием отдельных деталей, присущих цветкам и других растений с одновременным «отбрасыванием» второстепенных деталей, присущих цветку этого конкретного растения. Или, например, лист клёна изображается таким образом, что его форма приобретает геометрическую форму шестиугольника. «Творческая стилизация обязательно носит индивидуальный характер, подразумевает авторское видение и переработку явлений окружающей действительности, и привнесение в их отображение элементов новизны. Помимо творческой стилизации существует стилизация подражательная, предполагающая наличие готового образца для подражания и точно воспроизводящая стиль какойлибо эпохи, известного художественного течения, стиль знаменитого мастера, стили и приемы творчества того или иного народа. При создании декоративных композиций художник творчески переосмысливает реально существующие объекты природы и окружающего мира, что является основным творческим методом и создает выразительность произведений декоративно-прикладного искусства. Основной задачей художника в данном процессе является создание нового художественного образа, имеющего повышенную выразительность и декоративность. Подлинно новым можно считать то, чего нет в природе и окружающем мире. 34

35 Декоративная композиция композиция с высокой степенью выразительности и условности, включающая в себя элементы стилизации, абстракции, усиливающей ее эмоционально — чувственное восприятие. Основной целью декоративной композиции принято считать достижение максимальной выразительности и эмоциональности с частичным или полным отказом от достоверности изображения. В современном изобразительном искусстве понятие «декоративность» употребляется в нескольких значениях» [25].

Мы будем рассматривать его как художественную специфику плоскостных произведений декоративно- прикладного искусства, указывающую на их определенную и значительную связь с окружающим пространством интерьером или экстерьером зданий и сооружений. Хотя, точнее будет сказать, что декоративно-прикладной является любая художественная композиция (панно, мозаика, витраж, настенная роспись, вышивка, эстамп, гобелен, скульптура малых форм и т.д.) служащая приданию художественной гармонии, законченности и эстетического обогащения интерьерам и экстерьерам общественных и жилых зданий, предметам бытового обихода и одежды, книжно-журнальной и рекламной продукции, транспортных средств и орудий труда. Декоративная композиция может быть выполнена как традиционными средствами изобразительного искусства (живопись, графика, лепка, мозаика, чеканка, резьба по дереву, камню, кости, вышивка и т. д.), так и с помощью нетрадиционных материалов и различных объектов, нетрадиционными способами и средствами композиционно организованной садово-парковой флорой, гирляндами и букетами живых и искусственных цветов, растений, камня, цветного стекла и т. д. Полностью завершенная декоративная композиция представляет собой вполне самостоятельное произведение изобразительного искусства, способное передать зрителю определенные мысли, идеи, чувства, настроения. Основными чертами, возникающими в процессе стилизации, являются простота форм, их обобщенность, эксцентричность, геометричность, красочность, чувственность. Декоративной стилизации свойственны обобщенность и символичность изображаемых объектов и форм. Отказ от лишнего, второстепенного, мешающего четкому визуальному восприятию объекта, позволяющий обнаружить самое главное, привлечь внимание к 35

36 сути, вызвать яркие эмоциональные впечатления. Максимальный отказ от несущественных деталей изображаемого объекта в декоративной композиции и одновременно их замена абстрактными элементами позволяют создавать абстракции (абстрактные стилизации)» [27].

36

37 2.3 Реализация творческого проекта «Времена года» Для реализации творческого проекта «Времена года» в качестве основы был выбран пейзаж с изображением дерева на переднем плане. Главной задачей композиционного построения полотна было сосредоточение на вопросах размещения изображения дерева в пределах картинной плоскости. Величина (высота) дерева, изображенного на переднем плане, должна находиться в соответствии с фоном и максимально уравновешивать композицию и создавать ее целостность. Изображенные ветви дерева не должны быть расположены ни тесно, ни удалены друг от друга, дерево не должно преобладать над фоном так же, как и сам фон не должен выделяться. Содержание данной композиции определило формат декоративного панно. Оптимальным решением было взять прямоугольный вертикальный формат, а размер примерно 500х 700 мм. Основным материалом для выполнения работы был выбран фетр. Выбор данного материала был основам на широкой цветовой палитре, на его тактильном восприятии, что положительно сказалось бы на дальнейшей эксплуатации готового изделия. Ход выполнения работы. При работе над созданием образа будущего панно (полотна) были использованы такие приемы как: 1) выделение композиционного центра 2) равновесие 3) ритмичная организация 4) использование контраста и нюанса 5) лаконичность форм и цвета 37

38 В процессе поиска окончательного образа панно был использован прием стилизации. Стилизация происходила за счет упрощения изображения, обобщения форм и символичности. Хотелось бы уделить внимание стилизации дерева. Она проходила в несколько этапов: 1. Был выполнен реалистический рисунок дерева с передачей деталей, с подробной характеристикой особенностей формы ствола и ветвей. 2. Реалистичное дерево было превращено в стилизованное за счет «отпиливания» лишних ветвей, с целью упрощения основных ветвей, а так же формы самого ствола дерева. 3. Отдельные части (ствол, ветви) были заменены абстрактными с целью создания нереалистичного изображения дерева, которое будет кардинально отличаться от первоначального образа реального дерева. Стилизовав изображение дерева как отдельный элемент, необходимо его объединить в общую композицию, чтобы он стал полноценной составляющей стилизованного пейзажа и декоративной композиции в общем. При создании пейзажа было решено отказаться от таких деталей, как горы, лес, холмы. Изображение пейзажа было максимально упрощено, осталось только 2 части — это изображение неба и земли (Приложение 1).

Далее необходимо было связать между собой главный объект дерево и окружающая его среда, в которую оно будет вписано. Для этого к стилизованному дереву был добавлен фон в виде неба и земли, максимально упрощенный и узнаваемый лишь за счет цвета (Приложение 2).

Дерево, взятое за основу декоративного пейзажа, выбрано не случайно. Оно олицетворяет и показывает на себе смену времен года, что полностью отразилось в названии творческого проекта «Времена года». За основу были взяты 4 сезона года: весна, лето, осень, зима (Приложение3).

38

39 В процессе работы над декоративным панно, помимо своего главного утилитарного значения украшения интерьера, хотелось внести новизну, а главное функциональность. Чтобы оно не только способствовало развитию эстетического вкуса, но и стало дополнительным занимательным занятием для детей. Так пришла идея создания съемных элементов, которые смогли бы не только дополнить композицию, но и стать основой для полноценной игры. В её процессе ребенок смог бы как с родителями, так и самостоятельно знакомиться с сезонными явлениями и их основными особенностями. Все они могут быть представлены по отдельности, так же композиция может дополняться элементами из другого сезона на усмотрение ребенка. К каждому сезону были подобраны узнаваемые символы, которые помогут ребенку поближе познакомиться с каждым сезоном подробно. Такие как: весна (цветы, бабочки), лето (листья зеленые), осень (яблоки, грубы, листья оранжевые, ёж), зима (снежинки).

(Приложение 4).

Для того чтобы отдельные съемные элементы могли бы дополнять пейзаж, тем самым создавать общую законченность композиции, было решено стилизовать их так же, как и сам пейзаж (фон и дерево-основу).

Для полного образа задуманного пейзажа, кроме видоизменения сезонности года, было решено добавить и погодные явления. Это способствовало бы развитию воображения и памяти ребенка. Для этого были взяты: солнце, луна, облако, туча, радуга, гроза (молния), дождь, снег (Приложение 5).

В процессе эскизирования съемных элементов встал вопрос с размещением, а точнее с хранением всех деталей вне пейзажного полотна. Было 2 варианта хранения: 1) дополнительное полотно с карманами для каждого элемента отдельно и 2) дополнительный модуль, прикрепляемый к самому декоративному панно с карманами, в которых детали могут храниться как по сезонам и по погодным явлениям отдельно. Был выбран второй вариант хранения дополнительных деталей. Панно «Времена года» будет крепиться к стене, а наличие карманов для хранения 39