«ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ ПО КАРТИНЕ» (И.Э. Грабарь, «Февральская лазурь»)

История создания картины

3. Работа с текстом.

4.Восприятие картины.

5.Словарно-орфографическая работа.

6.Составление и запись плана описания картины.

7.Подведение итогов. Рефлексия.

Подготовить учащихся к написанию сочинения по картине.

Подготовить к восприятию произведения искусства, создать необходимый настрой.

Физкультминутка .

Дать образец дальнейшей работы, аналогию.

Научить воспринимать и анализировать информацию, сравнивать явления. Развивать навыки связной речи.

Развивать речь учащихся, совершенствовать навыки правописания учеников; расширять и пополнять словарный запас пятиклассников.

Развивать логическое мышление пятиклассников, формировать умение структурировать информацию, алгоритмизировать действия.

Формировать навыки самоанализа.

1.Учитель на доске записывает тему:

Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».

— Каким по типу речи должно быть такое сочинение? (Рассказ описательного характера).

-Определите цель нашего урока?Видеть и чувствовать красоту пейзажа, научиться подбирать словесный материал для текста -описания, выражать словесно свои впечатления от увиденного?

2. Беседа по вопросам.

— Перед нами репродукция картины И. грабаря «Февральская лазурь». (Слайд)

— Рассмотрите её. Нравится ли она вам?

— Какое ощущение, какое настроение создаёт этот пейзаж?

— Что поразило художника в этом пейзаже? Как он это изобразил?

Дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность обучающихся.

Я стоял около дивного экземпляра берёзы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на неё, я уронил палку и наклонился, чтобы её поднять. Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликание всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба. Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и это будет бесподобно”,- подумал я. – Погода была изумительная. Солнце светило ежедневно, и мне посчастливилось писать без перерыва около двух с половиной недель, пока я не кончил картину. Писал я с зонтиком, окрашенным в голубой цвет”.

Вот как сам автор передал своё восхищение красотой февральского дня: «Вся природа праздновала какой-то праздник – праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу».

— Что описывается в этом тексте?

— О каких признаках предмета в них говорится?

— Какую часть описания вы бы поместили в художественном произведении?

— Что в тексте является важным?

— Что объединяет картины зимы Пушкина и пейзажа Грабаря?

— А сейчас прослушайте фрагмент из цикла концертов итальянского композитора Антонио Вивальди «Времена года» (звучит пьеса «Зима»)

— Так композитор с помощью звуков передал своё восприятие зимнего пейзажа. Какие чувства вызывает у вас музыка?

— Какую картину рисует ваше воображение?

Организует и сопровождает деятельность детей, подводит к мысли о необходимости художественного описания пейзажа, использования в тексте эпитетов, метафор, олицетворений.

И поэт, и художник, и композитор изображают природу такой, какой её видят, стремятся передать то, что привлекло, взволновало.

Чтоб глаза твои зорче были,

Чтоб в очках тебе не ходить,

Эти лёгкие движенья

Предлагаю повторить.

Вдаль посмотрим и под ноги,

Вправо, влево побыстрей.

Удивимся – что такое? –

И закроем их скорей.

А теперь по кругу быстро,

Словно стрелочки часов,

Проведём глазами дружно,

Ну а дальше – будь здоров!

Теперь и вы все отдохнули,

Новая забота:

Нужно сделать на «отлично»

Новую работу.

Прочитайте отрывок из стихотворения Николая Брауна.

Разве снег, с высот летящий

На леса, поля и чащи,

Разве он, как мёртвый мел,

Только бел, бел, бел?

Весь игольчатый с мороза,

На заре он нежно-розов,

Он вдали, в тени, в низине

Голубой и даже синий!

-Какой снег в этом стихотворении?

– А как выглядит снег на картине Грабаря? Как много его? Какова его цветовая гамма?

-Расскажите, что еще мы видим на картине?

Утр… – морозное, ясное, чистое.необыкновенное, необычное, чудесное, солнечное, прекрасное, зимнее.

Дерев…я(березы) и тени– пушистые ветки, серебристые, белоствольные, устремлённые в высь.

Сне.. – серебристый, белый с сиреневыми тенями, синеватый.

Со..нце – яркое, ослепительное

Небо – высокое, прозрачное, недосягаемое, далекое, чистое.

— Какое настроение вызывает у вас эта картина? (выбор слов, карточка №2):

Радость, удивление, испуг, волнение, интерес, восхищение, восторг, грусть.

— Как построим своё сочинение? Сколько частей должно быть в сочинении? (вступительная, основная, заключительная)

I . Вступление: зимний пейзаж на картине И.Э.Грабаря.

II . Основная часть:

  • На первом плане: старая берёза, снег, тени;
  • На втором плане: группа берёз, небо.

На заднем плане: берёзовая роща.

III . Заключение: моё отношение к картине.

-Что мы делали сегодня на уроке?

-Чему научились?

— Что особенно понравилось на уроке? Запомнилось?

Д.З.

-Напишите дома черновик сочинения.

Научиться подбирать словесный материал для создания текста -описания, выражать словесно свои впечатления от увиденного.

Заранее подготовившийся ученик читает воспоминания И.Э.Грабаря.

Берёзы, снег, небо.

  • Передают красоту зимнего пейзажа.

Выполняют элементарные физические упражнения.

Выразительно читает 1 ученик, остальные следят по тексту, отвечают на вопросы.

Отвечают на вопросы.

Снег на солнце блестит, сверкает, сияет, светится. Перламутровый — сиреневый, нежно-розовый, голубой, бирюзовый, лазурный.

Деревья, покрытые инеем, словно кружевные.

Работают в группах, подбирают эпитеты к данным понятиям.

Работа по карточкам.

Подбирают нужные слова из предложенных и записывают в тетрадь.

Отвечают на вопросы, составляют план.

Научились: отбирать материал для сочинения, подбирать нужные определения к понятиям, составлять план сочинения.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

Регулятивные УУД:

Целеполагание

Познавательные УУД: удерживать цель деятельности до получения

ее результата; планировать решение учебной задачи:выстраивать

последовательность необходимых

операций, корректировать деятельность.

Личностные УУД: анализировать и

характеризовать эмоциональные

состояния и чувства, вызванные

картинами природы.

Коммуникативные УУД: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи

Личностные УУД:

сознание эстетической ценности русской природы

Познавательные УУД: уметь работать с текстом.

Познавательные УУД:

умение отбирать главное,

подбирать материал по

теме

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье.

Познавательные УУД:

умение отбирать главное,

подбирать материал по

теме, работать с дополнительной литературой.

Познавательные УУД:

умение отбирать главное,

подбирать материал по

теме

Регулятивные УУД: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий),

уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Познавательные УУД:

умение отбирать главное,

подбирать материал по

теме

Регулятивные УУД: самостоятельно планировать алгоритм выполнения задания, корректировать

работу по ходу его выполнения.

Коммуникативные УУД: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, уметь с

достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, соблюдать нормы построения текста,

уметь находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправ-

лять их.

Регулятивные УУД:

оценка учебной деятельности