Л. Н. Толстой. Повесть «Юность». Анализ произведения

Сочинение

Трилогия «Детство. Отрочество. Юность» — первое напечатанное произведе­ние Л. Н. Толстого. Именно эта трилогия принесла писателю широкую извест­ность и признание. «Юность» — третья и последняя часть — впервые напечатана в 1857 году в журнале «Современник«. В ней описаны университетские годы жизни главного героя.

Сюжет

Главному герою Николаю Иртеньеву шестнадцать лет. Он готовится к эк­заменам в университет. Его переполняют мечты о будущем, о предназначении своей жизни. Николай ведет дневник, стараясь сам для себя установить цель своей жизни, прописать обязанности и правила, необходимые для нравственно­го совершенствования. Перед Пасхой в дом приезжает монах. Николай испове­дуется. Он чувствует себя чистым и новым человеком. Но оказывается, что он скрыл на исповеди один свой стыдный грех, о котором вспоминает ночью. Про­мучившись всю ночь, он рано утром спешит в монастырь, чтобы исповедаться вновь. Исполнив это, Николенька радуется. Ему кажется, что лучше и чище его нет человека на свете. Находясь в радостном возбуждении, он делится своими переживаниями от исповеди с извозчиком. Тот равнодушно отвечает: «А что, барин, ваше дело господское». И радостное светлое чувство Николеньки куда-то исчезает, он вдруг начинает сомневаться, так ли он хорош на самом деле.

Николай сдает экзамены и зачисляется в университет. Поскольку он теперь уже взрослый, по приказанию отца в полное распоряжение Николая поступает экипаж: кучер Кузьма, пролетка и гнедой Красавчик.

Подтверждая свою зрелость, Николай совершает свои первые взрослые по­ступки: накупает много разных безделушек, трубку и табак. Он пытается заку­рить, но чувствует тошноту и слабость. Его друг Дмитрий Нехлюдов разъясняет Николеньке всю глупость курения. Вместе с друзьями Николай едет в ресторан отмечать поступление в университет. Общаясь с тремя друзьями, Николай за­мечает, что Нехлюдов отличается от других, Володи и Дубкова: он не курит, не играет в карты, не рассказывает о любовных похождениях, то есть ведет себя более нравственно и достойно. Но Николай при этом осознает, что ему почему-то хочется подражать именно «неправильным» Володе с Дубковым. Он начинает вести себя сообразно своему пониманию взрослости: пьет шампанское, закури­вает в ресторане папиросу от свечи, которая стоит на столе перед незнакомыми людьми. Результатом таких его поступков является ссора с незнакомым чело­веком. Николай оскорблен, но продолжает вести себя нелепо, ссорясь с другом, несправедливо накричав на него. Нехлюдов успокаивает и утешает его.

3 стр., 1083 слов

История создания трилогии

Готовые работы на аналогичную тему Основные герои трилогии Николенька Иртеньев – главный герой всех трех повестей трилогии, растет в дворянской семье, умен не по возрасту, тонко чувствует мир. Иртеньева Наталья Николаевна– мать Николеньки, напрямую образ этой ...

Проходя следующий этап взрослости, Николенька отправляется делать визи­ты. Он посещает несколько знакомых домов, в том числе и князя Иван Иваны­ча. Ему трудно выдерживать долгие часы скучных и принужденных бесед. Ком­фортно, свободно и легко ему лишь в обществе Дмитрия Нехлюдова, который приглашает его с визитом к своей матери в Кунцево. С этим человеком Нико­ленька откровенен, он ищет его совета, помощи. Николай признается в том, что в последнее время совершенно запутался в разнообразии новых впечатлений. Он восхищен умением Дмитрия спокойно анализировать поступки. Его привлекает свободный и благородный ум товарища. Дмитрий дает почувствовать Николаю, что взросление — это становление души, работа над собой, а не просто возмож­ность нарушения запретов. После разговора в доме Нехлюдовых Николенька думает о том, как было бы хорошо, если бы Дмитрий женился на его сестре или, наоборот, он женился на сестре Дмитрия.

Николай живет в деревне, где воспоминания о маменьке, о детстве оживают в нем. Он размышляет о своем будущем месте в свете. Ему хочется стать хоро­шим, правильным, благовоспитанным человеком, он понимает, что достиже­ние этого требует огромного внутреннего труда над собой. Николеньке нравится в деревне. Он с радостью осознает в себе способность видеть и чувствовать самые тонкие оттенки красоты природы.

Начинается учеба Николая в университете. Он во многом разочарован новой жизнью. С одной стороны, в его жизни есть общение с Нехлюдовым. Разговоры с ним для Николая очень важны. С другой стороны, его увлекают студенческие кутежи, которые его друг осуждает. У Николая появляются новые знакомые среди студентов. Он замечает, что главной заботой у новых приятелей является получение от жизни прежде всего удовольствия. Под их влиянием он следует такому же принципу. Учится Николай небрежно, поэтому на первом же экзамене проваливается. Он чувствует себя истинно несчастным и потерявшим всю прежнюю радость жизни. Дмитрий Нехлюдов пытается помочь другу, но в их дружбе наступило охлаждение, его сочувствие кажется Николаю снисходительным и оскорбительным.

Николенька достает забытую им тетрадь, где сам написал для себя «Правила жизни». Он плачет, осознавая наивность и чистоту своих юношеских надежд. Его слезы — раскаяние. Он решает вновь написать правила жизни и больше уже не изменять им.

Поэтика, композиция, идея

Тема повести Льва Николаевича Толстого «Юность» — нравственные иска­ния юного человека, осознание своего «я», мечты, чувства и душевные пережи­вания шестнадцатилетнего героя.

Повествование ведется от первого лица. Этот прием дает нам возможность посмотреть на мир глазами героя, сближает нас с ним. Мы становимся теми, кому Николенька открывает свою душу, свой внутренний мир.

Жанр этой повести — автобиографическая проза. Целью писателя было опи­сать картину внутренних движений человека, поэтому избрана именно такая форма произведения.

В начале повести Николай размышляет, с какого именно момента для не­го начинается пора юности. Его вывод: она наступает тогда, когда ему само­му пришла в голову мысль о том, что «назначение человека есть стремление к нравственному усовершенствованию». Николаю 16 лет. Он хочет найти свое место в мире, в обществе, стремится осознать свои достоинства и недостатки, сформировать свое «я», отстоять свою независимость. В этом возрасте человек наиболее полно ощущает свое единство с миром и в то же время ищет свою ин­дивидуальность.

3 стр., 1139 слов

Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» – роман о жизни и о человеке

... жизни за все надо платить. Пилат обрек себя на вечную иллюзорность существования. Эта истина распространяется и на земное существование. Справедливы слова Иешуа о том, что «всякая власть является насилием над людьми, ... что роман Булгакова «Мастер и Маргарита» является романом о жизни. 0 человек просмотрели эту страницу. или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Социальное окружение Иртеньева диктует ему свои правила, законы, вну­шает, что «прилично», что «неприлично». Каждый постулат подвергается Ни­колаем проверке, он проходит эту «школу» на личном опыте. В университете он видит пагубность сословного отношения к людям, поскольку чувствует, что стоящие на ступеньку выше аристократы также неуважительно и высокомерно относятся к нему, как он сам к людям более низкого происхождения. Он нахо­дит приятелей среди людей прежде чуждого ему круга, так как «предчувствовал что-то хорошее в этих людях, завидовал тому веселому товариществу, которое соединяло их, испытывал к ним влечение и желал сблизиться с ними».

Николай подвергает анализу не только отношения людей, общественные правила, но и свой внутренний мир. Он приходит в конфликт с собой, чувствуя, что его привлекают «прилипчивые нравы» светского образа жизни, которые он сам осуждает. Он осознает свои недостатки: «Меня мучит мелочность моей жизни… я сам мелочен, а все-таки имею силы презирать и себя, и свою жизнь».

Герой повести не статичен. Меняясь каждую минуту, разочаровываясь в сво­их представлениях и увлекаясь новыми идеями, он находится в постоянном нравственном развитии.

Огромную роль в раскрытии диалектики души Николая Иртеньева играет дружба с Дмитрием Нехлюдовым. Благодаря беседам с ним герой начинает по­нимать, что взросление — это работа над собой, это медленное становление ду­ши. Нехлюдов, помогая Николеньке разбираться с его сложностями и сомне­ниями, открывал для друга понимание самого себя.

Повесть состоит из глав-эпизодов. Каждая глава содержит в себе определен­ную мысль о жизни человека. Построение внутри глав подчинено внутреннему развитию, передаче состояния героя.

В повести нет внешней динамики, нет острого сюжета: важно не описание событий, а отражение их в переживаниях и впечатлениях, возникающих под влиянием этих событий. Сюжет строится на динамике внутренней жизни.

Главный прием раскрытия образа у Толстого — психологический анализ.

Очень важна речевая характеристика героев-. Николенька стремится освоить непременно изысканный французский язык, чтобы быть сотюе 11 £аи1;. Смесь немецкого и ломаного русского языков характеризует Карла Иваныча. Речь Нехлюдова правильна, точна, выразительна.

Важны, безусловно, и те выводы, к которым приводит Толстой своего героя: в «Юности» Толстой сформулировал закон нравственного самосовершенство­вания. Герой произведения, Николенька Иртеньев, понимает, что закон этот — внутренний поиск добра и правды, беспредельная потребность любви, стрем­ление совершенствовать свой разум, воспитывать волю, борьба с самолюбием, тщеславием и равнодушием.

1 стр., 468 слов

Эссе л н толстой человек немыслим вне общества

... прислушиваться к своему сердцу, без взаимодействия с другими людьми , он бы не смог сделать это. Действительно, Толстой прав, говоря о том, что человек немыслим вне общества. ... общественной жизни. Процесс социализации продолжается всю жизнь. Всё это позволяет стать ему полноправным членом общества . Напротив, существуют дети-маугли , которые росли вне общества. Воспитанные. вне общества, такие люди ...