В своем творении «Мертвые души» Гоголь, описал весь быт и сущность феодалов того времени. Все они имеют различные характеры, нравы и цели на свою жизнь. Когда Чичиков приезжает в город, он замечает всех этих помещиков и их владения. Помещики влиятельными личностями, популярными в обществе и в личных кругах. Сам Чичиков собирался познакомиться со всем ними, чтобы содрать из помещиков большие суммы денег. Герой видел много феодальных семей, но 5 из них ему особо приглянулись и запали в душу:
Первый из этих людей, самый приторно милый человек Манилов . Если посмотреть на него, можно подумать что он идеал на земле, милый, добрый, честный. Но если узнать этого человека поближе, можно узнать что он ленивый и скучный, которому все равно на свои владения и все души. Когда Чичиков предлагает Манилову продать «мертвые души», то помещику это кажется неправильным, но он видеться на убеждения героя и соглашается отдать всех этих крестьян.
Коробочке
После он побывал у Ноздрева любителя вечеринок и гулянок. Внешне помещик красив, но он не следит за своим хозяйством. Все что у него хорошо, так это охотничьи принадлежности, та как он обожает охотиться на животных. Ноздрев некультурный и грубый человек, но одновременно и находчивый, ведь во время торговли с душами, Ноздрев единственный помещик, который не продал крестьян и чуть ли, не избил Чичикова.
Собакевич
Но самым странным из помещиков был Плюшкин , смотря на которого, толком не поймешь бедный он или богатый. Помещик ведет себя как старая бабка, причем очень богатая. У более сотни крестьян, и некогда зажиточный дом. Плюшкин был бережливым человеком, а теперь стал настоящей скрягой, который на всем пытался сэкономить. А после предложения главного героя, он сразу же соглашается, надеясь на пару лишних крон.
Другие темы: ← По рассказу Невский проспект↑ ГогольОбраз Тараса Бульбы →
`
Изображение помещиков Гоголем
В творчестве Николая Васильевича одной из главных является тема о помещичьем классе в России, а также о господствующем сословии (дворянстве), его роли в жизни общества и его судьбе.
Основным способом, использованным Гоголем при изображении различных персонажей, является сатира. В созданных его пером героях нашел отражение процесс постепенного вырождения помещичьего класса. Николай Васильевич выявляет недостатки и пороки. Гоголевская сатира окрашена иронией, которая помогла этому писателю прямо сказать о том, о чем было невозможно говорить открыто в цензурных условиях. При этом смех Николая Васильевича кажется нам добродушным, однако он не щадит никого. Каждая фраза имеет подтекст, скрытый, глубокий смысл. Ирония вообще является характерным элементом сатиры Гоголя. Присутствует она не только в речи самого автора, но также и в речи героев.
Образы крестьян в мертвых душах. Образы крестьян в “Мертвых душах”. ...
... помещикам хороший оброк. Еремей Сорокоплехин, например, 500 рублей. За каждым стоит одаренность, здоровье и трудолюбие. Гоголь сочувствует простому народу, содержащему такую массу лентяев. Образы крестьян в поэме Н. В. Гоголя Мертвые души ... и дальше, но мы остановимся на имени великого русского писателя — Николая Васильевича Гоголя, писателя, по словам В. Г. Белинского, продолжившего развитие русской ...
Ирония является одной из существенных черт гоголевской поэтики, придает больший реализм повествованию, становится средством анализа окружающей действительности.
Характеристика помещика Ноздрева
Самой яркой чертой характера помещика выступает его чрезмерная общительность. При любом новом знакомстве Ноздрев очень быстро переступал границу вседозволенности. Чичиков был неприятно удивлен стремительным переходом с «вы» на «ты».
Помещик не придерживается многих правил поведения в обществе. Причиной этому может быть их незнание. Скромности за ним не наблюдалось. Ноздрев всегда выражался прямолинейно и громко, подкрепляя диалог разительным смехом. Во время сделки с Чичиковым, помещик так громко проговаривал все подробности, как будто речь шла о чем-то незначительном.
- Манера общения вполне соответствовала веселому характеру Ноздрева. Злоупотребление алкоголем делает его еще более развязанным. Досуг помещик в большинстве проводил вне дома. Его постоянно тянет ко всяким общественным развлечениям. Он не пропускал ни одной ярмарки, активно посещал съезды и балы. Частенько заявлялся туда, где его совершенно не ждали.
- Одним из его увлечений были карточные игры. Ноздрев часто мухлевал и использовал различные хитрости. Поэтому многие партии заканчивались потасовками. Случалось, помещика колотили сапогами или давали взбучку его бакенбардам. Как только растительность на лице восстанавливалась, Ноздрев, как ни в чем не бывало возвращался в прежнюю компанию. И он, и его приятели делали вид, что ничего не случилось.
- Помещик часто проигрывался. Он легко расставался с последними деньгами, не придавая им никакой ценности. Такое отношение к финансам сформировалось вследствие их легкой добычи. Деньги поступали в карман помещика без физических или умственных затрат.
- Выбирая способ развлечения, помещик никогда не интересуется суммой предстоящих расходов. За карточные долги иногда приходится расплачиваться ружьем из кабинета или животным из хозяйства. На выигрышные деньги часто скупались товары из различных лавок и тут же, в ближайшее время, помещик отдавал их за проигрыш. Одержимость карточными играми подталкивала помещика уединяться в комнате на несколько дней, с целью выстроить новый план обмана.
Характеристика Гоголем
Ноздрев каким-то магическим образом притягивал к себе приключения. Везде, где он появлялся, обязательно происходила шумная история. Его чрезмерная наглость на собраниях приводила к тому, что его насильно заставляли покинуть помещение. Его частые пьянки становились причиной различных непредсказуемых событий.
Последовательность помещиков, посещаемых Чичиковым в поэме «Мертвые ...
... Петровну Коробочку охарактеризовал сам Чичиков. Женщина целиком и полностью погрязала в мелочных жизненных интересах ... попадает случайно, будучи в поисках Собакевича. Павел Иванович быстро понимает, что помещик – кутила ... на человечестве» Плюшкин В конце своего путешествия главный герой посещает поместье Плюшкина. Скупость ... убегают от голодной смерти. Правда, таким мужчина был далеко не всегда: ранее ...
Постоянное вранье всюду сопровождало помещика. Все его рассказы были преувеличены. Некоторые выдумки были похожи на бред сумасшедшего – то у него лошади цветные, то он скупает землю соседних поместий. Окружающие замечали это и начинали избегать его общества.
Ноздреву всегда удавалось испортить отношения с самыми ближними людьми. Чем крепче становилась дружба, тем большие масштабы принимали его подлости и небылицы. Помещик понимал, что его болтовня повлечет за собой определенные последствия, но не мог удержать язык за зубами.
С Ноздревым было несложно договориться. Он всегда был готов незамедлительно сорваться с места, менять обстоятельства и предпринимать попытки к действию. Но эти качества не помогают ему обогатиться, а наоборот играют против него.
Поступки и образ жизни характеризует его как плохого человека. От его нечестных выходок страдает его окружение. Сам помещик не осознает своих ошибок. Постоянное участие в драках не вызывает желания переосмыслить свое поведение. Желание приврать усугубляется его взрывным характером. Хамство становится для него привычной манерой общения. Ноздрев ничего из себя не представляет без своего окружения. Времяпровождение с картежниками и собутыльниками является его самореализацией. Постоянная суета доставляет ему удовольствие.
Не знает мер
- Основная проблема помещика заключается в его невоспитанности. Он не смог реализовать себя ни в качестве хозяина, ни отца. Ноздрев не умеет дорожить дружбой и не ценит окружающих людей.
- Все хорошее, что есть в этом человеке достается его животным. Из всех помещиков, которых объездил Чичиков, самая негативная оценка сложилась о Ноздреве: «… Ноздрев человек-дрянь, Ноздрев может наврать, прибавить, распустить черт знает что, выйдут еще какие-нибудь сплетни …».
- Помещик применяет разнообразные методы чтобы раскусить и обставить Чичикова. Он во всеуслышание заявляет окружающим о махинациях с «душами», но мало кто воспринимает подобные разговоры всерьез.
- Отношения между Чичиковым и Ноздревым из дружбы перестают в подлость.
В Ноздреве сложно рассмотреть положительные качества. Для него не существует понятие чести. В его поступках нет ничего человеческого. Его неуемная энергия находит применение в скандалах и обманах. Бесцельная суета разрушает его жизнь. Безнравственные поступки превращают его в «мертвую душу». Гоголь видит немало людей с подобным образом жизни. Ни одежда, ни окружающее общество их не исправит.
Композиционное построение поэмы
Образы помещиков в поэме «Мертвые души», крупнейшем произведении этого автора, даны наиболее многогранно и полно. Строится оно как история похождений чиновника Чичикова, который скупает «мертвые души». О разных деревнях и обитающих в них хозяевах позволила рассказать автору композиция поэмы. Почти половина первого тома (пять из одиннадцати глав) посвящена характеристике разных типов помещиков в России. Николай Васильевич создал пять портретов, не похожих друг на друга, однако в каждом из них в то же время находятся черты, являющиеся типичными для русского крепостника. Знакомство с ними начинается с Манилова и завершается Плюшкиным. Такое построение неслучайно. Есть своя логика в данной последовательности: процесс оскудения личности человека углубляется от одного к другому образу, он все более развертывается как страшная картина распада крепостнического общества.
Живая душа у чичикова или мертвая?
... этому. Сочинение на тему Чичиков живая или мёртвая душа В поэме “Мёртвые души”, Чичиков является главным героем. Автор назвал из-за того, чтобы показать, что у помещиков сердца мертвы. ... уметь ее извлекать. У Чичикова не было друзей. Взамен дружбы присутствовало в его жизни уже упомянутое умение располагать людей к себе. То есть, окружение его состояло только ...
Чиновники в поэме Гоголя «Мёртвые души» | Литерагуру
Чиновничество – особая социальная прослойка, «смычка» между народом и властью. Это особый мир, живущий по своим законам, руководствующийся своими нравственными принципами и понятиями. Тема разоблачения порочности и ограниченности этого сословия злободневна во все времена. Гоголь посвятил ей целый ряд произведений, используя приёмы сатиры, юмора, тонкой иронии.
Приехав в губернский город N, Чичиков наносит визиты сановникам города в соответствии с этикетом, предписывающим сначала посещать наиболее значительных лиц. Первым в этом «списке» состоял градоначальник, к которому «сердца граждан трепетали в избытке благодарности», последним – городской архитектор. Чичиков действует по принципу: «Не имей денег, имей хороших людей для обращения».
Что же представлял собой губернский город, о благе которого так «заботился» градоначальник? На улицах – «тощее освещение», а дом «отца» города как «яркая комета» на фоне тёмного неба.
Важно
В парке деревья «дурно принялись»; в губернии – неурожаи, дороговизна, а в ярко освещённом доме – бал для чиновников и их семей. Что можно сказать о людях, собравшихся здесь? – Ничего. Перед нами «чёрные фраки»: ни имён, ни лиц.
Зачем они здесь? – Показать себя, завязать нужные знакомства, хорошо провести время.
Однако «фраки» неоднородны. «Толстые» (умеют лучше обделывать дела) и «тонкие» (не приспособленные к жизни люди).
«Толстые» прикупают недвижимость, записывая на имя жены, «тонкие» же пускают всё накопленное «по ветру».
Чичиков едет совершать купчую. Взору его открывается «белый дом», что говорит о чистоте «душ помещавшихся в нём должностей». Образ жрецов Фемиды ограничивается немногочисленными характеристиками: «широкие затылки», «много бумаги». Голоса хриплые у низших чинов, величавые — у начальников. Чиновники – более или менее люди просвещённые: кто читал Карамзина, а кто «совсем ничего не читал».
Образ и характеристика Ноздрева в поэме Мертвые души Гоголя
... грустью подчеркивая актуальность образа Ноздрёва писал, что «Ноздрёв еще долго не выведется из мира». Характеристика и образ Ноздрева в поэме Мертвые души ... чтобы с этого была большая выгода ему. Сочинение на тему Ноздрёв (Мертвые души) Ноздрёв – молодой и пышущий энергией ... о трубках для курения и собаках. Помещик понятия не имеет о делах хозяйства и жизни ему подвластных крестьян. Зато Ноздрев ...
Чичиков и Манилов «передвигаются» от одного стола к другому: от простого любопытства молодёжи – к полному чванства и тщеславия Ивану Антоновичу Кувшинному рылу, создающему видимость работы, чтобы получить долженствующее вознаграждение.
Наконец, председатель палаты, сияющий, как солнце, завершает сделку, которую необходимо отметить, что и осуществляется с лёгкой руки полицеймейстера – «благотворителя» в городе, получающего вдвое больше доходов против всех своих предшественников.
Обширный чиновничий аппарат в дореволюционной России был для народа истинным бедствием. Поэтому естественно то внимание, которое уделяет ему писатель-сатирик, резко критикуя взяточничество, низкопоклонство, пустоту и пошлость, низкий культурный уровень, недостойное отношение бюрократов к своим согражданам.
Краткий пересказ пьесы “гроза” по действиям: краткое содержание “по главам”
Знакомство с Маниловым
Манилов — первый человек, представляющий образ помещиков в поэме «Мертвые души». Таблица лишь кратко описывает его. Познакомим вас поближе с этим героем. Характер Манилова, который описан в первой главе, проявляется уже в самой фамилии. Начинается рассказ об этом герое с изображения деревни Маниловки, немногих способной «заманить» местоположением своим. Автор описывает с иронией господский двор, созданный как подражание английскому саду с прудом, кустиками и надписью «Храм уединенного размышления». Внешние детали помогают писателю создать образ помещиков в поэме «Мертвые души».
Приемы, которые использует автор
Мы замечаем, читая произведение, что автор повторяет приемы в изображении каждого из помещиков. Сначала идет описание деревни, дома, внешнего вида того или иного героя. После этого следует рассказ о том, как отнесся он к предложению Чичикова. Затем идет изображение отношения этого героя к каждому из помещиков и, наконец, сцена купли-продажи. И это не случайно. Замкнутый круг приемов создан автором для того, чтобы показать отсталость, консерватизм провинциальной жизни, ограниченность и замкнутость помещиков. Он подчеркивает умирание и застой.
Манилов: характер героя
Автор, говоря о Манилове, восклицает, что лишь один Бог знает, какой характер был у этого человека. По натуре он добр, обходителен, вежлив, однако это все принимает в его образе уродливые, преувеличенные формы. Этот помещик сентиментален и прекраснодушен до приторности. Праздничными и идиллическими представляются ему отношения между людьми. Различные взаимоотношения, вообще, — это одна из деталей, создающих образ помещиков в поэме «Мертвые души». Манилов не знал совершенно жизни, действительность у него заменялась пустой фантазией. Этот герой любил помечтать и поразмышлять, иногда при этом даже о полезных для крестьян вещах. Однако его идеи были далеки от потребностей жизни. Он не знал о настоящих нуждах крепостных и даже не думал никогда о них. Манилов считает себя носителем культуры. Он считался в армии образованнейшим человеком. Николай Васильевич иронично высказывается о доме этого помещика, в котором всегда «чего-нибудь недоставало», а также о слащавых отношениях его с супругой.
Образ и характеристика чичикова в поэме мертвые души гоголя
... Ноздрева и отправляется к нему. Конечно же, впоследствии Чичиков бранил себя за то, что поступил неосторожно, заговорив с Ноздревым о ... изобличения его, «раскрытия» правды о нем. Первый успех (сделка с Маниловым) укрепляет уверенность Чичикова в легкости и безопасности осуществляемой ... вы не знаете, ваше превосходительство… он торгует мертвыми душами!» В городе начинается переполох и сумятица, так же ...
Ответы на кроссворд дня № 21248 из «Одноклассников»
21247 21249
По горизонтали: — Скупой помещик из поэмы Гоголя Мёртвые души — Пленка на металле после отжига — Американский комик Гарольд .. — Грузоподъемный извозчик — Промысловая рыба Черного моря — Коренная жительница Сантьяго — Имя наркома Микояна — Взбучка, выволочка (прост.) — Туда водят дошколят — Первое место встречи с любимым чадом — Положение, принимаемое без доказательств — Как назвать скрягу, если не хочешь его обидеть — Деревяшка в рифму с куском — Сэконд-хэнд по-русски — Застолье на лоне природы — Высокая сандалия древнего грека — Иногда она может быть ненормативной
По вертикали: — Единица измерения капитала Гейтса — Съестные припасы, провизия — То, что ловкач на ходу рвет — Мобилизованный тракторист — Присвоение чужого — Мальчик-с-… — Прибалтийский курорт фестивалей — Северный сосед Саудовской Аравии — Цветочный напиток для пчёл и колибри — Лесной котёнок с кисточками на ушах — Это всё … врагов — Горы Западного Кавказа — Жители одной из автономий России — Библейская пара к Содому — Далёкий родитель всей геометрии — Одна из марок зубной пасты — Над ним повесили меч на конском волосе
ПЛЮШКИН — разг. Употр. как символ крайне скупого, доходящего до мании скупости человека.
ОКАЛИНА — Окисел на поверхности раскаленного или остывшего после нагревания металла.
ЛОМОВИК — разг. 1. Ломовой извозчик, занимавшийся перевозкой тяжестей. 2. Лошадь-тяжеловоз, приспособленная для перевозки тяжелых грузов; ломовая лошадь.
МАКРЕЛЬ — Морская рыба отряда окунеобразных; скумбрия.
ДЕТСАД — разг. 1. Детский сад. 2. перен. Наивные, проявляющие ребячество люди (обычно с оттенком шутливости).
АКСИОМА — 1. Исходное положение какой-л. научной теории, принимаемое без доказательств. 2. перен. Неоспоримое, бесспорное положение, очевидная истина, не требующая доказательств.
ЭКОНОМ — 1. устар. Тот, кто ведет хозяйство; домовод. 2. разг. Бережливый, хозяйственный человек.
ЭКОНОМ — устар. 1. То же, что: экономист.
БРУСОК — 1. Какой-л. товар или продукт питания, спрессованный в форме продолговатого шестигранника. 2. Специальный камень для шлифовки и точки металлических инструментов. 3. То же, что: брус.
Образы и характеристики помещиков в поэме мертвые души гоголя 9 класс
... Храм уединенного размышления». Просьба Чичикова продать «мертвые души» кажется ему незаконной, но отказать такому «приятному» человеку он не в силах, поэтому легко отдает ему список крестьян бесплатно. Побывав ... содержание Мёртвые души, Гоголь Краткая биография Николая Гоголя Помещики в «Мертвых душах» сочинение | Литерагуру Краткое сочинение-рассуждение на тему Художественный Русь в поэме «Мертвые ...
ОБНОСКИ мн. разг. Поношенная, потрепанная одежда, обувь.
ПИКНИК — устар. Человек плотного телосложения, с широкой коренастой фигурой и короткой шеей.
ПИКНИК — Загородная увеселительная прогулка компанией (обычно с закуской на открытом воздухе).
КОТУРН — см. котурны.
ЛЕКСИКА — 1. Совокупность слов какого-л. языка, диалекта. // Совокупность слов, употребляющихся в какой-л. сфере деятельности. // Совокупность слов, используемых кем-л. в своей речи, при написании каких-л. произведений и т.п. 2. разг. То же, что: лексикология.
МИЛЛИАРД — разг. 1. Неопределенно большое множество кого-л., чего-л.
МИЛЛИАРД числит. 1. Название числа, состоящего из 1000000000 единиц. 2. Такое количество единиц чего-л.
ПРОВИАНТ — 1. Продовольствие для армии. // Продовольствие, продукты для экспедиции, похода и т.п. 2. разг. Продукты питания.
ТАНКИСТ — Военнослужащий танковых войск.
ХИЩЕНИЕ ср. 1. Преступное присвоение чужого — обычно государственного или общественного — имущества; воровство, ограбление, кража. 2. разг. То, что похищено, украдено.
ПАЛЬЧИК — разг. 1. Уменьш. к сущ.: палец. 2. Ласк. к сущ.: палец.
НЕКТАР — 1. см. нектар.
НЕКТАР и НЕКТАР — 1. Напиток богов, сохранявший им бессмертие и вечную молодость (в античной мифологии).
2. Превосходный, чудесный напиток. // перен. Что-л. сладостное, приятное. 3. Сахаристый сок, выделяемый медовыми желёзками (нектарниками) растений.
РЫСЁНОК — Детеныш рыси.
ПРОИСКИ мн. Тайные, обходные действия, направленные на достижение каких-л. целей.
УДМУРТЫ мн. 1. Народность, составляющая основное население Удмуртии. 2. Представители этой народности.
Коробочка
Опишем еще один образ помещиков в поэме «Мертвые души». Таблица уже кратко познакомила вас с Коробочкой. О ней мы узнаем в третьей главе поэмы. Гоголь относит данную героиню к числу небольших помещиц, жалующихся на убытки и неурожаи и всегда держащих несколько набок голову, при этом набирая деньжонки понемногу в размещенные в комоде мешочки. Деньги эти добываются путем продажи самых разных продуктов натурального хозяйства. Интересы и кругозор Коробочки полностью сосредоточены на ее усадьбе. Весь ее быт и хозяйство имеют патриархальный характер.
Семья помещика Ноздрева
Автор представляет Ноздрева как молодого человека в полном расцвете сил. В свои 35 лет он уже успел жениться и стать вдовцом. От этого брака у помещика подрастает двое детей. Легкомысленность Ноздрева становится его образом жизни. Среди его приоритетов и интересов нет места ни для детей, ни для новой избранницы. Его, безусловно, привлекают смазливые женщины, но все это не больше, чем кратковременное удовольствие. Собаки, проживающие в поместье, получают больше внимания от помещика, чем собственные дети.
Авторское отношение к Павлу Ивановичу Чичикову (по поэме Н.В. ...
... приходит поэма Гоголя «Мертвые души» — эдакое «наглядное пособие для бизнесменов». Отношение Гоголя к Чичикову противоречиво. ... помещики Гоголя статичны, Чичиков постоянно находится в движении. Ни у одного из помещиков ... автором был Николай Васильевич Гоголь, показавший в своей поэме «Мертвые души» одного из представителей новой формации через раскрытие сложного и противоречивого его характера. Чичиков ...
Легкомысленный персонаж
Еще одним родственником Ноздрева является его сестра. Брат и сестра обладают противоположными характерами. Помещик больше поддерживает отношения с ее мужем — господином Мижуевым. Их общий интерес к различным мероприятиям переходит в тесную дружбу. Мижуев без стеснения указывает на лживость Ноздрева, но при этом не перестает быть его другом.
Ноздрев
В образе Ноздрева в пятой главе Гоголь рисует совсем другую форму разложения дворянства. Этот герой — человек, что называется, «на все руки». В самом его лице было нечто удалое, прямое, открытое. Характерна для него также «широта натуры». По ироничному замечанию Николая Васильевича, Ноздрев — «исторический человек», поскольку ни на одном собрании, на котором ему удалось побывать, не обходилось никогда без историй. Он проигрывает с легким сердцем большие деньги в карты, обыгрывает простака на ярмарке и сразу же все «просаживает». Этот герой — несусветный враль и бесшабашный хвастун, настоящий мастер «лить пули». Он ведет себя вызывающе везде, если не сказать агрессивно. Речь этого персонажа изобилует бранными словами, он имеет при этом страсть «нагадить ближнему». Гоголь в образе Ноздрева создал в отечественной литературе новый социально-психологический тип так называемой ноздревщины. Во многом новаторским является образ помещиков в поэме «Мертвые души». Краткое изображение следующих героев описано ниже.
Чичиков проворачивает аферу с «мертвыми душами»
По дороге в гостиницу Чичиков даже пел. На следующий день он проснулся в прекрасном настроении и сразу сел к столу писать купчие крепости. В двенадцать часов оделся и с бумагами под мышкой отправился в гражданскую палату. Выйдя из гостиницы, Павел Иванович столкнулся с Маниловым, который шел к нему.
Они расцеловались так, что потом у обоих целый день болели зубы, и Манилов вызвался сопровождать Чичикова. В гражданской палате они не без труда разыскали чиновника, занимавшегося купчими, который, только получив взятку, направил Павла Ивановича к председателю, Ивану Григорьевичу. В кабинете у председателя уже сидел Собакевич. Иван Григорьевич дал указания тому же чиновнику оформить все бумаги и собрать свидетелей.
Когда все было надлежащим образом оформлено, председатель предложил вспрыснуть покупку. Чичиков хотел было поставить им шампанское, но Иван Григорьевич сказал, что они поедут к полицеймейстеру, который только глазом мигнет купцам в рыбных и мясных рядах, и будет готов прекрасный обед.
Что роднит чичикова с помещиками. : Что общего у Чичикова с другими ...
... предмет, использует брань. У этого помещика, казалось бы, легче всего было Чичикову заполучить их, но он единственный, кто оставил его ни с чем. Собакевич Неотесан, неуклюж, груб, неспособен ... будет доход. Продать души согласился по 30 копеек (всего 78 душ). Изображение помещиков Гоголем В творчестве Николая Васильевича одной из главных является тема о помещичьем классе ...
Так и получилось. Купцы считали полицеймейстера своим человеком, который хоть и обирал их, но не чинился и даже охотно крестил купеческих детей. Обед был великолепный, гости хорошо выпили и закусили, причем Собакевич один умял огромного осетра и потом уже ничего не ел, а лишь молча сидел в кресле. Все развеселились и не хотели отпускать Чичикова из города, а решили его женить, на что тот с удовольствием согласился.
Чувствуя, что стал уже говорить лишнее, Павел Иванович попросил экипаж и на прокурорских дрожках приехал в гостиницу совершенно пьяным. Петрушка с трудом раздел барина, почистил его костюм, и, убедившись, что хозяин крепко спит, отправился вместе с Селифаном в ближайший трактир, откуда они вышли в обнимку и завалились спать поперек на одной кровати.
Покупки Чичикова вызвали в городе много разговоров, все принимал и в его делах живое участие, обсуждали, как трудно ему будет переселить такое количество крепостных в Херсонскую губернию. Разумеется, Чичиков не распространялся, что приобретал мертвых крестьян, все полагали, что куплены живые, и по городу прошел слух, что Павел Иванович миллионщик. Им сразу же заинтересовались дамы, которые в этом городе были очень презентабельны, ездили только в экипажах, одевались модно и изъяснялись изысканно. Чичиков не мог не заметить такого внимания к себе. Однажды ему принесли-анонимное любовное письмо со стихами, в конце которого было написано, что угадать писавшую ему поможет собственное сердце.
Собакевич
Более обличительный характер приобретает сатира автора в образе Собакевича, с которым мы знакомимся в пятой главе. Этот персонаж на предыдущих помещиков похож мало. Это прижимистый хитрый торгаш, «помещик-кулак». Он чужд буйному сумасбродству Ноздрева, мечтательному благодушию Манилова, а также накопительству Коробочки. Собакевич имеет железную хватку, он немногословен, себе на уме. Немного людей найдется, которые смогли бы обмануть его. Все у этого помещика крепко и прочно. Во всех предметах быта, окружающих его, Гоголь находит отражение особенностей характера этого человека. Все удивительным образом напоминает самого героя в его доме. Каждая вещь, как отмечает автор, как будто бы говорила о том, что она — «тоже Собакевич».
Николай Васильевич изображает фигуру, которая поражает грубостью. Этот человек показался Чичикову похожим на медведя. Собакевич является циником, который не стыдится ни в других, ни в себе морального уродства. Он далек от просвещения. Это твердолобый крепостник, который лишь как о рабочей силе заботится о собственных крестьянах. Интересно, что, кроме этого героя, никто не понял истинной сущности «негодяя» Чичикова, а Собакевич понял прекрасно и суть предложения, отражающую дух времени: все можно продать и купить, извлечь выгоду следует максимально. Таков обобщенный образ помещиков в поэме «Мертвые души». Краткое содержание произведения, однако, не сводится к изображению только этих персонажей. Представляем вам следующего помещика.
Чичиков у Манилова
Наконец Чичиков надумал навестить знакомых помещиков и отправился за город. Сначала он поехал к Манилову. С некоторым трудом нашел он деревню Маниловку, которая оказалась не в пятнадцати, а в тридцати верстах от города. Манилов встретил нового знакомого очень радушно, они расцеловались и вошли в дом, подолгу пропуская друг друга в дверях. Манилов был, в общем-то, приятный человек, на как-то приторно-слащавый, не имел никаких особых увлечений, кроме бесплодных мечтаний, и хозяйством не занимался.
Жена его воспитывалась в пансионе, где ее научили трем главным предметам, необходимым для семейного счастья: французскому языку, фортепьяно и вязанию кошельков. Она была недурна и хорошо одевалась. Муж представил ей Павла Ивановича. Они немного побеседовали, и хозяева пригласили гостя обедать. В столовой уже ждали сыновья Маниловых Фемистоклюс семи лет отроду и шестилетний Алкид, которым учитель повязал салфетки. Гостю продемонстрировали ученость детей, учитель только один раз сделал мальчикам замечание, когда старший укусил младшего за ухо.
После обеда Чичиков объявил, что намерен поговорить с хозяином об очень важном деле, и оба отправились в кабинет. Гость завел разговор о крестьянах и предложил хозяину купить у него мертвые души, то есть тех крестьян, которые уже умерли, но по ревизии еще числятся живыми. Манилов долго не мог ничего понять, потом сомневался в законности такой купчей, но все-таки согласился из уважения к гостю. Когда же Павел Иванович заговорил о цене, хозяин оскорбился и даже взял на себя составление купчей.
Чичиков не знал, как и благодарить Манилова. Они сердечно попрощались, и Павел Иванович укатил, обещая приехать еще и привезти детям гостинцы.
Плюшкин
Плюшкину посвящена шестая глава. На нем характеристики помещиков в поэме «Мертвые души» завершаются. Имя этого героя стало нарицательным, обозначающим моральную деградацию и скупость. Данный образ является последней степенью вырождения помещичьего класса. Гоголь начинает знакомство с персонажем, как обычно, с описания усадьбы и деревни помещика. При этом была заметна на всех строениях «особенная ветхость». Николай Васильевич описывает картину разорения богатого когда-то крепостника. Его причиной является не безделье и мотовство, а болезненная скупость хозяина. Гоголь называет этого помещика «прорехой на человечестве». Сам внешний облик его характерен — это напоминающее ключницу бесполое существо. Персонаж этот смеха уже не вызывает, лишь горькое разочарование.