В произведении Александра Александровича Блока описаны события октябрьской революции. Двенадцать красноармейцев патрулируют по городу в комендантское время и сохраняют порядок. В революцию, которая началась в 1917 году, многие люди не захотели принимать новую власть, и перемены им пришлось уехать навсегда из России. Остальные кто остались потихоньку начали приспосабливаться к новым устоям и правилам правительства.
Александр Александрович описывает двенадцать человек, вид у них не дружелюбный, почти у всех бубной туз на спине, а это значит что человек каторжанин. Раньше на каторгу ссылали только людей, которые совершили тяжкие преступления убийства, грабежи и насилие. Как правило, такие люди не с самым радужным и хорошим прошлым, но все они рассчитывают на хорошее будущее.
Красноармейцы обсуждают своего товарища, который вместо того что бы им помогать связался с Катькой, у которой не очень хорошая репутация. Ванька припоминает Катьке, сколько же мужчин трогало ее тело и говорит ей о том, чтобы она сейчас с ним вела себя так же как с ними.
Когда же Ванька и Катька едут с извозчиком они встречают красноармейцев, которые захотели расправиться со своим товарищем, они начали стрелять и прострелили Катьке голову. Ваньке удалось все же убежать, а крики вслед разъярённых товарищей только усилил его страх.
Среди красноармейцев находился Петька, который очень сильно любил ту самую Катьку и прострелил ей голову. Вначале его мучает совесть, но вскоре это проходит и он говорит о том, что он готов убивать и грабить. Александр Александрович олицетворяет их как двенадцать апостолов, они хотят полностью уничтожить старый мир.
Блок пишет о том, что в конце своего пути красноармейцы увидели кого-то впереди и начали стрелять, но как оказалось, это был Христос. Ведь именно Христос отвечал за все человеческие грехи. Красноармейцы пытались отпугнуть старый мир, который Александром Александровичем был представлен в виде паршивого пса. Солдаты и прогоняют и пытаются заколоть штыками, но он все равно увязывается за ними и получается, так что старый мир сзади, а Исус Христос ведет народ в новый мир. Все хотят жить хорошо, и представляет себе каждый по-своему эту жизнь. Блок описал метания людей и переход в новую жизнь. Меняться власть и правительство будет постоянно, но очень жаль, что не всегда учитывается желание народа.
Вариант 2
Для полного восприятия творчества Блока необходимо погрузится во время, в котором жил автор. Между 1917 и 1918 годами Блок во многом переосмыслил свою жизнь и естественно это заметно в его работах. Поэт хотел передать все качества и пороки людей тех времен. Произведение писалось легко и автор утверждает, что это лучшая его работа.
По литературе «Жизнь и творчество А. А. Блока.»
... роль в балагане жизни, и все же именно он находит в себе силы бороться и погибнуть за любовь. В условной форме театра масок нарисовал Блок будущие события, которые ... посвятил Блок певице Л.А.Дельмас – «Кармен» (1904). Последние годы. Разрыв между мечтой и действительностью углубляется в творчестве поэта, все более тесным кольцом окружает его безысходная, унылая пора жизни. Ночь, ...
Поэма очень хорошо передает реальность тех лет. Сюжет, по сути, незамысловат. 12 красноармейцев контролируют соблюдение порядка в город. Солдаты входят в состав патруля. Простота сюжета, благодаря деталям перерастает вполне четкую передачу постреволюционного времени.
Поэма берет свое начало со строк, в которых автор возносит ветер. Ветреная стихия легко разносит препятствия и преграды, которые попадаются на пути. Немного позже становится ясно, что ветер это революция. Автор пытается сказать, что старый режим и правила уходят. Приход нового порядка тесно связан с образами красноармейцев. Блок описывает их довольно суровыми и темными личностями. Оружие с черными ремнями, картуз и сигарета в зубах. Также автор подчеркивает, что на их спине должен быть туз бубновый. Эти строки можно понять так, что жизнь до революции у красноармейцев была темная, но все же они несут надежды на новое будущее.
Основой произведения является контраст. Автор красит ветер в черный цвет, а снег соответственно в белый. Роль ветра упомянутого в начале поэмы это разрушить грань между двумя образами. Мир до революции автор показывает светлым тоном, а вот новый порядок ассоциируется с темнотой и злобой. Но эта злоба не просто пришла с революцией, она зародилась до нее. Люди устали от рабства и издевательства над собой.
Блок показывает, что будущее у того народа, который идет вперед и без всяких запретов. Нет больше ничего святого. Бога нет для людей. Но вот в конце автор вводит совершенно неожиданный образ Иисуса Христа. Ни один критик и специалист творчества Блока не может понять и объяснить, почему автор ввел в поэму данный образ. С одной стороны, если Блок хотел придать революции черты светлого и святого, то это невозможно исходя из смысла поэмы. А с другой стороны ставить бога в вершине преступников тоже неверно.
Каждый должен лично расценить идею данного произведения. Ведь кто-то верующий, а для кого закона нет и бога нет. Литература является бессмертной, поэтому наверно каждое поколение расценит по- своему данную поэму.
Вариант 3
В 1917 году в России произошла революция и началась гражданская война. Многие русские поэты посвятили своё творчество этим событиям. Одним из них был талантливый поэт – символист А.А.Блок. Его стихи отличались искренностью, любовью к Родине и честной гражданской позицией. Вместе с народом он поддерживал необходимость грядущих перемен и его волновали все вопросы, поставленные революцией. Под впечатлением всего происходящего, зимой 1918 года он пишет поэму «Двенадцать», посвящённую Октябрьской революции.
Воспринимая революционные перемены как неизбежность, он, в тоже время, задаётся вопросом — готов ли народ построить новое общество, разрушив до основания старое? Тема конфликта между старым и новым миром является главной в поэме. Вихрь революции сметает всё на своём пути. Поэт сравнивает революцию с метелью «Ветер, ветер на всём белом свете». Олицетворением старого мира в поэме являются «буржуй на перекрёстке», «товарищ поп», а главный символ прогнившего режима – это паршивый пёс «поджавший хвост».
Образы нового мира — это двенадцать красногвардейцев. Число 12 знаменательно в истории многих культур и религий, а в христианстве двенадцать апостолов – сподвижники Иисуса. В событиях, описанных Блоком, патруль красногвардейцев также состоял из двенадцати человек. Они главные герои поэмы и непримиримые борцы против буржуазного строя. Эти люди готовы на жертвы, на кровавый террор, на разрушения, их ничто не может остановить. На фоне «мирового пожара» обесценивается жизнь человека. Один из патрульных из-за ревности убивает свою подругу и сомневается в своём поступке. Но остальные убеждают его «не время расслабляться» и все потери ещё впереди. Блок даёт им меткую характеристику — идут «все двенадцать вдаль ко всему готовых, ничего не жаль». Противоречивое отношение автора к революционному хаосу, выражено в образе старушки. Увидев огромный плакат из ткани, она плачет, ведь сейчас «всякий раздет, разут», лучше бы сделать из плаката портянки ребятам. «Ох, большевики загонят в гроб» — причитает она.
Сочинения об авторе блок
... откровенностью выступает перед нами как история его эпохи. Сочинение на тему: Художественный мир А. Блока – Сочинение Художественный мир А. Блока «Александр Александрович Блок!. Судьба наградила его всем: красотой и силой, мужеством ... вернее всего определяет его поэзию. Вот почему Блок сразу стал на сторону Октябрьской революции и создал поэму “Двенадцать”, которая стоит в начале советской поэзии. ...
В своем произведении Блок применяет символы и принципы контраста. Чтобы усилить восприятие событий, он даёт сравнительные характеристики своим героям. Буржую, «безмолвному, как вопрос» и попу, который раньше «брюхом шёл вперёд», автор противопоставляет двенадцать красногвардейцев, которые «держат революционный шаг» и уверенно идут к своей цели.
Блок верит в созидание, и не зря в последней главе появляется образ Христа. Этим автор подчёркивает святость и справедливость революции. Идут вперёд «державным шагом» двенадцать апостолов – красногвардейцев … « И в белом венчике из роз, впереди Исус Христос». Поэт считает, что у русского народа хватит сил и мудрости преодолеть разрушения и возродить Россию.
Сочинение «Поэма «Двенадцать» Блока»
Поэма «Двенадцать» формально не входит в блоковскую «трилогию», но, связанная с ней многими нитями, она стала новой и высшей ступенью его творческого пути. «Во время и после окончания «Двенадцати»,- свидетельствовал поэт,- я несколько дней ощущал физически, слухом, большой шум вокруг — шум слитный (вероятно, шум от крушения старого мира)». И еще:«…Поэма написана в ту исключительную и всегда короткую пору, когда проносящийся революционный циклон производит бурю во всех морях — природы, жизни и искусства». Вот эта «буря во всех морях» и нашла свое сгущенное выражение в поэме. Все ее действие развертывается на фоне разгулявшихся стихий «Ветер, ветер — и на всем божьем свете!»,«Ветер хлесткий»,он «гуляет»,«свищет»,«и зол и рад», и разыгралась что-то вьюга», и ох, пурга какая, спасе!» и так далее. Очевидно, что образы ветра и метели романтичны и имеют символический смысл.
Символична и вся система образов поэмы — от первого до крайне неожиданного последнего. Сам автор «Двенадцати» отказался от попыток рационально-логического объяснения своего произведения. Многие в поэме-ошеломляюще-неожиданно. «Мерцающий» смысл поэмы не подчиняется законам линейной логики — это, пожалуй, одно из главных свойств смысло-пораждения в поэме.
Резкое противопоставление двух миров — «черного» и «белого», старого и нового — с полной определенностью выявляется в первых двух главах поэмы: в первой главе — сатирические зарисовки обломков старого мира (буржуя, старушки, барыни в каракуле, гулящей Катьки, а во второй главе — коллективный образ двенадцати красногвардейцев, представителей «новой власти» и защитников «новой жизни». Блок не идеализирует своих героев. Выразители народной стихии, они несут в себе и все ее крайности. С одной стороны, это люди, сознательно подхватившие революционные лозунги («революционный держите шаг!») и готовые исполнить свой долг. С другой стороны — в их психологии еще живы и отчетливо выражены настроения стихийной, анархической «вольницы» Запирайте этажи, Нынче будут грабежи! Отмыкайте погреба — Гуляет нынче голытьба!
Александр Блок и Революция (на примере поэмы «Двенадцать» ...
... рождения мира нового. И поэт в финале поэмы заставляет самого Иисуса Христа возглавить грозное шествие двенадцати. Статья "Интеллигенция и Революция" помогает нам понять позицию Блока. Здесь автор "Двенадцати" утверждает: "Размах русской ...
Вся сюжетная линия — нелепое убийство одним из красногвардейцев (Петрухой) своей любовницы Катьки — тоже в большой степени отражает неуправляемость поступков красногвардейцев и вносит в ее колорит трагическую окраску. Блок видел в революции не только ее величие, но и ее «гримасы»; свое восприятие революции он выразил в статье «Интеллигенция и революция». Человеку, впервые читающему поэму «Двенадцать», несомненно, будет непонятно окончание поэмы. Так идут державным шагом — Позади — голодный пес, Впереди — с кровавым флагом, И за вьюгой не видим, И от пули невредим, Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз — Впереди Иисус Христос. Финальный образ Христа не просто многозначен, но и создан соединением противоречащих друг другу характеристик. Поэтому он не поддается рассудочной расшифровке. Многозначна и семантика «цветовых» деталей образа Христа: «кровавый флаг» вызывает ассоциации не только с цветом революционных знамен, но и с пролитой кровью, «белый венчик из роз» может быть истолкован как деталь аллегорического образа мадонны или как принадлежность похорон, как символ забвения и ухода, в конечном счете,-смерти.
Революционная стихия подается Блокам в освещение двух не сочетающихся правд. С одной стороны, это правда внешнего раскрепощения социальных низов. С другой стороны — это правда духовного освобождения от унизительной власти низменно-телесного в человеке, от биологических инстинктов, от бойцовских рефлексов. Носитель этой правды отсутствует вплоть до последнего явления.
Они, персонажи поэмы, остаются грешниками на продуваемой ветрами земле, он — над ними и независим от них, над вьюгой, хаосом и над историей. Земля и небо остаются разобщенными.
Возможно это вас заинтересует:
- Сочинение «Символические образы и их смысл в поэме “Двенадцать”» Поэма “Двенадцать” является одним из лучших произведений А. Блока. В основу поэмы Блок положил события русской революции 1917 года. Автор показывает нам крах старого…
- Сочинение «Старый и новый мир в поэме А. Блока «Двенадцать»» «Окаянные дни» – так охарактеризовал события 1918 года живший в эмиграции И. А. Бунин. Александр Блок придерживался другого мнения. В революции он видел переломный…
- Сочинение «Тема революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать».» «Двенадцать» — одно из первых произведений русской литературы, написанных после октябрьской революции 1917 года.Все действие поэмы происходит на улице. Уже в первой главе слышится…
- Сочинение «Символика в поэме А. Блока «Двенадцать»» По определению, символ — это один из способов скрытого сравнения. В отличие от других подобных литературных приемов — метафор, гипербол и прочих, символы многозначны,…
- Сочинение «Прошлое, настоящее и будущее России в поэзии А. А. Блока.» И опять идут двенадцать. А. Блок Александр Александрович Блок — гениальный мастер слова, одним из первых русских поэтов сумевший услышать и перелить в стихи…
Анализ стихотворения Блока Двенадцать
Поэма «Двенадцать» — это поистине великое и уникальное произведение, оно является апогеем творчества А.А. Блока. Многие считают, что поэма посвящена переменам, коренным переломам, происходившим в стране, что это некий реквием по государству, по его устоям.
Моё любимое стихотворение Блока –
... моя Россия, заплеванная чиновниками, грязная, забитая, всемирное посмешище. Здравствуй, матушка!” Спасибо, Александр Александрович, за удивительное путешествие с вашими стихами. Твір на тему: Мое любимое стихотворение А. Блока Related posts: Стихотворение А. ...
Поэма очень интересна по своей композиции, она представляет собой кольцо. Также неоднозначно и необычно толкуется название поэмы. В произведении есть религиозный подтекст, число 12 использовано не просто так, идет отсылка к 12 апостолам. Блок пытается донести до читателя простую мысль, революция в России – это начало освобождения всех угнетенных и рабов по всему миру, как Христос пришел когда-то со своими учениками, так и здесь красноармейцы идут давать свободу, уничтожать старый строй и наконец водворять царствие Божие.
В произведении всего 12 глав, каждая из них является важным звеном из всей цепочки, без которого не сложится полная картина того времени.
Автор обезличивает героев, по отдельности они – ничто, а вот вместе они настоящая сила, разрушительная, но в тоже время объединяющая народ, который также поднялся во имя свободы. Таким образом, Блок изображает единство, которое охватило страну.
Нужно отметить и многообразие тем и проблем, которые подняты в произведении. Конечно же, это тема революции. По мнению автора любой переворот обладает сильной разрушительной силой, именно поэтому показаны в произведении образы вьюги и ветра, представители всего старого не знают куда деваться, им нет места в новом мире. «Буржуй» здесь равен бездомному псу, он также никому не нужен.
Тема смены нравственных установок также обсуждается автором. В произведении описываются сборища проституток, которые собираются установить единогласные расценки на обслуживание своих клиентов. В русской литературе такие темы вообще запретны, а здесь Блок даже не осуждает это. Автор поражает своей честностью, новый мир – новые правила, оковы сняты, нет цензуре.
В поэме религия – это старая традиция, которой нет места в будущем, поэтому она и подлежит уничтожению. А с другой стороны, существует версия, что народ воспринимал Христа вне церкви, поддерживающей царизм, т.е. его учение было изуродовано и направлено против людей. А теперь Христос пришел снова, чтобы уже сделать мир справедливым.
Поэма А.А. Блока – это поистине грандиозное произведение, поражающее своим реализмом, сюда вкраплены песни, разговоры, агитационные речи, образы и картины. С первых строк читателей поражает хаотичность действующего миропорядка, контрасты, но также воодушевление и сила простого народа.
Поэма Блока «Двенадцать»
Категория: Двенадцать
И идут без имени святого Все двенадцать — вдаль, Ко всему готовы, Ничего не жаль… А. Блок Александр Блок жил и творил на рубеже веков. Его творчество отражало всю трагичность времени, времени подготовки и осуществления революции. Главной темой его дореволюционных стихов была возвышенная, неземная любовь к Прекрасной Даме. Но наступала переломная эпоха в истории страны. Рушился старый, привычный мир. И душа поэта не могла не отозваться на это крушение. Прежде всего этого требовала действительность. Многим тогда казалось, что уже никогда в искусстве не будет востребована чистая лирика. Многих поэтов и художников революция не оставила равнодушными и зажгла их творчество новым огнем. Коснулось это и Александра Блока. Поэма “Двенадцать” была написана в 1918 году, сразу после революционных событий. Они так потрясли поэта, вдохновили его, что все произведение писалось несколько дней. В поэме отразились как реальные события, которым Блок был свидетель, так и взгляды самого поэта на историю, сущность цивилизации и культуру. Восприятие революции Блоком весьма сложно, и это восприятие в первую очередь связано с философскими и эстетическими взглядами поэта. Ведь они формировались в начале XX века. И, конечно, трудно узнать в авторе поэмы создателя прекрасной “Незнакомки”. Самое начало поэмы настраивает читателя на борьбу; резким контрастом встают два мира — старый и новый, только что родившийся: Черный вечер. Белый снег. Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. Ветер, ветер — На всем Божьем свете! Человеческие страсти и разбушевавшаяся стихия действуют в унисон, разрушая все отжившее, олицетворяющее старый уклад жизни: Черное, черное небо. Злоба, грустная злоба Кипит в груди… Черная злоба, святая злоба… Товарищ! Гляди В оба! Как атрибуты старого уклада жизни Блок изображает отживший, никчемный мир, отвергнутый новой властью. Это и буржуй, и барыня, и поп: Ветер хлесткий! Не отстает и мороз! И буржуй на перекрестке В воротник упрятал нос. А вон и долгополый Сторонкой — за сугроб… Что нынче невеселый, Товарищ поп? Помнишь, как бывало Брюхом шел вперед, И крестом сияло Брюхо на народ? Вон барыня в каракуле К другой подвернулась… — Уж мы плакали, плакали…— Поскользнулась И— бац —растянулась! А следом, отряхивая с себя осколки погибшего общества, идут двенадцать человек. Кто они — строители будущего или жестокие разрушители, убийцы? Почему их именно двенадцать? Кого хотел показать в этих солдатах Блок? Правдиво и точно изображает поэт этих бойцов: Гуляет ветер, порхает снег. Идут двенадцать человек. Винтовок черные ремни, Кругом — огни, огни, огни… В зубах — цигарка, примят картуз На спину б надо бубновый туз! Поэт осознает, что старый мир канул в Лету, возврата к нему нет и не будет. Сама стихия пронзительным ветром на стороне разрушителей. Блок показывает революционную стихию как бессознательную, слепую силу, разрушающую не только ненавистный мир, но и человеческие отношения. В этой круговерти гибнет одна из героинь — Катька, которая является по сути образом простого, пускай разгульного, но мирного уклада жизни, который не пошел за революцией. А Катька где? — Мертва, мертва! Простреленная голова! Что, Катька, рада? — Ни гу-гу… Лежи ты, падаль, на снегу!.. Революцьонный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг! Эти строки Блока — пример того, как легко в те годы человек человеку делался смертельным врагом. Стоило только сде лать один неверный шаг, высказать сомнение, как ты уже становился вне закона. В поэме огромную роль играет символика. И она в тексте не только образная, но и цветовая. Черный цвет говорит нам о той жестокости, которая царила в те дни на улицах. Ведь и души этих двенадцати черны и пусты. Напротив, белый снег — символ новой жизни, очищения. И что обращает на себя внимание, он падает с черного неба, из темных туч. Это тоже глубоко символично. Поэт хочет показать, что новая жизнь явится из самых черных глубин. Из тех глубин душевной пустоты двенадцати, которым ничего не жаль. Белый цвет используется Блоком для выражения его мысли о способности революции очистить старый мир от всего грязного, черного. Видимо, поэт искренне верил в это. Последние строки поэмы наиболее загадочны и вызывали наибольшее количество споров: Впереди — г кровавым флагом, И за вьюгой невидим, И от пули невредим, Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз — Впереди — Исус Христос. Почему именно Христос? Сам Блок говорил, что чем дольше он вглядывался, тем яснее впереди этих двенадцати видел Христа. Одни связывают присутствие в поэме этого символа с оправданием революции, другие утверждают, что поэт хотел предупредить о ее страшной разрушительной силе. Как бы то ни было, Христос в поэме напоминает нам о вечных ценностях — о добре, красоте, любви. И тем значительнее это произведение для нас сегодня. Можно сказать, что “Двенадцать” — один из самых правдивых, сложных и поучительных шедевров русской литературы начала XX века.
Тема родина в лирике Есенина, Блока, Рубцова
... чтобы поближе узнать о том , как тема родины была отражена в их произведениях рассмотрим ее на примере поэзии таких известных поэтов , как Есенин , Блок и Рубцов .Как Пушкин , Лермонтов, Некрасов ... другое - под влияниями творчества Г . Успенского - социально - публицистическое . На новом историческом рубеже , когда лицом к власти Русь уходящая и Русь Советская , С. Есенин в своих поисках истины был ...
Образ иисуса христа в поэме а. блока «двенадцать»
... христианской морали. Смысл образа Христа в поэме А. Блока «Двенадцать» Поэма о революции была написана Блоком через 2 месяца после того, как в Петрограде произошло революционное восстание. Поэт уловил «ветер», «страшный шум» ... свобода, Эх, эх, без креста! Разрушена старая вера, разрушена Россия — «Святая Русь», «кондовая», «избяная». Следующая цель — мировая революция: Мы на горе всем буржуям ...