Образ России в поэме «Мертвые души» Гоголя

Такая сторона особенно проявлялась в богатых слоях общества, да и простые люди небыли лишены этого.

Гоголь старался показать это в своем романе для любого читателя. И как считают критики, ему не полностью это удалось в своем первом томе; — Они полагают, может быть, он полностью это раскрыл во втором, потерянном тому «Мертвых душ», кто знает.

Как Россия отражена в поэме, часто она показана через невежество господ в одном поместье. Здесь, каких только пороков нет, все собраны в одном «флаконе», прям кладезь пороков и грязи. Много образов постарался описать автор: и расточительного Манилова, и расчетливую и бережливую Коробочку, плута и пройдоху Ноздрева, домовитого Собакевича, скрягу Плюшкина, который может возглавить всю эту пирамиду ничтожности.

Несмотря на то, что все эти люди играют отрицательных героев романа, все они личности, каждый индивидуален по своему, но тем ни менее у них есть нечто общее. То, что их всех объединяет это необразованность, бескультурье, небольшой интеллект, огромная страсть к деньгам и наживе, жестокость и невежественное обращение к крепостным и просто маленьким людям.

Такова была Россия во времена Гоголя, такой он ее видел, и где-то актуальной остается и по сей день. Чиновники этой небольшой провинции, как и везде иногда не чисты на руку, господствует коррупция, стремление каждого мало-мальски высокого чиновника обогатиться за счет простого народа, отсутствие боязни наказания за свои поступки, полная безнаказанность во всех сферах, и полная круговая порука.

И вся Россия это – именно этот город N. Главное здесь материальное богатство, деньги и власть.

Но как говорилось ранее, простой народ также является частью Росси и они показывают другую сторону России, но так же не блестящую ее сторону.

Безграмотность, уровень духовности неимоверно низок на тот момент.

Как и над богатым сословием смеялся автор, так же высмеивает и простой люд. Иронизируя недотепу Петрушку, который страсть как любил читать книги, но к сути от прочитанного не вникал.

Положительной стороной

Обличение «хозяев жизни»

Гоголь страстно верил в то, что России уготовано лучшее будущее. Поэтому в своем произведении он обличает тех людей, которые сковали ржавыми цепями развитие творческого потенциала народа, нации. Николай Васильевич беспощадно развенчивает дворян, «хозяев жизни». Образы, созданные им, свидетельствуют о том, что подобные Чичикову, Плюшкину, Собакевичу, Манилову люди не способны создавать духовные ценности. Они являются потребителями, лишенными творческой энергии. Помещики, выключенные из сферы живой жизни, полезной деятельности, — носители косности и застоя. Чичиков, который развернул свою авантюру, не страдает инерцией. Тем не менее активность этого героя направлена не на благое дело, а на достижение корыстных целей. Он отчужден от интересов государства. Всем этим героям противопоставлен образ Руси в произведении «Мертвые души».

11 стр., 5447 слов

Почему Ольге Ильинской не удалось «воскресить» Обломова? по роману ...

... Ольге и преданной любви к Штольцу во второй части романа не делают героя лучше, как личность, а только постепенно выжимают Обломова из Обломова. Здесь происходит знакомство героя с Ильинской, ... люди превращаются прежде времени в кисель». Идейная направленность романа – обличить пороки ... автор, ... Обломова, четыре этапа жизни ... России решили обезопасить режим репрессивными мерами в адрес печати. Новостей не ...

Главные персонажи

Так называемая галерея пороков представлена в поэме отвратительными и жалкими помещиками губернской области. Каждый из персонажей является средоточием одного или нескольких главных пороков, о которых Чичиков узнаёт либо при знакомстве, либо в результате неожиданных столкновений (как с Ноздревым).

Отрицательный образ России в поэме «Мёртвые души» выражается не только в обличении богатого сословия, но и в виде высмеивания недостатков простолюдинов: к примеру, привычку «робеть перед начальством», выслуживаться ради мелкой выгоды, а также лень, склонность к беспробудному пьянству и боязнь любых перемен в своей жизни.

Предприниматель Чичиков

Главный герой поэмы является представителем нового образа в русской литературе — предприниматель и «ловкач».

Поверхностная натура также подчёркивается и некоторыми другими особенностями Чичикова:

  • Повышенный интерес к внешнему виду. Он не только опрятен и чист, но и тщательно следит за модой, подолгу смотрится в зеркало, представляя, какое впечатление произведёт его внешний вид на следующем приёме или балу.
  • Трусость. Чичиков всячески стремится избегать открытого конфликта с кем бы то ни было, предпочитая таить злость в себе (что хорошо показано во время инцидента с Ноздревым).

  • Двуличие. Переменчивая натура Павла Ивановича позволяет ему в любом месте казаться «своим». Никто, включая и повествователя, не знает, что на самом деле думает Чичиков о том или ином деле или человеке — ложь и недомолвки давно стали привычными для него.

Моральные черты Чичикова немногим лучше описания других помещиков; что отличает этого персонажа от других, так это невероятная энергия, работоспособность и целеустремлённость. При этом привычка подстраиваться под других людей у Павла Ивановича появилась с детства (оставленный ему завет отца «угождать учителям и начальству»).

Гоголь также отмечает тот факт, что Чичиков, на момент действия первого тома так и не выучил основных уроков судьбы — он всё так же гонится за личной выгодой, не ради всеобщего блага, а ради наживы и приобретения почтенного положения в обществе.

писатель считал, что душа Чичикова «хоть и омертвела, но может воскреснуть и стать живой»

Мечтатель Манилов

По мнению некоторых критиков, прообразом Манилова был царь Николай I, который в своих отдельных качествах мог соответствовать типу этого персонажа. Писатель создал уникальный образ помещика, который, на первый взгляд, не вызывает отрицательных эмоций у читателя, — Манилов добр, скромен, отличается задумчивостью и склонностью к размышлениям.

13 стр., 6093 слов

Значение денег в жизни человека. : Роль денег в жизни человека

... деньгами, расцветет и превратится в эдемский сад. И самое прекрасное для жизни место, лишенное денег, станет юдолью скорби и страданий. Во что превращается жизнь людей в ... деньги -- главное отражение материального мира, того "низменного" мира, корни которого уходят в физические потребности нашего тела, в вожделения и страхи. Духовность же -- это ... погоня за деньгами ради эгоистических целей ...

Однако Гоголь, наряду с кажущейся добротой, снабжает своего первого «продавца» (правильнее — дарителя) мёртвых душ такими качествами, как лень, боязнь реального мира и стремление укрыться от него в своих бесплодных фантазиях, увлечение несбыточными проектами, а также склонность к написанию пустых литературных сочинений и эссе.

Маниловы и им подобные представляют собой класс «пустых» людей, которые не причиняют непосредственного вреда, однако и пользы от них тоже не имеется. Виной всему, согласно автору, является боязнь активных действий; мечтатели такого рода предпочитают всю жизнь оставаться созерцателями жизни, а не её полноценными участниками. Вообще лень является если не ключевой темой России в «Мёртвых душах», то уж точно одной из основных.

Бережливая Коробочка , К другим характе́рным особенностям этой женщины стоит отнести следующие пункты:

  • Недоверие ко всему новому — в том числе к образованию и особенно к действиям людей. Она от любого человека ожидает подвоха, что делает её очень подозрительной.
  • Склонность к пустым жалобам как попытка выставить себя не преуспевающей, а страдающей (в целях защиты от «потенциальных завистников»).

  • Излишняя бережливость, склонность к порядку.
  • Невероятное упрямство; если Коробочка что-то решила, то «сколько ни представляй ей доводов, всё отскакивает как резиновый мячик от стены».

Противоречивый образ Настасьи Петровны также подчёркивается абсолютным неприятием произведений искусства и любых «изящных наук». Эта прагматичная и расчётливая женщина может, в отличие от Манилова и прочих, обеспечить своих крепостных пищей и кровом над головой, но это предел того, что она может дать человеку. Примеры таких остановившихся в развитии людей можно в великом множестве наблюдать и в современное время.

Прожигатель жизни Ноздрев

Помещик, отличающийся склонностью к кутежам, выпивке и карточным играм. Ноздрев — пышущий здоровьем мужчина 35 лет, который обладает привлекательной внешностью и неуёмной энергией. Несмотря на все возможности его положения, он стремится лишь к одной ненасытимой цели — поиск новых источников удовольствия.

наглый помещик уже в первую минуту отбрасывает условности воспитания

В то же время развязный и весёлый характер может в любую минуту смениться вспышкой гнева — взрывной и несдержанный характер нередко является причиной возникновения проблем для других людей (в том числе и для Чичикова).

Основательный Собакевич

В отличие от предыдущих помещиков, Михаил Семёнович является образцовым хозяином. Главной заботой Собакевича была надёжность и прочность — даже самые второстепенные детали в доме или на улице (к примеру, колодец), были сделаны так, чтобы прослужить лет 100 или 200.

Внешность Михаила Семёновича вполне соответствует его фамилии и описана Гоголем так: «на свете есть много лиц, над отделкою которых природа особо не мудрила; одним из таких был и Собакевич».

2 стр., 819 слов

«Слово о полку Игореве» — героическая поэма о Руси

... Слово о полку Игореве» было непосредственным откликом на события Игорева похода. На примере его поражения автор показывает печальные последствия княжеских усобиц и разъединения Руси. Кульминацией произведения является’ «Золотое слово» Святослава». Именно в ... призыв к единению, свое чувство единства родины автор «Слова о полку Игореве» воплотил в живом, конкретном образе Русской земли. К ней, к ...

За кажущейся простотой помещика скрывается хитрость и изворотливость — Михаил Семёнович видит в окружающих людях преимущественно «мошенников и мерзавцев». Главным развлечением и любимым делом этого помещика является еда — простая, но калорийная и мясная.

Мнение о поэме В. Г. Белинского

Известный критик В. Г. Белинский подчеркивал, что противоречие глубокого субстанциального начала русской жизни и ее общественных форм – вот основная идея «Мертвых душ». Критик понимал под словосочетанием «субстанциальное начало» богатую одаренность народа, его извечное стремление к свободе. Николай Васильевич твердо верил в то, что его родной стране предстоят большие исторические свершения. Устремленность в будущее, взлет жизненной энергии — все это воплощает образ Руси в поэме «Мертвые души». Страна мчится в необъятную даль, подобно птице-тройке. Другие государства и народы сторонятся ее, косясь, и дают ей дорогу.

Поэма в прозе

Русь, по замыслу Гоголя, описывалась в трех томах. Первый – российская действительность, второй – возрождение чичиковых, третий – великий расцвет общества. Замысел так и остался в уме писателя. Первый том – все, что осталось читателям. От второго тома есть частичные сцены, а третий так и не был начат. Почему автор изменил свое решение? Возможно, уже в первой части есть все, что хотел Гоголь донести своим словом. Может быть, персонаж вышел из-под пера немного не таким, каким был задуман. Вариантов множество. Читатель имеет право сам решить, почему нет продолжения сюжета. Важно то, что поэма получилась законченной. Ощущения, что следует еще что-то написать, нет. Автор оставляет на суд читателя судьбу всех персонажей, дает простор мышлению и позволяет самостоятельно найти им место в будущем.

Картины родной природы

Лирические высказывания Николая Васильевича Гоголя наполнены высокой патетикой. О Руси он говорит с восхищением. Гоголь одну за другой рисует картины родной природы, которые проносятся перед путешественником, на быстрых конях мчащимся по осенней дороге.

Застою помещиков автор не случайно противопоставляет образ Руси в поэме «Мертвые души». Глава 11 очень важна для понимания этого образа. В ней нарисована Русь, которая стремительно движется вперед. В этом выражается вера автора в будущее своей страны, своего народа.

Размышления о русском народе

К числу самых проникновенных страниц относятся лирические размышления Гоголя об энергичном, живом характере трудолюбивой нации. Они согреты пламенем патриотизма. Николай Васильевич хорошо осознавал то, что творческие таланты и изобретательный ум русского народа станут могучей силой лишь тогда, когда его соотечественники будут свободными.

Гоголь, рисуя разгул на пристани, поднимается до воспевания народной жизни. Живая сила русского народа подчеркнута также в стремлении крестьян избавиться от гнета. Бегство от помещиков, убийство заседателя Дробякина, ироническая издевка народа над «порядками» – проявления протеста, которые упоминаются в поэме хотя и бегло, но настойчиво. Воспевая национальный характер и русский народ, Николай Васильевич никогда не опускается до тщеславия.

5 стр., 2363 слов

МЭО: Литература 9 класс. Занятие 14. Н. В. Гоголь Интернет-урок ...

... образ Руси в поэме «Мертвые души». Страна мчится в необъятную даль, подобно птице-тройке. Другие государства и народы сторонятся ее, косясь, и дают ей дорогу. Образ России и народа в поэме Гоголя Мертвые души «Мертвые души» Н. В. Гоголя — это ...

Персонажи, представляющие Русь, достаточно разнообразны. Это и Пелагея, малолетняя девочка, и безымянные, беглые или умершие, работники Плюшкина и Собакевича, которые не действуют в поэме, а только упоминаются мимоходом. Перед читателем проходит целая галерея персонажей. Все они представляют многоцветный образ России.

Мастеровитость, природная смекалка, широкий размах души, чуткость к меткому, разящему слову, богатырская удаль – во всем этом, а также во многом другом у Николая Васильевича проявляется истинная душа русского народа. Острота и сила его ума сказались, по Гоголю, в меткости, бойкости русского слова. Об этом Николай Васильевич пишет в пятой главе. Цельность и глубина народного чувства вылились в задушевность русской песни, о чем автор упоминает в одиннадцатой главе. В главе седьмой Гоголь говорит о том, что щедрость и широта души сказались в безудержном веселье, с которым проходят народные праздники.

Образ руси в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» , Сочинения по литературе: Образ руси в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

«Русь, Русь! Вижу тебя из своего чудного, прекрасного далека тебя вижу»

«Мертвые души» — произведение энциклопедическое по широте охвата жизненного материала. Это художественное исследование коренных проблем современной писателю общественной жизни. В композиционном отношении главное место в поэме занимает изображение помещичьего и чиновничьего мира. Но идейным ее стержнем является мысль о трагической судьбе народной. Тема эта необъятна, как и необъятна тема познания всей России.

Начиная работать над вторым томом, Гоголь (живший тогда за границей) обращается к друзьям с неустанными просьбами присылать ему материалы и книги по истории, географии, фольклору, этнографии, статистике России, русские летописи, и в особенности «воспоминания о тех характерах и лицах, с которыми случилось кому встретиться на веку, изображения тех случаев, где пахнет Русью».

Но главный путь с постижению России – познание природы русского человека. Каков же, по Гоголю, путь этого познания? Этот путь невозможен без познания самого себя. Как писал Гоголь графу Александру Петровичу Толстому, «найди только прежде ключ к своей собственной душе, когда же найдешь, тогда этим же ключом отопрешь души всех».

Такой путь прошел Гоголь в ходе осуществления своего замысла: познание России через русский национальный характер, человеческую душу вообще и свою собственную в частности. Сама Россия мыслится Гоголем тоже в развитии, как и национальный характер. Мотив движения, дороги, пути пронизывает всю поэму. Действие развивается по мере путешествия Чичикова. «Пушкин находил, что сюжет «Мертвых душ» хорош для меня тем, — вспоминал Гоголь, — что дает полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров».

Дорога в поэме предстает прежде всего в своем прямом, реальном значении – это проселки, по которым колесит чичиковская бричка, — то ухабы, то пыль, то непролазная грязь. В знаменитом лирическом отступлении 11-й главы эта дорога с несущейся бричкой неприметно превращается в фантастический путь, по которому летит Русь среди других народов и государств. неисповедимые пути русской истории («Русь, куда ж несешься ты, дай ответ? Не дает ответа») пересекаются с путями мирового развитии. Кажется, что это те самые дороги, по которым плутает Чичиков. Символично, что из захолустья Коробочки Чичикова выводит на дорогу неграмотная девчонка Пелагея, не знающая, где право, где лево. Так и конец пути, и его цель неведомы самой России, движущейся неизвестно куда по какому-то наитию («мчится, вся вдохновенная Богом!»)

14 стр., 6898 слов

Почему «мертвые души» — это поэма?

... они характерны для поэмы. Сочинение на 5.Ру Сочинение на тему: Почему Н. В. Гоголь назвал «Мертвые души»- поэмой? Создавая «Мертвые души», Н. В. Гоголь ставил перед собой задачу — показать «всю Русь». Он чувствовал, что ... капитане победоносной русской армии, бравший Париж в 1814 году, так живо действует на слушателей почтмейстера. Вот почему один из героев второго тома (над которым Гоголь… Работал ...

Итак, в движении, развитии находится не только Россия, но и сам автор. Судьба его неразрывно связывается с судьбой поэмы и судьбой страны. «Мертвые души» должны были разрешить загадку исторического предназначения России и загадку жизни их автора. Отсюда – патетическое обращение Гоголя к России: «Русь! Чего же ты хочешь от меня? Какая непостижимая связь таится между нами? Что глядишь ты так, и зачем все, что ни есть в тебе, обратило на меня полные ожиданья очи?»

Русь, народ, его судьба… «Души живые» — это надо понимать широко. Речь идет о «людях низкого класса», изображенных в поэме не крупным планом в общей панораме событий. Но значение тех немногих эпизодов, в которых непосредственно изображается народная жизнь, в общей системе произведения чрезвычайно велико.

Типаж, представляющий Россию, весьма разнообразен. От малолетней девочки Пелагеи до безымянных, умерших или беглых, работников Собакевича и Плюшкина, которые не действуют, а лишь мимоходом упоминаются, перед нами проходит обширная галерея персонажей, многоцветный образ народной России.

Широкий размах души, природная сметка, мастеровитость, богатырская удаль, чуткость к слову, разящему, меткому, — в этом и во многом другом проявляется у Гоголя истинная душа народа. Сила и острота народного ума сказались, по мысли Гоголя, в бойкости, меткости русского слова (глава пятая); глубина и цельность народного чувства – в задушевности русской песни (глава одиннадцатая); широта и щедрость души в яркости, безудержном веселье народных праздников (глава семь).

Рисуя шумный разгул на хлебной пристани, Гоголь поднимается до поэтического воспевания народной жизни: «Веселится бурлацкая ватага, прощаясь с любовницами и женами, высокими, стройными, в монистах и лентах, хороводы, песни, кипит все площадь».

Живая сила народа подчеркнута и в нежелании крестьян терпеть гнет. Убийство заседателя Дробякина, массовое бегство от помещиков, ироническая издевка над «порядками» — все эти проявления народного протеста бегло, но настойчиво упоминаются в поэме.

Воспевая народ и национальный характер, писатель не опускается до тщеславия, слепоты. И в этой точности, честности его взгляда кроется действенное отношение к русской жизни, энергичный, а не созерцательный патриотизм. Гоголь видит, как искажаются высокие и добрые качества в царстве мертвых душ, как гибнут крестьяне, доведенные до отчаяния. Судьба одного мужика заставляет автора воскликнуть: «Эх, русский народец! Не любит умирать своей смертью!» Разрушение добрых задатков в человеке подчеркивает, как современная Гоголю жизнь, все еще не отмененное крепостное право губит народ. На фоне величественных, бескрайних просторов России, лирических пейзажей, которыми пронизана поэма, реальные картины жизни кажутся особо горькими. «Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?» — восклицает Гоголь, думая о возможностях Родины.

11 стр., 5309 слов

Чичиков-рыцарь копейки (по поэме Н. В. Гоголя Мертвые души)

... просмотров: 1373 ; Образ Чичикова — “Рыцаря копейки” Сочинение. Николай Васильевич Гоголь “Мертвые души” В поэме “Мертвые души” Н. В. Гоголь показал, что старая патриархальная дворянская Россия начинает разрушаться. Образы помещиков, ... как помещики и чиновники. В одиннадцатой главе поэмы писатель открывает перед нами историю жизни Чичикова. Автор отмечает “темное и скромное” происхождение ...

Размышляя над образом России в поэме «Мертвые души», я бы сделал такой вывод: отбросив все «лирические моменты», это произведение представляет собой прекрасное руководство по изучению России начала XIX века с точки зрения гражданской, политической, религиозной, философской и экономической. Не нужны толстые тома исторических энциклопедий. Нужно всего лишь прочитать «Мертвых душ».

»crosslinked«

Противоречия, отразившиеся в поэме

Николай Васильевич Гоголь пламенно верил в то, что Россию ждет великое будущее. Тем не менее писатель ясно представлял себе путь, по которому страна идет к процветанию, славе и могуществу. Он спрашивает: «Русь, куда ж несешься ты?». Однако ответа нет. Николай Васильевич не видел путей преодоления противоречия, образовавшегося между расцветом России, взлетом ее национального гения и состоянием подавленности государства. Гоголь не может найти того, кто бы сумел направить Россию вперед, устремить в высокую жизнь. И в этом раскрываются противоречия, свойственные писателю.

Образ России

Великий классик, получивший идею, хотел показать идеальную русскую жизнь в глубинке. Но замысел расширился. Гоголь не смог раскрасить будни помещиков и чиновников. Идеальные краски ушли на задний план, а серые реалии выплыли наружу. Именно этим можно объяснить настроение Пушкина во время чтения автором поэмы. Грусть и тяжесть наполняла душу поэта. Россия предстала перед читателями галерей пороков: скупости, лени, обжорства. Каждый образ дополнялся следующим персонажем и становился собирательным:

  • Мечтательный Манилов;
  • Скупая Коробочка;
  • Разгульный Ноздрев;
  • Угрюмый Собакевич;
  • Алчный Плюшкин.

Россия породила страшных людей, имеющих власть над другими, но не желающих ничего создавать. Все они выросли их хороших людей, но общество помогло им очерстветь душой и деградировать как личностям.

Добродушный романтизм Манилова становится пустотой ленивого мечтателя, беспечного и глупого. Строить нереальные прожекты, сидя в приходящей в запустение беседке, — все, что он может.

Хозяйственность и практичность Коробочки свели ее разум к тупому исканию выгоды. Она превратилась в глупую старуху, не вдумывающуюся в предмет торговли. Главное, продать.

Смелость Ноздрева заменяется невежеством, пьянкой и транжирством. Он смело врет, хамит и дерется, но трусливо сбегает от решения настоящих проблем.

Богатырская стать Собакевича стала грубостью, крепость характера преобразовалась в черствость души, а прямолинейность стала подозрительностью.

Бережливость Плюшкина переросла в безнравственность. Он не замечает близких себе людей, отказывается от детей и не радуется внукам.

Эти образы составляют основу сатиры на крепостную Русь. Безжизненная Россия ждет изменений, надеется на новые социальные классы, интересные идеи.

Чем был обеспокоен В.Г. Белинский

Гоголь в своем обличении отражал протест народа против существовавшего в то время крепостнического строя. Его бичующая сатира вырастала именно на этой почве. Она была направлена против чиновных правителей, владетелей крепостных душ, «рыцарей» наживы. Тем не менее писатель, который возлагал большие надежды на просвещение, не пришел к выводу о целесообразности революционной борьбы. Кроме того, в произведении присутствуют высказывания о муже, который одарен божественными доблестями, а также о самоотверженной и великодушной русской девице. Иными словами, в нем возникает религиозный мотив. В.Г. Белинский, которого очень заинтересовал образ Руси в поэме Гоголя «Мертвые души», был серьезно обеспокоен этими местами произведения.

3 стр., 1167 слов

Авторское отношение к Павлу Ивановичу Чичикову (по поэме Н.В. ...

... капиталистических отношений в России, это олицетворение «новой» России. На смену инертным ма- ниловым, неуклюжим собакевичам, дубиноголовым коробочкам, пустым ноздревым и скупым Плюшкиным идут расторопные, гибкие и энергичные чичиковы. Николай Васильевич Гоголь ...

Краткая история создания

по замыслу Гоголя, должны были показать и светлые стороны российского общества:

  • Первый том. Изобличение порочных черт российского общества и Чичикова (как его типичного представителя).

    Имеются све́дения, что Гоголь сознательно хотел написать 3 поэмы по принципу «Божественной комедии» Данте, где 1-й том — ад, 2-й — чистилище и 3-й — рай. Был закончен в 1841 году.

  • Второй том. Предположительно, показ русской действительности с хорошей стороны (в частности, указание на жертвенность народа, его терпение, любовь и иные качества).

    Должны были также измениться помыслы Чичикова; именно во втором томе писатель планировал показать тот путь, который должен пройти русский человек и Николаевская Россия в целом для преображения. Написан примерно в 1851—1852 годах, утерян (либо уничтожен) в тот же период.

  • Третий том. Если кратко — будущее своей родины, наступление которого, по мнению писателя, неизбежно.

писатель нередко останавливается на описании восхитительной русской природы

«Мертвые души» — революционное произведение

Второй том своего романа Николай Васильевич писал, переживая глубокий духовный кризис. В жизни России в этот период начали проявляться тенденции, свойственные буржуазному развитию. Писатель всей душой ненавидел так называемое царство мертвых душ. Однако Гоголь с ужасом всматривался и в облик буржуазного Запада. Капитализм страшил писателя. Он не смог воспринять идею социализма, выступал против революционной борьбы. Однако, обладая могучим даром, Николай Васильевич создал, по сути, революционное произведение.