Урок ‘Подготовка к изложению и сочинению- рассуждению ‘Чувство Родины’

Узнали места? Знакомые сердцу места, правда? Как мы можем одним словом назвать тот край, где человек родился и вырос?

Да, Родина. Малая Родина, где ты родился и вырос, страна твоего детства. Тема нашего урока — подготовка к изложению и сочинению-рассуждению по тексту Василия Пескова «Чувство Родины».

(слайд) Откройте тетради и запишите тему урока.

Как вы думаете, чему мы сегодня должны научиться? (вместе цели).

На какие вопросы предстоит ответить? Они на первый взгляд кажутся простыми.

Почему человек любит тот край, где он родился? Почему его влечет туда, где бы он не был?

Итак, наш урок посвящен теме Родины. Сегодня мы готовимся к написанию изложения, сочинения- рассуждения, к новой форме сдачи ЕГЭ, чтобы не бояться, а последовательно учиться и уверенно сдать на положительные оценки.

2.Беседа.

Понятие это у каждого свое. Что же для вас понятие Родина?

Ребята, назовите и запишите 3-4 явления, предмета, которые наиболее тесно ассоциируются у вас со словом «Родина» (голос мамы, первый школьный звонок, резные ворота соседского дома, гирлянды на праздничной елке).

На столе у каждого рабочий лист, где вы записываете все, что, по- вашему мнению, пригодится для создания изложения и небольшого сочинения- рассуждения. А Данил найдет значение этого слова в словаре Ожегова. Спасибо! Вы убедились: это понятие очень широко, слово Родина многозначно. Заглянем в словарь Ожегова.

Любовь к родине. Защита родины.

-Подберите однокоренные слова к слову Родина. Родинка, родители, родник, родня, родственники, народ, род, родной, родительский, родство, рождение. (Слайд).

Давайте попытаемся проникнуть в тайну названий.

1. Запишите данные слова и произведите их морфемный разбор, разбор по составу.

2. Вдумайтесь в значение, сосредоточенное в корне. Каково оно? (Это что-то родное, близкое, свое по рождению, по духу.)

2 стр., 780 слов

Тема и образ Родины в Слове о полку Игореве

... Киева. 2 вариант Кто бы ни создал поэму « Слово о полку Игореве», видно, что он очень тревожился за будущее Руси. Он ... русских земель происходит необычайно красочно и завораживающе. В произведении понятие Родины объединяет в себе и русский народ, и вес природный ... все время сопутствуют рокот и ненастье. «Деревья с тугою к земле преклонились» - так описано оплакивание природой поражение славного войска ...

Молодцы! Итак, мы видим, что Родина начинается с нашего дома, с нашей семьи, с нашего поселка, со всего, что с ними связано, т.е. с Малой Родины.

3. Может быть, вам поможет найти ответы на те вопросы, которые мы поставили в начале урока стихотворение нашей землячки, учителя по образованию, журналиста и поэта по призванию, которая сейчас живет в Америке, Валентины Серафимовны Чижик-Рост. (Наизусть ученик)

Абан…Папа…Абан…Детство…

Абан… Двадцать лучших лет.

Синеглазое наследство,

Горькой жизни светлый след.

Абан, Абан, дай мне силы

Без тебя вдали прожить.

Дай мне силы, чтоб хватило

Век достойно завершить.

Абан — теплые тропинки.

Абан — добрые глаза.

Две разбитых половинки,

Разделив, сложить нельзя.

-Какие понятия у поэта ассоциируются с чувством Родины, с понятием Родина? Мы много говорим о красоте земли, но бережем плохо то, что надо непременно беречь.

IV. Чтение текста учителем.

Итак, обратимся к тексту В. Пескова.

Давайте попытаемся увидеть изображаемое, пережить с автором все то, что его волнует и соотнести с нашими переживаниями, проблемами нашего Абана.

род — родник — Родина

Родина — это очень много. Это и тропинка через ручей. Это и ракета, нацеленная к Луне, и птицы, летящие на север над нашим домом. Это и Москва, и малые, в десять дворов, деревеньки, это имена людей, названия новых машин, которым неистово хлопают во всех городах Земли.

По праву человека, изрядно поездившего, должен поделиться своей тревогой. Много говорим о красоте земли, но бережем плохо то, что надо непременно беречь. Грустно признать, но на своей малой родине частенько видишь кучу бетонного мусора, или забытую ржавую сеялку, или нетленную кучу полиэтиленовых мешков. Песчаный берег «украшают» автомобильное колесо или какие-то ящики.

Пренебрежение обликом всего, что нас на земле окружает, встречаешь настолько часто, что нет возможности всего даже и перечислить. И как-то неловко уже после всего этого говорить о некоторых тонкостях восприятия человеком пейзажа. О том, например, что всегда внимание людей останавливало и волновало одиноко стоящее дерево.

Вспомните песни «Среди долины ровныя…», «При долине куст калины…», «Во поле березонька стояла…». В основе их человеческое волнение, вызванное родным пейзажем, изюминкой в нем — кустом калины, березой, одиноко стоящим дубом.

17 стр., 8466 слов

По тексту публицистического стиля

... - нужно его находить» Сочинение–рассуждение по тексту Исходный текст: (1) Вот уже одиннадцать лет, как я возвратился на родину, купил избу в Овсянке, ... криво саженная и оттого криво сидящая ель, раскинула подол по земле, вольная, пышнотелая. (11) А рядом — редкостной красоты куст ... его промышленного ада, в панической спешности возвращается к земле, осваивает пятачок свой, лепит избушку из ворованного с ...

Забота об облике нашей земли мне представляется очень важной. Истоки сыновнего чувства к Отчизне лежат там, где мы рождаемся и живем. Наш общий дом — Родина — должен оставаться прекрасным во всех его уголках. Это дело нашей совести, нашей культуры, нашего долга.

V. Работа с текстом.

Сформулируйте основную мысль текста . (Необходимо заботиться об облике нашей земли, начиная со своей малой Родины.)

Найдите главное, ключевое слово, раскрывающее основную мысль текста

А для Абанского района эта тема актуальна?

Как вы понимаете смысл высказывания: «Истоки сыновнего чувства к Отчизне лежат там, где мы рождаемся и живем»?

К какому стилю речи относится этот текст? ( К публицистическому стилю.)

Почему вы считаете, что текст относится к публицистическому стилю? (Задача публицистического стиля — привлечь внимание людей к какому-то важному вопросу, проблеме, убедить их в справедливости или ошибочности какой-то мысли; в данном тексте автор призывает нас, читателей, заботиться об облике нашей земли, чтобы наша Родина оставалась прекрасной во всех ее уголках — и в моем доме, и на моей улице, и в моем городе, и в моей стране)

Какие предложения отражают позицию автора?

Как же автору удается достигнуть живости, яркости, которые обязательно присущи публицистическому стилю? (В тексте можно выделить языковые средства, которые воздействуют на читателя — это употребление глаголов в повелительном наклонении, употребление побудительных предложений. Например, вспомните песни…, восстановите в памяти…, обратите внимание…. В тексте есть предложения с однородными членами с многосоюзием: частенько видишь кучу или бетонного мусора, или забытую ржавую сеялку, или нетленную кучу полиэтиленовых мешков из-под удобрений. Также автор использует назывные предложения, например: …(2-ой абзац).

Итак, мы доказали, что стиль текста — публицистический.- К какому типу речи относится данный текст? (Рассуждение.)

— Перескажите кратко текст по абзацам. ( в парах)

С чего начинается Родина

VI. Тестовые задания по тексту.

Ребята, а сейчас нам предстоит справиться с некоторыми тестовыми заданиями по тексту, повторить орфографию лексику, синтаксис.

7 стр., 3305 слов

Презентация «Распространение мыслей в предложении тексте»

... текстом Найдите в тексте сложноподчинённые предложения, укажите их номера. Определите виды придаточных в составе сложных предложений. Укажите вид придаточного в следующем предложении: Алька любит сидеть верхом на изгибе ствола берёзы и представлять, ... на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст ...

1) И первое задание — словарный диктант.

Пешеходная тропинка, косогор с березами, нацеленная к Луне, неистово хлопают, плохо бережём, надо беречь, частенько видишь, полиэтиленовых мешков, песчаный берег, восприятие пейзажа, мысленно уберите, истоки сыновнего чувства.

У каждого из вас текст на парте. Найдите в тексте, подчеркните, проверьте себя. У кого нет ошибок?

2)Установите соответствие между словом и его лексическим значением. Запишите комбинацию « цифра- буква»

1.Неистово А………никогда не исчезающий, вечный.………………….

2.пренебрежение Б проявление высокомерного отношения к кому-либо, чему-либо

3. долг В безудержно, буйно, необычайно сильно.

4. нетленная Г.обязанность..

1-В,2-Б,4-А,3-Г.

3) Найдите слова в 3 абзаце, в которых количество букв и звуков не совпадает (быть, выступающей).

В каких случаях еще буква имеет 2 звука?

непременно

Много говорим о красоте земли, но бережем плохо то, что надо непременно беречь. Докажите.

  1. причастие

  2. наречие

  3. прилагательное

  4. деепричастие

5) Какие языковые средства использует автор во 2-м абзаце?

1)Олицетворения

2)назывные предложения

3)побудительные предложения

4) гипербола

6) Какая характеристика предложения Истоки сыновнего чувства к Отчизне лежат там, где мы рождаемся и живем, является верной:

1) сложносочиненное

2) простое

сложноподчиненное

4) бессоюзное

Выпишите предложение, подчеркните все члены предложения.

(графически на доске проверка) Союз или союзное слово? Почему?

(????5)Выпишите все слова из текста, в которых есть корни с чередованием (прораст ает, убер ите).

Почему эти корни? Вспомним правило.)

VII. Повторное чтение текста.

Перед тем как перейти к следующему этапу урока, давайте подведем итог этой части урока, что мы повторили, над чем работали, что выяснили в ходе работы с текстом?

13 стр., 6351 слов

Текстоориентированный подход к изучению вводных слов и предложений ...

... вводных слов; изучение вставных конструкций; тектоориентированный подход в современной школе на уроках русского языка; анализ содержания обучения русского языка; - модель урока изучения. Теоретические методы : изучение и анализ психолого-педагогической, лингвистической ... вводное слово, выражающее эмоциональную оценку сообщения). Не будучи синтаксически связаны с членами предложения, вводные слова тем ...

Итак, мы повторили орфограммы, которые часто встречаются в тексте. Выполнили несколько заданий в тестовой форме, поработали над осмыслением текста.

Выяснили в ходе работы с текстом, что человек должен с детства помнить, на какой земле он родился, помнить, что у него есть обязанности перед этой красивейшей землей в мире, которую зовут Родиной.

Работаем с черновиком. Читаю ещё раз. Дополните деталями записанные ключевые слова.

VIII. Итоги урока. Слово учителя.

Василий Песков — журналист и писатель, специальный корреспондент «Комсомольской правды», автор текста, с которым мы познакомились, очерков о природе, о нашем Отечестве, о ярких и интересных людях, путешественник, с текстом которого мы будем знакомиться, писал: «Я — воронежский, хотя уже много лет живу в Москве. Птицы считают своей родиной то место, где они, впервые поднявшись на крыло, увидели лес, речку, кусты, приютившее их гнездо. Сюда всю жизнь они будут стремиться. То же самое — у людей».

  • Думаю, эти слова будут хорошим итогом наших размышлений, которые вы продолжите дома