Структура урока:
1 этап — организационный (2 мин.).
2 этап — подготовка учащихся к активному, осознанному усвоению знаний ( 7 мин.):
- актуализация ранее полученных знаний;
- постановка учебной цели.
3 этап – обучающий (20 мин.):
- организация процесса восприятия, осознания и осмысления текстов учебника (выразительное чтение, аналитическая беседа);
4 этап – постановка домашнего задания (1мин.).
5 этап — подведение итогов урока и рефлексия (10 мин.).
- мини-сочинение «Самое яркое детское воспоминание».
Ход урока
1 ЭТАП. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ (2 мин.).
Приветствие, проверка готовности к уроку, организация внимания.
2 ЭТАП. ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К АКТИВНОМУ,
ОСОЗНАННОМУ УСВОЕНИЮ ЗНАНИЙ (7 мин.).
- Актуализация ранее полученных знаний.
- Какова основная идея курса литературы 7 класса «Путь к станции Я»?
- С каким героем мы только познакомились и продолжим общение на всех последующих уроках литературы?
- Для чего авторы учебника решили знакомить нас с дневниковыми записями Алексея?
- Постановка учебной цели.
Чтение эпиграфа (И.А Гончаров «Обломов») с.8 (оценка утверждений, сделанных в тексте, исходящая из своих представлений о мире; нахождение доводов в защиту своей точки зрения).
- О чём говорится в эпиграфе? Как вы понимаете смысл эпиграфа?
- Почему, по вашему мнению, именно в детстве «ни одна мелочь, ни одна черта не ускользает от взгляда ребёнка»?
- Как вы понимаете значение слова «пытливый»? ( настойчиво пытающийся понять, познать).
- Как вы думаете, что такое детство?
- Обратите внимание на рисунок с.8. Какую мысль хотел передать художник?
(сопоставление текстовых и внетекстовых компонентов).
«Уроки литературного чтения в образовательной системе «Школа 2100»
... изучение литературного чтения и русского языка. Обучение по «Букварю» и прописям ведётся с сентября до середины марта, затем уроки литературного чтения проводятся по учебнику «Литературное ... на читательский опыт. 2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе. Поясним первый этап технологии – работу ... полученную ... знаний ...
ЭТАП – ОБУЧАЮЩИЙ ( 20 мин.).
- Сравнительный анализ стихотворений (аналитическая беседа).
(сопоставление текстов и их общей идеи)
1) Выразительное чтение наизусть стихотворения И.А.Бунина «Детство » с.9
- О чём говорится в стихотворении?
- Найдите строки стихотворения, которые служат подтверждением мысли И.А.Гончарова о детском восприятии жизни. В чём мысли писателей созвучны? (в детстве ум пытлив, взгляд внимателен, а душа детская чиста, чувствительна и восприимчива).
2) Выразительное чтение стихотворения К.М.Симонова.
- Давайте поразмышляем над тем, какая мысль и какое настроение связывают эти два стихотворения?
(неравнодушие детской души ко всему, открытость души природе, добру, всем светлым и чистым чувствам; трепетность и ранимость детской души).
- С чем связаны минуты счастья в детстве для каждого из поэтов?
- Почему поэты представляют детство самой счастливой порой в жизни любого человека, как вы думаете?
- Что делает нас счастливыми в детстве?
Вывод: оба поэта мечтают вернуться в тот далёкий счастливый мир, когда тебя делало счастливым общение с природой, а сам ты был чище душой, смелее, добрее, когда тебе хотелось «догнать, спасти, прижать к груди.
2. Чтение дневника Алексея.
- Какое значение, по мнению Алексея, имеет детство для всей дальнейшей жизни человека? Почему?
(В детстве происходит становление души и характера человека)
Анализ стихотворения суриков детство. Анализ стихотворения Ивана ...
... класс Анализ стихотворения Детство по плану Анализ стиха №2 У каждого человека в жизни есть ... чтению, благодаря этому он рано начал писать стихи, которые к сожалению до наших дней не дошли. Житье Сурикова ... запахом смолы и копоти. Вся семья собирается возле большой теплой печки, ... жизни. Излюбленное развлечение детворы зимой кататься на санках. С ветерком скатываться по горе, а влетая в сугроб от души ...
- Какие книги особенно привлекают внимание Алексея и почему?)
Сегодня вы отвечали на сложные вопросы. В дальнейшем мы будем знакомиться с произведениями писателей о детстве. А после чтения мы вновь вернёмся к этим вопросам и поразмышляем. Начнём с биографии Александра Ивановича Герцена. Постараемся понять, кто или что определило становление А.И.Герцена как писателя и общественного деятеля.
4 ЭТАП – Д/З ( 1 мин.).
Прочитать Ш главу из книги А.И.Герцена «Былое и думы» с.12-23
5 ЭТАП — ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, РЕФЛЕКСИЯ ( 10 мин.).
Итак, подводя итоги сегодняшнего урока, я предлагаю вам написать мини-сочинение на тему «Самые яркие воспоминания детства», в котором вы сможете рассказать о самом ярком событии/ях из вашего раннего детства и почему именно оно/они запомнились вам.
В конце урока мини-сочинения сдаются учителю.