Поэма А. А. Блока «Двенадцать» — принятие судьбы или вызов поэта времени

План конспект по литературе 11 класс урок № 28 тема. а. а. блок. поэма «двенадцать»: жанр, стиль, композиция. «двенадцать» — принятие судь

Поэма А. А. Блока «Двенадцать» — принятие судьбы или вызов поэта времени

03.09.2019, 20:17
УРОК № 28 Тема. А. А. Блок. Поэма «Двенадцать»: жанр, стиль, композиция. «Двенадцать» — принятие судьбы или вызов поэтавремени? Цель: дать учащимся понятие о жанре, стиле и композиции поэмы А. А. Блока «Двенадцать»; раскрывая ассоциативныесвязи, заключённые в образах-символах, определить рольассоциативных связей в идейно-эстетическом содержаниипоэмы; выявить взаимосвязь образной системы и авторской концепции в изображении революции и человека;развивать умение работать с поэтическим произведением,анализировать, сопоставлять, делать самостоятельныевыводы; способствовать эстетическому воспитанию.Оборудование: текст поэмы «Двенадцать», иллюстрации к поэме, раздаточный материал для работы в парах.Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.Прогнозируемыерезультаты: учащиеся знают о жанре, стиле и композиции поэмыА. А. Блока «Двенадцать»; комментируют название по эмы;объясняют многозначность её идейно-образного содержания; выявляют взаимосвязь образной системы и авторскойконцепции в изображении революции и человека; выполняют аналитическую работу в парах.ХОД УРОКАI. Организационный этапII. Актуализация опорных знанийБеседа

  • Как соотносятся прошлое и настоящее России в цикле «На поле Куликовом»?
  • Что перед нами — попытка русича прозреть будущее или попытка лирического героя-современника найти в стойкости предков духовную опору в настоящем?

— Почему Блок обратился именно к событиям Куликовской битвы?III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урокаСлово учителя— «Двенадцать» — поэма Александра Блока, одна из признанных вершинего творчества и — русской поэзии в целом. Поэма была написана в январе1918 г. Это было страшное время: позади четыре года войны, октябрьский переворот и приход к власти большевиков, наконец, разгон Учредительного собрания, первого российского парламента.Интеллигентами того круга, к которому принадлежал Блок, все эти событиявоспринимались как национальная трагедия, как гибель русской земли. Послеоктября 1917 г. Блок поначалу поверил в «очистительную силу революции».Груз противоречий эпохи он брал на себя и стремился воплотить их в стихах.«Он ходил молодой, весёлый, с сияющими глазами, и прислушивался к “музыкереволюции”, к тому шуму от падения старого мира, который непрерывно раздавался у него в ушах, по его собственному свидетельству»,— вспоминала еготётка М.

А. Бекетова.Именно в это время поэт пережил последний творческий взлёт, создав в течение января 1918 г. свои известные произведения: статью «Интеллигенция и революция», поэму «Двенадцать», стихотворение «Скифы».Многие литературоведы трактуют поэму как гимн революции, гимн всё сметающей на пути и очищающей силе. Так ли однозначна трактовка поэмы? Поутверждению В. В. Маяковского, «одни прочли в этой поэме сатиру на революцию, другие — славу ей». Поражало современников Блока и то, как мог певецПрекрасной Дамы создать строки об «изменнице» Катьке? Как мог поэт, посвятивший такие проникновенные лирические стихи России, написать в страшныедля неё дни слова: «Пальнем-ка пулей в святую Русь»? Если поэма о революции, почему в ней не изображены революционные действия, вожди революции?Эти вопросы были поставлены вскоре после первой публикации поэмы «Двенадцать» в газете «Знамя труда» в феврале 1918 г., а в мае произведение вышлоотдельной книгой.IV. Работа над темой урока1. Вводно-ориентировочная беседа: первичное осмысление поэмы

  • Что после прочтения поэмы вам показалось интересным, что показалось непонятным, что насторожило?
  • Что сам А. А. Блок пишет о «Двенадцати?»
  • В каком литературном жанре написано произведение А. А. Блока?
  • К какому роду литературы вы относите поэму «Двенадцать»: эпическому,лирическому, лиро-эпическому? Есть ли в поэме элементы драмы?
  • Чего добивается Блок таким смешением всех родов литературы?
  • Определите хронотоп поэмы (место и пространство происходящих событий).

— Передайте сюжет поэмы. Исчерпывается ли он только реалистическим, бытовым планом?2. Слушание сообщения об истории создания поэмы А. А. Блока «Двенадцать»— Поэма «Двенадцать» принадлежит чрезвычайно короткой и яркой эпохеистории: последние месяцы 1917 и январь 1918 г. были неделями апокалипсическими — Брестский мир, красный террор, начало Гражданской войны,обстрел Кремля, погромы и самосуды, поджоги усадеб и убийства помещиков,слух о поджоге Михайловского и родного Шахматово, убийство в больнице министров временного правительства Шингарева и Кокошкина, которых Блок хорошо знал. По свидетельству писателя А. М. Ремизова, известие об этом убийстве стало толчком к началу работы над поэмой «Двенадцать».Поэма, написанная менее чем за месяц, на высшем взлёте творческих сил,остаётся памятником кратчайшей эпохи первых недель революции 1917 г. Поэма сочинялась единым духом, в послереволюционном, застывшем от холода Петрограде, в состоянии какого-то полубессознательного лихорадочного подъёма,всего за несколько дней, и на её окончательную доработку понадобился лишьодин месяц. Закончив текст поэмы вчерне, непосредственно после легендарнойфинальной фразы: «…в белом венчике из роз, впереди Иисус Христос…», Блокоставляет несколько сумбурную, но очень показательную реплику в своей записной книжке 1918 г., полностью посвящённой периоду поэмы «Двенадцать»:«Страшный шум, возрастающий во мне и вокруг. Этот шум слышал Гоголь (чтобы заглушить его — призывы к семейному порядку и православию)… Сегодняя — гений». Откуда столь высокая оценка? Ведь Блок всегда был требователенк себе. Наверное, потому, что именно в период замысла поэмы и её написанияпоэт творил в полном согласии со стихией, с той «музыкой революции», которую он призывал услышать в статье «Интеллигенция и революция».3. Самостоятельная работа с отрывками из литературоведческих текстов(работа в парах, с раздаточным материалом)

— Охарактеризуйте композицию поэмы. Прочитайте мнение критика Л. К. Долгополова о структуре произведения. Согласны ли вы с ним?Карточка № 1«Двенадцать» Блока — это романтическая поэма, подлинный смысл которой скрыт глубоко за её конкретными событиями и реалистическими сценами.Сама по себе эта конкретность в изображении восставшей стихии играет в поэмеогромную роль. В миросозерцании Блока произошёл поворот, благодаря которому он увидел революцию в её самых ярких чертах…Романтическая фабула поэмы Блока включает три основных компонента:появление двенадцати, эпизод погони, во время которой и была убита героиняпоэмы, и, наконец, появление в заключительной строфе Иисуса Христа. Все тристадии развития фабулы неразрывно между собой связаны. За границами фабулы остаётся первая глава — общая экспозиция поэмы, её «прелюдия». Междуэтими основными стадиями располагаются лирические отступления, представленные в двух основных формах: в форме фольклорных стилизаций и в формереволюционных лозунгов-призывов (Л. К. Долгополов).

— Вчитайтесь в высказывания критиков и определите жанр поэмы — это лирическое произведение или эпическое? Какие черты лирики, а какие — эпосахарактерны для «Двенадцати»?Карточка № 2«Грандиозность блоковской поэмы в том-то и состоит, что историческая масштабность эпохи в художественном восприятии решительно выходит на самоепервое место. То, что обычно бывает атмосферой времени, приобретает здесьогром ное, определяющее содержание. Опыт Блока как лирического поэта сказался в этом эпическом произведении со всей силой» (П. П. Громов).Контрастность и пестрота поэмы в сложно преломлённом виде отражаютнаглядно обнажившуюся социальную контрастность эпохи, пестроту исторического времени, которое глазами Блока как бы всматривается в темноту, пытаясь разглядеть и понять тех, кто творит отныне историю, услышать их голоса,выкрики и угрозы, прислушаться к тому, что они говорят, о чём спорят, какиепесни поют…Позиция автора проявляет себя в «Двенадцати» не в отдельных репликах,лозунгах или призывах, а в «построении» общей «судьбы» двенадцати, в характере и внутреннем смысле того пути, который проделывают они на страницахпоэмы (Л. К. Долгополов).

— Подберите в тексте поэмы доказательства тезиса исследователя творчестваА. А. Блока Л. К. Долгополова: «Блок создал новую форму эпической поэмы, и новизна формы находилась в прямой зависимости с новизной содержания. Философия революционной эпохи, как её понимал Блок, была воплощена в «Двенадцати» в совершенно повой поэтической системе, котораянашла своё отражение в новых ритмах, в новой стилистике, в лексике».4. Постановка и решение проблемного вопроса

— В чём смысл названия поэмы А. А. Блока «Двенадцать»?Предполагаемый ответВ название поэмы А. А. Блока вынесено слово, которое становится ключомк пониманию образного строя и композиции произведения. Прежде всего, оноотражает членение текста на двенадцать глав, рисующих общую картину мираи разворачивающееся в нём центральное событие, приобретающее характерритуального действа. Кульминация этого события (символическое убийствопрошлого) приходится на срединные шестую и седьмую главы. Хаотическомусостоянию мира в первой главе противостоит его обозначившаяся структурированность в главе последней.Выбор времени действия («чёрный вечер») вызывает и другой круг ассоциаций, соотносимый со словом «двенадцать»,— обозначение переломного момента времени (конец прошедшего дня и начало дня нового — двенадцать часовночи).

Понятое в аспекте времени название подчёркивает апокалиптический характер происходящего.Однако основная связь слова «двенадцать» — с образом патрульного отряда красногвардейцев («идут двенадцать человек»).

Оно включается сразу в двегруппы словесных рядов, с помощью которых создаётся образ двенадцати. С одной стороны — «В зубах — цыгарка, примят картуз, // На спину б надо бубновый туз»: это те, кто готов пальнуть «пулей в святую Русь» и раздуть «мировой пожар в крови», кто готов перешагнуть через совершённое убийство, кому«скучно» и у кого «руки в крови», кто готов даже выстрелить в незримого Христа. Они будто вышли из легенды о двенадцати разбойниках и Кудеяре-атамане.С другой стороны, это те, у кого в груди кипит «святая злоба», кто неуклонно движется к неясной пока цели, кто призывает «шаг держать революцьонный»,помнит о том, что «потяжеле будет бремя», кто осознаёт эпохальность происходящего и свою роль в нём. В двенадцатой главе красноармейцы предстают ужекак апостолы Христа, хотя и ведут себя по отношению к нему враждебно.Таким образом, слово «двенадцать» в поэме постепенно обнаруживает своёглубокое символическое значение, связанное с характеристикой того, что происходит в мире, и тех, кто является главными участниками происходящего.5. Аналитическая работа с текстом поэмы «Двенадцать»Глава 1

  • Каково место действия поэмы? Время года?
  • Какие ключевые слова употребляются в описании времени года?
  • Что могут символизировать эти слова?
  • Какое время суток изображено в этой главе? В чём его символика?
  • Кто появляется в первой главе?
  • Как обрисовал эти образы автор?
  • В чём символика такого изображения?Глава 2
  • Кто главный герой поэмы?
  • Найдите коллективный портрет главного героя. Какие выводы можно сделать?
  • Почему главный герой не один человек, а коллектив?
  • В чём символика числа красноармейцев?
  • Сколько раз во второй главе звучит рефрен: «Эх, эх, без креста!?» (3 раза)
  • Это случайность? Или так автор хочет обратить наше внимание на святотатство по отношению к верующей Руси?Главы 3–7
  • В чём значение этих глав?
  • Как в этих эпизодах изображены Петруха и его товарищи?
  • В каком эмоциональном ключе даны эти главы?
  • Назовите имена героев, составляющих любовный треугольник.
  • Кто такая Катька? Найдите и зачитайте её портрет в четвёртой главе.
  • Проанализируйте портрет, данный Блоком.
  • Какие чувства испытывают двенадцать красноармейцев в разговоре о Ваньке с Катькой и при дальнейшем с ними столкновении?
  • Свяжите образ Катьки с предыдущими женскими образами в творчествеБлока.

  • Символом чего является женский образ в литературе?
  • Что символизирует в этом аспекте убийство Катьки?

— Как реагируют на убийство Катьки красноармейцы?V. Рефлексия. Подведение итогов урокаОбобщающее слово учителя— Изображая Россию в переломный исторический момент, А. А. Блок не могне поднять в своей поэме вечные вопросы — в подобные эпохи они звучат особенно остро. Становясь свидетелями гибели старого мира и прихода мира нового,персонажи поэмы выражают своё отношение к катастрофе глобального масштабаи определяют своё место в ситуации, исходя из собственных возможностей. Мывидим и непонимание смысла событий, и обывательски-пошлую игру в страдание, и готовность приспособиться к новым условиям, и растерянность.В эпизоде трагического и нелепого убийства Катьки тема любви показанав связи с мировым катаклизмом и судьбой России. Это убийство — своеобразноевозмездие всему старому миру: грех убийства совершается из страдания, вызванного грехом предательской любви. В то же время убитая Катька становитсяи жертвой новому, рождающемуся на глазах миру — жертвой столь же случайной, сколь и неизбежной.VI. Домашнее заданиеНаписать сочинение-рассуждение (миниатюру) «Поэма А. А. Блока “Двенадцать” — принятие судьбы или вызов поэта времени?»

Категория: Литература | Добавил: (03.09.2019) 1 | : 0.0/0
Всего комментариев: 0

Сочинение Анализ по поэме Блока Двенадцать 12 рассуждение

Поэма А. А. Блока «Двенадцать» — принятие судьбы или вызов поэта времени

В произведении Александра Александровича Блока описаны события октябрьской революции. Двенадцать красноармейцев патрулируют по городу в комендантское время и сохраняют порядок.

В революцию, которая началась в 1917 году, многие люди не захотели принимать новую власть, и перемены им пришлось уехать навсегда из России.

Остальные кто остались потихоньку начали приспосабливаться к новым устоям и правилам правительства.

Александр Александрович описывает двенадцать человек, вид у них не дружелюбный, почти у всех бубной туз на спине, а это значит что человек каторжанин. Раньше на каторгу ссылали только людей, которые совершили тяжкие преступления убийства, грабежи и насилие. Как правило, такие люди не с самым радужным и хорошим прошлым, но все они рассчитывают на хорошее будущее.

Красноармейцы обсуждают своего товарища, который вместо того что бы им помогать связался с Катькой, у которой не очень хорошая репутация. Ванька припоминает Катьке, сколько же мужчин трогало ее тело и говорит ей о том, чтобы она сейчас с ним вела себя так же как с ними.

Когда же Ванька и Катька едут с извозчиком они встречают красноармейцев, которые захотели расправиться со своим товарищем, они начали стрелять и прострелили Катьке голову. Ваньке удалось все же убежать, а крики вслед разъярённых товарищей только усилил его страх.

Среди красноармейцев находился Петька, который очень сильно любил ту самую Катьку и прострелил ей голову. Вначале его мучает совесть, но вскоре это проходит и он говорит о том, что он готов убивать и грабить. Александр Александрович олицетворяет их как двенадцать апостолов, они хотят полностью уничтожить старый мир.

Блок пишет о том, что в конце своего пути красноармейцы увидели кого-то впереди и начали стрелять, но как оказалось, это был Христос. Ведь именно Христос отвечал за все человеческие грехи. Красноармейцы пытались отпугнуть старый мир, который Александром Александровичем был представлен в виде паршивого пса.

Солдаты и прогоняют и пытаются заколоть штыками, но он все равно увязывается за ними и получается, так что старый мир сзади, а Исус Христос ведет народ в новый мир. Все хотят жить хорошо, и представляет себе каждый по-своему эту жизнь. Блок описал метания людей и переход в новую жизнь.

Меняться власть и правительство будет постоянно, но очень жаль, что не всегда учитывается желание народа.

Вариант 2

Для полного восприятия творчества Блока необходимо погрузится во время, в котором жил автор. Между 1917 и 1918 годами Блок во многом переосмыслил свою жизнь и естественно это заметно в его работах. Поэт хотел передать все качества и пороки людей тех времен. Произведение писалось легко и автор утверждает, что это лучшая его работа.

Поэма очень хорошо передает реальность тех лет. Сюжет, по сути, незамысловат. 12 красноармейцев контролируют соблюдение порядка в город. Солдаты входят в состав патруля. Простота сюжета, благодаря деталям перерастает вполне четкую передачу постреволюционного времени.

Поэма берет свое начало со строк, в которых автор возносит ветер. Ветреная стихия легко разносит препятствия и преграды, которые попадаются на пути. Немного позже становится ясно, что ветер это революция. Автор пытается сказать, что старый режим и правила уходят.

Приход нового порядка тесно связан с образами красноармейцев. Блок описывает их довольно суровыми и темными личностями. Оружие с черными ремнями, картуз и сигарета в зубах. Также автор подчеркивает, что на их спине должен быть туз бубновый.

Эти строки можно понять так, что жизнь до революции у красноармейцев была темная, но все же они несут надежды на новое будущее.

Основой произведения является контраст. Автор красит ветер в черный цвет, а снег соответственно в белый. Роль ветра упомянутого в начале поэмы это разрушить грань между двумя образами.

Мир до революции автор показывает светлым тоном, а вот новый порядок ассоциируется с темнотой и злобой. Но эта злоба не просто пришла с революцией, она зародилась до нее.

Люди устали от рабства и издевательства над собой.

Блок показывает, что будущее у того народа, который идет вперед и без всяких запретов. Нет больше ничего святого. Бога нет для людей. Но вот в конце автор вводит совершенно неожиданный образ Иисуса Христа.

Ни один критик и специалист творчества Блока не может понять и объяснить, почему автор ввел в поэму данный образ. С одной стороны, если Блок хотел придать революции черты светлого и святого, то это невозможно исходя из смысла поэмы.

А с другой стороны ставить бога в вершине преступников тоже неверно.

Каждый должен лично расценить идею данного произведения. Ведь кто-то верующий, а для кого закона нет и бога нет. Литература является бессмертной, поэтому наверно каждое поколение расценит по- своему данную поэму.

Вариант 3

В 1917 году в России произошла революция и началась гражданская война. Многие русские поэты посвятили своё творчество этим событиям. Одним из них был талантливый поэт – символист А.А.Блок.

Его стихи отличались искренностью, любовью к Родине и честной гражданской позицией. Вместе с народом он поддерживал необходимость грядущих перемен и его волновали все вопросы, поставленные революцией.

Под впечатлением всего происходящего, зимой 1918 года он пишет поэму «Двенадцать», посвящённую Октябрьской революции.

Воспринимая революционные перемены как неизбежность, он, в тоже время, задаётся вопросом – готов ли народ построить новое общество, разрушив до основания старое? Тема конфликта между старым и новым миром является главной в поэме.

Вихрь революции сметает всё на своём пути. Поэт сравнивает революцию с метелью «Ветер, ветер на всём белом свете».

Олицетворением старого мира в поэме являются «буржуй на перекрёстке», «товарищ поп», а главный символ прогнившего режима – это паршивый пёс «поджавший хвост».

Образы нового мира – это двенадцать красногвардейцев. Число 12 знаменательно в истории многих культур и религий, а в христианстве двенадцать апостолов – сподвижники Иисуса. В событиях, описанных Блоком, патруль красногвардейцев также состоял из двенадцати человек. Они главные герои поэмы и непримиримые борцы против буржуазного строя.

Эти люди готовы на жертвы, на кровавый террор, на разрушения, их ничто не может остановить. На фоне «мирового пожара» обесценивается жизнь человека. Один из патрульных из-за ревности убивает свою подругу и сомневается в своём поступке. Но остальные убеждают его «не время расслабляться» и все потери ещё впереди.

Блок даёт им меткую характеристику – идут «все двенадцать вдаль ко всему готовых, ничего не жаль». Противоречивое отношение автора к революционному хаосу, выражено в образе старушки. Увидев огромный плакат из ткани, она плачет, ведь сейчас «всякий раздет, разут», лучше бы сделать из плаката портянки ребятам.

«Ох, большевики загонят в гроб» – причитает она.

В своем произведении Блок применяет символы и принципы контраста. Чтобы усилить восприятие событий, он даёт сравнительные характеристики своим героям. Буржую, «безмолвному, как вопрос» и попу, который раньше «брюхом шёл вперёд», автор противопоставляет двенадцать красногвардейцев, которые «держат революционный шаг» и уверенно идут к своей цели.

Блок верит в созидание, и не зря в последней главе появляется образ Христа. Этим автор подчёркивает святость и справедливость революции. Идут вперёд «державным шагом» двенадцать апостолов – красногвардейцев … « И в белом венчике из роз, впереди Исус Христос». Поэт считает, что у русского народа хватит сил и мудрости преодолеть разрушения и возродить Россию.

Анализ стихотворения Блока Двенадцать

Поэма «Двенадцать» – это поистине великое и уникальное произведение, оно является апогеем творчества А.А. Блока. Многие считают, что поэма посвящена переменам, коренным переломам, происходившим в стране, что это некий реквием по государству, по его устоям.

Поэма очень интересна по своей композиции, она представляет собой кольцо. Также неоднозначно и необычно толкуется название поэмы. В произведении есть религиозный подтекст, число 12 использовано не просто так, идет отсылка к 12 апостолам.

Блок пытается донести до читателя простую мысль, революция в России – это начало освобождения всех угнетенных и рабов по всему миру, как Христос пришел когда-то со своими учениками, так и здесь красноармейцы идут давать свободу, уничтожать старый строй и наконец водворять царствие Божие.

В произведении всего 12 глав, каждая из них является важным звеном из всей цепочки, без которого не сложится полная картина того времени.

Автор обезличивает героев, по отдельности они – ничто, а вот вместе они настоящая сила, разрушительная, но в тоже время объединяющая народ, который также поднялся во имя свободы. Таким образом, Блок изображает единство, которое охватило страну.

Нужно отметить и многообразие тем и проблем, которые подняты в произведении. Конечно же, это тема революции. По мнению автора любой переворот обладает сильной разрушительной силой, именно поэтому показаны в произведении образы вьюги и ветра, представители всего старого не знают куда деваться, им нет места в новом мире. «Буржуй» здесь равен бездомному псу, он также никому не нужен.

Тема смены нравственных установок также обсуждается автором. В произведении описываются сборища проституток, которые собираются установить единогласные расценки на обслуживание своих клиентов. В русской литературе такие темы вообще запретны, а здесь Блок даже не осуждает это. Автор поражает своей честностью, новый мир – новые правила, оковы сняты, нет цензуре.

В поэме религия – это старая традиция, которой нет места в будущем, поэтому она и подлежит уничтожению. А с другой стороны, существует версия, что народ воспринимал Христа вне церкви, поддерживающей царизм, т.е. его учение было изуродовано и направлено против людей. А теперь Христос пришел снова, чтобы уже сделать мир справедливым.

Поэма А.А. Блока – это поистине грандиозное произведение, поражающее своим реализмом, сюда вкраплены песни, разговоры, агитационные речи, образы и картины. С первых строк читателей поражает хаотичность действующего миропорядка, контрасты, но также воодушевление и сила простого народа.

Сочинение по поэме Двенадцать Блока

Александр Блок-величайший писатель и поэт, крупнейший представитель символизма, творивший в XX веке. Его работы были наполнены трагизмом, свойственным для того опасного времени, назревания будущей революции. Изначально же, до смутных времен, А. Блок писал стихи о своей Прекрасной Даме, в которую был по-настоящему влюблен. Однако времена начали меняться. Менялось и творчество Блока.

Основой произведения является конфликт самой революции, противостояние старых устоев с обновленными. Исход этого противостояния ясен. Непримиримость сторон отлично показана автором, стороны очень контрастны. Каждая из них стоит на своем, однако общее в них то, что они не готовы смириться со своей участью и не готовы принять перемены, которым революция подвергает общество.

Поэма хорошо сочетает в себе реализм с нотками романтизма. Произведение имеет говорящее название, являющееся отсылкой к 12 апостолам-ученикам Иисуса Христа. Однако более реалистичное объяснение название таково: это красногвардейцы, чей отряд состоял из как раз таки 12 человек.

Сюжет является последовательным, в нем присутствуют психологические нотки, нежели фабульные. Двенадцать – являются врагами старого мира, его старинных устоев, хотя они сами являются его частью. Автор пытается это показать символически, называя старый народ “псом безродным”, который все же не отстает от молодых, следуя за ними. В нем чувствуется что-то темное, опасное.

Сила созидания не была описана Блоком четко. Однако он отмечает, что борьба придает героям силы, они начинаю осознавать свое место и предназначение в этом мире. Она очистила их мысли от всего лишнего и помогает сконцентрироваться на своем долге родине.

Поэма “Двенадцать” показала настоящее значение революции в русской литературе, подчеркнула ее масштабы. Это событие оказало огромное влияние на людей, разбудило их светлые стороны, пробудило в них способность любить, и А. Блок смог это показать.

В поэме “Двенадцать” Блоку удалось передать масштаб социального противостояния, описать его с помощью драматических и контрастных образов.

Можно утверждать, что “Двенадцать” — один из самых реалистичных, сложных и поучительных шедевров русской литературы начала XX века.

← Основные темы и мотивы творчества Блока← О чем заставляет задуматься рассказ Матренин двор↑ ДругиеТема праведничества в рассказе Матренин двор →Основные темы и мотивы творчества Ахматовой →

  • Хозяева жизни в пьесе На дне Горького сочинение

    Данная работа поднимает очень тяжелые и злободневные темы. Читатель погружается в атмосферу, где царят жестокие и бездушные законы. Здесь нет таких понятий, как любовь, радость, забота, сострадание

  • О чем заставляет задуматься сказ “Левша”?

    Писатель в данном произведении раскрывает крайне острую проблему, которая существовала в то время, так как иногда очень талантливые люди не имели возможности проявить свой талант так, как это бы им хотелось сделать

  • Анализ произведения Вампилова Старший сын

    Произведение Вампилова «Старший сын» является одним из выдающихся пьес отечественной драматургии. Автор, рассказывает зрителю судьбу типичного неудачника, который, несмотря на всю несостоятельность

  • Лирический герой в стихотворениях Есенина

    Время, в которое жил и творил русский поэт С.А. Есенин считается одной из сложных эпох российского государства, и может быть своего рода лирических эпох. Эта эпоха особенно повлияло на судьбы людей обладающих сверхчувствительностью.

  • Сочинение на тему Общение рассуждение

    Общение выполняет одну из главных ролей в жизни людей. Почти каждый день мы с кем-то встречаемся, делимся информацией, рассказываем друг другу интересные новости. Также рассказываем о своих чувствах