Мои воспоминания начались с лета 1929 года. На тот момент я достиг возраста 5 лет и отчетливо запомнил уже не куски событий, а целый сплошной их поток. Первого пескаря, черные бани изб, запах хлеба и разговоры мужиков о коммунии.
Этим летом село переселялось. Горы нехитрого скарба переезжали из бедной избы в богатую и наоборот. За всем зорко наблюдали мужики и обсуждали перевозимое, завидуя цинковому корыту или двум самоварам соседа.
Мой отец был причиной этого переезда. Руководствуясь коммунистическими постановлениями, он следил за соблюдением провозглашенной справедливости.
Сейчас всеобщее внимание было приковано к деревенскому «кулаку» Антону Ильичу Коробову, ведущему дивных гнедых коней. Они отливали золотом, эти кони, и не было ни в селе, ни, казалось, во всем мире похожих. Я любил этих коней, и любовь эта распространялась и на их хозяина, заботящегося о них, как о собственных детях. Антона Ильича любили дети и животные. Взрослые же наоборот – сторонились.
Ехавший мимо бедняк Мирон тоже завидовал владельцу лошадей. Какого же было его удивление, когда Коробов просто отдал ему гнедую пару! Отец лишь недовольно цедил, что Мирон променял свою бедняцкую честь на коней.
Сам же бывший хозяин, раздав все свое имущество, получил бумаги о «чистоте» перед властью, значок с Лениным и книжку «Друг детей». Теперь он мог быть полноценным пролетарием. В газете опубликовали письмо, в котором Коробов объяснил, почему он добровольно расстается с презренной частной собственностью. Антон Ильич уехал из деревни строить свое новое будущее.
Мирон за бесценок скупал инструменты и листовое железо с крыши дома Коробова у пролетария Вани Акули, который вырученные деньги тут же пропил.
Отец грозил Мирону попаданием под статью о раскулачивании, но тому было все равно. Пару раз он выезжал на конях по селу. А потом отца перевели в соседний район. Вскоре гнедую пару отдали в колхозные конюшни. О судьбе самого Мирона ничего известно не было.
Да и вряд ли неумелое управление имуществом может привести к чему-то хорошему.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
В повести В. Ф. Тендрякова «Пара гнедых» описан начальный период коллективизации. События разворачиваются в 1929 году в одной русской деревне. Володя Тенков «поднимает со дна своей памяти» далекие события своего детства, когда в деревне началась коллективизация. Отец мальчика, Федор Васильевич Тенков, начал ее, «вывернул деревню наизнанку». В начале повести показана переезжающая деревня: мужики, бедные и богатые, собрались на главной и единственной улице деревни и наблюдали переезд кулаков в бедняцкие дома, а бедняков — в кулацкие, изучали перевозимое добро и, как сказал Антон Коробов, «считали чужие горшки». Самая бедная семья в деревне, семья Вани Акул и, переселялась в добротный, самый лучший в деревне пятистенок кулака Антона Коробова, а Антон должен был поселиться в старой баньке «акулят». Проезжая мимо, Антон Коробов останавливает свой воз, запряженный парой прекрасных лошадей, и включается в разговор мужиков с Федором Васильевичем Тенковым. Разговор дает понять, что отношение к проводимым в деревне переменам неоднозначно. Повесть раскрывает трагичность происходящего, а ведь это было только начало: за переселением последовали раскулачивание, выселение и смерть миллионов людей.
Антон пафнутьич спицын в романе “дубровский” пушкина: характеристика, ...
... Спицына Отрицательный второстепенный персонаж сыграл важную роль в завязки трагедии. Антон Пафнутьич Спицын дал ложные показания в суде против отца ... но ему страшно ночевать одному в комнате. Хотя должно было быть ... Спицын тоже производят жалкое впечатление: он доносит властям, что учитель Дефорж не тот за кого себя выдает. Сочинение ... приехавшим переночевать в доме своих родителей. Глава 6 Ночью дом ...
Антон Коробов, один из главных героев повести, человек не особо высокого роста, со светлыми глазами, всегда очень добротно и аккуратно одетый: в начищенных сапогах и не по-деревенски белой рубахе. Под прямым и твердым взглядом Федора Васильевича он ничуть не смущался, держался прямо и говорил в тоне шутливом все, что думал. Антон был хорошим хозяином, имел прекрасный дом и пару лошадей, как считали мальчишки, самых красивых на свете. Шерсть их лоснилась и отливала золотом, у них были гладкие тощие морды с крупными, горящими глазами и хрупкие, сухие ноги. Когда Коробов выезжал на своей паре, он походил на бога в колеснице. Этих коней он вырастил сам, очень любил, разговаривал с ними очень нежно, как с детьми. Вообще, его очень любили дети и животные, но взрослые не любили, считали его хватом. Один из немногих, он понимал трагичность происходящего и избавился от своего хозяйства, предчувствуя, что оно принесет ему только беду в это «воспаленное время». «С мясом отрывает от сердца» своих гнедых: отдает их Мирону Богаткину, бедняку, получившему дом деревенского кулака, но предупреждает о том, что он сам теперь может попасть в кулаки с домом и лошадьми, ведь теперь все должны быть одинаково бедны.
Антон Коробов — очень умный человек, поэтому его слова заронили сомнение в душу Федора Васильевича. Читая газеты или разговаривая с женой, он повторяет одну фразу: «Что-то тут не продумано». Непродуманность подтверждало и поведение Мирона, который, получив дом и лошадей, с головой ушел в работу, с мальчишеским усердием поднимал свое хозяйство и богател, забыв про все предупреждения. В то же время автор показывает еще одну семью, семью «акулят», как их называют в деревне. Иван Акуля говорил, что он хозяин, ему новая власть служит, а сам был человеком, который не умел и не хотел работать, все, что попадало к нему в руки, пропадало. Акуля пропил железную крышу дома Коробова. Автор потрясающе описывает сцену протрезвления Вани Акули; заставляет содрогнуться поведение его детей, которые пляшут и смеются над отцом, и жены, безразлично поплевывающей тыквенную шелуху. Вспоминаются слова Коробова о всеобщем равенстве: «Ты — мне, я — тебе, а вместе Ване Акуле равны?» Абсурдность этой идеи очевидна, потому что люди не могут быть равны: один глуп, другой умен, один талантлив, другой нет. Но самое страшное — лишить человека того, что он сделал собственными руками, заработал честным трудом. Можно представить, как тяжело было расставаться Антону Коробову с «лапушками»-гнедыми, которых он сам выкормил.
Творчество Анны Ахматовой. Художественное своеобразие любовной лирики
... искусства, в лирическом романе - миниатюре, в поэзии "гейзеров" Анна Ахматова достигла большого мастерства. Вот один из таких романов: " ... шорох шагов", - но он не может не плениться своеобразием этих повестей - миниатюр, где в немногих строках рассказана ... по сравнению с работой Виноградова, конечно, давала несравненно больше возможностей составить себе представление об Ахматовой - художнике и ...
Эта идея поощряла зависть, ненависть, желание получить все, ничего не делая, а людям, стремящимся чего-то добиться, не давала возможности сделать этого. Интересна фигура полусумасшедшего старца Санко, который цитированием Евангелия создает атмосферу Апокалипсиса, предчувствия чего-то ужасного. Речь героев отличается живостью: это настоящая крестьянская лексика, с пословицами, колоритная, очень колкая какая-то, одним словом, яркая, выразительная. Повесть заканчивается документальным подтверждением описанных событий. Автор приводит цифры жертв коллективизации, которые дают нам понять масштабы трагедии. Эта повесть должна послужить нам серьезным предупреждением, тем более сейчас, когда наша страна стоит перед выбором, какой строй, какая общественная формация будет способствовать ее процветанию.
Похожие материалы:
- СВОЕОБРАЗИЕ ПОВЕСТИ А. П. ПЛАТОНОВА «КОТЛОВАН» — —
- СОБЫТИЙНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА МИХАИЛА АФАНАСЬЕВИЧА БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА» — —
- МОСКВА 20-х ГОДОВ В ПОВЕСТИ М. А. БУЛГАКОВА «СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ» — —
- ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА Е. ЗАМЯТИНА «МЫ» — —
- СВОЕОБРАЗИЕ КОНФЛИКТА В ПЬЕСЕ А. П. ЧЕХОВА «ВИШНЕВЫЙ САД» — —
Стихотворение «Пара гнедых» Апухтин Алексей Николаевич
Перевод из Донаурова
Пара гнедых, запряженных с зарею, Тощих, голодных и грустных на вид, Вечно бредете вы мелкой рысцою, Вечно куда-то ваш кучер спешит. Были когда-то и вы рысаками И кучеров вы имели лихих, Ваша хозяйка состарелась с вами, Пара гнедых!
Ваша хозяйка в старинные годы Много имела хозяев сама, Опытных в дом привлекала из моды, Более нежных сводила с ума. Таял в объятьях любовник счастливый, Таял порой капитал у иных; Часто стоять на конюшне могли вы, Пара гнедых!
Грек из Одессы и жид из Варшавы, Юный корнет и седой генерал — Каждый искал в ней любви и забавы И на груди у нее засыпал. Где же они, в какой новой богине Ищут теперь идеалов своих? Вы, только вы и верны ей доныне, Пара гнедых!
Вот отчего, запрягаясь с зарею И голодая по нескольку дней, Вы подвигаетесь мелкой рысцою И возбуждаете смех у людей. Старость, как ночь, вам и ей угрожает, Говор толпы невозвратно затих, И только кнут вас порою ласкает, Пара гнедых!
( 1 votes, average: 5,00 out of 5)
Еще стихотворения:
- Пара гнедых или Ночи безумные «Пара гнедых» или «Ночи безумные» — Яркие песни полночных часов,- Песни такие ж, как мы, неразумные, С трепетом, с дрожью больных голосов! Что-то в вас есть бесконечно хорошее… В вас…
- Пара-понци Мы летим, не беспокоясь, Пара-понци-понци-по, Все на север, все на полюс, Пара-понци-понци-по, Вся команда у штурвала И собака генерала, Дама ле ми бьен дима, Дама ле ми бьен дам. Ветер…
- Руки милой — пара лебедей Руки милой — пара лебедей — В золоте волос моих ныряют. Все на этом свете из людей Песнь любви поют и повторяют. Пел и я когда-то далеко И теперь пою…
- Разводится пара. Настала пора Разводится пара. Настала пора нести заявленье о том, что закончена, не получилась игра и видеть друг друга им тошно. Как молью дубленка, изъеден уют, и вот он — единственный выход….
- Разговор Диких олив сероватые листья рядом с сиренью. …Что беспокоит вас, практик и мистик, — пятна и тени? Нет — отвечает один — идеалы: нет идеалов. И одеял — говорит другой…
- Зарею жизни Зарею жизни я светом грезил, Всемирным счастьем и вечным днем! Я был так пылок, так смел, так весел, Глаза горели мои огнем.
2 стр., 811 слов
Рецензия на повесть Б. Л. Васильева А зори здесь тихие… (1)
... безмолвным, красивым, и только будут белеть мраморные могильные плиты, напоминая о том, что уже прошло. Это произведение ... на людей с сожалением, участием, как бы говоря: “Неразумные дети, остановитесь”. “А зори здесь тихие...” Все пройдет, а место останется тем же. Тихим, ... эпилоге, Борис Васильев показывает пару героев — Альберта ...
Мир рисовался — прекрасен, дивен. Прожить, казалось, я…
- К.-А. Фарнгагену фон Энзе Теперь, когда Россия наша Своим путем идет одна И наконец отчизна Ваша К судьбам другим увлечена,- Теперь, в великий час разлуки, Да будут русской речи звуки Для Вас залогом, что…
- «И снова знакомая сила…» И снова знакомая сила Меня подняла над землей А все, что обещано было. Обещано было не мной. — Другою, ручной и домашней, А нынче я снова поэт. Я снова не…
- На коне Я люблю приезжать в этот город С каждым годом сильней и сильней. В город, воздух в котором распорот Ржаньем всех знаменитых коней. Я смотрю затуманенным взором, Все навеки запомнить дабы,…
- Там, средь движенья Там, средь движенья Вечных систем мировых, Нет треволненья Бурь и страданий земных. Здесь же народы, Вечно в цепях и крови, Ищут свободы, Правды, добра и любви……
- Пред зарею Приближается утро, по еще ночь. (Исайя, гл. 21,12) Не тревожься, недремлющий друг, Если стало темнее вокруг, Если гаснет звезда за звездою, Если скрылась лупа в облаках И клубятся туманы в…
- Собака родильница Собаке для родин была потребна бутка; Приют себе найти не шутка! Но кумушка свою ей спальню отдала, А та пришла И родила.
Отсрочки, между тем, просила раз, другой, И получает….
- Эстонская песня Влюбиться — пара пустяков: Осенний свет из облаков, Жар-птице двадцать тысяч лет, И за углом — кофейня. Четыре или пять шагов — И нет врагов, и нет долгов, И молод…
- Говорится, что рай, мол, для нищих Говорится, что рай, мол, для нищих. Это все — разговор для бедных. Не обрящут они, хоть ищут, ищут в Новых Заветах и в Ветхих, в Достоевском, в Толстом и в…
- Слон и муха Однажды некий крупный слон, Красою мухи поражен, К той мухе, словно феодал, Преступной страстью воспылал. Но муха, быстро рассудив, Что толстый слон, хоть и красив, Но все же толст для…
- Трамвайная зарисовка Говорил ей парнишка весомо, щеря светлый уверенный глаз: — Это, бабка, не лавка у дома, а трамвай в самый пиковый час. Что, толкают? А как ты хотела? Все с работы,…
- Зарыты в нашу память Зарыты в нашу память на века И даты, и события, и лица, А память — как колодец глубока. Попробуй заглянуть — наверняка Лицо — и то — неясно отразится. Разглядеть,…
- Шаг вперед! Шаг вперед! Кому нынче приказывают: «Шаг вперед!» Чья берет? И кто это потом разберет? То ли ищут нефтяников в нашем пехотном полку, чтоб послать их в Баку восстанавливать это Баку?…
- Учебник в угол — и на пароход Учебник в угол — и на пароход В июнь, в свободу, в ветер, в поцелуи И только берега, как пара хорд, Стянули неба синюю кривую….
- В куски В куски разлетелася корона, Нет державы, нет и трона. Жизнь России и законы — Все к чертям! И мы, словно загнанные в норы, Словно пойманные воры, Только кровь одна с…
Вы сейчас читаете стих Пара гнедых, поэта Апухтин Алексей Николаевич
О рассказе в. тендрякова «пара гнедых»
Рассказ «Пара гнедых» открывает собою цикл рассказов и повестей В.Тендрякова, созданный в 1968 — 1976 гг. и опубликованный на рубеже 80-х — 90-х. Циклу присуще тематическое и стилевое единство.
Морозовой Олеси по тексту Р. Тендрякова
... заставляет читателей задуматься о своей жизни. Его цель – привлечь внимание к проблеме. Сочинение Морозовой Олеси по тексту Р. Тендрякова Проблема отцов и детей ... В ничего неделанье он видел спасение. И в наше время тоже есть такие Обломовы. Это говорит об обнищании внутренней ... ведь у них благополучная семья. Но в то же время они сочувствуют своему сыну, понимают, что «этот исключительный кризис ...
Каждое из его произведений, «ни грана не теряя в достоверности, отливается в ёмкую, выразительную метафору исторической судьбы России», как совершенно справедливо писал один из первых критиков «возвращённой» тендряковской прозы (1).
Время действия рассказа – 1929 год, пресловутый «год великого перелома».
Основу событийного сюжета составляет сделка между двумя персонажами, предмет которой — пара гнедых коней.
Кони переходят от прежнего хозяина, Антона Коробова, к новому, Мирону Богаткину, ибо начинается пора сплошной коллективизации и раскулачивания, и Коробов жертвует нажитым добром ради сохранения жизни и свободы, а Богаткин, который всю жизнь стремился «выскочить подале» «из бедняцкой чести» (2, 110), с радостью пользуется возможностью «денёк первым человеком в селе пожить» (2, 122).
В финале декларативно обозначена наиболее вероятная перспектива судьбы гнедых – «в колхозные конюшни»… «А какие кони были!» (2, 124).
В народных сказках, песнях и былинах конь обычно выступает великолепным, наделенным волшебной силой существом и играет роль волшебного помощника человека. Сказочный конь – залог удачи героя, он помогает достичь цели, спасти любимую, овладеть богатством. Первое же описание коробовских гнедых воскрешает в памяти фольклорные образы: «Таких коней не было ни в нашем селе, ни в соседних селах, да были ли лучше на свете? Лучших и представить нельзя» (2, 104).
Тем больше выигрывает от их характеристики Антон Коробов, ибо он не просто их владелец, он – творец этого сказочного чуда, так как «их, лапушек, на руках выносил заместо детей» (2, 108).
Тендряков акцентирует внимание на созидательных способностях этого человека, чей секрет власти над всем живым («Его любили дети и собаки, да и прочие животные тоже» (2, 105)) заключается в сердечном отношении, в добром сердце («Слышь, об одном прошу… Не бей их за-ради Христа, а лаской, лаской… Я их в жизни ни единова не ударил» (2, 115)), а секрет зажиточности – в неустанном труде («Въешься в землю – зажиточным станешь» (2, 108)).
Именно в силу его творческих способностей Коробов отождествляется с богом – пусть в восприятии ребенка, но ведь «устами младенца глаголет истина». Черта божества – всесилие в созидательном аспекте – должна быть осознана в качестве определяющей характеристики Коробова, спроецированной в будущее. Всесильный труженик, да еще в союзе с всесильными помощниками, — залог процветания своей земли!
Можно согласиться с Е.Стариковой, сразу после публикации рассказа увидевшей в нём отражение посредством «песенно-сказочных мотивов» «элементов утопии, манившей и неосуществившейся крестьянской мечты о том, чтобы богатство слилось со справедливостью и красотой», и отметившей важность «мотива красоты, благообразия коробовской мечты о культурном хозяйстве, тоже ведь о новой для русской деревни жизни» (3, 226).
Мини общение в моей жизни
... умения, знания, навыки, их способности, представления о том или другом событии, ситуации. Сочинение на тему общение Общение-это строительный блок крепких и здоровых отношений. В личных отношениях важно избегать ... и социальных сетей и напряженный образ жизни людей. Молодые пары в наши дни настолько поглощены собственной жизнью, что упускают из виду важность общения с родителями. О том, чтобы ...
Но тендряковский Коробов – «рупор идеи» (точнее, «рупор» сожалений) самого автора, которого волновал вопрос исторических судеб русской деревни. Социальный тип «культурного хозяина» и связанные с ним возможные перспективы исторического развития России были детально исследованы Тендряковым в повести «Кончина», опубликованной в 1968 г. и встреченной тогда в штыки советской критикой, обвинившей писателя в «очернении колхозной действительности». «Говорящая фамилия» одного из центральных персонажей повести «Кончина» Ивана Слегова (слега – толстая жердь, брус, опора), наделение его умом, талантом, патриотическим образом мыслей, изображение его успехов обнаруживает авторские симпатии к этому типу в реальной жизни, что подтверждает и «возвращённая» публицистика Тендрякова (4), а выведение того же типа в образе Коробова в рассказе «Пара гнедых» доказывает, что обе эти фигуры символизируют в представлении писателя плодотворный вариант возможного пути русской деревни начала XX в. к благополучию и счастью. Недаром Коробов произносит «вещие слова»: «Мне б волю дать, я бы великую Россию досыта накормил», – хотя в ответ на реплику «И стал бы царем – на руках носи» признает, не желая пускаться в бесполезные дискуссии: «Могет быть» (2, 120).
Этот вариант пути остался тогда нереализованным в реальной российской действительности. Сюжеты «Кончины» и «Пары гнедых» представляют художественную интерпретацию данного исторического факта и его причин, причем Тендряков сочетает метафоричность изображения с конкретно-историческими зарисовками.
В «Кончине» концептуально важно, что у Слегова «отняли сказку» и оставили жить с перебитым хребтом (в прямом и переносном смысле).
В «Паре гнедых» особый смысл приобретает сюжетное действие, построенное на сценах разорения Коробова и его споров с представителем революционной сельской власти Фёдором Тенковым. Ведь Коробов не добровольно отрекся от своих гнедых и, следовательно, своего призвания и назначения — его «нужда заставляет» (2, 108).
Но эта «нужда» выступает в лице Фёдора Тенкова, фанатика революционной идеи, который устанавливает справедливость простой переменой знаков: он меняет местами бывших хозяев и слуг. По выражению рассказчика, «это он поднял село, вывернул наизнанку» (2, 102).
Именно Фёдор Тенков по сюжету противостоит Коробову и не дает ему воли. Характерно то, что эти действия Фёдора Тенкова воспринимаются как преступление старым крестьянином Санко Овиным, наблюдающим разорение Коробова и возведение на пьедестал тунеядца и пропойцы Вани Акули. Овину кажется, что свет перевернулся, и он приспосабливает к ситуации «перевёртыш» Священного писания: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны алчущие, ибо они насытятся» (2,103).
В Нагорной проповеди совершенно иной смысл: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (5).
Так, косвенно, чудесная коробовская «пара гнедых» способствует обнаружению объективной сущности Фёдора Тенкова, – разрушительной, тогда как в своем субъективном представлении он мнит себя созидателем новой, справедливой жизни. «Выворачивая наизнанку» жизнь, он сам предстает «перевёртышем», или оборотнем, человеком с двойственной сущностью, и плодит себе подобных: паразит на теле общества и на идее «гегемонии пролетариата» Ваня Акуля поспешно красится в красный цвет: «Мы на горе всем буржуям мировой пожар… Да здравствует наша родная советская власть!» (2, 119).
Сочинения об авторе тендряков
... мир. Тендряков В.Ф. По повести “Расплата” – Списывай.ру Текст: (1)До сих пор вспоминаю тот разговор с отцом Сони Потехиной, который ... долгую жизнь, таинственного мира природы. Итак, читая текст В. Тендрякова, чувствуешь ... простоту его слога, которая придаёт тексту эмоциональность, яркость, и хочется общаться с главным героем, читать и наслаждаться языком писателя. Сочинение ...
Последствия тенковской роковой ошибки, выразившейся в предпочтении Коробову Акули, не медлят сказаться. Ведь Акуле не нужен ни коробовский ухоженный пятистенок, ни сельхозинвентарь, ни лошади, ни вообще что-либо связанное с обязанностью трудиться – разве только для того, чтобы пропить, что он и делает, а потом возвращается на жительство в баньку, что на языке пространственно-временных структур Тендрякова означает совершенную и полную бесперспективность связанных с ним надежд (заметим кстати, что и Богаткин, новый владелец гнедых, замыкает себя вместе с ними на ключ в тесном пространстве своего подворья, тогда как Коробов уходит из ставшего чужим села по дороге, образ которой означает перспективу развития).
Знаменательно, что Акуля появляется в качестве действующего лица на фоне только что отзвучавших пророчеств Овина: «Нынче мужик землей наелся… И лошадей мужик скоро выгонит в леса – живите себе, дичайте. И сам мужик будет наг и дик, на Адама безгрешного похож» (2, 111).
Именуют Акулю по ходу действия коростой и саранчой. С его появлением в текст рассказа входят апокалипсические мотивы. «И вышла из дыма саранча на землю, и дадена была ей власть, кою имеют скорпивоны… И сказано дале: энто только одно горе, аще два грядет…» (2,120).
И шествует Ваня у Тендрякова по «закатно-красной» дороге (2, 118), словно бы в отсвете обещанного им «мирового пожара», вызывая замечание Коробова: «Когда что-то горит, акулькам весело — уж они, верь, доведут до пепла…» (2,120).
Так из комично-фарсового персонажа (суть которого изначально подсказывалась известной поговоркой: «Акуля, что шьёшь не оттуля?» — «А я, мамочка, ещё пороть буду!») Ваня Акуля вырастает в зловещую фигуру беспринципного социального паразита и разрушителя, подчёркивая катастрофичность ошибки советских верхов, сделавших ставку по «классовому признаку», а не по признаку внутреннего содержания человеческой личности… Отношение к коробовским гнедым характеризует всех персонажей рассказа. В отношении к ним появляется доброта и трудолюбие Коробова, грабительски-накопительская сущность Богаткина, паразитизм Акули (кстати, обратим внимание на «говорящие фамилии» персонажей: в фамилии Коробова – намек на способность если не приумножать, то сохранить; в Мироновой — на его накопительские замашки, в прозвище Вани, как уже отмечалось, на его никчемность).
Даже то, что Фёдор Тенков, ненавидя Коробова как «мироеда-собственника», безразличен к его гнедым, тоже символично: он противостоит в этом всей деревне, и так углубляется мотив его спора с мужиками и с самой жизнью, введенный рассказчиком в начале повествования: «Тут же у дороги стоит и мой отец (Фёдор Тенков. – Л.Я.) – вместе со всеми и как-то наособицу… плечи его борцовски опущены» (2, 104).
Тендряков так строит сюжет, что «вывернутая» Тенковым жизнь становится неуправляемой, и в финале герой вынужден признать: «Что-то тут не продумано» (2,123).
Мотив коней-помощников способствует выявлению глубины пропасти между Коробовым и косной мужицкой массой, хозяйствующей по старинке и олицетворённой в рассказе в облике Петра Чёрного. Контрастность хозяев закреплена в тексте на разных уровнях, от лексики и тропов (Петро – «Чёрный», Мирон «тёмен лицом» и грязен, в облике и во взоре Коробова преобладает светлое), но наглядней всего она выступает из сравнения чудо-коней с лошадью Петра – «пыльно-шерстистой», «с прогнутой обильным брюхом спиной», «тупоногой», «с громадной понуренной головой, с распущенными губами, облепленными мухами» (2, 109).
Вн.чт.: «Кто виноват?» (по повести В.Ф. Тендрякова «Расплата»)
... с современной литературой (на примере повести Тендрякова «Расплата») в отношении к теории «крови по совести». Цели урока: обучение анализу прозаического произведения с целью написания сочинения – рецензии, работе с критическими ... Рафаила в его жизни. Мать Коли. Виновата ли она в том, что произошло? Почему Тендряков назвал своих героев «цепочкой безвинно виноватых»? Кому же «расплата»? Дает ли автор ...
Описание петрухиной лошади важно и в том смысле, что оно знаменует будущую судьбу и облик гнедых в колхозных конюшнях. Сюжетный мотив гибели чудесных лошадей и надругательства над их хозяином, как уже отмечалось, заимствован Тендряковым из его «Кончины». Но у Слегова была «серая пара», «серые в яблоках» «кролики» – «лебеди, а не кони!» (6).
Происхождение и смысл образа «пара гнедых» станут ясны, если вспомнить одноименное стихотворение А.Апухтина, «перевод из Донаурова». Этот образ выступает в апухтинском стихотворении символом безвозвратной утраты богатства, молодости, счастья, и в таком же значении он важен для Тендрякова. Но в тендряковском контексте образ пары гнедых символизирует также утрату человеком в «воспалённое время» эпохи «великого перелома» не только свободы, но и, возможно, самой жизни. В финале рассказа мотив «вывернутой» жизни выходит на первый план, скрепляя этот рассказ со следующими рассказами цикла: «Хлеб для собаки» и «Параня». Но последним вздохом сожаления о несбывшихся мечтах и возможностях, о порушенной жизни и попранной красоте звучит напоминание: «А какие кони были!»…
Цитированная литература
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/po-rasskazu-para-gnedyih/
- Чупринин С. Жизнь после жизни, или посмертные публикации Владимира Тендрякова. // Литерат. газета, 1989, 7 июля. — С.125.
- Тендряков В. Охота. Повести, рассказы. — М.: Правда, 1991. В дальнейшем цитируется это издание с указанием страниц.
- Старикова Е. Шаги Командора. О рассказах Владимира Тендрякова //Знамя, 1989,№ 2, с. 226
- Тендряков В. Метаморфозы собственности //Звезда, 1990, № 3, с. 123 – 138; № 4,137 – 160
- Евангелие от Матфея // Литературная учёба, 1990, № 1, с. 108
- Тендряков В. Кончина //Тендряков В. Собрание сочинений в 5 томах, — М., 1988. – Т. 4. – С. 10 – 11
© Copyright: Лина Яковлева, 7 ноября 2018
Регистрационный номер № 000269698