История создания картины
3. Работа с текстом.
4.Восприятие картины.
5.Словарно-орфографическая работа.
6.Составление и запись плана описания картины.
7.Подведение итогов. Рефлексия.
Подготовить учащихся к написанию сочинения по картине.
Подготовить к восприятию произведения искусства, создать необходимый настрой.
Физкультминутка .
Дать образец дальнейшей работы, аналогию.
Научить воспринимать и анализировать информацию, сравнивать явления. Развивать навыки связной речи.
Развивать речь учащихся, совершенствовать навыки правописания учеников; расширять и пополнять словарный запас пятиклассников.
Развивать логическое мышление пятиклассников, формировать умение структурировать информацию, алгоритмизировать действия.
Формировать навыки самоанализа.
1.Учитель на доске записывает тему:
Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».
— Каким по типу речи должно быть такое сочинение? (Рассказ описательного характера).
-Определите цель нашего урока?Видеть и чувствовать красоту пейзажа, научиться подбирать словесный материал для текста -описания, выражать словесно свои впечатления от увиденного?
2. Беседа по вопросам.
— Перед нами репродукция картины И. грабаря «Февральская лазурь». (Слайд)
— Рассмотрите её. Нравится ли она вам?
— Какое ощущение, какое настроение создаёт этот пейзаж?
— Что поразило художника в этом пейзаже? Как он это изобразил?
Дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность обучающихся.
“ Я стоял около дивного экземпляра берёзы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на неё, я уронил палку и наклонился, чтобы её поднять. Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликание всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба. Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и это будет бесподобно”,- подумал я. – Погода была изумительная. Солнце светило ежедневно, и мне посчастливилось писать без перерыва около двух с половиной недель, пока я не кончил картину. Писал я с зонтиком, окрашенным в голубой цвет”.
Вот как сам автор передал своё восхищение красотой февральского дня: «Вся природа праздновала какой-то праздник – праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу».
— Что описывается в этом тексте?
— О каких признаках предмета в них говорится?
— Какую часть описания вы бы поместили в художественном произведении?
— Что в тексте является важным?
— Что объединяет картины зимы Пушкина и пейзажа Грабаря?
— А сейчас прослушайте фрагмент из цикла концертов итальянского композитора Антонио Вивальди «Времена года» (звучит пьеса «Зима»)
— Так композитор с помощью звуков передал своё восприятие зимнего пейзажа. Какие чувства вызывает у вас музыка?
— Какую картину рисует ваше воображение?
Организует и сопровождает деятельность детей, подводит к мысли о необходимости художественного описания пейзажа, использования в тексте эпитетов, метафор, олицетворений.
И поэт, и художник, и композитор изображают природу такой, какой её видят, стремятся передать то, что привлекло, взволновало.
Чтоб глаза твои зорче были,
Чтоб в очках тебе не ходить,
Эти лёгкие движенья
Предлагаю повторить.
Вдаль посмотрим и под ноги,
Вправо, влево побыстрей.
Удивимся – что такое? –
И закроем их скорей.
А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочки часов,
Проведём глазами дружно,
Ну а дальше – будь здоров!
Теперь и вы все отдохнули,
Новая забота:
Нужно сделать на «отлично»
Новую работу.
Прочитайте отрывок из стихотворения Николая Брауна.
Разве снег, с высот летящий
На леса, поля и чащи,
Разве он, как мёртвый мел,
Только бел, бел, бел?
Весь игольчатый с мороза,
На заре он нежно-розов,
Он вдали, в тени, в низине
Голубой и даже синий!
-Какой снег в этом стихотворении?
– А как выглядит снег на картине Грабаря? Как много его? Какова его цветовая гамма?
-Расскажите, что еще мы видим на картине?
Утр… – морозное, ясное, чистое.необыкновенное, необычное, чудесное, солнечное, прекрасное, зимнее.
Дерев…я(березы) и тени– пушистые ветки, серебристые, белоствольные, устремлённые в высь.
Сне.. – серебристый, белый с сиреневыми тенями, синеватый.
Со..нце – яркое, ослепительное
Небо – высокое, прозрачное, недосягаемое, далекое, чистое.
— Какое настроение вызывает у вас эта картина? (выбор слов, карточка №2):
Радость, удивление, испуг, волнение, интерес, восхищение, восторг, грусть.
— Как построим своё сочинение? Сколько частей должно быть в сочинении? (вступительная, основная, заключительная)
I . Вступление: зимний пейзаж на картине И.Э.Грабаря.
II . Основная часть:
- На первом плане: старая берёза, снег, тени;
- На втором плане: группа берёз, небо.
На заднем плане: берёзовая роща.
III . Заключение: моё отношение к картине.
-Что мы делали сегодня на уроке?
-Чему научились?
— Что особенно понравилось на уроке? Запомнилось?
Д.З.
-Напишите дома черновик сочинения.
Научиться подбирать словесный материал для создания текста -описания, выражать словесно свои впечатления от увиденного.
—
Заранее подготовившийся ученик читает воспоминания И.Э.Грабаря.
Берёзы, снег, небо.
- Передают красоту зимнего пейзажа.
Выполняют элементарные физические упражнения.
Выразительно читает 1 ученик, остальные следят по тексту, отвечают на вопросы.
Отвечают на вопросы.
Снег на солнце блестит, сверкает, сияет, светится. Перламутровый — сиреневый, нежно-розовый, голубой, бирюзовый, лазурный.
Деревья, покрытые инеем, словно кружевные.
Работают в группах, подбирают эпитеты к данным понятиям.
Работа по карточкам.
Подбирают нужные слова из предложенных и записывают в тетрадь.
Отвечают на вопросы, составляют план.
Научились: отбирать материал для сочинения, подбирать нужные определения к понятиям, составлять план сочинения.
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.
Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.
Регулятивные УУД:
Целеполагание
Познавательные УУД: удерживать цель деятельности до получения
ее результата; планировать решение учебной задачи:выстраивать
последовательность необходимых
операций, корректировать деятельность.
Личностные УУД: анализировать и
характеризовать эмоциональные
состояния и чувства, вызванные
картинами природы.
Коммуникативные УУД: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи
Личностные УУД:
сознание эстетической ценности русской природы
Познавательные УУД: уметь работать с текстом.
Познавательные УУД:
умение отбирать главное,
подбирать материал по
теме
Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье.
Познавательные УУД:
умение отбирать главное,
подбирать материал по
теме, работать с дополнительной литературой.
Познавательные УУД:
умение отбирать главное,
подбирать материал по
теме
Регулятивные УУД: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий),
уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
Познавательные УУД:
умение отбирать главное,
подбирать материал по
теме
Регулятивные УУД: самостоятельно планировать алгоритм выполнения задания, корректировать
работу по ходу его выполнения.
Коммуникативные УУД: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, уметь с
достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, соблюдать нормы построения текста,
уметь находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправ-
лять их.
Регулятивные УУД:
оценка учебной деятельности