Рассуждение по драме А. Н. Островского «Гроза»

Сочинение

Сочинение — рассуждение по драме А. Н. Островского «Гроза».

Цели урока:

Задачи урока:

  1. повторить основные признаки художественного стиля; совершенствовать навыки анализа текста художественного стиля;

  2. развивать речевой слух, мыслительную деятельность, творческие способности учащихся;

  3. воспитывать чувство товарищества.

Тип урока:

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивация деятельности

Тема сегодняшнего урока актуальна для каждого из нас. Каждый должен помнить: знание – это сила. Знания мы приобретаем повсюду, этому призваны служить и уроки русского языка, в том числе и сегодняшний урок.

III. Активизация знаний и постановка целей

Цель занятия уже обозначена в теме – подготовиться к написанию сочинения – рассуждения по прочитанному тексту. Нам предстоит хорошо потрудиться, ведь сочинение должно отвечать всем современным требованиям.

IV. Деятельность учащихся на уроке

Повторение изученного ранее материала.

Порядок работы над сочинением по прочитанному тексту.

Проблема – сложный вопрос, требующий решения, исследования).

Что значит прокомментировать проблему, поставленную автором в тексте?

Что еще должно быть обязательно в сочинении? (позиция автора, собственная позиция )

Важен и завершающий этап работы.

Тема -это предмет речи, это то, о чем говорится в тексте.

Проблема — вопрос, требующий исследования; проблемный вопрос должен быть значим для общества.

Идея – это основная мысль текста, то, чему хотел научить нас автор текста.

V. Составление плана

Вступление. Тезис. Формулировка проблемы, поставленной автором текста.

Основная часть. Доказательство.

Комментирование заявленной проблемы с опорой на текст .

5 стр., 2444 слов

Сочинения учащихся 2 класса о Великой Отечественной войне

... Основная мысль текста – это ответ на некоторый вопрос. Философские проблемы. Естественные аргументы. Сл Текст Сл Текст 1 СОЧИНЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 2 класса О ВЕЛИКОЙ 10 жизни многих миллионов людей. Наш дедушка ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ ... сочинение-рассуждение по тексту В. А. Осеевой, используя материалы урока. Как к переживаниям подруги относится Лёня? Какое высказывание отражает основную мысль текста? - Свой ...

Формулировка позиции автора текста по заявленной проблеме.

Согласие-несогласие пишущего с авторской позицией.

Аргументация собственной точки зрения (первый аргумент обязательно литературный, второй аргумент может быть взят из любого источника)

Заключение. Вывод. Следует обратить внимание учащихся на завершенность сочинения-рассуждения. Для этого при написании заключения необходимо обратиться к началу текста и сказать об актуальности исследуемой проблемы.

После такой работы предлагаем учащимся несколько клише:

Что такое…? Вот одна из основных проблем, исследуемых автором текста….

Рассуждая о данной теме, писатель говорит о…

(Учащиеся испытывают трудности при комментировании проблемы: здесь не должно быть пересказа текста, рассуждения по всем проблемам, рассказа о действиях героев. Что можно посоветовать в этом случае? Можно вывести своеобразную формулу: взять одно ключевое предложение из текста, плюс 5-6 своих предложений по проблеме)

Размышляя таким образом, автор текста подводит нас к основной мысли: (формулировка позиции автора текста — это ответ на проблемный вопрос)…

Мне понятна позиция автора текста, и я с ним полностью согласен (а)

Вспомним произведение (название произведения и его автора)

Кроме того, хочется обратить внимание на…(второй аргумент)

Таким образом, можно прийти к выводу, что… (возвращаемся к вступлению)

Проблема, исследуемая автором текста, актуальна и для современного общества.

VI. Итог работы

VII. Домашнее задание

Написать сочине­ние-рассуждение по драме «Гроза»: «Какие мысли и чувства будит во мне драма «Гроза?»