«Поет зима – аукает» анализ стихотворения Есенина по плану кратко – тема, образы, метафоры, средства выразительности

Одним из наиболее ярких произведений раннего творчества Сергея Александровича Есенина по праву считается стихотворение «Поет зима – аукает», в котором он в трогательной манере передал образ зимы. Предлагаем краткий анализ «Поет зима – аукает» по плану, с помощью которого можно подготовиться к уроку по литературе во 2 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Поет зима — аукает.

История создания, Тема стихотворения, Композиция

Жанр – Пейзажная лирика.

Стихотворный размер

Метафоры – «мохнатый лес баюкает», «стозвон сосняка».

Эпитеты – «седые», «игривые», «бешеный».

Сравнения, Олицетворения

Художественные особенности

прилагательные

Поэт использует приёмы народного творчества:

  • постоянные эпитеты («ковром шелковым»),
  • обратный порядок слов — инверсию («пташки малые», «вихри снежные», «с рёвом бешеным»),
  • просторечия «но больно холодна!»).

Необычность стихотворения связана с его особой ритмикой и строфикой. Есенин находит интонацию, схожую с завыванием ветра, рёвом метели. Это делает стихотворение лёгким для восприятия, музыкальным.

История создания

Стихотворение о зиме было написано Есениным в 1910 году, когда ему едва исполнилось 15 лет. Уже тогда он был влюблен в поэзию, но не думал, что именно она станет призванием всей его жизни.

Сергей Александрович долгое время не решался на публикацию своего «зимнего» стихотворения, полагая, что оно излишне наивное, не зрелое, лишенное толкового сюжета. Однако в дальнейшем это произведение было признано одним из лучших в раннем творчестве поэта именно благодаря своей трогательности и простоте восприятия.

Юному Есенину удалось придать образу зимы некую изюминку, многогранность, благодаря чему стихотворение надолго запоминается. Уже в начале своего творческого пути поэт умел удивительно тонко и умело вдыхать жизнь в неодушевленные предметы.

Музыка на стихотворение

Стихи невероятно талантливого и безвременно ушедшего Сергея Александровича Есенина становились и продолжают становиться литературной основой для прекрасных музыкальных произведений. К творчеству поэта зачастую обращаются именно одаренные музыканты, которых наравне с замечательным русским поэтом называют великими.

5 стр., 2238 слов

Зима белый снег пушистый в воздухе. Крестьянская поэзия. Анализ ...

... жизнь, с ее трудностями и редкими крупицами радости. Лирическое стихотворение «Зима» Суриковым в 1880 году, незадолго до смерти поэта. В последний год жизни Иван Захарович страдал от туберкулеза, ... об уюте в избах, а детишки веселятся, забавляясь снегом лепят снежные комки. 5, 3 класс по плану, кратко История создания На долю Ивана Захаровича выпало немало жизненных ...

Одним из таких великолепных русских музыкантов, так же как и Есенин, любящим и воспевающим красоту России во всей ее неоднозначности, является композитор, пианист и общественный деятель Георгий Васильевич Свиридов.

Наравне с бесподобным русским поэтом, Георгий Васильевич в своих музыкальных, хоровых и инструментальных шедеврах, кантатах обращается к теме русской природы, простого крестьянского быта и фольклорной основе. Свиридов был основоположником и ярким представителем такого направления, как «новая фольклорная волна», его творчество самобытно, наполнено творческой глубиной и философским смыслом.

Творчество Георгия Свиридова и его значение для русской культуры сопоставимо с поэтическим наследием Есенина на литературном поприще. Интересно, что композитор оставил в истории и свой писательский труд — книгу «Музыка как судьба».

В поэму, в качестве названия ее частей, вошли:

  • «Край ты мой заброшенный»
  • «Небо как колокол»
  • «Ночь под Ивана Купала»
  • «Крестьянские ребята
  • «Молотьба»
  • «Я-последний поэт деревни»
  • «Поет зима».

Таким образом, талантливейшее произведение Сергея Есенина, созданное поэтом в столь юном возрасте, получило такую степень народного признания, что явилось не только прекрасным поэтическим памятником поэту, но и послужило литературной основой гениальному музыкальному творению.

Тема

Центральная тема стихотворения – суровая красота русской зимы. В своем произведении автор восторженно демонстрирует всю силу и прелесть зимней поры, которую невозможно победить или обуздать. Единственное, что остается птицам и деревьям, уставшим от бесконечных бурь и снегопадов – терпеливо ждать прихода весны.

Главный образ произведения – зима, которая в первых строках стиха представляется ласковой, заботливой матерью. Она с нежностью «мохнатый лес баюкает», укрывая его мягким снежным покрывалом.

Однако первое впечатление обманчиво, и автор показывает нам истинное лицо зимы – суровое, безжалостное, леденящее душу. Для всего живого на земле она может быть не только любящей матерью, но злобной мачехой, наказывающей нерадивых детей.

Лирический герой не описан детально в стихотворении, но можно смело предположить, что он, сидя в теплом уютном доме, любуется зимним пейзажем из окна. Чувства и эмоции его весьма разнообразны: расслабленное умиротворение от созерцания зимнего леса, жалость к замерзшим пичужкам, предвкушение скорого прихода весны.

В произведении Есенина природа живет, дышит, действует, чувствует. Она может быть радостной и грустной, нежной и грубой, доброй и злой. Но, несмотря на всю свою противоречивость, она вызывает искреннее восхищение и любовь.

12 стр., 5671 слов

Анализ стихотворения Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…»

... в основу его произведений. Именно так и появилось на свет стихотворение «Нивы сжаты, рощи голы», в которое одновременно сквозят и грусть, и умиротворение. Образность, свойственная произведениям Есенина, и на ... а душу — от нелепых переживаний. Сочинения по темам: Анализ стихотворения Есенина «Мелколесье. Степь и дали» Мечтая стать поэтом, Сергей Есенин очень рано покинул родное село Константиново ...

Природа в стихах С. А. Есенина: анализ стихотворения «Поет зима — аукает»

Анализ стихотворения «Поет зима — аукает»

Мастерски владея словом, гениальный поэт Сергей Есенин передает в скупых, но красочных мазках всю прелесть и в то же время ужас суровой русской зимы. Ведь людям, жившим в России в то время, неоднократно приходилось слышать, как путники, заблудившись в метели, садились и засыпали, чтобы уже никогда не проснуться. Эту смертельную песню, которую вьюга, насвистывает зима, лирик передает мелодикой колыбельной, используя ритмику двухсложного четырехстопного ямба: «Поет зима – аукает, мохнатый лес баюкает…». Опасные объятия снегового покрывала передают звуки веток сосняка, которые карильоном звенят под порывами ледяного ветра. Драматический настрой подчеркивают тяжелые тучи, которые «с тоской глубокою» плывут в дальние края.

Но поэт показывает и иную, прекрасную, сторону буйства этой опасной для жизни стихии. Он сравнивает метель с шелковистым ковром, и всякий, кто хоть раз в жизни видел стелющуюся по земле порошу, может представить себе это подвижное, прям как змея, снежное покрывало. Чтобы еще больше «перенести» читателя в реалии произведения, Есенин добавляет: «Но больно холодна». Да, вьюгой лучше всего любоваться из окна теплого жилья. А вот и оно – жилье. Следующий образ Есенина – это именно окно. Наверняка из него льется ровный, теплый свет, за ним тепло и уютно.

Контраст холода природы и тепла человеческой жизни чувствуют воробышки, которые пытаются спрятаться от несущих гибель поцелуев зимы под защитой человеческого жилья. Нежность к пичужкам малым поэт передает, очеловечивая воробьев, сравнивая их и сиротками. Они устали, замерзли и голодны, в них едва теплится жизнь. То, что они «жмутся поплотней», только усиливает стремление к солидарности с этими живыми существами перед лицом злой вьюги.

Есенин, усиливая напряженность, придает стихиям человеческий образ. Вьюга не просто разгулялась – она пытается убить все живое, злится «с ревом бешеным». В своем стремлении добраться и до обитателей избы, она стучит по ставням, чуть ли не срывает крышу. Что могут противопоставить этой «Снежной королеве» люди и воробьи? Лишь надежду на скорый приход весны. Стихотворение заканчивается на оптимистической ноте: даже если пташки нежные и замерзнут насмерть под колыбельную песню вьюги, последнее, что им приснится, будет «прекрасная, в улыбках солнца ясная красавица весна».

Мелодика этого произведения как будто просится, чтобы его положили на музыку. Наверное, именно по этой причине вдохновленный колыбельной, которую напевает вьюга, композитор Георгий Свиридов создал кантату «Поёт зима – аукает».

Композиция

Сюжет стихотворения ясен и прост. Композиция состоит из трех условных частей. В самом начале автор повествует о зиме и жителях леса – воробышках, которые жмутся друг к другу в надежде хоть немного согреться. Кульминацией произведения служит описание разбушевавшейся вьюги, от которой ни спрятаться, ни скрыться. Демонстрация могущества зимы уступает место сладким мечтам о скорой весне.

В своем произведении поэт прибегает к противостоянию, игре на контрастах. Зима предстает до заботливой матушкой, то суровой мачехой. Лютые морозы и снежные вихри олицетворяют собой безжалостность зимней поры, которой противопоставляется весна – солнечная, радостная предвестница счастливых перемен.

16 стр., 7768 слов

Бог, природа, человек в поэзии есенина (2)

... ко всему творчеству великого русского поэта. Эти мысли были одними из главных в поэзии Есенина. Его лирика удивительно земная, но при этом она «вселенская, космическая». И в ... Например, в произведении «Вновь я посетил…» А. С. Пушкина речь идет о вечной, неизбежной смене поколений, о непрерывном движении жизни, где нужно занять свое место, ...

Символика и ритм

Стихотворный размер произведения Есенина «Поет зима» неслучайно выбран автором таким необычным. Сочетая в шестистопном стихе параллельную и перекрестную рифмовку, поэт добивается эффекта схожести ритма стихотворения со звуками завывающей вьюги и метели. Нетривиальная строфика и ритмика являются средством художественной выразительности в этом литературном шедевре, наравне с эпитетами и метафорами.

Сергей Александрович использует двусложный четырехстопный ямб с пиррихием. Наряду со спокойной общей интонацией произведения и отсутствием восклицаний и вопросительных предложений, такой размер стихосложения создает ощущение безжизненности и мрачности в период царствования зимы.

В произведении присутствует намеренная сбивка стихотворного ритма, которая, как виртуозный прием художественной выразительности, помогает передать смену настроений зимы от тихого пения колыбельной и до устрашающего рева.

Есенин в стихотворении словно показывает, что природные силы нужно принять, как данность и покорно переждать суровое холодное время. Красота зимы соседствует с ее зловещей стороной, что отображается в тексте произведения контрастными эпитетами: «стозвон сосняка» зимы и «шелковые ковры» метели сменяются в кульминационной строфе «бешеным ревом» вьюги.

Интересным и очень символичным автор умело создает образ воробушков. С помощью приема сравнения Есенин сопоставляет птичек с «детками малыми», подчеркивая невинность и беззащитность этих созданий матери — природы. Неслучайно поэт выбирает именно маленьких птиц, которым гораздо сложнее пережить холода, нежели их крупным и окрепшим собратьям.

писатель намеренно обращается к образу воробья

Средства выразительности

При описании неповторимой красоты и самобытности русской природы поэт мастерски использует различные средства художественной выразительности. Это и метафоры («мохнатый лес баюкает», «стозвон сосняка»), и эпитеты («мохнатый», «седые», «игривые», «бешеный»), и олицетворения («метелица ковром шелковым стелется», «вьюга злится все сильней»).

Замерзших воробышек Есенин сравнивает с «детками сиротливыми», вызывая у читателя неподдельное чувство жалости к птичкам. Тем самым он подчеркивает, что все живое бессильно перед могуществом и величием природы, наделенной властью щедро одаривать и беспощадно отнимать свои дары.

«Поет зима – аукает», анализ стихотворения Есенина

Зима – суровое время года, особенно в умеренных широтах. Сильные морозы, метели, оттепели – каждый русский человек знаком со всеми «прелестями» этого времени года. Сколько пословиц связано с зимой, сколько наблюдений, примет. И все-таки в народе любили зиму за возможность отдохнуть от тяжелой работы на земле, за разгульное веселье на Рождество, Крещение, Масленицу.

Не оставалась в стороне и русская литература, особенно поэзия. В стихах зиму чествовали как почетную и долгожданную гостью, сравнивали то с русской красавицей, то со злобной старухой.

14 стр., 6678 слов

» «Цветовая палитра в лирике Сергея Есенина»»

... средства в стихотворениях поэта. «Любимые цвета в лирике Есенина» Цель: определить, какие цвета использует поэт в своих стихотворениях. «Там, где капустные грядки…» 1910 … Красной водой поливает восход,… … Зеленое вымя сосет. красный зеленый «Поет зима – аукает ...

«Поет зима – аукает»

образ зимы

Таким образом, зима у Есенина словно двуликий Янус: то одним лицом повернется, то другим. На этом противопоставлении и строится все стихотворение. Так метелица «ковром шелковым стелется». но «больно холодна». А вьюга, которая «с ревом бешеным» стучит по ставням и «злится все сильней». своей суровостью противостоит «ясной красавице весне». снящейся пташкам, голодным и усталым.

мотива сна

Вообще, стихотворение наполнено различными звуками. Слышен и «стозвон сосняка» — безусловно, чисто есенинская метафора . Вьюга издает «бешеный рев» и стучит ставнями. Те, кто бывал зимой в деревне, очень хорошо представляют себе подобные звуки.

Эпитеты . в свойственной народным произведениям манере, являются постоянными: ковер — шелковый, облака — седые, рев — бешеный, а весна — ясная. Но использование такого средства выразительности все-таки не оставляет ощущения шаблонности описания. А достигается это, прежде всего, благодаря построению всего стихотворения.

Необычность звучанию придает особое построение строк. Каждая строфа состоит из двустиший, объединенных парной рифмой, но конец второй строки заканчивается как будто продолжением, образующим свою рифму с продолжением второго двустишия. Поэтому каждая строфа внешне производит впечатление обычного четверостишия, по сути, являясь шестистишием, и звучит стихотворение тоже по-особенному, с перебивкой ритма.

Естественно, описывая русскую природу, поэт не мог не использовать олицетворения: «зима аукает и баюкает». «метелица ковром шелковым стелется». а «вьюга злится все сильней». Все это – отголосок народных представлений о природе, наделенной духами. Однако автор явно рассчитывал на сочувствие читателя к бедным замерзшим птичкам и в то же время на осознание величественности и беспощадности природы, так как все живое беспомощно перед ее всемогуществом.

Таким образом, в стихотворении Сергея Есенина противопоставлены чувство нежной материнской любви и ощущение сиротливого одиночества, любования суровой красотой русской природы и тоски по светлому идеалу, безнадежности и надежды. Поэтому стихотворение не производит впечатления ученического – наоборот, уже здесь чувствуется самобытность автора, которая и будет отличать Есенина от множества других поэтов Серебряного века.

«Поет зима — аукает…» С.Есенин

«Поет зима – аукает» Сергей Есенин

Анализ стихотворения Есенина «Поет зима – аукает»

Одно из самых первых произведений Сергея Есенина, известное широкой публике под названием «Поет зима – аукает», было написано в 1910 году, когда автору едва исполнилось 15 лет. Опубликовал его поэт гораздо позже, так как считал это стихотворение по-детски наивным и лишенным сюжета. Тем не менее, образ зимы, который удалось воссоздать Есенину, получился настолько многогранным и запоминающимся, что сегодня это произведение является одним из ключевых в пейзажной лирике поэта.

Казалось бы, описание обычного снегопада – дело утомительное и лишенное всякого смысла. Однако поэт так мастерски сумел подобрать слова и представить метель в разных образах, что воображение сразу же рисует холодный зимний день, кружащийся снег и природу, уснувшую в ожидании весны.

Стихотворение начинается со строчки о том, что зима «поет» и «мохнатый лес баюкает». Поэтому создается ощущение некого умиротворения и спокойствия, которым веет от наряженных в снежные шапки деревьев и седых облаков, которые «плывут в страну далекую». Но погода обманчива, и вот уже «по двору метелица ковром шелковым стелется». Это – первый признак надвигающееся снежной бури, которая готова уничтожить все живое вокруг, превратив мир в бескрайнюю снежную пустыню. Предчувствуя ее, «воробышки игривые, как дети сиротливые, прижались у окна», рассчитывая таким образом пережить непогоду. Но подобное сопротивление лишь злит суровую зиму, надменную и холодную, которая, чувствуя свою власть над природой, вмиг превращается из нежной и заботливой властительницы полей и лесов в коварную ведьму, которая «с ревом бешеным стучит по ставням свешенным и злится все сильней».

3 стр., 1393 слов

В день когда по народному поверью зима с молодой весной

... с серыми грустными днями, которые тянутся невероятно долго, с морозами, с унынием и тоской по лету. Но у каждого сезона есть свои значительные плюсы. Грустные дни можно превратить в безудержное веселье когда ... за снежной красавицей с окна, потягивая из кружки горячий чай. Танцующие снежинки и проворный ветер, вздымающий белую пургу, не дадут заскучать. Сочинение 4 Зима у многих людей ...

Впрочем, внезапная вьюга совсем не пугает воробьев, которые, прижавшись друг к другу, не только спасаются от холода, но и сладко дремлют под завывания ветра. И даже видят сны, в которых на смену лютой зиме приходит «в улыбках солнца ясная красавица-весна».

Несмотря на то, что это стихотворение является одним из первых, написанных Сергеем Есениным, автор в нем осознанно применяет прием одушевления неживых предметов. Так, зиму он наделяет чертами властной и жестокой женщины, весна у него ассоциируется с юной девушкой. Даже воробьи, которых автор именует «пташками божьими», напоминают людей. Они спасаются от непогоды, ища защиты друг у друга и надеясь при этом на то, что смогут благополучно дожить до весны.

Главная > Литература > Помогите написать анализ стихотворения Есенина «поёт зима аукает»,я был бы благодарен, не понимаю литературу: заранее сп

Помогите написать анализ стихотворения Есенина «поёт зима аукает» ,я был бы благодарен, не понимаю литературу: заранее сп

  • Ритм — двухсложный четырехстопный ямб. Рифма парная и опоясывающая. Читаем первую строчку и понимаем, что речь пойдет о зиме: «Поет зима – аукает». Какие образы создает поэт? Это образы зимы, метелицы, вьюги, воробышков и весны. Автор одушевляет их, используя прием олицетворение — неодушевленные предметы, явления изображаются как живые, наделенные человеческими чувствами, мыслями, действиями. В частности, он пишет: поет зима, аукает, баюкает. И мы слышим звуки зимы. Что значит поёт? Она воет, ревет, стонет, гудит, стучит. «Мохнатый лес баюкает стозвоном сосняка». Баюкает — поет колыбельную. Но это не тихая и ласковая песня, а звон сотни колоколов — стозвон. Поэт прибегает к контрасту, противопоставлению. На этом приеме держится смысл всего стихотворения. «А по двору метелица ковром шелковым стелется,…» — пишет Есенин. Теперь мы уже видим зиму, она предстает в образе метелицы. Автор сравнивает метелицу с ковром. Ковер – это что-то мягкое, пушистое, теплое, но он шелковый, а значит, холодный. Потому и пишет автор: «но больно холодна». Метелица сверкает множеством снежинок, искрится, сияет, переливается, светится серебром, горит тысячами алмазов. Как красиво! Но нет тепла, «но больно холодна». то есть холодна до боли. И снова контраст: беспомощные воробышки противопоставляются бешеной вьюге. «Воробышки игривые, как детки сиротливые, прижались у окна». Автор сравнивает воробышков с сиротливыми детками, которым не у кого просить помощи и защиты. Он сочувствует птичкам: «Озябли пташки малые, голодные, усталые, и жмутся поплотней. А вьюга с рёвом бешеным стучит по ставням свешенным и злится всё сильней». На фоне бешеного рева вьюги, снежных вихрей беспомощность птиц вызывает чувства боли, жалости, страха за их судьбу и стремление защитить. «Суровость зимы становится еще заметнее, ведь от неё страдают ни в чем неповинные воробьи. И вновь контраст: «И дремлют пташки нежные под эти вихри снежные у мерзлого окна. Окно холодное, мерзлое, но несет свет, а значит, надежду на перемены. Цветовая палитра небогата. Оттенки серого, черного, белого характерны для зимнего пейзажа. Но и здесь чувствуется контраст. Седые облака, злая вьюга, снежные вихри несут мрачные, холодные оттенки и грустное, тоскливое настроение. Вызывают страх перед обезумевшей природой. Образ весны напротив пронизан теплом. Автор в трех строчках собрал столько светлых, солнечных слов: прекрасная, в улыбках солнца, ясная, красавица весна. И в каждом слове звук «с» — символ света. Эпитеты «прекрасная». «ясная» помогают нам представить весну во всей красе, почувствовать её еле уловимый аромат. Яркое солнце освещает всю землю: поля, леса, луга, реки. Каждая веточка, каждый кустик, каждый листик напоен солнечным теплом. Весна идёт и ослепительной улыбкой согревает весь мир. Именно о такой красавице-весне мечтают воробышки. Именно о такой весне, мечтает и лирический герой. Для которого жизнь- это борьба света и тьмы, холода и тепла, добра и зла. Контраст цвета, образов помогает передать настроение стихотворения: от грустного, мрачного, полного страха и беспомощности к радостному и восторженному. Образы суровой зимы: вьюги, метели, снежные вихри, лютые морозы — это образы зла. Их больше, они сильнее. Но образы добра: маленькие воробышки, красавица весна тянутся друг к другу, согревают друг друга, а значит, обязательно победят. На смену холодной, злой зиме, снежным вихрям, ревущей вьюге спешит весна и знаменует победу добрых, светлых сил: «И снится им прекрасная, в улыбках солнца ясная, красавица весна». Раскрывая тайны литературного произведения «Поет зима — аукает». мы подтвердили первоначальную гипотезу, согласно которой художественный прием контраст или антитеза помогает нам ярче представить образы, созданные поэтом, понять чувства и переживания лирического героя и выразить их при чтении.

Переделай этот текст на чистый анализ — это кусок из конспекта урока. А вообще, таких анализов в сети полно.

5 стр., 2357 слов

Почему творчество С.Есенина так тесно связано с образом «братьев наших меньших»?

... в стихотворениях, которые наполнены любовью к женщине. Образ женщины и образ природы образуют синтез прекрасного. Автор наделил явления природы женскими чертами. Ярким примером являются образы Зимы, Метелицы, Вьюги и Весны в стихотворении «Поёт зима — аукает». ... братьев наших меньших, Никогда не бил по голове. В произведениях Есенина анималистическое сравне­ние часто перерастает в развернутый образ: ...

Главная > Литература > Помогите написать анализ стихотворения Есенина «поёт зима аукает»,я был бы благодарен, не понимаю литературу: заранее сп