Что роднит чичикова с помещиками. : Что общего у Чичикова с другими героями? в поэме Мертвые души, Гоголь. Возможно это вас заинтересует

В этой статье мы опишем созданный Гоголем образ помещиков в поэме «». Таблица, составленная нами, поможет запомнить информацию. Мы последовательно расскажем о пяти героях, представленных автором в этом произведении.

Образ помещиков в поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголя вкратце охарактеризован в следующей таблице.

Помещик Характеристика Отношение к просьбе о продаже мертвых душ
Манилов Пошлый и пустой.

Два года лежит в его кабинете книга с закладкой на одной странице. Слащава и приторна его речь.

Удивился. Думает, что это незаконно, однако отказать не может столь приятному человеку. Отдает бесплатно крестьян. При этом не знает, сколько душ имеется у него.

Коробочка

Знает цену деньгам, практична и хозяйственна. Скупая, бестолковая, дубинноголовая, помещица-накопительница.

Хочет знать, для чего души Чичикову. Число умерших знает точно (18 человек).

Смотрит на мертвые души как на пеньку или сало: вдруг пригодятся в хозяйстве.

Ноздрев

Считается хорошим товарищем, однако готов всегда напакостить другу. Кутила, игрок в карты, «разбитной малый». Разговаривая, перескакивает постоянно с предмета на предмет, использует брань.

У этого помещика, казалось бы, легче всего было Чичикову заполучить их, но он единственный, кто оставил его ни с чем.

Собакевич

Неотесан, неуклюж, груб, неспособен выразить переживания. Жесткий, злобный крепостник, не упускающий никогда выгоды.

Самый сообразительный из всех помещиков. Сразу раскусил гостя, совершил сделку с выгодой для себя.

Плюшкин

Когда-то была у него семья, дети, а сам он являлся бережливым хозяином. Но смерть хозяйки превратила этого человека в скрягу. Он стал, как и многие вдовцы, скупым и подозрительным.

Изумило и обрадовало его предложение, поскольку будет доход. Продать души согласился по 30 копеек (всего 78 душ).

Изображение помещиков Гоголем

В творчестве Николая Васильевича одной из главных является тема о помещичьем классе в России, а также о господствующем сословии (дворянстве), его роли в жизни общества и его судьбе.

Основным способом, использованным Гоголем при изображении различных персонажей, является сатира. В созданных его пером героях нашел отражение процесс постепенного вырождения помещичьего класса. Николай Васильевич выявляет недостатки и пороки. Гоголевская сатира окрашена иронией, которая помогла этому писателю прямо сказать о том, о чем было невозможно говорить открыто в цензурных условиях. При этом смех Николая Васильевича кажется нам добродушным, однако он не щадит никого. Каждая фраза имеет подтекст, скрытый, . Ирония вообще является характерным элементом сатиры Гоголя. Присутствует она не только в речи самого автора, но также и в речи героев.

Ирония является одной из существенных черт гоголевской поэтики, придает больший реализм повествованию, становится средством анализа окружающей действительности.

Композиционное построение поэмы

Образы помещиков в поэме крупнейшем произведении этого автора, даны наиболее многогранно и полно. Строится оно как история похождений чиновника Чичикова, который скупает «мертвые души». О разных деревнях и обитающих в них хозяевах позволила рассказать автору композиция поэмы. Почти половина первого тома (пять из одиннадцати глав) посвящена характеристике разных типов помещиков в России. Николай Васильевич создал пять портретов, не похожих друг на друга, однако в каждом из них в то же время находятся черты, являющиеся типичными для русского крепостника. Знакомство с ними начинается с Манилова и завершается Плюшкиным. Такое построение неслучайно. Есть своя логика в данной последовательности: процесс оскудения личности человека углубляется от одного к другому образу, он все более развертывается как страшная картина распада крепостнического общества.

Знакомство с Маниловым

Манилов — представляющий образ помещиков в поэме «Мертвые души». Таблица лишь кратко описывает его. Познакомим вас поближе с этим героем. Характер Манилова, который описан в первой главе, проявляется уже в самой фамилии. Начинается рассказ об этом герое с изображения деревни Маниловки, немногих способной «заманить» местоположением своим. Автор описывает с иронией господский двор, созданный как подражание с прудом, кустиками и надписью «Храм уединенного размышления». Внешние детали помогают писателю создать образ помещиков в поэме «Мертвые души».

Манилов: характер героя

Манилов характер героя 1

Автор, говоря о Манилове, восклицает, что лишь один Бог знает, какой характер был у этого человека. По натуре он добр, обходителен, вежлив, однако это все принимает в его образе уродливые, преувеличенные формы. сентиментален и прекраснодушен до приторности. Праздничными и идиллическими представляются ему отношения между людьми. Различные взаимоотношения, вообще, — это одна из деталей, создающих образ помещиков в поэме «Мертвые души». Манилов не знал совершенно жизни, действительность у него заменялась пустой фантазией. Этот герой любил помечтать и поразмышлять, иногда при этом даже о полезных для крестьян вещах. Однако его идеи были далеки от потребностей жизни. Он не знал о настоящих нуждах крепостных и даже не думал никогда о них. Манилов считает себя носителем культуры. Он считался в армии образованнейшим человеком. Николай Васильевич иронично высказывается о доме этого помещика, в котором всегда «чего-нибудь недоставало», а также о слащавых отношениях его с супругой.

Разговор Чичикова с Маниловым о покупке мертвых душ

Манилов в эпизоде разговора о покупке мертвых душ сравнивается с чересчур умным министром. Гоголевская ирония здесь вторгается как бы нечаянно в запретную область. Такое сравнение означает, что министр отличается не так уж сильно от Манилова, а «маниловщина» представляет собой типичное явление пошлого чиновничьего мира.

Коробочка

Коробочка 1

Опишем еще один образ помещиков в поэме «Мертвые души». Таблица уже кратко познакомила вас с Коробочкой. О ней мы узнаем в третьей главе поэмы. Гоголь относит данную героиню к числу небольших помещиц, жалующихся на убытки и неурожаи и всегда держащих несколько набок голову, при этом набирая деньжонки понемногу в размещенные в комоде мешочки. Деньги эти добываются путем продажи самых разных продуктов натурального хозяйства. Интересы и кругозор Коробочки полностью сосредоточены на ее усадьбе. Весь ее быт и хозяйство имеют патриархальный характер.

Как Коробочка отреагировала на предложение Чичикова?

Помещица поняла, что торговля выгодна, и согласилась после долгих уговоров продать их. Автор, описывая образ помещиков в поэме «Мертвые души» (Коробочка и другие герои), ироничен. Долго не может уяснить «дубинноголовая», что именно требуется от нее, что выводит из себя Чичикова. После этого она долго торгуется с ним, боясь прогадать.

Ноздрев

Ноздрев 1

В образе Ноздрева в пятой главе Гоголь рисует совсем другую форму разложения дворянства. Этот герой — человек, что называется, «на все руки». В самом его лице было нечто удалое, прямое, открытое. Характерна для него также «широта натуры». По ироничному замечанию Николая Васильевича, Ноздрев — «», поскольку ни на одном собрании, на котором ему удалось побывать, не обходилось никогда без историй. Он проигрывает с легким сердцем большие деньги в карты, обыгрывает простака на ярмарке и сразу же все «просаживает». Этот герой — несусветный враль и бесшабашный хвастун, настоящий мастер «лить пули». Он ведет себя вызывающе везде, если не сказать агрессивно. Речь этого персонажа изобилует бранными словами, он имеет при этом страсть «нагадить ближнему». Гоголь в создал в отечественной литературе новый социально-психологический тип так называемой ноздревщины. Во многом новаторским является образ помещиков в поэме «Мертвые души». Краткое изображение следующих героев описано ниже.

Собакевич

Собакевич 1

Более обличительный характер приобретает сатира автора в образе Собакевича, с которым мы знакомимся в пятой главе. Этот персонаж на предыдущих помещиков похож мало. Это прижимистый хитрый торгаш, «помещик-кулак». Он чужд буйному сумасбродству Ноздрева, мечтательному благодушию Манилова, а также накопительству Коробочки. Собакевич имеет железную хватку, он немногословен, себе на уме. Немного людей найдется, которые смогли бы обмануть его. Все у этого помещика крепко и прочно. Во всех предметах быта, окружающих его, Гоголь находит отражение особенностей характера этого человека. Все удивительным образом напоминает самого героя в его доме. Каждая вещь, как отмечает автор, как будто бы говорила о том, что она — «тоже Собакевич».

Николай Васильевич изображает фигуру, которая поражает грубостью. Этот человек показался Чичикову похожим на медведя. Собакевич является циником, который не стыдится ни в других, ни в себе морального уродства. Он далек от просвещения. Это твердолобый крепостник, который лишь как о заботится о собственных крестьянах. Интересно, что, кроме этого героя, никто не понял истинной сущности «негодяя» Чичикова, а Собакевич понял прекрасно и суть предложения, отражающую дух времени: все можно продать и купить, извлечь выгоду следует максимально. Таков обобщенный образ помещиков в поэме произведения, однако, не сводится к изображению только этих персонажей. Представляем вам следующего помещика.

Плюшкин

Плюшкин 1

Плюшкину посвящена шестая глава. На нем характеристики помещиков в поэме «Мертвые души» завершаются. Имя этого героя стало нарицательным, обозначающим моральную деградацию и скупость. Данный образ является последней степенью вырождения помещичьего класса. Гоголь начинает знакомство с персонажем, как обычно, с описания усадьбы и деревни помещика. При этом была заметна на всех строениях «особенная ветхость». Николай Васильевич описывает картину разорения богатого когда-то крепостника. Его причиной является не безделье и мотовство, а болезненная скупость хозяина. Гоголь называет этого помещика «прорехой на человечестве». Сам его характерен — это напоминающее ключницу бесполое существо. Персонаж этот смеха уже не вызывает, лишь горькое разочарование.

Вывод

Плюшкин 2

Образ помещиков в поэме «Мертвые души» (таблица представлена выше) раскрыт автором многогранно. Пять характеров, которые создал в произведении Гоголь, рисуют разносторонне состояние данного класса. Плюшкин, Собакевич, Ноздрев, Коробочка, Манилов — одного явления — духовного, социального и экономического упадка. Характеристики помещиков в поэме Гоголя «Мертвые души» доказывают это.

Герои поэмы

Образы помещиков

Помещик Экономический упадок Моральное разложение
Манилов (2 глава) бесхозяйственный помещик праздный мечтатель, живущий в мире своих грез – «рыцарь пустоты»
Коробочка (3 глава) мелочная скопидомка «дубиноголовая»
Ноздрев (4 глава) безалаберный прожигатель жизни бесшабашный враль, мот и шулер
Собакевич (5 глава) прижимистый и упрямый хозяин оскотинившийся кулак.
Плюшкин (6 глава) скряга, доведший свое имение и крестьян до полного разорения «прореха на человечестве»
всех помещиков низкий культурный уровень, отсутствие интеллектуальных запросов, стремление к обогащению, жестокость в обращении с крепостными крестьянами, нравственная нечистоплотность, и, наконец, отсутствие элементарного понятия о патриотизме

Манилов

Портрет «Был человек видный: черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами».
Характеристика Восторженная наивность и мечтательность, беспечность «бескорыстно­го философа», изысканность, глупость, несамостоятельность и бояз­ливость. Фамилию своему герою Гоголь дает «говорящую» – от слов «манить, заманивать, обманывать». Две черты в характере Манилова особенно выделяет автор – это никчемность и слащавую, бессмысленную мечтательность. У Манилова нет никаких живых интересов. Хозяйством он не занимается, он даже не может сказать, умирали ли у него крестьяне со времени последней ревизии.
Усадьба О бесхозяйственности и непрактичности Манилова наглядно говорит и обстановка комнат его дома, где рядом с прекрасной мебелью стояли два кресла, «обтянутые просто рогожей», «щегольский подсвечник, из темной бронзы с тремя античными грациями» стоял на столе, а рядом с ними помещался «какой-то просто медный инвалид, хромой, свер­нувшийся на сторону и весь в сале».
Не мудрено, что у такого хозяина «довольно пусто в кладовой», приказчик и ключница – воры, слуги – «нечистоплотны и пьяницы», а «вся дворня спит немилосердным образом и повесничает все остальное время».
Образ жизни Свою жизнь Манилов проводит в полнейшей праздности. Он отошел от всякого труда, даже не читает ничего: два года в его кабинете лежит книга, заложенная все на той же странице 14. Свое безделье Манилов скрашивает беспочвенными мечтами и бессмысленными «прожектами», вроде постройки от дома, каменного моста через пруд.
Вместо настоящего чувства – у Манилова «приятная улыбка», приторная любезность и чувствительная фраза; вместо мысли – какие-то бессвязные, глупые размышления, вместо деятельности – или пустые мечты, или такие результаты его «труда», как «горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками».

Коробочка

Портрет «…Вошла хозяйка, женщина пожилых пет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее…».
Характеристика «…Одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящичкам комода. В один мешочек отбирают все целковики, в другой полтиннички, в третий четвертачки, хотя с виду и кажется, будто бы в комоде ничего нет, кроме белья, да ночных кофточек… бережлива старушка…». Типичная мелкая помещица – владелица 80 душ крепостных. Коробочка – домовитая хозяйка.
Усадьба У нее «хорошая деревенька», двор полон всякой птицы, имеются «просторные огороды с капустой, луком, картофелем, свеклой и прочим хозяйственным овощем», есть «яблони и другие фруктовые деревья».
Отношение к ведению хозяйства Рачительность Коробочки изображена автором почти абсурдной: среди множества полезных и , каждый из которых лежит на своем месте, есть веревочки, которые «уже никуда не нужны».
Образ жизни Умственный кругозор Коробочки крайне ограничен. Гоголь подчеркивает её тупость, невежественность, суеверие, указывает, что ее поведением руководит корысть, страсть к наживе. Она очень боится «продешевить» при продаже. Все «новое и небывалое» пугает ее.
«Дубинноголовая» Коробочка – воплощение тех традиций, которые сложились у захолустных мелких помещиков, ведущих натуральное хозяйство. Она представитель уходящей, умирающей России, и в ней самой нет жизни, так как она обращена не в будущее, а в прошлое.

Ноздрёв

Портрет «Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец, с полными румяными щеками, с белыми как снег зубами и черными как смоль бакенбардами. Свеж он был как кровь с молоком; здоровье, казалось так и прыскало с лица его…»
Характеристика Он непоседа, герой ярмарок, балов, попоек, карточного стола. У него «неугомонная юркость и бойкость характера». Он буян, кутила, враль, «рыцарь кутежа». Он не чужд хлестаковщины – стремление показаться значительнее и богаче.
Усадьба «В доме не было никакого приготовления к их принятию. Посредине столовой стояли деревянные козлы, и два мужика, стоя на них, белили стены… Прежде всего, пошли они обсматривать конюшню, где видели они двух кобыл… Потом Ноздрев показал пустые стойла, где были прежде тоже хорошие лошади… Ноздрев повел их в свой кабинет, в котором, впрочем, не было заметно следов того, что бывает в кабинетах, то есть книг или бумаги; висели только сабля и два ружья».
Отношение к ведению хозяйства Свое хозяйство он совершенно запустил. В отличном состоянии у него только одна псарня.
Образ жизни Нечестно играет в карты, всегда готов ехать «куда угодно, хоть на край света, войти в какое хотите предприятие, менять всё, что ни есть, на все, что хотите». Закономерно, что все это не приводит Ноздрева к обогащению, а, напротив, разоряет его.
В целом Ноздрев – малоприятный человек, так как понятия чести, совести, у него полностью отсутствуют. Энергия Ноздрева превратилась в скандальную суету, бесцельную и разрушительную.

Собакевич

Портрет «Человек здоровый и крепкий», которого природа «рубила со всего плеча»; весьма похож «на средней величины медведя»; «…казалось, в этом теле совсем не было души, или она у него была, но совсем не там, где следует, а, как у бессмертного кощея, где-то за горами, и за­крыта такою толстою скорлупою, что все, что ни ворочалось на дне ее, не производило решительно никакого потрясения на поверхности».
Характеристика «Чертов кулак», по выражению Чичикова, это воплощение прочной силы, нельзя не отметить резвость его нападок на всех, кто кажется ему врагом, неотступность в осуществлении своих желаний.
Усадьба «Чичиков еще раз окинул комнату, и все, что в ней ни было, – все было прочно, неуклюже в и имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома; в углу гостиной стояло пу­затое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, совершенный медведь. Стол, кресла, стулья – все было самого тяжелого и беспокойного свойства, – словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, гово­рил: «И я тоже Собакевич!» или «И я тоже очень похож на Собакевича».
Отношение к ведению хозяйства У Собакевича тяготение к старым, крепостническим формам ведения хозяйства, вражда к городу и просвещению сочетаются со страстью к наживе, хищному накоплению.
Образ жизни Страсть к обогащению толкает его на плутовство, заставляет изыскивать разные средства наживы. Даже своих умерших крестьян он пытается продать как можно дороже, всячески рекламируя Чичикову уже не существующих людей.
Автор подчеркивает корыстолюбие, узость интересов, косность помещика. Сила и прочность Собакевича ведут к скованности, неуклюжести, неподвижности.

Плюшкин

Портрет «Долго он [Чичиков] не мог распознать, какого пола была фигура: баба или мужик. Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы, только один голос показался ему несколько сиплым для женщины…» «…маленькие глазки еще не потухли и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши, когда высунувши из темных нор остренькие морды, насторожа уши и моргая усом, они высматривают, не затаился ли где кот или шалун мальчишка, и нюхают подозрительно самый воздух…»
Характе­ристика В Плюшкине нет никаких человеческих чувств, даже отцовских. Вещи для него дороже людей, в которых он видит только мошенников и воров. Бессмысленная скупость, царящая в душе Плюшкина, порождает в нем недоверие и враждебность ко всему окружающему, жестокость и несправедливость по отношению к крепостным.
Усадьба Всюду в доме царил беспорядок: «. ..казалось, как будто в доме происходило мытье полов и сюда на время нагромоздили всю мебель…» Выразительно описание села Плюшкина, с его пришедшей в полную негодность бревенчатой мостовой, с «особенной ветхостью» деревенских изб, с огромными кладями сгнившего хлеба, с господским домом, который выглядел каким-то «дряхлым инвалидом». Все пришло в полный упадок, крестьяне «мрут, как мухи», десятки числятся в бегах.
Образ жизни Автор сталкивает две эпохи жизни Плюшкина: когда «все текло живо» и когда он обратился в «прореху на человечестве». Следя за переменами в жизни Плюшкина, нельзя не заметить, что «омертвение» души начинается с бедности чувств. Кажется, что человечность недоступна Плюшкину. Не знай мы о том, что Плюшкин когда-то был добрым семьянином, разумным хозяином и даже приветливым человеком, образ, созданный Гоголем мог вызвать скорее усмешку. Рассказанная история жизни Плюшкина делает этот образ скорее трагическим, нежели комическим. Пользуясь приемом контраста, Гоголь заставляет читателя сопоставить человеческое и уродливо-безобразное в пределах одной жизни.
Автор восклицает: «И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Все похоже на правду, все может статься с человеком. Нынешний же пламенный юноша отскочил бы с ужасом, если бы показали ему его портрет в старости».

Павел Иванович Чичиков

История Чичикова (см. 11 главу)

Этапы жизни
Детство Не имел , в семье не было материального достатка, все было серо, уныло, болезненно – «вот бедная картина первоначального его детства, о котором едва сохранил он бледную память».
Образование а) наказ отца б) обретение соб­ственного опыта Получил образование в классах городского училища, куда его отвез отец и дал следующее наставление: «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальни­кам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть, и в науке не успе­ешь и таланту бог не дал, все пойдешь в ход, всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку : эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или при­ятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь, все прошибешь на свете копейкой». Сумел построить отношения с товарищами по классу таким образом, что они его угощали; сумел собрать денег, прирастив их к оставленной отцом полтине. Для накопления денег использовал любые возможности: – слепил из воска снегиря, раскрасил его и продал; – накупил на рынке съестного, предлагал проголодавшимся одно­классникам из тех, кто был побогаче; – выдрессировал мышь, научил ее вставать на задние лапки и продал; – был самым прилежным и дисциплинированным учеником, умеющим предупреждать любое желание учителя.
Служба а) начало службы б) продолжение карьеры «Местечко досталось ему ничтожное, жалованья тридцать или сорок рублей в год…» Благодаря железной воле, умению себе во всем отказать, сохраняя при этом аккуратность и приятность внешности, сумел выделиться среди таких же «невзрачных» служащих: «…Чичиков представлял во всем совершенную противоположность и взрачностью лица, и приветливостью голоса, и совершенным неупотреблением никаких крепких напитков». Для продвижения по службе воспользовался уже испробованным способом – угождение начальнику, найдя его «» – дочь, которую «влюбил» в себя. С этого момента он стал «человеком заметным». Служба в комиссии «для построения какого-то казенного капитального строения». Стал позволять себе «некоторые излишества»: хороший повар, хорошие рубашки, дорогая ткань для костюмов, приоб­ретение пары лошадей… Вскоре вновь потерял «теплое» местечко. Пришлось поменять два-три места. «Добрался до таможни». Провернул рискованную операцию, на которой сначала обогатился, а потом «погорел» и потерял почти все.
Приобретение «мертвых душ» Как появилась идея приобретения. После того как Чичикова выгнали со службы в таможне, он пробует найти новую службу. «И в ожидании лучшего принужден был даже заняться званием поверенного».
Появление Чичикова в губернском городе Применяя практическую сметку, обходительность и изворотливость, Чичиков сумел очаровать и губернский город, и усадьбы. Быстро разгадав человека, он умеет найти подход к каждому. Остается только поражаться неистощимому разнообразию всех «оттенков и тонкостей его обращения».
«Неодолимую силу характера», «расторопность, проницательность и прозорливость», все свое умение обворожить человека пускает Чичиков в ход, чтобы достичь желаемого обогащения.

Сходство Павла Ивановича Чичикова с другими помещиками

Помещик и его отли­чительная черта Как это черта проявляется в характере Чичикова
Манилов – «слащавость», приторность, неопределенность Все жители губернского города признали Чичикова мужчиной приятным во всех отношениях. «Словом, куда ни повороти, был очень порядочный человек. Все чиновники были довольны приездом нового лица. Губернатор об нем изъяснился, что он благонамеренный человек; прокурор – что он дельный человек; жандармский полковник говорил, что он председатель палаты – что он знающий и почтенный человек; полицеймейстер – что он почтенный и любезный человек; жена полицеймейстера – что он любезнейший и обходительнейший человек. Даже сам Собакевич, который редко отзывался о ком-нибудь с хорошей стороны… сказал ей [жене]; «Я, душенька, был у губернатора на вечере, и у полицеймейстера обедал, и познакомился с коллежским советником Павлом Ивановичем Чичиковым: преприятный человек!»
Коробочка – мелочная скаредность Знаменитая шкатулка Чичикова, в которой все разложено с такой же старательной педантичностью, как в комоде Настасьи Петровны Коробочки.
Ноздрев – самовлюбленность Желание и умение всем нравиться; испытывать расположение к себе со стороны всех – вот потребность и необходимость для Чичикова: «Герой наш отвечал всем и каждому и чувствовал какую-то ловкость необыкновенную: раскланивался направо и налево, по обыкновению своему несколько набок; но совершенно свободно, так что очаровал всех…»
Собакевич – грубая прижимистость и цинизм Даже Ноздрев замечает, что в Чичикове нет «…никакого прямодушия, ни искренности! Совершенный Собакевич».
Плюшкин – собирание ненужных вещей и тщательное их хра­нение Во время осмотра города N «…оторвал прибитую к столбу афишу с тем, чтобы, пришедши домой, прочитать ее хорошенько», а затем герой «…свернул опрятно и положил в свой ларчик, куда имел обыкновение складывать все, что ни попадалось».
Характер Чичикова многогранен, герой оказывается зеркалом того помещика, с которым встре­чается, потому что в нем есть те же качества, которые составляют основу характеров помещиков.

Губернское общество

Иван Антонович «кувшинное рыло» Именно о нем в 3 главе мы читаем рассуждение об «оттенках и тонкостях обращения». Это о нем Гоголь пишет: «Прошу посмотреть на него, когда он сидит среди своих подчиненных, – да просто от страха и слова не выговоришь! Гордость, благородство, и уж чего не выражает лицо его? Просто бери кисть, да и рисуй: Прометей, решительный Прометей! Высматривает орлом, выступает плавно, мерно. Тот же самый орел, как только вышел из комнаты и приближается к кабинету начальника, куропаткой такой спешит с бумагами под мышкой, что мочи нет. В обществе и на вечеринке, будь все небольшого чина, Прометей так и останется Прометеем, а чуть немного повыше его, с Прометеем сделается такое превращение, какого и Овидий не выдумает: муха, меньше даже мухи…»
Полицеймейстер «чудотворец» «Полицеймейстер, точно, был чудотворец, … в ту же минуту кликнул квартального, и, кажется, всего два слова шепнул ему на ухо да прибавил только: «Понимаешь!»… а уж там, в другой комнате, появилась на столе белуга, осетры, семга, икра паюсная, икра свежепросольная, селедки, севрюжки, сыры, копченые языки и балыки, – это все было со стороны рыбного ряда. Потом появились прибавления с хозяйской стороны… Полицеймейстер был некоторым образом отец и благотворитель в городе. Он был среди граждан совершенно как в родной семье, а в лавки и в гостиный двор наведывался, как в собственную кладовую. Вообще он сидел на своем месте и должность свою постигнул в совершенстве. Трудно было даже и решить, он ли был создан для места, или место для него».

Роль чиновников в «Повести о капитане Копейкине»

и в истории приобретения мертвых душ Чичиковым

Капитан Копейкин Павел Иванович Чичиков
участник 1812 г. приобретатель, подлец
простой и честный, наивный и пострадавший лицемер, подхалим и авантюрист
ищет справедливости у чиновников в Петербурге старается сыскать знакомства с чиновниками а губернском городе
не удостоен вниманием чиновников присутственных мест Петербурга принят и «обласкан» чиновниками всех уровней губернского города
равнодушие, бюрократическая канитель, презрение к искалеченному бедняку внимание к благообразному авантюристу
не вызвал к себе, своей участи не сострада­ния, не понимания сумел добиться признания себя в городе как
капитана Копейки не судят Чичикова славят
сначала его не хотели замечать, но он заставил не только заметить, но и бояться себя сначала осчастливил, а затем привел в смятение губернский город
Взятки, воровство, чинопочитание, круговая порука – все это не случайные явления в среде чиновников как в губернском городе N, так и в Петербурге.

Лирические отступления

Гпава Лирические отступления и вставные эпизоды
Первая Рассуждение о толстых и тонких.
Вторая Рассуждение о двух типах характеров.
Третья Рассуждение об «оттенках и тонкостях обращения».
Четвертая Мысль о живучести Ноздревых.
Пятая Размышление Чичикова о «славной бабешке». Думы автора о метком русском слове и «бойком русском уме».
Шестая Воспоминания автора о юности. Размышление о человеке («И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек…»).

Седьмая О двух писателях. О крестьянах, купленных Чичиковым.
Восьмая О силе власти исправника.
Девятая О бунте крестьян селения Вшивая-Спесь.
Десятая Повесть о капитане Копейкине.
Одиннадцатая «Русь! Русь!…» Дорога. Рассказ о Кифе Мокеевиче и его сыне. Рассуждение о добродетельном герое и герое-подлеце. Тройка.

Тема России и русского народа занимает одно из главных мест в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Посмотрим, как он изображает крестьянство. Автор совсем не склонен его идеализировать, он рассказывает и о достоинствах русских людей и об их недостатках. В начале поэмы, когда Чичиков въехал в город, два мужика, рассматривая его бричку, определили, что одно колесо не в порядке и, что Чичиков далеко не уедет. Н. В. Гоголь отметил, что мужики стояли возле кабака.

Бестолковыми показаны в поэме также дядя Митяй и дядя Миняй, крепостной Манилова, просящийся на заработки, а сам идущий пьянствовать. Девочка Пелагея не умеет отличить, где право, где лево. Прошка и Мавра забиты и запуганы. Автор не обвиняет их в невежестве, это не их вина, он просто добродушно смеется над ними.

А вот рассказывая о кучере Селифане и лакее Петрушке – дворовых слугах Чичикова, писатель проявляет к ним доброту и понимание. Потому что Петрушка охвачен страстью к чтению, хотя его больше привлекает не то, что написано в книге, а сам процесс чтения, как это из букв «вечно выходит какое-нибудь слово, которое иной раз черт знает что значит».

А раскрывая образ Селифана, Гоголь показывает душу русского мужика и пытается ее понять. Вспомним, что он говорит о значении почесывания в затылке у русского народа: « Что значило это почесывание? И что вообще оно значит? Досада ли на то, что вот не удалась задуманная на завтра сходка со своим братом… или уже завязалась в новом месте какая зазнобушка сердечная… Или просто жаль оставлять отогретое место на людской кухне под тулупом, с тем, чтобы вновь тащиться под дождь и слякоть и вся­кую дорожную невзгоду? »

народа видится, прежде всего, в описании умерших крестьян. Ими восхищаются и автор, и помещики. В их памяти они приобретают некий былинный образ, они наделены сказочными, богатырскими чертами. Мертвые крестьяне как бы противопоставлены живым крепостным с их бедным внутренним миром . Этот народ хоть и состоит из «мертвых душ», но обладает живым и бойким умом, это народ, «полный творящих способностей души…».

Вот как хвалится своими умершими крестьянами Собакевич: «Милушкин, кирпичник, мог поставить печь в каком угодно доме. Максим Телятников, сапожник: что шилом кольнет, то и сапоги, что сапоги, то и спасибо и хоть бы в рот хмельного! А Еремей Сорокоплехин! Да тот мужик один станет за всех, в Москве торговал, одного оброку приносил по пятисот рублей. Ведь вот какой народ! А каретник Михеев! Ведь больше никаких экипажей и не делал, как только рессорные» . А когда Чичиков отвечает ему, что они уж давно умерли и не могут стоить дорого, что это только «мечта», Собакевич возражает ему: «Ну нет, не мечта! Я вам доложу, каков был Михеев, так вы таких людей не сыщите: машинища такая, что в эту комнату не войдет… А в плечищах у него была такая силища, ка­кой нет у лошади…». И сам Чичиков, разглядывая списки купленных крестьян, видит их будто наяву, каждый мужик в его глазах приобретает «свой собственный характер»: «Батюшки мои, сколько вас здесь напичкано! Что вы, сердечные мои, поделывали на веку своем? Как перебивались?». Привлекает внимание образ плотника Степана Пробки, наделенного богатырской силой, который, вероятно, исходил все губернии с топором за поясом: «Пробка Степан, плотник, трезвости примерной… А! Вот он… вот тот богатырь, что в гвардию годился бы!».

В имении Плюшкина крестьяне, доведенные до крайней степени нищеты, «мрут как мухи», бегут от помещика. Рассматривая список беглых, Чичиков де­лает заключение: «Вы хоть и в живых еще, а что в вас толку! То же, что и мертвые… по тюрьмам ли сидите или пристали к другим господам и пашете землю?». Дворовый Плюшкина Попов предпочитает жить в тюрьме, чем вернуться в имение своего барина. Автор на протяжении многих страниц своего произведения знакомит нас с разнообразными судьбами простых людей.

В эпизодах убийства заседателя Дробяжкина автор рассказывает о случаях массового возмущения крестьян против своих угнетателей.

Вместе с тем Н. В. Гоголь видит и могучую силу народа, придавленную, но не убитую крепостным правом. Она проявляется в трудолюбии русских людей, в их способности не падать духом при любых обстоятельствах. Народ он изображает бодрым, живым, талантливым и полным сил.

Обсуждая переселение в Херсонскую губернию крестьян, купленных Чичиковым, чиновники рассуждают: «Русский человек способен ко всему и привыкает ко всякому климату. Пошли его хоть в Камчатку, да дай только теплые рукавицы, он похлопает руками, топор в руки, и пошел рубить себе новую избу».

Образ народа в поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголя постепенно перерастает в образ России. Здесь тоже можно увидеть противопоставление – России будущей, идеальной. В лирических отступлениях автор обращается к «необъятному простору», «могучему пространству» русской земли. Россия встает перед нами во всем своем величии. «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка, несешься?»

Писатель видит страну великой, указывающей путь другим, кажется ему, как обгоняет Русь другие страны и народы, которые, «косясь, постораниваются и дают ей дорогу». Образ птицы-тройки становится образом , которой будет принадлежать главная роль в мировом развитии.

«Образы помещиков в «Мёртвых душах»» — Вековое стояние. Сюжет. Пестрядевые мешочки. Идейно-композиционная роль Чичикова. Писатель. Построение поэмы. Крепкий дуб. История замысла поэмы. Изображение губернского города. Гоголевские помещики. Плесень. Помещик Ноздрев. Помещица Настасья Петровна Коробочка. Маятник. Повествование о жизненной судьбе.

«Образ Чичикова» — Зло. Образ Чичикова П.И. Ветхий домишко. Воспоминание. Мертвые души. Чичиков тих и малоприметен. Чичиков Павел Иванович. Деньги. . Надежда.

«Характеристика «Мёртвых душ»» — Манеры, речь. Поэма Н. В. Гоголя. Жива и будет жить поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души». Цели проекта. 1836 г. – отъезд за границу. Шесть лет работал Гоголь над своей поэмой, бесконечно переделывая ее. Методы исследования. Помещичья Русь в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Отвратительные черты.

«История создания «Мёртвых душ»» — Документированная история создания произведения. Значение произведения. Плюшкин. «Мертвые души»- величайшее произведение Гоголя. Окончательной отделкой первого тома писатель занимался в Риме. Почему П.И. Чичиков посещал помещиков. Манилов. Ноздрев. Христианская философско-нравственная проблематика. Опорная схема к поэме «Мёртвые души».

«Гоголь Мёртвые души урок» — Роман. Охарактеризуйте помещиков. (Подтвердите своё мнение текстом).

Кто изображён на иллюстрациях? А.С.Пушкин. Ответьте на вопросы: Повесть. Хищническая цепкость, беспринципность, склонность к аферам и авантюризм. Кого из героев поэмы характеризует: Мечтательность, прожектерство, бесхарактерность, сентиментальность.

««Мёртвые души» в иллюстрациях» — Акварель — живописная техника. Художник увидел в поэме Гоголя всего лишь галерею монстров. XIX век. Значительный опыт иллюстрирования «Мертвых душ». Сергей Чайкун как бы ставит себя на место писателя. Николай Васильевич Гоголь — абсолютный гений. Иллюстрации художников – современников Гоголя (XIX век).

Чичиков знакомится с помещиками губернского города; цель появления – покупка мертвых душ. Великий классик сумел через пять персонажей показать всю помещичью Русь, потерявшую свою нравственность. Сходство Чичикова с помещиками удивительно: Павел Иванович соединил в себе яркие качества характера всех губернских представителей.

Маниловская «слащавость»

Мелочность и «упертость» Коробочки

Два предмета показывают сходство Чичикова с Коробочкой. У Настасьи Петровны в комоде все разложено по своим местам: шкатулки, мешочки, полные денег определенного номинала: целковики, полтиннички, четвертаки. Среди богатства читатель видит веревочки, которые вряд ли кому-то будут полезны. У Чичикова в шкатулке все уложено с педантичностью старой помещицы. Как и в комоде, часть вещей вызывают ухмылку, они показывают мелочность души владельца.

Коробочка боится продешевить, пытается обмануть. Женщина выводит покупателя из себя. Но тем они и похожи: оба бережливы, домовиты, жадны. В поведении открываются корыстность, страсть к наживе, но и умение подстроиться под другого.

Ноздревская самовлюбленность

Чичиков и Ноздрев стремятся всем понравиться. Необыкновенная ловкость видна в движениях Павла Ивановича: он кланяется направо и налево, несколько набок. Мужчина боится упустить кого-нибудь из виду и оставить не очарованным своей персоной. Ноздрев и Чичиков стремятся показать себя богаче, чем обстоят дела в реальности. Они готовы продать все, что захотят купить. Продается все: для них нет ценности и значимости ни вещей, ни животных, ни людей.

Цинизм Собакевича

Скандальный помещик Ноздрев говорит о Чичикове: «…Совершенный Собакевич!». В чем заметил сходство двух мужчин пьяница Ноздрев? В обоих персонажах нет искренности. Они ведут к страшному цинизму. Собакевич продает мертвые души, увеличивая цену за умерших людей. Оба помещика корыстны и жадны. Они ищут выгоду, похожи на хищников, рыскающих в округе в поисках пищи. Для них неважно, кого съесть, лишь бы доставить себе удовольствие.

Плюшкинская жадность

Два помещика, казалось бы, противоположны, но пристальное сравнение меняет такое положение. Автору удалось показать уродливые души, успевшие очерстветь, превратиться в страшно жестоких личностей. Все начиналось у Плюшкина с безобидного накопительства Чичикова. Павел Иванович, гуляя по губернскому городу, отрывает от столба афишу. Он изучает ее и аккуратно прячет в ларчик. Зачем предприимчивому помещику старое объявление? Это начало пути, по которому прошел свою жизнь Плюшкин. Собирание ненужных предметов закончилось жадностью и скупостью даже по отношению к себе.

Информация поможет понять, что роднит Чичикова с помещиками. Персонаж многолик и многогранен. Он как зеркальное отражение выделяет те качества, которые являются основными в помещиках, продавцах умерших крестьян. Мертвыми становятся души не тех, кого записывают на бумаге, а тех, с кем общаются. Сочинение «Сходство Чичикова с помещиками» будет содержательнее и интереснее, благодаря информации, почерпнутой в этой статье.

Тест по произведению

«Мёртвые души» — одно из ярчайших пр-ий русской и мировой лит-ры, вершина худ. мастерства Гоголя.Одной из основных тем в тв-ве Гоголя явл. тема о русском помещичьем классе, о русском дворянстве как господствующем сословии, о его судьбе и роли в . Характерно, что основным способом изображения помещиков у Гголя явл. сатира. В образах помещиков отражается процесс постепенной дуградации помещичьего класса, выявляются все его опроки и недостатки. Сатира Гоголя окрашена иронией и «Бьёт прямо в лоб».Смех Гоголя кажется добродушным, но он никого не щадит, каждая фраза имеет глубокий, скрытый смысл, подтекст. Поэма построена как история похождения Чичикова, чиновника, скупающего «мертвые души». Композиция поэмы позволила автору рассказать о разных помещиках и их деревнях. Гоголь создаёт пять характеров, пять портретов, которые так непохожи друг на друга, и в то же время в каждом из них выступают типичные черты русского помещика.Наше знакомство начинается с Манилова и заканчивается Плюшкиным. В такой последовательности есть своя логика: от одного помещика к другому углубляется процесс оскуднения человеческой личности , развёртывается всё более страшная картина разложения крепостнического общества

Открывает портретную галерею помещиков Манилов(Iглава).Уже в самой фамилии проявляется его характер. Описание начинается с картины деревни Маниловки, которая «немногих могла заманить своим местоположением». С иронией описывает автор господский двор, с претензией на » англицкий сад с заросшим прудом», жиденький кустиками и с бледной надписью «Храм уедимнённого размышления». Говоря,о Манилове автор восклицает: » Один бог разве мог сказать, какой был характер Манилова». Он добр по натуре, вежлив, обходителен, но всё это приняло у него уродливые формы. Манилов прекраснодушен и сентиментален до приторности. Отношения между людьми представляются ему идиллическими и праздничными. Манилов совершенно не знал жизни, реальность подменялась у него пустой фантазией. Он любил поразмышлять и помечтать, при это иногда даже о вещах,полезных для крестьян. Но его прожекторство было далеко от запросов жизни. О действительных нуждах крестьян он не знал и никогда не думал.(илиМ. живет в иллюзорном мире, и сам процесс фантазирования доставляет ему огромное удовольствие, он является сентиментальным фантазёром, не способным к практическому действию)

Манилов мнит себя носителем духовной культуры. Когда-то в армии он считался образованнейшим человеком. Иронично автор высказывается об обстановке дома Манилова, в котором «вечно что-нибудь недоставало», о его слащавых отношениях с женой. В момент разговора о Манилов сравнивался со слишком умным министром. В сравнении с другими помещиками Манилов и в самом деле кажется человеком просвещённым, но это лишь одна видимость

Третья глава поэмы посвящена образу Коробочки, которую Гоголь относит к числу тех «небольших помещиц, которые жалуются на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонки в пестрядевые мешочки, размещённые по ящикам комода!» (или М.с Коробочкой являются в некотором роде антиподами: маниловская пошлость скрывается за высокими фазами, за рассуждениями о благе Родины, а у Коробочки духовная скудность предстаёт в своём естественном виде. Коробочка не претендует на высокую культуру: во всём её облике подчёркивается весьма незатейливая простота. Это подчёркнуто Гоголем во внешности героини: он указывает на её затрёпанный и мало привлекательный вид. Эта простота обнаруживает себя в отношениях с людьми. Главная цель её жизни — упрочнение своего богатства, беспрестанное накопительство. Чичиков неслучайно видит в её поместье следы умелого хозяйствования. Эта хоз-сть обнаруживает её внутреннее ничтожество. У неё, кроме желания приобрести и извлечь пользу нет чувств. Подтверждением является ситуация с «мёртвыми душами». Коробочка торгует крестьянами с такой деловитостью, с какой продаёт другие предметы своего хоз-ва. Для неё нет разницы между одушевлённым и неодушевленным существом. В предложении Чичикова её пугает только одно: перспектива что-то пропустить, не взять того, что можно выручить за «мёртвые души». Коробочка не собирается уступать их Чичикову по дешевке. Гоголь наградил её эпитетом «дубиноголовая».)Эти деньжонки получаются от продажи самых разнообразных продуктов нат. хоз-ва. Коробочка поняла выгоду торговли и после долгих уговоров соглашается продать такой необычный товар, как мёртвые души